Урок начинается с показа видеозаписи «Храмы Кремля».
У — Что вы увидели и услышали?
Д. — Храмы и звон колоколов.
У. — Вы когда-нибудь слышали колокольный звон?
Д. — Да, в церкви.
У. —- Вы видите иллюстрации разных храмов Москвы, Тамбова. Когда начали строить храмы на Руси?
Д. - Давно.
У. После крещения Руси началось строительство храмов. На звонницах устанавливали колокола. Колокола привозили из-за границы. Родиной колокольного звона считаются Нидерланды. Первый колокол на Руси появился в 988 году. Колокольный звон на Руси пошел из Новгорода. В XI-XII веке Новгород был центром русской культуры. Именно в русской культуры. Именно в Новгороде развилась и окрепла традиция замечательного искусства колокольного звона, и потом эта традиция перешла в другие русские города: в Псков, Ростов и т. д. Колокола и колокольчики, отлитые русскими мастерами, считались лучшими в мире. Известный Царь-Колокол, отлитый в 1735 году русским мастером И. Ф. Моториным, не имеет себе равных в мире как по величине, так и по весу. Колокольный звон стал одним из источников, питающих русскую музыку в XIX и XX веках. Каждый колокольный звон имеет свое название. Мы познакомимся с двумя видами колокольного звона: набат и трезвон» Сейчас прозвучит фрагмент музыкального произведения. Что необычного вы услышите в звучании оркестра?
(Звучит вступление к хору «Вставайте, люби русские!»). Д. Звучали колокола.
У. Колокола? Их много или звучит один колокол? Послушайте еще
раз этот фрагмент и сравните его с мелодиями, записанными на
таблицах. Определите это произведение.
Д. Звучит один колокол в кантате «Александр Невский» С. С.
Прокофьева.
У. Что вы можете сказать об Александре Невском? Вспомните из
уроков истории.
Д. А. Невский - русский князь, победивший шведов в 1240 году на
реке Неве.
У. Как звучит колокол в музыке С. Прокофьева?
Д. Тревожно. Беспокойно.
У. Куда призывает этот колокол?
Д. На войну. Призывает к защите Родины.
У Как называется этот тревожный колокольный звон? Набат или
трезвона
Д. Набат.
У Правильно. Колокола были не только принадлежностью церкви.
Известны также новгородские колокола - набаты Знаменского собора, которые извещали о пожаре, о нападении врага, о войне.
(Учащиеся поют мелодию первой части).
У. Какая интонация лежит в основе мелодии первой части?
Д. Интонация призыва.
( Учащиеся поют мелодию средней части).
У. Какая интонация лежит в основе мелодии вредней части?
Д. Напевная, гордая.
Звучит хор «Вставайте, люди русские!»
У. Как вы думаете, с какой целью С. С. Прокофьев использовал в
кантате звон колокола-набата?
Д. Передать тревогу.
У. О чем звонили колокола-набаты на Руси?
Д. О тревоге, о войне.
У. С. Прокофьев написал кантату «Александр Невский», художник
написал портрет, а иконописец написал икону благоверного князя Александра Невского. Имя А. Невского причислено к лику святых.
(Учитель показывает иллюстрацию иконы А. Невского). У. О чем звонят эти колокола?
Звучит колокольный звон после хора «Славься» из оперы М. И. Глинки
«Иван Сусанин». Д. О радости.
У. Как называется этот колокольный звон?
Д. Трезвон.
У. Этим праздничным трезвоном заканчивается героическая опера,
в которой композитор воспевает подвиг простого русского
крестьянина. Кто же он?
Д. Иван Сусанин. Опера М. И. Глинки.
Учащиеся разучивают мелодию I части хора «Славься». Ведется
вокально-хоровая работа.
У. Какая интонация лежит в основе этой мелодии? Д. Радостная, праздничная. Народ празднует победу.
Учащиеся слушают хор «Славься». У. Как вы думаете, почему М. И. Глинка в заключительном хоре
«Славься» использовал праздничный трезвон, а не набат?
Д. Чтобы передать радость, счастье людей, потому что закончилась
война.
У. О чем звонят трезвоны на Руси и в музыке М. И. Глинки?
Д. О радости, о празднике, о победе.
У. О победе русского войска народ слагал свои песни.
Учащиеся по ритму определяют и исполняют русскую народную песню
«Славны были наши деды»
У. Какое чувство вы испытываете, когда поете эту песню?
Д. Гордость за подвиги наших дедов.
У. Какой колокольный звон можно услышать в храмах Тамбова:
набат или трезвон?
Д. Трезвон.
Учитель под запись звона колоколов «Ростовские звоны» знакомит учащихся с храмами Тамбова, иллюстрируя свой рассказ показом фотографий.
1.Спасо-Преображенский собор (1694 г.)
2.Казанский монастырь (1667 г.)
3.Вознесенский монастырь (1676 г.)
4.Покровская церковь (1658г.)
У. В нашей школе на уроках черчения учащиеся конструируют
храмы из бумаги.
Учитель показывает модели храмов, выполненные учащимися 8-х классов. У. Какой храм построили в Москве в 2000-летию Христианства?