Тема: Дифференциация звуков [Ч] – [Щ] в словах, словосочетаниях и предложениях.
Submitted by Людмила Владимировна Семенихина on пн, 06/12/2010 - 01:18
Ход занятия:
I.Организационный момент
Развитие зрительного восприятия: выставляется плакат с буквами Ш, Щ, Ч, Ж, Ц
- Догадайтесь, какие буквы спрятались?
II. Введение в тему:
Дифференциация звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, характеристика звуков:
- Назовите, какие буквы обозначены мягкими звуками? Дайте характеристику этих звуков.
Буквы Ч, Щ. Звук [Ч] – согласный, глухой, мягкий, шипящий, аффрикат. Звук[Щ]– согласный, глухой, мягкий, шипящий.
Выставляется таблица с картинками и буква Ч, Щ (прописными и печатными)
- Догадались, над какими звуками будем работать? Сформулируйте тему занятия.
III. Основная часть:
1. Развитие графо-моторных навыков и тактильного восприятия:
- Сегодня на занятии мы с вами будем разведчиками, а все разведчики должны четко уметь работать с разными шрифтами и шифровками. Прежде чем приступить к первому заданию мы с вами должны вспомнить наше основное правило:
Чтобы правильно писать и учиться различать звуки, которые путаете, нужно:
1.Внимательно слушать
2.Думать
3.Проговаривать каждую букву
4.Писать (с проговариванием)
На столе у каждого лежат карточки (ряд прописных букв, вырезанных из бархатной бумаги и наклеяных на белую бумагу). Внимательно слушайте задание: по команде «Закрыть глаза» нужно закрыть глаза, перевернуть карточку, «прогладить» рукой карточку, по команде «Перевернуть» перевернуть обратно карточку, по команде «Открыть глаза» открыть глаза и записать в тетрадь те буквы, которые вы прочитали пальчиками. Внимание, слушаем команду… Закончили работу, проверка. Что у вас получилось?
ч щ ч щ
Если все сделали правильно, поставьте на полях себе оценку «отлично»
2. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия:
- Теперь мы займемся шифровкой. Я называю слово, а вы пишите соответствующий знак, если в слове есть звук Ч - треугольник, если в слове есть звук Щ – круг. Внимание, слушаем и пишем.
Проверка: один ученик читает шифровку по звукам, остальные проверяют: ч,щ,ч,щ,ч,ч,щ,ч,щ,щ,ч
Если все сделали правильно, поставьте на полях себе оценку «отлично», если, кто допустил ошибку, поставил – «хорошо».
3. Развитие звукового анализа, превращение слов. Дифференциация звуков Ч-Щ в словах и словосочетаниях:
- Следующая шифровка: нужно изменить слова так, чтобы в новых словах появились буквы Ч или Щ. Записать слова по образцу, подчеркнуть букву Ч - одной чертой, букву Щ - двумя чертами и обозначить их соответствующими звуками (обвести кружочком буквы зеленым карандашом)
Выставляются предметные картинки, дети их называют:
-Следующая шифровка: прочитать словосочетания, вставить пропущенные буквы Ч или Щ. Списать словосочетания, выделяя буквы и звуки.
Выдаются карточки:
Мо.ный тяга..у.ка на крю.ке
Про.ная .етина При.епки в я.ике
Пти.ий .ебет Ве.и для у.а.ихся
Мо.ёная уло.ка .ие.ики на поло.ке
Людо.кин пла. Хи.ник в .а.ёбе
Черда.ное поме.ение Ве.ер в у.или.е
Проверка: самостоятельное оценивание и выставление оценки на полях.
4.Физкульминутка: упражнение на развитие внимания и координации
«Кулак-ребро-ладонь-хлопок», «Ухо-нос»
5.Дифференциация звуков Ч-Щ в предложениях:
- Следующая шифровка: на магнитной доске сюжетные картинки с
изображением каменщика, носильщика, врача.
- Кто изображен? Назовите каждого специалиста? Что вы назвали?
Каменщик, носильщик, врач – профессии. А кто чинит часы? Кто точит ножи? Составьте предложения, с этими профессиями используя вопросы:
Кто? Что делает? Что?
Запишите эти предложения, зашифруйте их по образцу:
Часовщик чинит часы.Чщчч .
Проверка: обмен тетрадями, выставление оценки на полях.
IV. Итог. Рефлексия:
-Работа разведчиков подходит к концу. Что больше всего понравилось? Что не понравилось? Что мы учились различать? Посмотрите на свои оценки, поставьте себе итоговую оценку на полях. Кто как работал? Какие задания били трудными? Кому было трудно? Почему?
Пароль на выход:
- прочитайте шифровку: резинка стёрла часть записи, нужно восстановить. Объясните, как вы понимаете эти слова. Какое правило мы увидим?
Выставляется плакат.
Чем чаще чищу,
Тем чашка чище.
Каждый четко проговаривает, списывает в тетрадь, выделяет сочетания ЧА, ЩУ и уходит.