Официальный сайт ysaa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Нитраты

Фото пользователя Виктория Кирилловна Васильева
Размещено: Виктория Кирилловна Васильева - чт, 02/12/2010 - 16:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Васильева Виктория Кирилловна
Место работы, должность: 
МОУ "Гатчинская СОШ №7", учитель химии
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Образовательные: дать понятие о нитратах. Рассмотреть их физические и химические свойства. Познакомить учащихся с важнейшими представителями и показать их значение в народном хозяйстве и быту. Дать представления об азотных удобрениях, их классификации и представителях. Развивающие: умение писать уравнения окислительно-восстановительных реакций. Воспитательные: умение думать об общечеловеческих проблемах и возможности своего участия в их решении.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

О.С. Габриелян. Химия 9 класс.

Используемая методическая литература: 

О.С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. 9 класс

Используемое оборудование: 

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Реактивы и оборудование:Cu, H2SO4, крист. NaNO3, KNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3, AgNO3,  древесный уголь, S. Штатив, прибор для получения газов, спиртовка, спички. Коллекция азотных удобрений, тест-комплект "нитраты". Компьютер, проектор.

Краткое описание: 
Урок проводится при изучении темы "Кислородные соединения азота" в 9 классе в общеобразовательном классе.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";}

Открытый урок «Нитраты»

Цели урока. Образовательные: дать понятие о нитратах. Рассмотреть их физические и химические свойства. Познакомить учащихся с важнейшими представителями и показать их значение в народном хозяйстве и быту. Дать представления об азотных удобрениях, их классификации и представителях. развивающие: умение писать уравнения окислительно-восстановительных реакций. воспитательные: умение думать об общечеловеческих проблемах и возможности своего участия в их решении.

 

Оборудование и реактивы. Cu, H2SO4, крист. NaNO3, KNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3, AgNO3,  древесный уголь, S. Штатив, прибор для получения газов, спиртовка, спички. Коллекция азотных удобрений.

Что такое нитраты?.

Учитель спрашивает о том, возможно ли образование кислых солей азотной кислоты. Учащиеся верно отвечают, что нет, ибо HNO3 – одноосновная кислота и поэтому образует только один ряд солей – средние или нитраты.

Нитраты натрия, калия, аммония и кальция называются селитрами. На основе анализа состава и строения нитратов, а также таблицы растворимости учащиеся говорят о том, что все нитраты – кристаллические вещества с ионной кристаллической решеткой, все – хорошо растворимы в воде.

Азотные удобрения.

Учитель начинает рассматривать вопрос с проблемы усвоения растениями азота. Оказывается, только клубеньковые бактерии, которые поселяются на корнях бобовых растений, способны связывать азот, т.е. превращать его из простого вещества в ионы сложных веществ. Эти бактерии являются как бы маленькими биолого-химическими фабриками по производству азотных удобрений, которыми они делятся с бобовыми, а те взамен обеспечивают такие бактерии приготовленными в процессе фотосинтеза органическими веществами.

Подавляющее большинство растительных организмов не способно усваивать атмосферный азот. Они могут поглощать из почвы азот только в связанном виде, т.е. в виде ионов. Часть такого азота возвращается в почву в виде остатков растений и животных, в виде птичьего помета, навоза или компоста.  Последние, если они вносятся в почву человеком, называются органическими удобрениями.

Часть связанного азота поступает в почву во время гроз в  виде образовавшейся при этом азотной кислоты.

Однако в процесс круговорота азота в природе вмешался человек. Снимая урожаи, человек уносит с ними огромные количества связанного азота. Эту убыль он покрывает внесением в почву минеральных удобрений. В случаях избыточного внесения в почву азотных удобрений, нитраты накапливаются в различных частях растения, в том числе в плодах, попадающих на стол к потребителю. Избыток нитратов может вызвать негативные последствия: отравления, различные соматические заболевания. Существует понятие о предельно допустимой концентрации (ПДК) нитратов в продуктах. Овощи и фрукты, содержащие нитраты, превышающие ПДК, не могут употребляться в пищу.

Летом мы проводили исследования по содержанию нитратов в продуктах, продающихся на рынке Мариенбурга. Сегодня мы попробуем установить, насколько соответствуют стандартам овощи и фрукты в зимний период.

Лабораторный опыт. Содержание нитратов в овощах и фруктах.

Приборы и оборудование: индикаторная бумага на нитрат-ионы, пинцет, кусочки овощей и фруктов.

Ход работы: 1) измельчить в ступке предложенный образец; 2) смочить кусочек индикаторной бумаги соком, через три минуты сравнить окраску с эталоном, определить концентрацию нитрат-иона; 3)внести данные в сводную таблицу, сравнить с ПДК.

Свойства нитратов

Учитель подчеркивает, что общими свойствами для всех нитратов будет их хорошая диссоциация в водных растворах и реакции ионного обмена, в основном для катионов. А вот нитрат-анионы распознают опосредованно: если к соли или ее раствору добавить медь и серную кислоту и смесь подогреть, то выделяется бурый NO2 (учитель проводит демонстрацию взаимодействия смеси NaNO3, Cu и H2SO4 при нагревании в пробирке).

Учитель проводит демонстрацию.

1.     Горение черного пороха. В фарфоровую чашку помещается тщательно смешанные калийная селитра, уголь и сера, которые поджигаются длинной горящей лучинкой

2.     Горение бенгальского огня

 

Этот эффект является следствием общего свойства нитратов разлагаться при нагревании с выделением кислорода. Характер других продуктов зависит от положения металла, образующего нитрат, в ряду напряжений:

 

Левее Mg

Нитрит + O2

Нитрат

Mg – Cu

Оксид металла  + NO2 + O2

 

Правее Сu

Металл + NO2 + O2

 

В заключение этой части урока учащиеся записывают уравнения реакций разложения нитратов (тренировочные упражнения)

Применение нитратов.

1.     Все селитры: NaNO3, KNO3, Ca(NO3)2 используют, главным образом, как минеральные удобрения.

2.     KNO3 – также для изготовления черного пороха.

3.     NH4NO3 – в смеси с порошками алюминия и угля  - для изготовления взрывчатки (аммонала)

4.     AgNO3 – в медицине для прижигания (ляпис)

Тест.

1.     При нагревании в нитрит превращается следующий нитрат:

А) цинка,Б) меди,В) серебра, Г) натрия

2.     Для удаления бородавок применяют ляписный карандаш, содержащий нитрат серебра. На коже от него образуется черное пятно, представляющее собой частички:

А) оксида серебра,

Б) металлического серебра,

В) самого нитрата серебра,

Г) нитрита серебра

3.     Какие из указанных нитратов называют селитрами?

А) Cu(NO3)2

Б) Ca(NO3)2

В) Al(NO3)3

Г) NaNO3

4.     Соотнесите:

Нитрат

Продукты разложения

1) NaNO3

А) оксид металла + NO2 + O2

2) Ca(NO3)2

Б) нитрит + О2

3) Cu(NO3)2

В) металл + NO2 + O2

4) AgNO3

 

5.     Дополните:

А) Формулы продуктов реакции

Al(NO3)3 → …

Б) формулы продуктов реакции

KNO3 → …

Заключение.

Подводя итоги урока, учитель вместе с учащимися называет основные особенности нитратов, области их применения и биологическое значение.

Приложение: Презентация урока «Нитраты»

Прикрепленный файл Размер
03. Нитраты.ppt 570.5 Кбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн