Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Повесть А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".

Submitted by Елена Николаевна Любимова on Tue, 30/11/2010 - 18:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Любимова Е,Н.
Место работы, должность: 
МОУ " Янгильдинская СОШ "
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
1. Познакомить с повестью А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка". 2. Выявить жанровые особенности повести "Барышня-крестьянка". 3. Проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения. 4. Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемое оборудование: 

Оборудование урока:  компьютер,  слайд-презентация, тексты произведения, словарь Ожегова, репродукции русских художников

Краткое описание: 
Задачи урока: * Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации. * Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности. * Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

 

 

 

Тема урока: "Повесть А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".

Цели урока:

1. Познакомить с повестью А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".

2. Выявить жанровые особенности повести  "Барышня-крестьянка".

3. Проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения.

4. Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения

Задачи урока:

    * Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.

    * Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.

    * Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

 

Эпиграфы к уроку:

 

 "Повести Белкина" - это драгоценный памятник

благородного образа мыслей и трогательного дружества.

                                                                                     А.С. Пушкин.

                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                

                                                         Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.

                                                                                    Ф.М. Достоевский.

                                  

 

  

Оборудование урока:  компьютер,  слайд-презентация, тексты произведения, словарь Ожегова, репродукции русских художников.

Новые слова: пейзаж, дворянство.

  Дворянство - в феодальном и позднее в капиталистическом обществе: привилегированный господствующий эксплуататорский класс из помещиков и выслужившихся помещиков.

     Пейзаж –1) вид какой-либо местности;

2) рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.

 

Ход урока:

I. 1.Литературная разминка. (Об авторе). Какому автору принадлежат произведения, отрывки из которых сейчас прозвучат:

 

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом...

 

Жил старик со своею старухой

у самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

 

Вот из моря вылез старый Бес:

"Зачем ты, Балда, к нам залез?"-

"Да вот веревкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя, корчить".

2. Слово учителя.

Да, это были отрывки из литературных сказок А.С. Пушкина. А как вы узнали, что это литературные, а не народные сказки? (Указан автор, они стихотворные.)

 А сегодня мы с вами поговорим о его повестях. Обратимся к подсказке С.Г. Бочарова (написано на экране) -

"Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого связаны друг с другом. Повести возникали как связанные взаимно, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству".

Оказывается, Пушкин написал свои повести не в той последовательности, в какой потом расположил их.

В “Повестях Белкина” (и в повести “Станционный смотритель”, и в повести “Метель”, и в повести “Барышня-крестьянка”) Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве.

Пушкин и эпоха Пушкина – 19 век. Что это было за время? Мы с вами жили в этой эпохе, изучая “Повести Белкина”. Пушкин подарил нам встречу с Самсоном Выриным, с героями повести “Метель”.

Обратимся  к повести “Барышня-крестьянка”. Перечитаем страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую – пушкинская.

Что вы знаете о первой половине 19 века?

( крепостное право, существует два класса: дворянство и крестьяне)

Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское, Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. О пушкинской эпохе мы много знаем из художественной литературы, мемуаров, исторических очерков.

Граф Минский и Самсон Вырин. Два полюса жизни – роскошь и бедность, материальное благополучие и нищета. Пушкин не случайно в повести “Станционный смотритель” показал трагедию маленького человека, рожденную временем крепостного права, узаконенного, позволившего сильным, богатым, удачливым ломать жизнь маленьких людей.

… Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное Судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без Закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь Рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого Владельца…

                           Деревня, 1812 г.

Но вот перед нами другое произведение, которое вошло в “Повести Белкина”. Произведение удивительно легкое, радостное. Новое для вас понятие.

Итак, ребята  мы с вами встретили новое для вас понятие-повесть.

- Как мы озаглавим в тетради этот этап нашей работы?

(Жанровые особенности повести.) ПРЕЗЕНТАЦИЯ

II. Самостоятельная работа.

- Попробуйте сами сформулировать эти особенности повести как эпического жанра, основываясь на прочитанном материале.

(учащиеся работают самостоятельно; проверка, если необходимо, дописывают.)

Запись в тетради приобретает следующий вид:

1 В повести происходит много событий в жизни главного героя.

2. В повести много действующих лиц, но главных героев 1-2.

3. В повести одна сюжетная линия, связанная с главным героем.

4. Характер героя не меняется.

5. Повести могут быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.

6. Объем не имеет значения: повести бывают и большими и небольшими.

7. Важен образ повествователя.

III. Инсценирование отрывка повести. (Настя отпрашивается в гости в Тугилово).

А теперь, ребята, давайте пройдёмся по страницам повести "Барышня-крестьянка". Послушаем автора этой повести Ивана Петровича Белкина, познакомимся с некоторыми героями произведения.

IV. Далее предлагается викторина по прочитанной повести.

ВИКТОРИНА

1. Как Муромский звал свою дочь по-французски? (Бетси)

2. Какое пирожное подавали на именинах у поваровой жены в Тугилово у Берестовых? (Пирожное бланманже синее, красное и полосатое)

3. В какую игру играли на именинах? (В горелки)

4.Что  заказала Настя Трофиму пастуху? (Лапти)

5.Каким именем представилась Лиза на первой встрече с Алексеем Берестовым? (Акулина, дочь Василия-кузнеца)

6. Назовите фамилию, имя, отчество главных героев. (Берестов Алексей Иванович, Муромская Елизавета Григорьевна)

7. Мадам англичанка (мисс Жаксон)

8. Какое отношение имеют эти предметы к героям: карандаш и записная книжка? (Акулина училась грамоте)

9. Где была учреждена почтовая контора? (В дупле старого дуба)

10. Что носил Алексей? (Чёрное кольцо с изображением мёртвой головы)

11. Работа в группах. «Помогите героям повести попасть домой».

ТУГИЛОВО: Берестов Иван Петрович, Алексей.

ПРИЛУЧИНО: Муромский Григорий Иванович, Лиза, Настя, Мисс Жаксон, Акулина, Василий-кузнец.

Y. Продолжение введения нового материала.

1.   Давайте перечитаем страницы этой повести и подумаем:

Какой художественный образ этой эпохи создал Пушкин в “Барышне-крестьянке”?                            

           Беседа на восприятие произведения.

-Где происходят события, изображенные в повести? (отдаленные губернии Берестовых, Муромских). Тугилово и Прилучино.

-Какие картины провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.).

-Кто из героев вам понравился больше всего и почему?

-Что приятно удивляет нас во взаимоотношениях героев? (легкость, доброжелательность).

-Какое чувство вызывает у вас финал повести?

Учитель: Мы прошлись по сюжетной линии произведения А.С. Пушкина, теперь давайте определять, повесть ли это.

- Много здесь сюжетных линий или одна? Докажите.

- Попробуйте выделить эпизоды в этой повести.

- Важное значение в литературном произведении имеют люди, их характеры. Давайте посмотрим, как Пушкин создает характеры действующих лиц. Возьмем главных героев. Кто они?

- Какие средства раскрытия характеров вы знаете?

- Есть ли в повести портреты героев, как они их характеризуют?

(Работа с текстом.)

- Какие поступки совершают герои, как они их характеризуют?

- Дают ли другие персонажи оценки героям, какие? Найдите в тексте.

- Как представлена Лиза в повести? (В двух лицах.)

- Что хотел сказать Пушкин таким приемом, как раздвоение героини?

(Любят человека, а не его положение в обществе.)

- Изменяются ли характеры героев?

- Есть ли в повести пейзажи, как они помогают понять героиню?

- Есть ли в повести художественные детали, характеризующие людей?

- А теперь самое главное: кто рассказывает читателю историю Лизы и Алексея? А.С. Пушкин? Присутствует ли он как действующее лицо? Найдите знак присутствия автора-повествователя. Итак, повесть входит в цикл "Повести Ивана Петровича Белкина". А.С. Пушкин не только их написал, но еще и выдумал автора-повествователя Белкина. Но мы с таким явлением в литературе уже встречались. Где? ( У Гоголя.)

- А.С. Пушкин, конечно, чувствуется в тех точных и выразительных характеристиках - оценочных словах, которые он придает каждому персонажу.

2. Работа с текстом.

- Найдите в тексте описание утра, рощи, где происходит свидание Лизы и Алексея Берестова. Выразительно прочитайте отрывок. (Заря сияла на востоке...)

- Какие художественные средства использовал автор в описании.

Учитель рассказывает о русской природе, изображенной на полотнах русских художников Левитана, Поленова, Саврасова, Шишкина.

- Какие краски использовал бы художник, рисуя это утро, рощу? (золотые, голубые, розовые)

- Что такое пейзаж?

VI. Итоговое слово учителя.

- Почему повесть называется "Барышня - крестьянка"?

- Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви, счастья ,праздника).

- Это было нормой жизни в ту эпоху? (Нет. Норма жизни – трагедия Самсона Вырина).

- Значит, идеализировал эпоху? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.

         VII. Рефлексия.

 - Кто вам больше всех понравился в повести ?

- Хотите ли вы познакомиться с другими повестями А. С.  Пушкина?

VIII. Домашнее задание (вариативное)

1. Выбрать и записать словесные обороты, которыми автор характеризует Лизу, Алексея, Берестова и Муромского.

2. Иллюстрации понравившихся эпизодов повести.

 

 

 

 

                                                    


»  Tags for document:

Фото пользователя Ольга Анатольевна Крестова

На: Повесть А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".


Елена Николаевна, а почему Вы не разместили на страничке презентацию? Спасибо за конспект урока.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн