Модель современной методической службы школы
Процесс обновления современной школы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения, но и методической службы. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание её ценности и необходимости для общества, необходимо прежде всего помнить, что она формируется личностью самого учителя.
Основное назначение методической службы школы на современном этапе или цель МС - создание условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей, поддерживая и сопровождения их, в профессиональном самосовершенствовании и состоит в следующем:
- обеспечение реализации Программы развития школы;
- удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников, на основе результатов диагностических исследований;
- разработки и реализации комплексно-целевых программ поддержания и сопровождения педагогов;
- разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогов;
- выявление, оформление и сопровождение педагогического опыта.
Миссия современной методической службы: поддержка каждого конкретного педагога в процессе формирования целей и ценностных ориентаций, стремления к непрерывному саморазвитию и профессиональному росту, к высокому качеству результатов своего труда.
Ключевая проблема, которую помогает разрешить методическая служба современной школы – это разработка модели школы на основе деятельностно-ценностной парадигмы и технологического подхода, что позволит достичь основной цели современного образования - личностного развития учащихся, их самосовершенствования, саморазвития, самоопределения.
Современная модель МС школы разрешает противоречия, между:
- достигнутым уровнем методической работы и новыми требованиями, предъявляемыми по обновлению школы, созданию новой модели школы;
- сменой типа образовательной деятельности: перехода от «знаниевой» модели образования к модели образования «способностей»;
- традиционным функционированием образовательного учреждения и развивающим образованием;
- прежним и новым социальным заказом, аккумулирующим новые образовательные ценности.
Отсюда следуют задачи методической работы:
- Формирование инновационной направленности в деятельности педколлектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки.
- Повышение уровня теоретической (предметной), психолого-педагогической подготовки учителей.
- Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в государственных образовательных стандартах.
- Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.
- Организация работы по изучению нормативных документов.
- Оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуальной и дифференцируемой основе.
- Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.
- Повышение общей педагогической культуры учителя.
Критерии оценивания эффективности новой модели МС:
- разработка и внедрение интерактивных форм методической работы, через которые учитель переходит на новый уровень профессионализма;
- создание индивидуальных авторских методических педагогических систем;
- воссоединение воедино знаний, творчества, индивидуальности педагога и стандарта.
Принципы создания органической модели МС;
- Коллективность (коллегиальность).
- Учет индивидуальных особенностей каждого педагога.
- Комплексный подход.
- Конкретность и актуальность содержания методической работы.
|
На: Модель современной методической службы
Уважаемые коллеги!
Как приятно общаться с Вами! Полилог разворачивается по существу.
Естественно, Новой школе - новая методическая служба! активно работают ТГ, ПГ, ТЛ - достаточно распространенные виды профессиональных объединений педагогов, ТГ, ПГ, ТЛ, ТМ могут быть по сути временными сообществами, а по содержанию задач и составу участников однозначно. А ведь еще эти объединения могут быть в архитектуре методической службы школ новыми структурными компонентами, деятельность которых прописана через локальные акты.
Творческая группа
Состав участников: творчески работающие педагоги (без учета стажа и категории).
Содержание работы: актуальные вопросы организации образовательного процесса, методики преподавания и технологии обучения, заинтересовавшие педагогов и требующие совместного творчества. В ТГ объединяются педагоги, желающие разработать методические продукты по интересующей их теме.
Проблемная группа
Состав участников: опытные педагоги (по различным учебным предметам либо одного учебного предмета), способные найти пути решения существующей проблемы.
Содержание работы: актуальные вопросы организации образовательного процесса, методики преподавания и технологии обучения, которые требуют незамедлительного решения.
Иной смысл мы вкладываем в понятие модульные группы (команды), объединения учителей по модульному принципу, подразумевая в основе их организации не структурный компонент деятельности, а содержательно-функциональный. Учитывая, что модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены содержание (образовательный контент) и технология овладения им, модуль выступает как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам, уровню самостоятельности, темпу, согласно индивидуальной траектории профессионального развития педагога. Модульная организация содержания методической работы подразумевает создание блоков конкретных умений, которые должны быть сформированы у педагогов. Если в рамках ТГ, ПГ наблюдается сотворчество педагогов через содержание школьного образования и достижения качества образования ученика, то в модульных командах мы закладывать фундамент для условий самосовершенствования профессиональных и личностных компетенций педагогов посредством известных Вам форм - диспуты, дискуссии ("круглый стол", диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, "техника аквариума", "панельная дискуссия"); "деловые" игры, ролевые игры; методический ринг.
Модуль I. Диагностико –коррекционная деятельность
1.Выявление личностных и профессиональных позиций, ценностных ориентаций, уровня профессиональных знаний и умений.
2.Разработка участником обучения программы педагогической деятельности как индивидуальной
профессиональной траектории развития.
3.Защита собственной программы дальнейшей профессиональной деятельности.
4.Представление авторской педагогической творческой лаборатории или собственной методической системы.
Модуль II. Развитие профессиональной компетентности педагогов и руководителей ОУ
1.Удовлетворение потребностей и интересов в информации на личностном уровне.
2.Защита педагогического проекта.
3. Разработка новых дидактических материалов, методических продуктов
4.Обсуждение актуального педагогического опыта и выработка рекомендации к его распространению и внедрению; мастер-классы, работа педагогических мастерских.
Модуль III. Презентация продуктов педагогической деятельности через обучение «действием». 1.Отбор содержания обучения с учетом значимости, практической целесообразности, новизны профессиональной информации, потребностей в ней.
2.Представление опыта своей творческой деятельности.
3. Представление апробированных в образовательном процессе инновационных
технологий и современных методик;
4.Диссеминация положительного опыта, позволяющего включить каждого педагога в активную работу.
Модуль I
Руководитель
Модуль II
Руководитель
Модуль III
Руководитель
Диагностико –коррекционная деятельность
Развитие профессиональной компетентности педагогов и руководителей ОУ
Презентация продуктов педагогической деятельности через обучение «действием».
1.Выявление личностных и
профессиональных позиций, ценностных ориентаций, уровня профессиональных знаний и умений.
1.Удовлетворение
потребностей и интересов в информации на личностном уровне.
1.Отбор содержания
обучения с учетом значимости,
практической целесообразности, новизны профессиональной
информации, потребностей в ней
2.Разработка участником обучения
программы педагогической деятельности как индивидуальной
профессиональной траектории развития.
2.Защита педагогического
проекта.
2.Представление опыта
своей творческой деятельности.
3.Защита собственной
программы дальнейшей профессиональной деятельности
3. Разработка новых
дидактических материалов, методических продуктов
3. Представление
апробированных в образовательном процессе инновационных
технологий и современных методик;
4.Представление авторской
педагогической творческой
лаборатории или
собственной методической системы.
4.Обсуждение актуального педагогического опыта и
выработка рекомендации к его распространению и внедрению; мастер-
классы, работа педагогических мастерских.
4.Диссеминация положительного
опыта, позволяющего включить каждого педагога в активную работу.
Модульные команды – это достойный пример сетевого взаимодействия педагогов в одной отдельно взятой школе.
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan