Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования проектной технологии

Фото пользователя Елена Ивановна Ветлугина
Submitted by Елена Ивановна Ветлугина on Fri, 26/11/2010 - 23:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ветлугина Елена Ивановна
Место работы, должность: 
Лицей № 3 город Батайск - учитель русского языка и литературы
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Развитие коммуникативной компетенции учащихся
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Тема «Понятие о причастии. Роль причастий в речи»

Цель:
1. Закрепить и систематизировать знания о причастиях.
2. Развивать умение вдумчиво читать художественный текст.
Задачи:
1. Закрепить умения находить причастия.
2. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания при причастном обороте.
3. Развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

Оборудование:
1. Портрет Н.В.Гоголя, ученых лингвистов В.В.Виноградова, Н.М. Шанского, М.В. Ломоносова
2. Текст повести «Тарас Бульба»
3. Мультимедийное оборудование.

Ход урока

1. Учитель
Тема нашего урока: «Понятие о причастии. Роль причастий в речи»
На уроке мы:
1. Систематизируем знания о причастиях, закрепим умения находить причастия.
2. Будем совершенствовать навыки постановки знаков препинания при причастном обороте.
3. Будем развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

На первом уроке по теме «Причастие как часть речи», мы с вами говорили, что в современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о лингвистическом статусе причастия.
Мы организовали две исследовательские группы, которым было дано задание, осветить вопрос: «Две точки зрения о лингвистическом статусе причастия». 
Ученик – 1
Наша творческая группа пыталась рассмотреть вопрос о том, что причастие – это особая форма глагола.
Миша (К) и Оля (С) искали информацию в Интернете, Сергей (Р) в энциклопедии «Юного филолога» Юля (С) «В справочнике школьника»
Обобщив полученную информацию, мы узнали, что школа Н.М.Шанского и его последователей в вопросах изучения языка считает причастие особой формой глагола. Основываясь на этой точке зрения дается информация о причастии в «Справочнике школьника» 5-11 класс под общей редакцией О.Л. Соболевой Издательства «АСТ-ПРЕСС».

Причастие – это особая форма глагола, так как:
 причастия обозначают признак предмета по действию;
 причастия сохраняют грамматические признаки глагола и имеют те же категории вида, возвратности, времени
нес. вид – чистить – чистящий, чистивший, чищенный; сов. вид. – вычистить – вычищенный, вычистивший;
невозвратные – моющий, движущий, покоривший; возвратные – моющийся; движущийся,покорившийся;
переходные: листать (кого? что?) книгу - листающий (кого? что?) книгу; собирать (кого? что?) цветы – собирающий (кого? что?) цветы
непереходные: грустить – грустящий; бежать – бежавший; 

- причастия образуются только от глаголов, в отличие от прилагательных, которые образуются от разных частей речи – от глаголов, существительных и др., от прилагательных образуются наречия, прилагательными могут быть сложные слова
Ученик (2)
Наша группа пыталась рассмотреть вопрос о том, что причастие – это самостоятельная часть речи.
Источники информации у нас были те же, что и у ребят 
Обобщив полученную информацию, мы узнали, что В.В. Виноградов, В.В.Бабайцева считают причастие – самостоятельной частью речи. Этот же принцип изложен и в наших учебниках, к этой точке зрения склоняется большинство современных лингвистов.
Причастие – это самостоятельная часть речи, так как:
 причастия имеют определенное специфическое значение, а именно – обозначают признак предмета по действию;
 причастия, как и другие части речи (например, существительные, прилагательные, глагол) имеют свои морфемные показатели – суффиксы причастий: действительные причастия настоящего времени: -ущ (-ющ); -ащ (-ящ) читать –читают - читающий; любить – любят -любящий; действительные причастия прошедшего времени: -вш, -ш; любить – любивший; страдательные причастия настоящего времени: -ем (-ом), -им, (-ым);читать – читают – читаемый; страдательные причастия прошедшего времени: -нн-, -енн-, -т-; украсить – украшенный

Учитель
Андрей (С) получил индивидуальное исследовательское задание - подготовить историческую справку о причастии.
Ученик
Историческая справка.
Краткий этимологический словарь русского языка Н.М. Шанского дает следующее пояснение о причастии
Причастие считается словообразовательной калькой латинского participium, однако встречается в грамматике Иоана Дамаскина. Поэтому, возможно, является старославянизмом, означающим сопричастность. В греческом языке причастие называлось так потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» как к имени, так и глаголу.
Как отдельная часть речи причастие было описано в первой русской «Грамматике» М.В. Ломоносова
Из Толкового словаря В. Даля:
Причастие – участье, прикосновенность, сообщенье, сродство, сопричастие, связь, зависимость…

Учитель 
Молодцы! У кого есть вопросы к выступающим. (обсуждение возникших вопросов) С первой частью заданий о причастии все справились.
А теперь мы должны с вами выяснить, какова же роль причастий, зачем они нужны в речи, в текстах.
И начать этот блок я бы хотела с выступления наших социологов. Ребята получили задание выяснить у лицеистов: 
1. Как ты читаешь:
• медленно и вдумчиво;
• находя непонятные слова и выясняя их значение.
2. Я никогда не пропускаю описания.
3. Я интересуюсь только развитием действия, поэтому пропускаю описания. 
Выступление уч-ся (слайд с опросом и результатом исследования)

Учитель
Согласитесь, ребята, интересуясь только развитием действия, вы пропускаете описания. Готовясь к этому уроку, я попросила вас еще раз прочитать повесть НВ Гоголя «Тарас Бульба», но не просто прочитать, а вчитаться в описания и подумать, как они помогают понять мысли и чувства автора.
- Вспомните, чему посвящена повесть:
Ученик
- Борьбе украинского народа за свою независимость

Учитель
- Что и кто в центре повествования Н.В. Гоголя?
( Запорожская Сечь и Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием)
- Что более всего ценят козаки и главный герой Тарас? Подтвердите свой ответ текстом
(Литература Начальный курс. 7 класс : Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч.1/ Под ред. Г.И.Беленького.- М.: Мнемозина 2009
стр. 46, стр. 47)
Примерный ответ ученика:
(Более всего козаки ценят волю, отечество, братство.
Ваша нежба – чистое поле да добрый конь….
Тарас положил себе за правило, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважали в чем-то старшин…,когда поглумились над православием и не почитали предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки…)
Учитель
Скажите, можно ли назвать Тараса и запорожцев вольнолюбцами.
Ответ уч-ся (Да)

Учитель 
И помогает нам это понять описание природы. Найдите в тексте описание степи во 2 главе. стр 56
Ученик
А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями…
И козаки, пригнувшись к коням, пропали в траве. Уже и черных шапок нельзя было видеть; одна только струя сжимаемой травы показывала след их быстрого бега.
Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь…
Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывающиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялся зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал наверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы, наливался гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..
Вечером вся степь совершенно переменялась… Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою…Они (козаки) слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье,- все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу.

Учитель 
Исследовательская работа (Учащиеся поделены на 3 группы, каждой группе дается определенный отрывок выше указанного текста).
Найдите в тексте причастия и причастные обороты.
Учащиеся
Читают свои отрывки текста

Учитель
Ребята, сравните причастия и прилагательные, что в них общего, в чем их разница. Сделайте вывод о том, какова роль причастий в тексте.
Учащиеся
Прилагательные обозначают постоянный признак предмета, а причастия признак предмета по действию.

Учитель
Попробуйте заменить в тексте причастия на прилагательные, если нельзя этого сделать, замените, причастия СПП с оборотом который… Старайтесь смысл предложений не менять
Учащиеся работают с текстами
А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями…
И козаки, пригнувшись к коням, пропали в траве. Уже и черных шапок нельзя было видеть; одна только струя сжимаемой (гибкой) травы показывала след их быстрого бега.
Солнце выглянуло давно на расчищенном (безоблачном) небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь…
Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым (огромным) волнам диких растений. Одни только кони, скрывающиеся (которые скрывались ) в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялся зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал наверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы, (который непонятно как попал) наливался гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей (которые двигались в стороне) отдавался Бог весть в каком дальнем озере… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..
  Вечером вся степь совершенно переменялась… Вся музыка, звучавшая (которая звучала) днем, утихала и сменялась другою…Они (козаки) слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших (которые наполняли) траву, весь их треск, свист, стрекотанье,- все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий (который дремал) слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною(которую усеяли) блестящими (яркими) искрами светящихся (которые светятся)червей. Иногда ночное небо освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших (которые летят) на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу.

Учитель
-Что изменилось в тексте? Он стал лучше или что-то потерял? 
Ученик
Если в тексте менялось причастие на прилагательное, то исчезало ощущение движения. А предложения, где причастие было заменено сложным предложением, становилось громоздким.

Учитель
Давайте попробуем сделать вывод о роли причастий в тексте.
Вывод
Причастия образно характеризуют предмет, показывая его признаки в динамике, развитии, поэтому Н.В. Гоголь, описывая постоянно меняющуюся степь, использует именно их в тексте 
Они объединяют в себе энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного. Причастия придают описаниям точность и выразительность, делая речь более богатой и яркой

Учитель 
Молодцы. В заключении мне бы хотелось сказать о причастии словами М.В. Ломоносова: «Сие глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
(Выставление оценок).

 

Используемая методическая литература: 

Методические рекомендации к учебнику Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. (авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова); под ред. Г.И.Беленького. – 8-е изд., переработанное и дополненное – М.: Мнемозина, 2008

Используемое оборудование: 

Оборудование:
1. Портрет Н.В.Гоголя, ученых лингвистов В.В.Виноградова, Н.М. Шанского, М.В. Ломоносова
2. Текст повести «Тарас Бульба»
3. Мультимедийное оборудование.


 

Краткое описание: 
Тип проекта: информационно-исследовательский Категория учащихся: учащиеся 7-го класса Предметная область: русский язык Основополагающие вопросы: 1)Что такое причастие? 2) Каковы взгляды на лингвистическую принадлежность причастия? 3)Какова роль причастий в языке?


Основополагающие вопросы:
1)Что такое причастие?
2) Каковы взгляды на лингвистическую принадлежность причастия?
3)Какова роль причастий в языке?

 
Аннотация проекта:
  Если вы хотите подняться выше на ступеньку в изучении истории языка и желаете открыть для себя увлекательный мир родной речи, смело отправляйтесь с нами в интересное путешествие по страницам науки «Языкознание» и приступайте к изучению данного проекта.
Дидактические цели проекта:
-формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
-совершенствование навыков исследовательской деятельности;
-формирование навыков работы в команде;
-приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации. 
Методические задачи проекта:
-закрепить знания по причастию;
-формировать умение правильно использовать в речи причастия, выделять на письме причастные обороты.
Проблемы самостоятельных исследований:
-Почему возникли две точки зрения на лингвистический статус причастия?
-Что произойдёт с текстом, если заменить все причастия и причастные обороты на прилагательные или сложные предложения?
Результаты исследований:
Презентация исследовательской деятельности учащихся 7-го класса, лингвистический эксперимент – редактирование текста Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».


 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн