"Экологическая тропа по моей малой Родине»
Охранять природу – значит любить родину.
М.Пришвин.
Актуальность темы:
Забота о состоянии окружающей среды является глобальной проблемой.
В результате хозяйственной деятельности леса Чувашии потеряли девственный облик, изменился и животный мир. Поэтому каждому жителю надо хорошо знать свой край, чтобы меньше навредить природе и сохранить её.
Чтобы стать истинным патриотом своей родины, надо глубоко изучить свой край, овладевать многими знаниями. Основными формами изучения своего края являются экскурсии, походы, наблюдения.
В настоящее время претворяется в жизнь Указ Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова от 16.11.2004 года №137 «О Республиканской целевой программе развития туризма в Чувашской Республике на 2005 – 2010 годы».
Целенаправленное изучение природы родного края ставит учеников в положение исследователя, применяющего некоторые доступные ему методы.
Цели и задачи:
1.Воспитывать чувство бережного отношения к окружающей среде;
любви к окружающему миру, людям, родному краю, народным традициям.
2.Развитие у молодежи интереса к изучению истории и культуры родного края.
3. Эстетическое воспитание подрастающего поколения
4. Возложение экологической тропы по маршруту «Школа – родник «Валак»»
Методы и материалы:
Экологическая тропа – это специально оборудованный на местности экскурсионный маршрут. Она возлагается с целью совершенствования условий для осуществления экологического образования и воспитания непосредственно в природе, помогает сохранить окружающую среду.
В зависимости от назначения различают 2 типа троп: учебные экологические тропы и познавательные экологические тропы. Учебная экологическая тропа рассчитана на учащихся. Основная ее функция – экологическое образование и воспитание учащихся непосредственно в природных условиях, пропаганда экологических знаний. Познавательные экологические тропы рассчитаны на отдыхающих туристов и другие категории посетителей, которая возложена по территории ОПХ «Ленинская искра».
Учебная экологическая тропа «Школа – родник «Валак» проходит по территории деревни Лапракасы и включает естественные объекты и комплексы местной природы. Содержание экскурсионного материала раскрывается на остановках экологической тропы, на которых учащиеся знакомятся с окружающей средой.
Проходя по экологической тропе, дети наблюдают за растениями, животными, сравнивают свои наблюдения с народными приметами, отгадывают загадки, рассказывают стихотворения, проводят исследовательскую работу.
Экологическая тропа
«… Берегите эти земли, эти воды,
Даже маленькую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя...»
Е. Евтушенко.
Родной край – частица нашей огромной России. Любовь к родине - прекрасное человеческое чувство. Как богата и красива наша чувашская земля.
В результате хозяйственной деятельности леса Чувашии потеряли девственный облик, изменился и животный мир. Поэтому каждому жителю надо хорошо знать свой край, чтобы меньше навредить природе и сохранить её.
Чтобы стать истинным патриотом своей родины, надо глубоко свой край, овладевать многими знаниями. Основными формами изучения своего края являются экскурсии, походы, наблюдения.
Целенаправленное изучение природы родного края ставит учеников в положение исследователя, применяющего некоторые доступные ему методы.
Учебная экологическая тропа проходит по территории лесопарка колхоза «Ленинская искра». На территории колхоза расположены особо охраняемые участки республиканского значения: энтомологические заказники общей площадью 100га (по оврагам и неудобьям), заповедно-охотничье хозяйство (создано в 1975г.) на площади 7,4 тыс. га.
Приказом Минприроды Российской Федерации (март 1993г.) колхозу «Ленинская искра» придан статус базового опытно-показательного хозяйства по охране окружающей среды и национальному природопользованию Минприроды Российской Федерации.
Территория колхоза «Ленинская искра» относится к лесостепной зоне, для которой характерно чередование лесных участков с лугостепными массивами.
В лесах преобладают дуб, немало липы, клена, вяза и т.д. В подлеске преобладает лещина, рябина, черемуха, калина. А в лесополосах - сосна, береза.
На водоразделах, верховьях рек и оврагов, на их склонах – лиственные породы: береза, липа, орешник, вяз, ветла. По берегам рек – ива. Из трав в лесах встречаются хохлатка, медуница, колокольчик, лютик, вороний глаз, ландыш майский.
Редкие и исчезающие растения и животные на территории колхоза: купальница европейская, зубянка пятилистная, вязель разноцветный, синюха голубая, колокольчик персиколистный и т.д.
Из представителей фауны: ёж, лиса, заяц-беляк, горностай, ласка, ондатра, крот и др. Ондатра селится возле прудов с богатой растительностью.
В заказник завезены и акклиматизированы олени, кабаны, бобры, сурки, лоси. Из-за отсутствие желудей кабаны мигрировали в Нижегородскую область. Из птиц встречаются рябчик, глухарь, сорока, сойка, кукушка, горлица, дятел, стриж, дрозд, соловей, синица, скворец и т.д. Для куропаток построены специальные стволы для их кормления. Создаются специальные чащобы для животных и птиц.
В реках – окунь, лещ, щука; в прудах – карпы, караси, гибриды.
1.Остановка «Школьный двор как экологическая среда»
Информационный щит: «Школа – источник знаний.
Школа – хранительница села»
Цель: изучить и дать экологическую оценку школьного двора.
Провели исследовательскую работу
1. Описали расположение школы в микрорайоне. Определили, на каком расстоянии находятся от школы производственные и коммунальные предприятия, жилые дома, автострада.
2. Подсчитали количество автомобилей, проезжающих по автостраде, расположенной от школы не более 100 метров (за 1 час, сутки). Определили, какое количество выхлопных газов от автомашин поступает в микрорайон нашей школы в сутки, если известно, что один легковой автомобиль в сутки выбрасывает до 1кг выхлопных газов, в состав которых входит около 30 граммов угарного газа, 6 грамм оксидов азота, соединений свинца, серы и других загрязняющих веществ.
3. Определили видовой состав растений, используемых для озеленения школьного двора, по каким экологическим критериям используются растения человеком? Заполнили таблицу.
|
Виды растений
|
Назначение
|
Деревья
|
Яблоня, клен,
липа, береза
|
Очистка воздуха, пища для животных и для человека, птицы строят гнезда, озеленение
|
Кустарники
|
Смородина
|
Очистка воздуха, приготовление лечебного чая из листьев и ягод,озеленение
|
Полукустарники
|
Калина
Малина
|
Очистка воздуха, приготовление лечебного чая из листьев и ягод, ягоды – пища для птиц
|
Травы
|
Декоративные растения,
|
Очистка воздуха, украшение школьного двора
|
Мы сделали вывод об экологическом состоянии нашего школьного двора, и наши предложения по его улучшению.
Расположение нашей школы в микрорайоне:
Наша школа расположена на расстоянии 50 метров от автострады, от жилых домов – 150 м, от предприятий – 200 м.
Провели исследовательскую работу, наблюдая за проезжающими машинами по автостраде. Проезжает за 1 час – 12 машин, за сутки – 122 машин (приблизительно). Если известно, что один легковой автомобиль в сутки выбрасывает до 1 кг выхлопных газов, то за сутки эти машины выбросят 122кг газов, часть из которых окажется на территории школьного двора.
Экологическое состояние территории нашего школьного двора требует внимания. И мы каждый год увеличиваем численность растений в школьном саду: сажаем плодоносящие кустарники, организуем конкурс «Самый лучший цветник» с разными номинациями. И мы (члены «Зеленого патруля») планируем совместно с работниками ГИБДД организовать рейд «Чистый воздух» с проверкой чистоты выхлопных газов.
2.Остановка «Аллея»
Информационный щит «В сенокосе - горька,
А в морозе – сладка.
Что за ягода?»
Цель:1.изучение истории аллеи;
2.Определение видового состава растений.
Изучая материалы нашего школьного историка - краеведческого музея узнали, что:
- В 1958 – 1963 г. директором восьмилетней школы работал Зорин Эдуард Андреевич, из деревни Качикасы, учитель биологии, сын Андрея Васильевича Васильева. Под его руководством учащиеся школы посадили эту аллею.
- Аллею составляют липа, клен, рябина.
Рябина. Дерево из семейства розоцветных, где 20 м высотой, с серой гладкой корой. Листья непарноперистые, состоят из 9-17 продолговатых или продолговато-ланцетных листочков. Соцветие – густой щиток до 10 см в поперечнике. Цветки белые с сильным горько-миндальным запахом с двойным пятичленным околоцветником, до 1,5см в диаметре. Плоды яблокообразные, шаровидные до 1,5см в диаметре.
Цветет в мае – июне, плоды созревают в сентябре, зрелыми остаются висеть на деревьях до глубокой осени - начало зимы.
Рябина: «Вы проходите мимо меня и не догадываетесь, что моими ягодами могут питаться не только птицы. Из них можно сварить пастилу, мармелад, варенье, сироп, приготовить чудесный сок, очень полезный и вкусный квас. Собирать мои ягоды нужно после мороза».
3.Остановка «Уважайте братьев меньших»
ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
I. Охранять природу – долг каждого.
II. Ни одного дерева для палатки, на колышки, а в костер – только сушняки.
III. Шум в лесу – это фактор беспокойства для животных. В лесу – без
транзистора.
IV. Не разоряйте птичьих гнезд. Не трогайте птиц.
V. Не убивайте змей, лягушек, жаб. Они приносят пользу. Берегите муравейники.
VI. В походах старайтесь пользоваться старыми стоянками. Убирайте за собой
мусор.
VII. Не надо рвать цветы ради забавы. Природа исчерпаема. Однажды мы
можем не найти цветов в лесу.
VIII. Осторожно обращайтесь с огнем, не разводите костров под деревьями.
4.Остановка «Школьный сад – смешанный лес»
Информационный щит: «Смешанный лес
Великан земной
Он дружбе ярче всех
И всех чудесней.
Нет гуслей у него,
А встретит песней».
Георгий Ефимов.
Цель: ознакомление школьным садом – смешанным лесом.
Сейчас мы отправимся на экскурсию по экологической тропе. В какое общество – вы сами догадайтесь после того, как я прочту вам стихотворение
Р. Рождественского:
«Здесь в зарослях лесных,
Где все для сердце мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать».
Да, ребята, природа создала для нас великолепную страну – лес. А что такое лес?
Ученики: Лес встречает нас морем звуков и запахов, сотнями загадок и тайн. Нужно уметь ходить по лесу, чтобы не только замечать красоту вокруг, но и проникать в его тайны. Много видит и слышит тот, кто идет не спеша, бесшумно. Все растения лесного общества, а их много, благополучно уживаются, не мешая друг другу. Это происходит, во-первых, потому, что над землей и в почве они занимают разные ярусы.
Деревья, кустарники, травы составляют как бы «этажи» леса, его ярусы. Верхний, первый ярус образуют высокие деревья – дуб, береза, сосна, липа.
Во втором ярусе расположены деревья пониже – дикая яблоня, черемуха, клен, рябина.
Третий ярус состоит из кустарников – орешника (лещины), шиповника, бересклета, малины.
Четвертый ярус – травянистые растения – чистяк весенний, хохлатка, медуница, ветреница лютичная.
Пятый ярус – мхи, грибы, лишайники.
Ярусное расположение растений в лесу связано с неодинаковой освещенностью.
Лес – это комплекс биогеоценозов, в которых растения, животные влияют друг на друга и создают свой микроклимат. В лесу другая освещенность, температура, ветер, влажность, чем на открытом месте.
Отгадайте загадки:
«Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем». (Лес)
5. Остановка «Рябина»
Информационный щит «В сенокосе - горька,
А в морозе – сладка.
Что за ягода?»
Рябина. Дерево из семейства розоцветных, где 20м высотой, с серой гладкой корой. Листья непарноперистые, состоят из 9-17 продолговатых или продолговато-ланцетных листочков. Соцветие – густой щиток до 10см в поперечнике. Цветки белые с сильным горько-миндальным запахом с двойным пятичленным околоцветником, до 1,5см в диаметре. Плоды яблокообразные, шаровидные до 1,5см в диаметре.
Цветет в мае – июне, плоды созревают в сентябре, зрелыми остаются висеть на деревьях до глубокой осени - начало зимы.
Рябина: «Вы проходите мимо меня и не догадываетесь, что моими ягодами могут питаться не только птицы. Из них можно сварить пастилу, мармелад, варенье, сироп, приготовить чудесный сок, очень полезный и вкусный квас. Собирать мои ягоды нужно после мороза».
6.Остановка «Сосна»
Информационный щит «Что это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год».
На данном участке леса растет сосна. Сосны очень светолюбивы и малоприхотливы к условиям произрастания, очень экономно расходуют питательные вещества почвы. Они не подвержены ветровалу, засухоустойчивы.
Сосновый лес – лучшее лекарство от многих болезней. Так, фитонциды (особые летучие вещества), выделяемые сосной, убивают туберкулезную палочку. Большинство детских лагерей, санаторий, домов отдыха расположены в сосновых лесах.
(Дети выступают со своими докладами о значении сосны).
Сосна очень ценная порода. Он дает живицу. «Без нас и скрипка не поет и самолет не влетает», - так говорят сборщики живицы. Широкое применение имеет обыкновенная сосновая смола. Из нее получают канифоль, которую добавляют в бумагу. Чтоб чернила не расплывались; в мыло - для образования пены. Без нее не приготовить гуталин. Линолеум, сургуч и многое другое.
Медицина и парфюмерия, приборостроение и электротехника, производство кинопленки, особо стойких красок и лаков – все это немыслимо без живицы. Сосну издавна считают символом добра, мощи и благосостояния.
Хвоя сосны – главный зимний корм глухаря и один из его основных кормов весной и в начале осени. Семена сосны служат кормом для белок, дятлов, клестов, а верхушечные побеги молодых растений и кора – для лосей. Сосна дает ценный строевой лес, древесина- для разных поделок, дрова.
Сосна – хранитель противоцинготного витамина С. В годы Великой Отечественной войны она спасла жизнь очень многим людям. Отвар из сосновых почек применяется и как дезинфицирующее средство.
Отгадайте загадки (можно задать и учителям)
«Ни сосна я и не елка, «Ее всегда в лесу найдешь-
Только осень на порог- Пойдем гулять и встретим:
До единой все иголки Стоит колючая, как еж,
Скину с веток точно в срок». Зимою в платье летнем».
(Лиственница) (Ель)
«У меня длинней иголки «Есть у родственницы елки
Чему елки. Неколючие иголки,
Очень прямо я расту в высоту. Но в отличие от елки
Если я не на опушке, Отпадают те иголки»
Ветви только на макушке». (Лиственница)
(……)
«Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи наденет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой?» (Лес)
7.Остановка «Береза»
Информационный щит: «Есть дерево об четыре дела:
Первое дело – мир освещает;
Другое дело – крик утишает;
Третье дело – больных исцеляет;
Четвертое дело – чистоту соблюдает».
Береза, русская береза, белая береза, русская красавица… Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью. Русской березке одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча осени. А как удивительно хороша береза весной в зимнем наряде! Свет, излучаемый ею, способен оберегать озябшую душу. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем береза. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано! И все кажется мало. У каждого русского человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова.
(Два ученика читают стихотворение о березу)
Ученик I. Ты до того березонька красива
И в полдень жаркий, и в час росы.
Что без тебя немыслима Россия,
И я не мыслим без твоей красы!
Ученик II. Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей, березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Наряд её легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
(Рождественский «Березка»)
(Подходит к участникам экологической тропы «Березка» - девочка, одетая в костюм березки её встречают дружными аплодисментами.)
Учитель: Смотрите к нам пришла Берёзка. Дорогая берёза! Мы пришли и принесли от наших друзей юннатов альбомы со стихами, рассказами и рисунками.
Береза (принимая подарки): Милые мои друзья! Спасибо вам, ребята. Вы оформили такие красивые альбомы. Ребята а, а что вам известно обо мне? можете рассказать? Мне это будет приятно услышать.
Ученик I: Какое русское, какое милое дерево береза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что береза это воистину крестьянское дерево. В ней есть все – и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и даже «молоко», которое пьют все.
Ученик II: Смотришь на березу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность, детство – и в душе твоей так становится тепло и спокойно.
Ученик III: У березы древесина желтая и красновато-белая, мягкая, упругая, не очень долговечная, плохо расщепляется. И березы изготавливают мебель, разные изделия. Для различных поделок главным образом используют небольшие ветки с белой корой. Из них делают вазочки, стойки, украшения на шкатулках.
Ученик IV: Ах, русская баня с её щедрым жаром! Березовый веник для неё символ, можно сказать, живая эмблема, страж чистоты, хорошее лекарственное средство. Листья у березового веника широкие, мягкие. Хорошо запаренный, он издает волшебный пахучий аромат, выделяет эфирные масла и другие целебные вещества, благотворно действует на кожу человека.
Ученик V: Береза живет 100-120 лет. В народе говорят: если у березы листья появляются раньше, чем у ольхи, лето будет сухое; а ольхи раньше – мокрое.
Береза: Спасибо вам, ребята, порадовали меня.
Учитель: Милая русская береза, ребята про тебя знают загадки. Думаю, будет интересно их послушать.
(Ученики читают загадки)
Разбежались по опушке Не заботясь о погоде,
В белых платьицах подружки. В сарафане белом ходит,
(…………...) А в одних из теплых дней
Май серёжки дарит ей.
(……………)
Береза: А знаете ли вы, ребята, отгадки на мои загадки?
Стоит Алена Пришла без красок и без кисти
Платок зеленый И перекрасили все листья.
Тонкий стан, (Осень)
Белый сарафан.
(…………..)
8.Остановка «Лесная сказка»
Информационный щит: «… Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце,
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно».
Н. Рыленков.
Наши леса и поляны с каждым годом становятся всё бледнее и скучнее оттого, что все красивые, яркие цвета собирают в огромные охапки и, унося, домой. Не имея другого способа защиты, уходят от города купальница и медуница, ветреница и фиалка. Редким стал и цветущий ландыш, тем более что ему надо расти 6 лет, прежде чем он сможет дать первую кисточку цветов.
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется –
Его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем.
А вдруг
Услышим я и ты?
Е. Серов.
Ландыш растет в тенистых уголках леса, в долинах рек. Цветет в мае - июне. Мелкие белые, похожие на колокольчики цветки собраны в красивую кисть на верхушке стебля. Цветки изящно свешиваются в одну сторону. Два крупных листа овальной формы охватывают стебель. Плод – красивые оранжево-красные ягоды - поедают осенью лесные птицы. Цветущие растения посещают пчёлы и шмели.
Ландыш ядовитое и вместе с тем ценное лекарственное растение. Цветки с сильным и резким запахом используют для приготовления духов. Из настоя ландышей в древности готовили «золотую воду» - эликсир против головных болей и сердцебиения. Цветок занесен в Красную книгу, его надо беречь.
Германские язычники считали ландыш цветком Остары – богини восходящего солнца, зари и предвестницы весны. В её честь на Пасху устраивали празднества, на которых все молодые украшали себя букетами ландышей. На рассвете цветы сжигались – приносились в жертву прекрасной богине зари. Принять в этот день в подарок букетик ландышей означало дать согласие на брак, бросит под ноги – кровно обидеть.
По древней русской легенде, цветки ландыша – слезы морской царевны Волхавы по Садко, который любил другую. В одних сказках ландыш – смех русалки, в других – бусинки Белоснежки, в третьих – фонарики гномов.
Все сокровища природа отдает человеку и за все это просит только одного: беречь её. Давайте же будем беречь нашего зелёного друга! Старайтесь не уносить из природы сувениров: растения, насекомые, птицы, зверюшки должны жить на воле, радуясь жизни и радуя нас. А собой уносите отсюда здоровье и бодрость, хорошее настроение и впечатления, желание помогать природе стать ещё краше. Это зависит от каждого из нас.
Много о себе возомнил человек с тех пор, как начал свое наступление на Природу. Он даже назвал себя Царем Природы. Конечно, человеку ничего не стоит истребить львов и слонов, вырубить лес, осушить болото. Но будет ли от этого наша жизнь лучше? Обедняя Природу, человек сам становится беднее. Послушайте отрывок из стихотворения В. Шеффера «Человек»
«… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Не жги её напропалую
И не исчерпай до дна
И помни истину простую:
Нас много, а она одна!»
9 .Остановка « Народные лекари»
Вследствие неправильного, с размерно интенсивного сбора лекарственных растений многие виды стали настолько редки, что их занесли в Красную книгу и сбор их полностью прекращён.
Растительный мир подарил человеку огромное богатство – лекарственные растения, которые всегда были источником жизни, пищи и здоровье.
Почему я от дороги
Далеко не отхожу?
Если ты поранишь ноги
Я им помощь окажу.
Приложу ладошку к ране –
Боль утихнет и опять
Будут ноги по дороге
В ногу с солнышком шагать. (Подорожник)
Он шипы свои выставил колкие,
Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем
Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник)
Есть дерево: И в лесу, и в квасу
Крик унимает, И в конфетке, и в таблетке.
Свет обновляет, (Мята)
Больных исцеляет. (Береза)
Микробов он сбивает с ног, Летом рад я свежей
Ну, а зовут его…….. Ягоде медвежьей,
(Чеснок) А сушеная в запас
От простуды лечит нас. (Малина)
Весной растет, летом цветет, Лист горбочком, с желобочком,
Осень осыпается, зимой отсыпается Шипы имеет, а ранить не умеет
А цветок – не медок, Зато лечит нас
Лечит от гриппа, кашля и хрипа. В любой день и час.
(липа) (Алое)
Трава родни петрушке Горькая травка
И с зонтом на макушке, И животу поправка
Нужна та травка пекарю, И сама душиста.
А также и аптекарю. И метет чиста.
(Тмин) (Полынь горькая)
Листочки парные, «Кошачья травка» -
Цветки янтарные, Больным поправка:
Плоды – коварные: Корешок в аптечку,
И лечат, и калечат. Чтоб помочь сердечку.
(Зверобой) (Валерьяна)
В лесу на нас смотрят тысячи животных и растений. И оттого, как поведет себя человек, многое зависит.
10.Остановка «Конный двор»
Информационный щит: «На поле навоз – с поля хлеба полный воз»
Пословица.
Цель: изучение истории конюшни.
( Из рассказов жительницы д. Лапракасы Журавлевой Нины Тимофеевны)
В 1930 году в деревне Лапракасы был организован колхоз «Сталинград». У колхоза по - началу не было конюшни, и лошадок держали у крестьян в больших сараях. Лошади держались у Федорова Ивана, за которыми присматривал Михеев Андрей. Лошади также держались у Борисовой Агафьи. А у Артемьева Тимофея держались жеребята, за которыми присматривал Галкин Яков.
В 1936 году началась стройка конюшни. Инициатором постройки был Могонин Андрей. В качестве стройматериала использовалась глина с соломой.
В 1937 году была достроена конюшня. Стены конюшни были в толщину полметра. Для каждой лошади была своя комната. На каждой двери были написаны имена лошадей. Рядом с дверью висели принадлежности для упряжки коней. Люди, которые входили в колхоз, отдавали своих коней колхозу. В конюшне было более ста лошадей.
В начале в конюшне было четыре конюха и один сторож. Для сторожа был построен маленький домик. Из четырех конюхов помнят только Смирнова Ивана. Только он работал конюхом до пенсии.
Старых лошадок колхоз продавал. А вместо них были выращены жеребята. Молодых и быстрых коней забирали на войну. В те времена лошадьми пользовались везде. Ими пахали землю, в город добирались только на лошадях. Для поездки в город были специальные телеги.
На данный момент лошадок очень мало. Потому что теперь ими почти не пользуются. На полях используются сельскохозяйственные машины. Сейчас конюхами работают Хренов Василий и Яковлев Алексей.
11. Остановка «Свалка»
Информационный щит: «Засорить можно и за один раз, а очищать придется годы»
Пословица
Цель: Изучение состава бытовых отходов и разработка рекомендаций по устройству свалок.
Исследовали:
1. Расположение свалки с указанием расстояния от жилых построек и источника водоснабжения, естественных водоемов.
2. Размер свалки (площадь, высоту, конфигурацию).
3. Состав свалки и внесли данные в таблицу.
Состав отходов в свалке
Место свалки
|
Размер
|
Источники отходов
|
Виды отходов, %
|
Металл
|
Дерево
|
Бумага
|
Синтет. вещ-ва
|
Пищевые отходы
|
Прочее
|
Вблизи деревни и конюшни
|
20*25
М
|
Деревня и конюшня
|
65
|
4
|
6
|
25
|
1
|
4
|
4.Определили по видам отходов их источники.
5. Сделали обобщения и выводы об экологической роли свалок в данной местности.
6. Разработали предложения (рекомендации) по решению проблемы отходов в вашей местности.
Вывод: свалка находится, примерно, на расстоянии 50 м от жилого хозяйства. По инструкциям Санэпидстанции мест сбора отходов на таком расстоянии не должно быть, так как эти места могут быть источниками разных заразных болезней. Синтетические и пищевые отходы со временем начинают выделять газообразные ядовитые вещества.
В целях улучшения экологической обстановки данной местности мы вышли с предложением к председателю сельского поселения Кузьмину Святославу Никандровичу, начальнику участка Никитину Константину Петровичу, к старосте деревни с предложением об очистке этого участка от отходов.
12.Остановка «Рыжие лесные муравьи»
Информационный щит: «Муравьи спешат к муравейнику – на дождь»
Народная примета.
Цель: Знакомство с элементами поведения муравьев, исследование образа жизни
муравьев.
Мы узнали, что происходит, если:
- если встречаются 2 муравья и останавливаются друг перед другом, то как между ними происходит общение? Чем они касаются друг друга?
- поместить дождевого червя или гусеницу на муравьиную тропу или рядом с ней. Пронаблюдали за поведением муравьев. Где окажутся ваши «подарки» через 20-30 минут? Помогают или мешают муравьи друг другу?
- Как реагируют рыжие лесные муравьи на приближение ладони к гнезду? Почему они подгибают, направляя вперед, кончик своего брюшка?
Результаты исследования:
1.При встрече 2-х муравьев происходит общение. Они передают информации друг – другу, касаясь кончиками усиков, принимая разное положение (позу).
2.Если дождевого червя или гусеницу поместить на муравьиную тропу или рядом с ней, то через некоторое время несколько муравьев перетащат их в муравейник.
3. При приближении ладони к гнезду они стараются отогнать «врага» от своего жилья. Рыжие лесные муравьи являются санитарами леса. Их нужно беречь, не разорять муравейники.
13.Остановка «Пруд»
Информационный щит: «Охраняйте воды, степи,
Ведь все не вечно на Земле.
Эти поля, луга, эти кусочки природы могут
Исчезнуть без следа.»
О. Тагачина
Цель: изучение экологической обстановки водоема и проведение противоэрозионной работы.
Ты не раз, наверное, путешествовал по своей республике: бывал в разных городах и поселках, селах и деревнях. И, пожалуй, видел повсюду голубые ниточки рек, речушек, другие водоемы.
На территории нашей республики много малых и больших рек, озер, болот, прудов. В настоящее время в колхозе 61 пруд с зеркальной поверхностью 100 гектаров. Некоторые из них построены в основном с целью прекращения донной эрозии в действующих оврагах, обычно в нижней их части. А в верховьях оврагов пруды строили для поения скота, для разведения рыбы и купания, для борьбы с засухой: ведь пруды в верховьях балок и оврагов сильно влияют на уровень грунтовых вод в прилегающих полях. Речки, протекающие через наш колхоз, уже не «болтаются», подмывая берега и меняя русла. Прижатые с обеих сторон почти сплошными зарослями ивы и ольхи, они становятся уже и глубже.
Этот пруд расположен на красивом месте. По берегам очень много деревьев:
с одной стороны – березовая роща, с другой стороны – ивы. В пруду разводят рыб, но некоторые люди забывают о них, превращают это место в мусорную свалку. Необходимо беречь чистоту нашего края. Здесь дело есть для каждого человека. Не замусоривать берега, не забрасывать старыми банками из-под краски, кусками полиэтилена и прочими ядовитыми отходами. Нельзя вырубать деревья вдоль берегов на полосе шириной 25-50 м, они сберегают воду!
14. Остановка «Родник – источник жизни»
Информационный щит: «Дивен мир воды! Прекрасна сама вода,
Образ чистоты, символ жизни.
Притяжение ее прозрачности необоримо.
Вода выставляет душу, углубляет наши чувства».
Ю.Линник.
Цель: создание привлекательного имиджа сельского поселения, создание новой формы культурно – досуговой деятельности, возрождение исторических традиций через создание этнографического парка культуры и отдыха на территории родника, привлечение внимания общественности к проблемам природы.
Для создания этнографического парка культуры силами работников колхозов «Ленинская искра» и «Пучах», Хочашевской сельской администрации, работников культуры Лапракасинского СДК уже проделаны частичные работы по благоустройству территории около родника. В сентябре 2005 года в торжественной обстановке открыли висячий мост Любви и Жизни через реку Выла, который объединяет и позволяет вести дружеские связи между колхозами «Ленинская искра» и «Пучах». Благоустраивается береговая территория реки скамейками и «грибами». Недалеко от моста находится родник «Валак» - символ источника жизни. Большую работу здесь провели учащиеся Лапракасинской школы и местное население:
· очистили территорию от сорняков и мусора;
· по краям оврага посадили деревья рябины и калины;
· срубили деревья, которые портят ландшафт около родника;
· положили новые колода у колодца, построили колодезный оцеп;
· подходы к роднику благоустроили железобетонными плитами, камнями;
· высушили пруд у родника;
· заложена железная труба.
В дальнейшем нами планируется выполнение следующих работ по озеленению этнографического парка культуры и отдыха:
· разбивка клумб, цветников из многолетних декоративных растений;
· посадка в парке декоративных деревьев - карликовой березы и туя;
· установление живой изгороди из шиповника на расстоянии 20-25 метров от родника;
· использование ила, извлеченного со дна высушенного пруда, как самая плодородная почва для растений;
· сооружение плетни из ивовых прутьев у истока пруда.
· сооружение скамейки для отдыха;
· будет построена сцена для проведения культурно – массовых мероприятий;
· будут проводиться массовые гуляния и праздники. спортивные
Создание этнографического парка культуры у родника «Валак» даст возможность развитию творческого и культурного потенциала населения и вовлечение в активную социально – культурную деятельность. Здесь, в этнографическом парке культуры и отдыха, будут проводиться массовые гуляния и праздники, просто отдыхать. Здесь же у родника будут организованно проводиться старинные местные обряды и ритуалы, которые пока проводятся тайно, хотя несут в себе огромный потенциал для нравственно – эстетического воспитания молодежи.
Вот и закончилось наше чудесное путешествие по экологической тропинке. Как много мы узнали и вспомнили! Но главное мы не должны забывать, что все мы дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться её богатствами.
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над саванной тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем.
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
Заключение.
Создавая экологическую тропу, мы смогли обратить внимание населения на окружающий мир. Тесно сотрудничая с местной администрацией, мы смогли провести санитарный день с решением небольшой экологической проблемы. Хотя это проблема незначительна, но она является нашим «плюсом» в решении наших проблем. При изучении флоры и фауны разными способами нашей местности, учащиеся выполнили разные исследования, вспомнили правила поведения на природе, народные приметы и пословицы.
Новизной нашей исследовательской работы является то, что мы:
1. возложили экологическую тропу «Школа – родник «Валак»», которую мы проводим по красивым, историческим местам нашей малой Родины;
2. изучили экологическое состояние д. Лапракасы;
экологическая тропа способствует экологическому образованию и воспитанию учащихся непосредственно в природных условиях.
Список использованной литературы
- Конституция РФ.
- Указ Президента ЧР по «Году земледелия»
- Послание Президента ЧР по «Году парков и садов»,
- Указ Президента ЧР Н.В.Федорова «О республиканской целевой программе развития туризма в ЧР на 2005 – 2010гг».
- Плечова З.Н., Репина Р.К. экологический практикум. Ч.:. Клио.1998.
- Бескоровайная Р.П., Борисова Н.В., Панченко Н.Л. Береги природу родного края. Чебоксары.2000.
- Материалы историка – краеведческого музея школы.
- По рассказам старожилов деревни Лапракасы.
Паспорт экологической тропы
1
|
Название «Экологическая тропа по моей малой Родине»
|
2
|
Местонахождение д.Лапракасы
|
3
|
Землепользователь ОПХ «Ленинская искра»
|
4
|
Протяженность 1,5км
|
5
|
Продолжительность прохождения 40 мин.
|
6
|
Количество остановок (станций) 8
|
7
|
Маршрут разработан учащимися МОУ «Верхнеачакская СОШ» структурное подразделение д.Лапракасы
|
8
|
Дата создания тропы 2007-2008 год
|
|
|
|
|