Используемые учебники и учебные пособия:
«Декоративно-прикладное искусство удмуртов»
Дмитриева Л.П.
Учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ с.Нырья
Кукморского муниципального района РТ
Тип урока: обобщающий урок по теме «Национальный костюм удмуртов»
Цели урока:
1.Научить видеть черты национального своеобразия в облике людей, в их одежде, украшениях.
2. Научить сознательно использовать средства разных видов искусства для выражения собственного отношения к окружающей действительности.
3. Формирование навыков работы в технике аппликации.
Оборудование:
1.Наглядные пособия по теме «Удмуртский костюм», репродукции.
2. Таблицы, фотографии ювелирных украшений и вышитых изделий.
3. Подлинные изделия.
4. Удмуртская народная музыка
5. Видеофильм «Декоративно – прикладное искусство удмуртов».
Материалы: цветная бумага, фольга, блестки, ножницы, клей.
План урока:
1. Актуализация опорных знаний.
2. Формирование новых знаний
3. Закрепление знаний
4. Анализ работы
1. Замечательными творениями сотен мастеров и мастериц предстает перед нами декоративно – прикладное искусство удмуртов. Многообразны формы проявления этого мастерства. На этом уроке мы коснемся двух видов этого искусства – вышивки. И этот выбор не случаен. Вышивка золотой нитью в использовании драгоценных фрагментов приближена к ювелирному искусству. С ним связана и рельефность удмуртского шитья, представляющего собой не ровную поверхность, а целую систему плоскостей, где центральные мотивы – цветы, розетки, листья возвышаются как крупные самоцветы.
С темой нашего урока связана предыдущая, поэтому повторим ее.
В. – Из каких основных частей состоит традиционный удмуртский костюм?
О. – Платье (дэрем), платок (сюлык)
2. Испокон веков одежду себе и своим близким удмуртская женщина старалась изготовить сама, вкладывая в это увлекательное дело все свое умение и эстетический вкус. Невозможно представить удмуртский костюм без искусно расшитых одежд, в лучших своих образцах поднявшихся до уровня художественных произведений. Вкладывая свою душевную теплоту, талантливые мастерицы создавали поистине удивительные головные уборы, которые являются центральным декоративным элементом национальной одежды. С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они несли функцию не только декоративную, но и – в своей орнаментации – охранно– магическую роль. Головные уборы, входящие в единый стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий. Не случайно любая религия также предусматривает покрытие головы.
Просмотр фрагмента видеофильма: «Вышивка удмуртских мастериц» - 5 минут.
Закрепление знаний после просмотра фрагмента видеофильма.
Под платок одевается шапочка (такъя), которая украшается монетками. Просмотр слайда о свадебном обряде. – 5 минут и закрепление по вопросам.
3. На сегодняшнем уроке класс делится на 2 мастерские – вышивальщиц и ювелиров. У каждой мастерской ответственное задание – сделать эскизы украшений и головных уборов для праздника «Гырон быдтон».
Девочки-вышивальщицы работают с цветной бумагой. Создают платки (сюлык) из цветной бумаги и украшают их. Показываю ход работы.
Мальчики-ювелиры работают с фольгой и цветной бумагой показываю ход работы.
Во время выполнения самостоятельной работы звучат удмуртские народные мелодии.
4. На доске закрепляю детские работы.
Коллективное обсуждение.
Приложения