Официальный сайт osinform 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Растворы. Растворимость веществ в воде.

Фото пользователя Надежда Георгиевна Дмитрусь (Приуполина)
Размещено: Надежда Георгиевна Дмитрусь (Приуполина) - вт, 30/11/2010 - 15:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Приуполина Надежда Георгиевна
Место работы, должность: 
МОУ Гатчинская СОШ № 1, учитель химии
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

ознакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и растворами как физико-химическими системами, дать классификацию растворов.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Учебник Габриеляна О.С. Химия. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008 

Используемая методическая литература: 

Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии. 8 класс. - М.: ВАКО, 2008 

Используемое оборудование: 

 Коллекция "Сплавы металлов", медный купорос, 3 стакана с водой, сахар.

Краткое описание: 
Представлен полный конспект урока, 1 урок в теме "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов". Урок изучения нового материала, ориентирован на базовый уровень образования.

 

«Растворы. Растворимость веществ в воде»

Цель: ознакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и растворами как физико-химическими системами, дать классификацию растворов.

Задачи:

1)    Обучающие - сформировать понятие о растворах, рассмотреть классификации растворов, рассмотреть теории растворения;

2)    Воспитательная - разъяснить роль растворов в природе и технике;

3)    Развивающая – формирование умений учащихся работать  с таблицей растворимости.

Методы обучения: словесный (беседа, рассказ), наглядный (таблица растворимости,  таблица «Химический состав Мирового океана и крови человека»)

Оборудование: раздаточный материал- таблица «Химический состав Мирового океана и крови человека», таблица растворимости на заднем форзаце учебника, коллекция "Сплавы металлов", медный купорос, 3 стакана с водой, сахар.

Метод, приём, пособие, время

Этапы урока и их содержание

 

Словесный:

Рассказ учителя

( 2 мин.)

I.                  Организационный момент

1.     Здравствуйте ребята! Садитесь. Меня зовут Надежда Георгиевна.

2.     Цель урока (оглашение учащимся) – ознакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и растворами как физико-химическими системами.

3.     Необходимый инструктаж, организация рабочих мест: открываем тетрадочки и записываем сегодняшнее число, классная работа и тему урока.

Оглашение темы учителем

 

Словесный:

Беседа с учащимися

(3 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

(3 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный: работа  с таблицей

(2 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный:

рассказ учителя

(2 мин.)

 

 

 

 

 

Практический:

запись в тетрадь схемы

(2 мин.)

 

 

 

 

 

Словесный:

рассказ учителя

(2 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

Практический:

запись в тетрадь определения

(2 мин.)

 

 

 

 

 

Практический:

запись в тетрадь таблицы «Теории растворов»

(4 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный:

рассказ учителя

(2 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический:

запись в тетрадь таблицы,

схемы

(4 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный:

Работа с графиком на рис.123

 

 

Практический:

Запись в тетрадь

(2мин.)

 

 

 

 

 

 

Беседа учителя с классом

(3 мин.)

 

 

 

 

Практический:

Запись в тетрадь схемы

(3 мин.)

 

 

 

 

 

II.               Организация изучения нового материала

Тема урока:  «Растворы. Растворимость веществ в воде»

С растворами вы встречаетесь в жизни неоднократно. Вопрос: А какие же вам известны растворы? Какова роль растворов в природе и технике?

Ответ: В природе и технике растворы имеют огромное значение:

1)    Растения усваивают вещества в виде растворов;

2)    Усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор;

3)    Все природные воды являются растворами;

4)    Растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа и т.д.

5)    Многие технологические процессы в химической и других отраслях промышленности, например получение соды, удобрений, кислот, металлов, бумаги, протекают в растворах.

6)    На лабораторных занятиях вы тоже работали в основном с растворами.

Таким образом, значение растворов велико.

Особую  роль на нашей планете играет вода. Океан занимает 71% поверхности Земли.  Большие  запасы воды на земле создают впечатление об её неисчерпаемости. Однако на воду в действительности во всех её состояниях приходится меньше 0,001 массы планеты, и только незначительная часть запасов воды оказывается доступной и пригодной для практического использования. Из всех жидкостей вода служит наилучшим растворителем, обладает наибольшей теплоёмкостью. Вода входит в состав клеток и тканей любого животного и растения. Например, тело человеческого трёхдневного зародыша на 97% состоит из воды, тело взрослого человека – на 60-80%. В огурцах, салате вода составляет 95% их массы, в помидорах, моркови – 90%. Физиологическую потребность живого организма в воде можно удовлетворить только водой и ничем иным.  Процесс пищеварения у человека протекает при участии не менее 9-10 л воды в сутки. Потери 10-20% воды животным организмом ведет к его смерти.

Согласно теории эволюции жизнь на земле зародилась в воде. В качестве доказательства этого сравнили химический состав некоторых растворенных солей морской воды и состав человеческой крови:

Химический состав Мирового океана и крови человека

 

Посмотрите, в таблице видно, что состав Мирового океана и состав крови человека практически сходны, отличаются на доли %. Тем самым можно согласиться с теорией эволюции.

Вода является единственным веществом, существующим в природе в 3 агрегатных состояниях.

Запишем схему деления растворов на 3 группы. Понятие растворы связаны, не только с водой, с водными растворами. Существуют  и многие другие растворители – спирты (различные лекарственные настойки, йод), органические растворители (ацетон). Это жидкие растворы. Существуют растворы и твердые (всевозможные сплавы), и газообразные (воздух – кислород в азоте, смеси газов).

 

 

 

Растворы

 

 

Жидкие

Вода, спирты,

органические

растворители

 

Твердые

Сплавы

Газообразные

Воздух (кислород в азоте), смеси газов

Любой раствор состоит из растворенного вещества (1 или несколько) и растворителя. Тот компонент, который количественно преобладает и находится в том же агрегатном состоянии, что и раствор, называют растворителем. Растворы отличаются от других смесей тем, что частицы растворенного вещества распределяются в растворителе равномерно. Рассматривать мы будем только водные растворы, т.к. они наиболее распространены.

Итак, запишем, что же такое растворы.

Растворы – это однородные смеси, состоящие из двух или более однородных частей и продуктов их взаимодействия.

Это представление исходило из физической теории растворов. В противоположность  этой теории существовала и химическая теория. Основные положения этих теорий можно изобразить в таблице «Теории растворов»:

 

Физическая теория

Химическая теория

Растворение-результат диффузии (проникновение растворенного вещества в молекулы воды)

Растворение-это химическое взаимодействие растворенного вещества с молекулами воды (т.е. гидратация)

Растворы - это однородные смеси

Растворы- это химические соединения- гидраты

Сторонники: Вант-Гофф, Аррениус, Оствальд

Сторонники: Менделеев, Каблуков, Кистяковский, Коновалов

 

О химическом взаимодействии говорят такие признаки, как выделение (H2SO4, NaOH,ZnSO4)или поглощение тепла (NaNO3, K2SO4), т.е.тепловые явления, изменение цвета (CuSO4 – белого цвета, при растворении в воде голубого, CuSO4 H2O - синего).

Но и физическая, и химическая теория верны и поэтому их объединили в одну современную физико-химическую теорию растворов. В соответствии с современными взглядами, растворение – это физико-химический процесс, а растворы – это гомогенная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

 

Запишем схему состава раствора:

 

 

Состав раствора

 

 

Растворимое

вещество

растворитель

Продукты их взаимодействия

(гидраты)

 

Состав гидратов не постоянен в растворах и постоянен в кристаллогидратах (CuSO4 ∙ 5H2O; Na2CO3 H2O)

 

КРИСТАЛЛОГИДРАТЫ

 

 

 

 

                    CuSO4 ∙ 5H2O                      Na2CO3 H2O

 

 

КРИСТАЛЛИЗАЦИОННАЯ ВОДА

(входит в состав молекул кристаллогидратов)

Кристаллогидраты – это кристаллические вещества, содержащие молекулы воды.

 

 

 

Подзаголовок: Факторы, влияющие на растворимость.

Растворимость веществ в воде зависит от температуры. Как правило, растворимость твердых веществ в воде увеличивается с повышением температуры (рис.123), а растворимость газов – уменьшается, поэтому воду можно почти полностью освободить от растворенных в ней газов кипячением.

Итак, растворимость твёрдых веществ зависит от :

1)    Природы растворенного вещества

2)    Температуры

3)    Природы растворителя

Существует мнение, что растворимость веществ всегда увеличивается с повышением температуры. Поэтому обратите внимание, что растворимость некоторых веществ (NaCl) от температуры практически не зависит (см. рис. 123 на стр.189)

Представьте себе, имеются 3 стакана: в первой чай не сладкий, во втором послащенный, в третьем сахар очень сладкий, даже на дне несколько кристалликов не растворилось.

- Какой из этих растворов более насыщен? Ответ: конечно, в 3-ем стакане раствор более насыщен.

Так вот, растворы ещё делятся по степени насыщаемости.

Зарисуем схему:

 

 

 

РАСТВОРЫ

 

Насыщенные-

Ненасыщенные-

Пересыщенные-

Такие растворы, в которых при данной температуре вещество больше не растворяется.

Такие растворы, в которых при данной температуре находится меньше растворенного вещества, чем в его насыщенном растворе.

Такие растворы, в которых при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях.

Растворы (по растворимости веществ)

 

 

(на 100г воды при 200С)

 

 

Хорошо растворимые  

>

мало растворимые 

<1 г 

практически нерастворимые

< 0,01 г

работа с учебником

(3 мин.)

 

 

III.           Закрепление нового материала

1)    Рассмотреть таблицу растворимости веществ.

2)    Выписать по 3 примера хорошо растворимых, мало растворимых и практически нерастворимых веществ.

 

 

 

Совместное подведение выводов урока с учениками

 (3 мин.)

IV.           Подведение итогов урока и оценивание учащихся

 ВЫВОДЫ:

1. В природе и технике растворы имеют огромное значение.

2. Растворы – это гомогенная система, состоящие из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

3. Растворы делятся на жидкие, твердые и газообразные.

4. Растворы по насыщенности делятся на насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные.

5. Растворы по растворимости делятся на хорошо растворимые, мало растворимые, практически не растворимые.

Запись на доске и в дневники учащихся

(2 мин.)

V.               Домашнее задание для учащихся:

1)    Прочесть и изучить §34.

2)    Ответить письменно на вопросы 2, 3, 4 после параграфа 34.

 


 

 

Прикрепленный файл Размер
ris.1.jpg 15.18 Кбайт
Конспект урока Растворы.docx 162.93 Кбайт

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн