Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
|
Районный семинар "Программа развития УУД для начального общего образования"
|
|
|
|
|
Размещено: Сергей Константинович Кайдалов - сб, 27/11/2010 - 13:46 |
Формирование УУД в начальной школе
Место проведения: МОУ СОШ с. Некрасовка - 1.
Время проведения: 28. 01. 2011, январь
Здесь принимаются предложения по проведению семинара. Предлагайте темы для выступления, проведения мастер-классов, консультаций, задавайте вопросы. Заявки принимаются до 25 декабря 2010 года.
|
» Тэги к этому документу:
» Размещено в сообществах:
|
|
|
|
|
|
|
|
На: Готовимся к районному семинару "Формирование УУД в начальной
Выкладываю материалы открытого урока по математике в системе ФГОС для 1 класса.
На: Готовимся к районному семинару "Формирование УУД в начальной
Цели и задачи семинара
Цель: активизация работы ОУ по подготовке к введению ФГОС НОО средствами ИК-технологий и дистанционного обучения
Задачи:
* изучение нормативных документов ФГОС НОО;
* изучение понятия, видов и функций универсальных учебных действий;
* изучение способов оценки сформированности УУД;
* формирование готовности различных категорий работников образовательных учреждений к введению ФГОС НОО;
* начать разработку "Программы формирования УУД" как составляющей ООП НОО
* изучить возможности использования ИКТ-технологий и технологий дистанционного обучения в практике учителя-предметника;
План работы семинара
1 блок
1. Изучение документов, обеспечивающих введение ФГОС НОО
2. Изучение понятия, видов и функций УУД и способов оценки сформированности УУД
3. Личностные результаты и универсальные учебные действия в Образовательной системе УМК "Гармония", "Школа 2100" "Школа России" и других УМК
4. "Программа формирования УУД" как составляющая ООП НОО
5. Выполнение практических работ в команде
2 блок
Практическая работа в командах
Универсальные учебные действия
Универсальные учебные действия – умение учиться т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, способность ученика самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение учащимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
* обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
* создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре вида:
1. личностный;
2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3. познавательный;
4. коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три типа личностных действий:
* личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
* смыслообразование, ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
* нравственноэтическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия дают учащимся организовать их учебную деятельность. К ним относятся:
* целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
* планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
* прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
* контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
* коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
* оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
* саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В процессе обучения закладывается учебная деятельность, требующая новой организации учебно- воспитательного процесса.
На: Готовимся к районному семинару "Формирование УУД в начальной
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.(ФГОС НОО п.19.4)
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.
Итоговая оценка достижения планируемых результатов начального образования
Именно по результатам итоговой оценки принимается решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе. Эти результаты выступают и одной из важнейших составляющих при аттестации педагогов и учреждений начального общего образования; при оценке состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
* Из чего складывается итоговая оценка?
* Как оценить, освоена ли система опорных знаний, без которых ученику будет трудно учиться в основной школе?
* Овладели ли выпускники начальной школы способами учебных действий, которые позволят им успешно осваивать основы наук?
* Как связаны планируемые результаты и система оценки их достижения?
* Как вообще предлагается строить систему оценки достижения требований стандарта?
* Но, конечно, главный вопрос: как разрабатываются и используются измерители?
Изучите документы:
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения начального общего образования
2. Проектирование ООП НОО
3. Требования к условиям реализации ООП НОО
4. Оценка достижений планируемых результатов в нач школе. Система заданий.
5. Планируемые результаты
6. Система оценки достижений
7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в УМК, по ткоторой вы работаете
8. Оценка достижений планируемых результатов
На: Районный семинар "Программа развития УУД для начального общ
Еще не все учителя понимают как будет происходить работа по формированию УУД. Надо проводить побольше семинаров и больше практических занятий. А так же смотреть уроки. Я предлагаю материал по формированию коммуникативных УУД
На: Районный семинар "Программа развития УУД для начального общ
По материалам районного семинара сформирован пакет документов для изучения на МО школ района. Материалы можно прочитать здесь.