«Крыжовник или земной шар» (по рассказу А.П.Чехова «Крыжовник»)
Submitted by Татьяна Ивановна Михайлова on вс, 05/12/2010 - 18:36
Ход урока.
I.Слово учителя.
В конце 19века во взглядах и настроениях Чехова появились новые черты. К.С.Станиславский говорил о Чехове той поры: «По мере того, как сгущалась атмосфера и дело приближалось к революции, он становится всё более решительным». В это время Чехов стал настойчиво говорить в своих произведениях, что «больше так жить невозможно», что время больших перемен уже близко, что будущее стучится в дверь. Всё больше герои А.П.Чехова задумываются над вопросом: как жить, в чём смысл жизни. Эта же проблема затрагивается в рассказе «Крыжовник» (из трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О.любви», написанной в 1898году). (Приложение 1)
II. Беседа с учениками.
- В чём особенность произведения?
- Это рассказ в рассказе.
- Рассказ Ивана Иваныча о своём брате Николае Иваныче становится центральным местом в произведении.
Итак, составим кластер и пройдём по жизненному пути Николая Иваныча.
Требование к ответу: предложить слово-характеристику и сделать сообщение, связанное с текстом. Слова, конечно, должны звучать в определённом порядке (жизненный путь Николая Иваныча)
- Первое слово:добрый.
«Добрый, кроткий человек.
С девятнадцати лет сидел в казённой палате.
Тосковал. Писал бумаги и думал об одном и том же: как бы в деревню…»
- Кроткий.
- Мечтающий.
«Тоска у него мало-помалу вылилась в определённое желание, в мечту купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера.»
Мечта: «есть свои собственные щи, есть на зелёной травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес…»
« Сидишь на балконе, пьёшь чай, а на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и …и крыжовник растёт»
Жадный.
«Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, а всё копил и клал в банк. Страшно жадничал.»
Скупой
Не умеющий жалеть и любить.
«Женился на старой некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что водились у неё деньжонки. Она у него и хлеба чёрного не видала вдоволь; стала чахнуть от такой жизни, да года через три отдала богу душу».
Постаревший, располневший, обрюзгший.
Вот, что увидел Иван Иваныч:«Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни и кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щёки, нос и губы тянутся вперёд – того и гляди, хрюкнет в одеяло».
Самодовольный.
«Н.И. засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, - он не мог говорить от волнения, - потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребёнка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:
-Как вкусно!
И он с жадностью ел и всё повторял:
-Ах. Как вкусно! Ты попробуй!
Было жёстко и кисло… Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел...»
- Итак, перед нами жизненный путь Николая Иваныча.
Человек, который всю жизнь шёл к поставленной цели и достиг её.
Но почему нет восхищения читателей, наоборот, вместе с писателем и рассказчиком нам грустно и тяжело? («Особенно тяжело было ночью. Николай Иваныч не спал, вставал, подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке».)
- Грустно и тяжело, потому что вся жизнь была отдана мелким житейским заботам.
Писателю больно: «Как много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила!»
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные. Что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
- Читатель должен задуматься: а как живу я? На что тратятся мои прекрасные годы? Вижу ли я тех, кто рядом со мной, слышу ли их плач и боль. Не течёт ли моя жизнь только лишь для меня. Главное, о чём хочет напомнить писатель своему читателю:
«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом.
Делайте добро!»
- Конечно, главный герой рассказа - Николай Иваныч. Но есть в произведении и другие герои. Какими они предстают перед нами?
Иван Иваныч и Буркинбыли проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна.
Алёхин. « На нём была белая, давно не мытая рубаха, на сапогах тоже налипли грязь и солома. Нос и глаза были черны от пыли» (но, заметьте, это не вызывает чувство отвращения и брезгливости – наоборот, он красив в своей работе)
«Горничная,молодая женщина, такая красивая…» (совсем не похожа на кухарку Николая Иваныча)
« Алёхин сел на ступеньке и намылил свои длинные волосы и шею, и вода около него стала коричневой.
-Давно я уже не мылся…- повторил Алёхин конфузливо и ещё раз намылился, и вода около него стала тёмно-синей, как чернила».
«Иван Иванычбросился в воду с шумом и поплыл под дождём, широко взмахивая руками, и от него шли волны…. «Ах, боже мой… - повторял он, наслаждаясь. – Ах боже мой…»
Всех этих героев рассказа объединяет одно: они видят и любят прекрасное, они любят жизнь, энергичны, жизнерадостны, они не замкнулись в своём мирке – эти люди противопоставлены Николаю Иванычу. (приём антитезы) Именно они дают уверенность в том, что не задушат нашу жизнь Николаи Иванычи.
III. Выступление учащихся с проектом «Крыжовник или земной шар». (Приложение 2 )
-Итак, что же должен выбрать, по мнению писателя, человек: крыжовник (мелкие житейские проблемы) или жизнь, активную, энергичную, наполненную заботами и тревогами о родных, близких, товарищах…
«Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку. Уходить от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе – это не жизнь. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
- Завершая нашу беседу, хочется дать вам напутствие: