Вы не зарегистрированы

Авторизация



В.К.Арсеньев - мастер художественного слова.

Фото пользователя Марина  Павловна Баранова
Submitted by Марина Павловна Баранова on чт, 25/11/2010 - 07:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Осипова Людмила Борисовна, Баранова Марина Павловна
Место работы, должность: 
МОУ "Гимнназия №1", город Хабаровск; МОУ СОШ с. Ильинка Хабаровского района, Хабаровского края
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
• показать учащимся сложность и напряжённость писательского труда и отношение Арсеньева к творческому процессу; • раскрыть роль языковых средств, пути их отбора для создания художественного образа, детали; • формировать читательский вкус, чувство языка, развивать навыки аналитической работы с текстом.
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

 хрестоматия по дальневосточной литературе. 7 кл., автор-составитель Г.В.Гузенко. – Хабаровск. – 1997  

Используемое оборудование: 

Доска Smart, проектор, колонки, компьютер, ЦОР

Используемые ЦОР: 

Файл итерактивной доски с заданиями к уроку "Урок по Арсеньеву".

Краткое описание: 
Файл используются для погружения в творчество В.К.Арсеньева и исследовательской работы учащихся над текстами его произведений.

В.К.Арсеньев – мастер художественного слова.
(В мастерской писателя)

Цели:
• показать учащимся сложность и напряжённость писательского труда и отношение Арсеньева к творческому процессу;
• раскрыть роль языковых средств, пути их отбора для создания художественного образа, детали;
• формировать читательский вкус, чувство языка, развивать навыки аналитической  работы с текстом.
Оборудование:
 портрет В.К.Арсеньева;
 выставка книг писателя;
 ЦОРы, подготовленные учителем (если на уроке нет возможности использовать медиаоборудование, материалы могут  быть заменены плакатами, распечатанными заранее)      (приложение 1);
 карта Дальнего Востока;
 дидактические материалы (приложение 2);
 таблица-хронология жизни Арсеньева;
 детские иллюстрации к произведениям Арсеньева;
 хрестоматия по дальневосточной литературе. 7 кл., автор-составитель Г.В.Гузенко. – Хабаровск. – 1997.

Ход урока:

        На начало урока на доске Smart на листе №1 написана тема урока (шторкой закрыты слова «мастер художественного слова») и два эпиграфа (слова М.Горького и В.К. Арсеньева).

1. Сообщение темы, цели и задач урока.
 
Учитель: Ребята! У вас уже есть представление о жизненном пути и подвижнической деятельности дальневосточного учёного-исследователя и писателя В.К.Арсеньева. Вы уже познакомились с его другом, проводником по Уссурийской тайге и героем одноимённой повести,  Дерсу Узала.
Сегодня мы побываем в рабочем кабинете, своеобразной творческой мастерской писателя, и представим, опираясь на сведения из дневников Арсеньева, знакомясь с отзывами о его творчестве, читая фрагменты художественных произведений, каким был и что значил для писателя процесс создания рукописи, книги и какими особенностями отличаются его произведения от книг других писателей.

2. Беседа. 
Учитель: Вспомним,
 что предшествовало появлению книг Арсеньева? (Длительные экспедиции. «Первое моё  путешествие длилось 180 дней, второе – 210 суток и последнее, третье, - 19 месяцев».)
 В какие районы осуществлялись экспедиции?
На доске Smart  на 2 листе блокнота находится карта маршрутов В.К.Арсеньева по Дальнему Востоку. Отвечающий на вопрос цветными маркерами обозначает на карте маршруты экспедиций разных лет.

 На какой территории происходит большинство описываемых событий? (В тайге Сихотэ-Алиня).
На доске Smart  на 3 листе блокнота находится физическая карта Хабаровского края. Ученик обозначает «волшебным пером на карте район Сихотэ-Алиня.

 Что давали Арсеньеву-писателю знания и опыт Арсеньева-учёного? (Личные ощущения, знание деталей, тонкостей животного мира, природы).
Вывод (делает учитель): Как для любого писателя, для Арсеньева важны были личные наблюдения, знание того материала, который он излагал.

3. Роль пейзажа в художественном произведении.

Учитель: И до, и после Владимира Клавдиевича  многие писатели обращались к изображению природы, но задачи у всех были разные.
 Вспомним, какую роль описание природы может играть в художественном произведении.
В ходе беседы с классом делаются  записи в тетради и учителем  на доске Smart на 3-м листе Блокнота , устно приводятся примеры.

1. Природа – фон.                                                              Природа – одно из главных
2. Природа – символ, предвестник событий.        +    действующих лиц. (У Арсеньева)

3. Природа – средство постижения
      внутреннего мира человека.

Учитель: Все книги писателя Арсеньева о природе [выставка книг у доски на стенде], и она в них наравне с людьми -  активный действующий персонаж.

4. Беседа.
а) Какая книга В.К.Арсеньева и когда была опубликована первой?
      (В 1921 году писатель-краевед опубликовал книгу «По Уссурийскому краю», через 2 года издал её продолжение – повесть «Дерсу Узала», а в 1925 году, объединив обе части, издал сборник «В дебрях Уссурийского края»).

 [Учитель обращает внимание учащихся на книги выставки у доски на стенде, если в школе книг нет, используется лист Блокнота №5]
б) М. Горький, прочитав эти  произведения, писал автору книг о Дальневосточном крае: «Книгу Вашу я читал с великим наслаждением, не говоря о её научной ценности, конечно, несомненной и крупной, я увлечён и очарован её изобразительной силой…»
[Высказывание М.Горького выведено на  доску Smart  в Блокноте на листе №6]
         После этого книги В.К. Арсеньева обошли практически весь мир. Только повесть «Дерсу Узала» выдержала с 1934 по 1984 год 70 переизданий: 27 на русском языке, 5 на немецком, 4  на венгерском и по три переиздания на украинском, чешском, английском, польском и словацком языках.
 В 20-е гг. по повести создан документальный фильм, а в 70-е гг.  японский режиссёр Акира Куросава снял художественный фильм, удостоенный самой престижной международной кинематографической премии «Оскар». Совершенный литературно-художественный материал стал основой выдающегося кинофильма.
в) В произведениях Арсеньева подчёркнуты

 многообразие и напряжённость жизни в тайге,
 драматичность событий, происходящих под её покровом, и эти картины сопровождаются

 комментариями автора,
 описанием его ощущений от пребывания в дебрях Дальневосточного края,
 изображением реальных людей, сопровождавших В.К. Арсеньева в его путешествиях.

г) Каждое произведение В.К.Арсеньева (указание на выставку книг) написано языком человека наблюдательного, обладающего научными познаниями, отлично владеющего словом. В этом мы сегодня ещё не раз убедимся.
Вы знаете, что Арсеньев писателем стал не сразу. Его путь к писательской деятельности лежал от детского желания посетить восток России, Приморье, Приамурье, познакомиться с  неизведанной природой далёкого края, через военную службу и исследовательскую деятельность учёного.
На протяжении всего этого пути спутником Владимира Клавдиевича была литература.
Он знал и любил русских писателей. Работе над языком он учился у классиков русской литературы. Особенно он присматривался к приемам изображения пейзажей у таких мастеров художественного слова, как И.А.Гончаров, М.М.Пришвин, И.С.Тургенев. В архиве Арсеньева сохранилось много выписок из произведений этих писателей. Описание восхода и захода солнца, грозы, весны, осени, половодья –  все привлекало его внимание.

5. Практическая работа в группах с фрагментами художественных текстов.   (См. приложение 2).

Учитель: Возьмите листы с заданием. (Перед прочтением текстов предложить учащимся записать слова, которыми они могут передать впечатления, ощущения, испытываемые во время чтения) Задание 1:
Нужно сравнить фрагменты из произведений И.С.Тургенева и В.К.Арсеньева.
В результате работы в группах каждой из них делается вывод об отличительных особенностях текстов Арсеньева и выводы фиксируются скриншотом и выносятся на рабочий стол учителя. Учитель проверяет ответы групп, характеризует их полноту и правильность. На  доске Smart в Блокноте на листе №7 открывает верные ответы. Учащиеся сверяют свою работу с записями на доске Smart, анализируя свою работу, и рефлектируют, оформляя записи в тетради:
Отличия:
 лаконизм;
 сдержанное употребление тропов (олицетворение, эпитет);
 соединение черт художественного и научного описания животного мира;
 присутствие рассказчика (лиризм).

Учитель: О чём говорит факт сходства темы и типа речи в текстах, но отличия в средствах создания картин пейзажей? (Арсеньев не подражал классикам, а развивал традиции в изображении пейзажа, дополнял их, совмещая художественность, лиризм и черты научного описания).
Вдумчивый анализ творческих приемов классиков в сочетании с собственными наблюдениями за многообразными явлениями природы позволили Арсеньеву стать выдающимся мастером дальневосточного пейзажа, резко отличного от пейзажа средней полосы России.
Соединение художественного описания и научных сведений о предмете можно увидеть в характеристике корня женьшеня.

Задание 2.
Прочитайте два текста в таблице и определите, в какой из колонок художественное описание, а в какой – научные сведения?
Задание №2 выведено на доске Smart на лист Блокнота №8.

6. Беседа с использованием выписок из дневников В.К.Арсеньева.
Учитель:  Ребята! Какими качествами должен обладать человек, чтобы увидеть в корне осьминога, или вообразить под деревом эльфа, или вспомнить легенду о происхождении женьшеня?
(Наблюдательность, развитая фантазия, эрудиция, способность ассоциировать, глубоко чувствовать, оригинальность мышления интерес к культуре местных народов, знание их традиций и т.д.).
Давайте отвлечёмся от заданий. Послушайте мысли Арсеньева о том, как можно создать произведение, достойное внимания читателя. Я процитирую выдержки из дневников писателя.
[Цитаты выведены на доске Smart в листе Блокнота №9, зачитываются и комментируются].
«Писать надо интересно и ясно, чтобы каждый хотел тебя понять и
«Без мыслей, чувств, наблюдений не написать правды».
«Учи русский язык и учи природу».
Обратим внимание на эпиграф к уроку «красота – в правде».
Возвращаемся к листу №1 Блокнота на доске Smart.
 
(Во время беседы учащиеся отмечают, что правдивость в литературе – это реализм, а красота – образы, созданные с помощью художественно-изобразительных средств).

       7. Практическая работа с фрагментами текстов.      (См. приложение 2).
      Образы, нарисованные  Арсеньевым, не только создают  живые и реальные картины, но и помогают услышать, увидеть и представить   себя участником событий, которые они происходят.
      Посмотрим, какими ещё средствами  (лексическими, синтаксическими и другими) создаётся такой эффект.
Задание 3.
Прочитать задания.
Учитель читает текст об орланах, ученик – текст о муравьях.
Выполнение заданий.
Каким способом  автором создаётся динамическая, подвижная картина в описании поединка орланов? ( Градация – в начале описания. Глаголы совершенного вида). [На обороте доски, или на плакате, или на слайде – определение термина градация].

Вывод. Из приведённых примеров ясно, какое важное значение писатель придавал языку художественного произведения, и не вызывает сомнения, что работал он над текстом произведения кропотливо, взвешивая каждое слово, выбирая оптимальный вариант возможной фразы.
 
 Ещё один пример. «Трава колыхалась и волновалась, как море…». [Запись на обороте доски или слайд.]. Почему перед сравнением писатель выбрал именно глагол «волновалась». (На море волны. Волновалась, как море – семантическое единство).

8. Творческая работа.
А теперь представим себя на месте писателя, в его рабочем кабинете. (Рассказ ученика о кабинете ученого и писателя; слайд с изображением кабинета или иллюстрация, помещаемая на доске, после описания интерьера).
Задание 4. (Приложение 2)
Вам нужно нарисовать словами переменчивый образ неба над горами.
      Проверка. Учебник, стр. 69, 5 строка сверху. (Еще утром на перевале красовалось облако тумана. Теперь вместо него через хребет ползли тяжелые тучи).

Выводы.

Итак, подошла к завершению наша очередная встреча с творчеством В.К.Арсеньева. На предыдущих уроках мы познакомились с биографией, научной деятельностью и творческой судьбой писателя. Встретились с участниками его экспедиции по Уссурийской тайге. А сегодня сами побывали в роли исследователей языка художественных произведений писателя, и, наверное, каждый для себя сделал, хотя бы одно, открытие.
А все вместе мы совершим ещё одно открытие – откроем слова в теме нашего занятия. Давайте озаглавим нашу беседу. Кто же Арсеньев в смысле владения языком?
 Арсеньев –  мастер художественного слова. Особенности  стиля Арсеньева - писателя:
o соединение черт художественного и научного описания;
o изображение природы как полноправного активного действующего лица  наряду с людьми;
o мастерское использование тропов, среди которых приём олицетворения  наиболее часто употребляемый;
o точность описания образов, для чего важную роль играет художественная деталь;
o неизменность места  действия описываемых событий (Уссурийская тайга, Сихотэ-Алинь);
o психологизм создания художественных образов;
o лаконизм повествования;
o лиризм.
                         [Слайд или плакат].

Давайте обратим внимание на эпиграф к уроку и подумаем, почему писатель с мировым именем Максим Горький сказал о книгах своего современника, учёного-исследователя, писателя-путешественника, писателя-краеведа, что они «прекрасное чтение для молодёжи, которая должна знать свою страну». (Делается вывод на основании ответов учащихся:
 показывают разнообразие и красоту дальневосточного края ,
 ставят проблемы, связанные с взаимоотношением природы и человека,
 развивают патриотические чувства, имеют патриотическое значение.)

 

 

 


 

Прикрепленный файлSize
Урок по Арсеньеву.zip2.52 MB

»  Размещено в сообществах:   
Будем говорить по-русски!