Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Реакции ионного обмена

Submitted by Альфия Наилевна Сабитова on Tue, 07/12/2010 - 19:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сабитова Альфия Наилевна
Место работы, должность: 
МОУ "Мустафинская" СОШ
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Обучающие: систематизировать и обобщить знанияучащихся об электролитической диссоциации, реакциях ионного обмена. Детально рассмотреть протекание реакции в среде водных растворов и их взаимодействие с электролитом. Развивающие: развить все понятия в сравнении с 9 классом и углубить их введя новые понятия. Воспитательные: воспитать внимание к изучаемому материалу и уметь приводить примеры из окружающей природы.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
3
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - Стр. 68 - 70, 74.
  2. Рудзитис Г.Е. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - Стр. 13 - 17.
  3. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева р.П. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - Стр.41 - 46. 
Используемое оборудование: 

Оборудование: реактивы, пробирки, подставка для пробирок.

Краткое описание: 
Цель урока: рассмотреть взаимодействие ионов в растворах и обосновать ионные химические реакции с позиции электролитической диссоциации. Оборудование:

Ход урока: 1). Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания: Проводим химический диктант или самостоятельную работу на листочках. 1. Общее задание: Дать определение степени электролитической диссоциации (ã) и константы диссоциации (Кд). 2. Определить границы степени диссоциации для сильных, средних и слабых электролитов. 3. (каждому в отдельности) Написать формулу нахождения Кд для Cu(OH)2, Mn(OH)2, Ni(OH)2. 4. (всем) Определить рН среды в: сероводороде, гидроксиде калия, воде.

Собираем листочки.

3) Новая тема (все, что в тексте подчеркнуто - записывается на доске и в тетрадях).

Тема урока: (записывается на доске) Реакции ионного обмена.

Вводные вопросы по теме: 1) Чт такое электролит и неэлектролит? (Вещество проводящее электрический ток - электролит, не проводящее - неэлектролит). 2) Какие частицы проводят электрический ток в растворах? (Ионы - положительно и отрицательно заряженные частицы) 3) Какие вещества в растворах называются - сильные электролиты (те которые распадаются - диссоциируют полностью на ионы) 4) Как называются реакции протекающие между ионами? (Реакции ионного обмена)

Правильно: Все реакции в растворах протекающие между ионами  - называются ионными. На протяжении нескольких тем подряд мы изучаем химическое равновесие в различных системах, в данном случае - это растворы. В растворах реакции ионного обмена могут протекать необратимо, т.е. до конца и обратимо. Рассмотрим оба случая:

Необратимые реакции

Показываем лабораторный эксперимент: сливаем раствор сульфата меди (голубого  цвета) и прозрачный гидроксид натрия и наблюдаем, что выпадает осадок белого цвета и раствор над осадком также прозрачный. Запишем в тетради эту химическую реакцию (учитель на доске) и пропишем полное ионное и краткое ионноеуравнения:

CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4

Cu2+ +  SO42- + 2Na+ + 2OH- → Cu(OH)2 + 2Na+ + SO42-

Cu2+ +2OH- → Cu(OH)2

По реакции видно, что все вещества участвующие в реакции и выходящие из него кроме гидроксида меди - сильные электролиты, то есть только гидроксид меди образует молекулу и выпадает из химической реакции - слабый электролит - неэлектролит.

Любая химическая реакция, которая пойдет по образованию этого вещества, пойдет при образовании гидроксида меди в качестве слабого электролита.

Запишите пример и распишите где здесь слабый электролит и из каких ионов он образуется: AlCl3 + KOH.

K2S + 2HCl → 2KCl + H2Sî  

2K+ + S2- + 2H+ + 2Cl- → 2K+ + 2Cl- + H2

2H+ + S2- →  H2

И в этом случае при взаимодействии любой растворимой соли сероводородной кислоты с другой кислотой образуется газообразное веәество - Н2S.

Рассмотрим третий случай, когда в результате реакции ионного обмена образуется малодиссоциирующее вещество:

2КОН + Н2SO4 → K2SO4 + 2H2O

2K+ + 2OH- + 2H+ + SO42- → 2K++ SO42- + 2H2O

2H+ + 2OH- → 2H2O

Эта реакция также сводится к образованию изионов сильных электролитов молекул слабого электролита - воды.

Реакции в растворах электролитов, протекают необратимо, т.е. доконца, если образуется слабый электролит (неэлектролит).

Обратимые реакции.

Если же в результате реакции не образуются малодиссоциирующие вещества или неэлектрлиты, то такие реакции называются обратимыми, так как и вступающие реагенты и продукты реакции находятся в растворе в виде ионов.

KCl + NaNO3 <=> NaCl + KNO3

K+ + Cl- + Na+ + NO3- <=> Na+ + Cl- + K+ + NO3-

Подведем итоги пройденной темы: 1. Реакции ионного обмена необратимы если выпадает осадок, выделяется газ и образуется малодиссоциирующее вщество - например, вода. 2. Во всех остальных случаях реакции ионного обратимы и значит в них устанавливается химическое равновесие. 3. Все реакции протекающие с образованием химического равновесия подвержены влиянию внешних факторов: температуре, концентрации, давлению и другим факторам.

Рассмотрим упражнения 1, 2, 3 на странице 74.

Запишите домашнее задание: §17 (11 класс), §6 и §58 (9 класс); стр.74 задача 1.

Урок окончен.


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн