Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Растениеводство"

Фото пользователя Светлана Владимировна Сергеева
Submitted by Светлана Владимировна Сергеева on Wed, 08/12/2010 - 15:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сергеева Светлана Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №79"
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Природоведение
Цель урока: 
Цель: Выяснить какую роль растениеводство играет в сельскохозяйственном производстве, какие отрасли сельского хозяйства существуют, а также какова их роль в жизни человека. Задачи: 1. Знакомство с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством; учить различать культурные растения. 2. Развивать умение анализировать и обобщать полученные знания. 3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к труженикам сельского хозяйства и к произведённым ими продуктам.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование и наглядность: вывеска «Музей сельского хозяйства»; таблички «культурные растения», «озимая», «яровая»; гербарии культурных растений; хлопчатник; макет  ткацкого станка; таблички (24 шт.); вопросы для закрепления (24 шт.); доклады учащихся; веера с числами у детей;  тарелочки (24 шт.), а в них кедровые орехи, яблоки, ягоды, семечки, плоды гороха, листочки бумаги; картофелина, йод; молоко (24 пакетика); синтезатор; ноутбук; проектирующая доска; магнитофон.                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Краткое описание: 
Вводная часть урока. (звучит мелодия из программы "Клуб кинопутешествий".) Учитель - Ребята, любите ли вы путешествовать? Сегодня мы отправимся на экскурсию в музей "Сельского хозяйства" и нашими экскурсоводами будут мои бывшие ученики 11 класса: (имена), а из 7 класса: (имена). Прошу любить и жаловать. Когда вы перейдёте в старшие классы, то надеюсь, что тоже будете моими помощниками. Экскурсовод 1. Позвольте начать мне с загадок. 1). С неба солнце золотое Золотые льют лучи. В поле дружною стеною Золотые усачи. (ПШЕНИЦА) Ученица показывает ГЕРБАРИЙ. 2). Что за две недели зеленится? Две недели колосится? Две недели отцветает? Две недели наливается? Две недели подсыхает? (РОЖЬ) Ученица показывает ГЕРБАРИЙ. Учитель -Чем похожи рожь и пшеница? ( Это зерновые культуры) -Какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием зерновых культур? Растениеводство (высвечивается на экране). - Как понимаете смысл слова растениеводство? Цель экскурсии (читаем на экране): Мы постараемся выяснить, какую роль растениеводство играет в сельскохозяйственном производстве, какие отрасли сельского хозяйства существуют, а также какова их роль в жизни человека. Существует множество легенд, вот одна из них – о древних земледельцах (на экране): Одними из самых первых земледельцев были древние шумеры. Они жили в Месопотамии (на территории современного Ирака) около 5500 лет назад. Шумеры выращивали ячмень и пшеницу. Из зерна нового урожая они отбирали для новой посадки самые лучшие семена, поэтому с каждым годом урожаи становились всё лучше. Мы посетим 4 зала и поближе познакомимся с сельскохозяйственными и плодово-ягодными культурами, бахчёвыми и волокнистыми растениями. Передаю слово экскурсоводу (имя). Экскурсовод 2. - Все готовы к путешествию по музею? Тогда отправляемся в первый зал, который называется «Злаковые сельскохозяйственные культуры». Отгадайте загадки: 1). Белая беляна По полю гуляла, Домой пришла, В сусек легла. (Мука) 2). Всем нужен, А не всякий сделает. (Хлеб) - Без чего не сытен обед? Как вкусен и душист хлеб! Но чтобы испечь хлеб, нужна мука. - А из чего делают муку? (Высвечивается на экране интерактивной доски изображения пшеницы, кукурузы, овса, ржи, ячменя). Это злаковые сельскохозяйственные культуры. У вас на партах гербарии с колосками пшеницы. - Кто знает, где достают люди пшеницу? (Выращивают на полях). - Что значит выращивают? Готовят почву, сеют, удобряют, борются с сорняками и вредителями, убирают урожай. Учитель. Растения, которые выращивает человек, называются культурные (вывешивается табличка на доску). Запишем в тетрадях число, тему урока «Растениеводство» и новый термин «культурные растения». - Так, какие растения называются культурными? (которые выращивает человек – дописываем в тетрадь) Наши третьеклассники подготовили дома доклады. Кто хочет нам рассказать о пшенице? (Слово предоставляется ребенку из класса подготовившему доклад). Ученица. Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Её сеют во всех странах мира. Самые распространённые виды пшеницы – твёрдые и мягкие. У твёрдой пшеницы зёрнышко твёрдое, а у мягкой – мягкое, мучнистое. Твёрдые сорта пшеницы – самые ценные, но они боятся морозов. Такую пшеницу выращивают в странах с тёплым климатом. Мягкая пшеница более выносливая и быстрее созревает. Её сеют в странах с более холодным климатом. Из пшеницы делают муку, макароны и даже крупу. - А какую, кто знает? Конечно же, манную. Самые лучшие макароны и самые пышные булочки получают из твёрдых сортов пшеницы. Пшеницу сеют весной и осенью. Если посеяли осенью, она называется озимая (вывешивается на доску термин), то есть посеянная перед зимой. Зелёные листочки будут зимовать под снегом, а весной, как только стает снег, сразу пойдут в рост. Если пшеницу посеют весной, то её называют яровой (термин на доске), то есть весенней, посаженной под яркое солнышко. В нашем родном Татарстане основными зерновыми культурами считаются озимая рожь и яровая пшеница. Но в этом году погода преподносит нам сюрпризы, высокая температура воздуха, долго не было тёплого снежного покрывала, а потому озимые могут погибнуть. Как видите, вырастить хорошую и урожайную пшеницу очень трудно. Для этого нужно много знать и старательно трудиться. Учитель. - Какая же пшеница называется озимой? Запишем в тетрадях: озимая – посеянная перед зимой, яровая – сеют весной. Следующий наш экскурсовод называется имя. Экскурсовод 3. К сельскохозяйственным культурам относят и бобовые культуры (высвечивается на экране). - Кто подскажет, какие? (На экране итеративной доски высвечиваются изображения: бобы обыкновенные, фасоль, соя, горох- всё это мы употребляем в пищу, чина лесная, клевер - идут на корм скоту). Остановимся у экспоната ГОРОХ. Физминутка. Учитель. Предлагаю помассажировать свои ручки. Возьмите по горошине из тарелочек, покатайте их по ладошкам, после по тыльной стороне ладошек. А экскурсовод вам поведает свой рассказ о горохе. Экскурсовод 3. Из зёрен этого растения приготовляют супы, каши, кисели, пюре, так как горох - очень ценная по содержанию белка кормовая культура. В I веке нашей эры эта культура из Индии попала в Китай (показ на карте), а оттуда в Японию. На Американский континент её завёз Христофор Колумб в конце 15 века. На Руси этот диетический продукт уже знали в 13 веке. Учитель. Следующий рассказ о капусте. Просим выступить экскурсовода 4 (называется имя ученика). Экскурсовод 4. Посмотрите, пожалуйста, сколько разновидностей капусты существует (показывает на экран): белокочанная, брюссельская, кольраби, цветная. Прошу, не шумя передать кочан капусты по рядам, чтобы все могли его рассмотреть, попробовать. Ребята, что можно приготовить из капусты? Недаром говорят «Щи да каша – пища наша». Капуста не только придаёт специфический вкус, но она богата аскорбиновой кислотой – витамином С. -Кто знает, что в народе называют «вторым хлебом»? Верно, картофель (показ на экране). Мы с вами едим не плод, так как плодами являются ягоды (показ на экране), которые растут на стеблях. А употребляем в пищу клубни – это видоизменённые побеги на корнях (показ на экране).На земном шаре картофель – одна из самых распространённых культур. Его возделывают на полях начиная у Полярного круга и до знойных пустынь Африки и Австралии (показ на карте). По народной медицине тёртый картофель следует прикладывать к поражённым участкам кожи при ожогах и экземе. Пары картофеля, образующиеся при варке – своеобразная ингаляция – помогают при заболеваниях верхних дыхательных путей. Опыт (проводит учитель). Проведём опыт. На разрезанную часть картофеля капнем йода. - Что произошло? (Картофель окрасился в фиолетовый цвет). Это доказывает, что картофель содержит крахмал, который необходим в приготовлении киселя, конфет и много другого. Экскурсовод 5. Вот какие существуют версии о внедрении картофеля в европейских странах. В Германии жестокий прусский король Вильгельм I в 18 веке провозгласил возделывание картофеля национальной обязанностью немцев и силой заставлял сажать его. А во Франции узнали картофель – ещё в начале 17 века, но его не умели, как следует приготовить, к тому же врачи уверяли, что он ядовит.И тут вмешался фармацевт – химик, иначе говоря, изготовитель лекарств Антуан Пармантье, который устроил обед для светил наук, где угощал блюдами из картофеля. Гостям понравилось кушанье, но они выразили опасение, что картофель будет портить почву. Тогда Пармантье пошёл на хитрость. Он попросил короля дать ему около Парижа участок земли и стражу. Пармантье посадил картофель и торжественно под звуки труб было объявлено, что если кто-либо решится на кражу драгоценного растения, подвергнется казни. Днём охраняли картофель стражники, а вечером их уводили в казармы. Парижане заинтересовались оберегаемым растением и смельчаки по ночам выкапывали клубни, и высаживали на своих огородах. Затея Пармантье увенчалась полным успехом. Французы поняли и признали ценные качества картофеля. А в Россию картофель завёз в конце 17 века Пётр I, который любил заморские диковинки. Экскурсовод 1. - Какое сельскохозяйственное растение можно назвать «цветком солнца»? - Почему? Физминутка. (Проводит учитель, а Лолита играет на синтезаторе).Нарисуем носиком подсолнух. Экскурсовод 1. (показывает на экран). Подсолнух – масличная сельскохозяйственная культура. Проведём ОПЫТ. Найдите в коробочках плод подсолнуха. Это семечко. Очистите его, а сердцевину разомните на бумажке карандашом. Что заметили с обратной стороны бумажки? (жирное пятно). Это доказывает содержание масла в данном продукте. Экскурсовод 2. Следующий раздел «кормовые культуры» (показ. табличку) - Что это за культуры? Само название подсказывает. Кого ими кормят? Человек должен заботиться не только о себе, но и о животных, которых выращивает. Летом многие животные могут найти корм на лугах. А чем же их кормить зимой? Для этого выращивают кормовые травы. Их названия мы прочитаем в учебнике на странице 93: (рассматриваются гербарии тимофеевки луговой, клевера ползучего, люцерна, кормовая свёкла) При скашивании этих многолетних трав получают сено для подкормки домашнего скота. Недаром говорят «Молоко у коровы на языке». Что это значит? Будет корова хорошо питаться, будут у человека молочные продукты. А молоко полезно для здоровья. Вот потому после этого урока, пользуясь благотворительной программой «Школьное молоко» мы выпьем до последней капельки этот полезный продукт. Ученик 3 класса. Кроме кормовых трав выращивают и кормовые корнеплоды. - Что значит корнеплоды? Корень является плодом. Для кормёжки животных выращивают кормовую: (показывает рисунки из доклада): свёклу, брюкву, репу, турнепс, морковь. Но выращивают ещё и сахарную свёклу (на экране). Почему её так называют «сахарная»? (потому, что из неё производят сахар). Верно. Из неё вырабатывают сахар, с которым мы пьём чай. В Древней Греции и Риме уже знали свёклу: употребляли в пищу и даже применяли как лекарственное растение. «Отец медицины» Гиппократ дал более 10 рецептов использования её для лечения различных заболеваний. Физминутка. Нарисуем носиком солнышко. Потянемся к солнышку как растения: вверх, вправо, влево, назад. Покачаемся на ветру влево, вправо, по кругу.Пошел дождик, спрячемся от него, присели на корточки. Экскурсовод 5. II зал «Плодово-ягодные культуры» (на экране). По ходу рассказа будем заполнять таблицу. К плодово-ягодным культурам относятся: 1). Семечковые (экран) – это яблоня, айва, груша Почему эти растения называются семечковые? Возьмите половинку яблока и посмотрите на него в разрезе. Мы видим семечки. Это многосемянное растение. Какую роль играют семечки? С помощью их размножаются растения. А теперь откусите кусочек яблока. Вкусно? Почему? Потому что плоды сочные. Яблоко можете доесть. В таблице поставим знак плюс в нужном столбце. Название растения Плод сочный Плод сухой односемянный многосемянные яблоня + + фундук + + 2). К плодово-ягодным культурам относятся и косточковые (экран). У каких сочных и очень вкусных растений встречается косточка внутри плода? Конечно же, это вишня, слива, абрикос, персик, черешня В таблице: вишня - сочная - 1 3). Ещё существуют орехоплодные культуры (экран). Это фисташки, грецкий орех, миндаль, лещина, то есть фундук орешки, которого лежат у вас в коробочках. Опишите его, что находится внутри? Расщёлкните. В таблице: орех - сухой - 1 (ядрышко) 4). И последние культуры называются плодово-ягодные (экран). - Почему их так назвали? (Плоды в виде ягод). Это земляника. – А ещё? Крыжовник, малина, смородина. Смородина находится в коробочках. Раздавите её. Какой плод? Что внутри находится? В таблице: смородина - сочная - многосемянная. ИТОГ. Вот мы и заполнили табличку, в которой видим, что плоды бывают -Сочные. – Назовите, какие? -Сухие. – Перечислим. - Многосемянные, какие? - Односемянные? Экскурсовод 1. - Кто знает, какая самая крупная ягода на земле? Переходим в III зал к «бахчёвым растениям» (экран, демонстрируются плоды). Это тыква , кабачок, патиссон, арбуз, дыня. - Что выращивают у нас в Татарстане? - Эти плоды сочные или сухие? - Односемянные или многосемянные? Отлично всё знаете! Учитель: Отправляемся в последний IV зал «Волокнистые растения» (экран), из которых люди получают волокно и ткут ткани. Какие растения относятся к прядильным культурам? (Демонстрируются гербарии) Лён, джут, кенаф, рами, хлопчатник (в коробочке). Люди называют его «белым золотом». Откройте учебник на стр. 93, прочитаем предпоследний абзац. Верно, из одного килограмма хлопкового волокна получают 12 метров ситца или 20 метров батиста. Перед вами макет прядильного старинного станка, на котором ткали ткань для пошива одежды. Заключительная часть урока. -Понравилось вам путешествие по музею? Давайте скажем спасибо нашим экскурсоводам и подведём итог урока. - Кто по вашему мнению заслуживает «5» за работу на уроке? А сейчас посмотрим, как вы поняли сегодняшнюю тему урока «Растениеводство»? Приготовили веера с числами. На партах у каждого есть вопросник. ТЕСТ А). Под каким номером правильно указаны отрасли растениеводства? 1). Полеводство, овощеводство, кактусоводство. 2). Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство. 3). Полеводство, овощеводство, оленеводство. Б). Укажи строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры. 1). Картофель, подсолнечник, лён, земляника. 2). Кабачок, патиссон, огурец, капуста. 3). Овёс, рожь, ячмень, пшеница. В). Какие профессии относятся к сельскохозяйственным? 1). Ткач, газосварщик, геолог. 2). Комбайнер, овощевод, хлопкороб. 3). Инженер, механик, докер. Г). Какое растение даёт нам белый хлеб? 1). Рожь. 2). Овёс. 3). Пшеница. Д). Из семян какой культуры получают масло? 1). Подсолнечника. 2). Гречихи. 3). Ячменя. Тетради собираются на проверку. Домашнее задание. Стр. 91 – 95 читать и отвечать на вопросы. В тетради стр. 32 №64, №65, №66. Можно составить из различных семян и крупы аппликацию.

 

 

 

 

Тема: "Растениеводство".

 

 

 Цель:

Выяснить какую роль растениеводство играет в сельскохозяйственном производстве, какие отрасли сельского хозяйства существуют, а также какова их роль в жизни человека.

 

 

Задачи: 

1. Знакомство с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством; учить различать культурные растения.

2. Развивать умение анализировать и обобщать полученные знания.

3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к труженикам сельского хозяйства и к произведённым ими продуктам.

 

             

 

 

 

    Оборудование и наглядность: вывеска «Музей сельского хозяйства»; таблички «культурные растения», «озимая», «яровая»; гербарии культурных растений; хлопчатник; макет  ткацкого станка; таблички (24 шт.); вопросы для закрепления (24 шт.); доклады учащихся; веера с числами у детей;  тарелочки (24 шт.), а в них кедровые орехи, яблоки, ягоды, семечки, плоды гороха, листочки бумаги; картофелина, йод; молоко (24 пакетика); синтезатор; ноутбук; проектирующая доска; магнитофон.                       

 

 

                                                                                                                      

 

 

 

Ход урока.

 

 

 

 

Вводная часть урока.

 

          (звучит мелодия из программы "Клуб кинопутешествий".)

Учитель                                                                                                                                                                       - Ребята, любите ли вы путешествовать?

         Сегодня мы отправимся на экскурсию в музей "Сельского      хозяйства" и нашими экскурсоводами будут мои бывшие ученики 11 класса: (имена), а из 7 класса: (имена). Прошу любить и жаловать.

          Когда вы перейдёте в старшие классы, то надеюсь, что тоже                                           будете моими помощниками.

 

Экскурсовод 1.  Позвольте начать мне с загадок.

1).  С неба солнце золотое

                Золотые льют лучи.

                В поле дружною стеною

                Золотые усачи.        (ПШЕНИЦА) Ученица показывает ГЕРБАРИЙ.

2).  Что за две недели зеленится?

       Две недели колосится?

       Две недели отцветает?

       Две недели наливается?

       Две недели подсыхает?

       (РОЖЬ)  Ученица показывает ГЕРБАРИЙ.

 

 

  Учитель

       -Чем похожи рожь и пшеница? ( Это зерновые культуры)

       -Какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием зерновых культур?

 

                  

 

 

 Растениеводство (высвечивается на экране).

 

       - Как понимаете смысл слова растениеводство?

 

Цель экскурсии (читаем на экране): Мы постараемся выяснить, какую роль растениеводство играет в сельскохозяйственном производстве, какие отрасли сельского хозяйства существуют, а также какова их роль в жизни человека. 

 

          Существует множество легенд, вот одна из них – о древних земледельцах (на экране): Одними из самых первых земледельцев были древние шумеры. Они жили в Месопотамии (на территории современного Ирака) около 5500 лет назад.  Шумеры выращивали ячмень и пшеницу. Из зерна нового урожая они отбирали для новой посадки самые лучшие семена, поэтому с каждым годом урожаи становились всё лучше.     Мы посетим 4 зала и поближе познакомимся с сельскохозяйственными и плодово-ягодными культурами, бахчёвыми и волокнистыми растениями.

     Передаю слово экскурсоводу (имя).

 

 

Экскурсовод 2.

 

- Все готовы к путешествию по музею?

 

Тогда отправляемся в первый зал, который называется «Злаковые сельскохозяйственные культуры».

 

 

Отгадайте загадки:

1). Белая беляна

     По полю гуляла,

     Домой пришла,

     В сусек легла.                (Мука)

2). Всем нужен,

     А не всякий сделает.    (Хлеб)

  - Без чего не сытен обед?

Как вкусен и душист хлеб! Но чтобы испечь хлеб, нужна мука.

- А из чего делают муку?

 (Высвечивается на экране интерактивной доски изображения пшеницы, кукурузы, овса, ржи,  ячменя).

Это злаковые сельскохозяйственные культуры.

У вас на партах гербарии с колосками пшеницы.

- Кто знает, где достают люди пшеницу? (Выращивают на полях).

- Что значит выращивают?

Готовят почву, сеют, удобряют, борются с сорняками и вредителями, убирают урожай.

 

 

Учитель.

Растения, которые выращивает человек, называются   культурные (вывешивается табличка на доску).

Запишем в тетрадях число, тему урока «Растениеводство» и новый термин «культурные растения».

- Так, какие растения называются культурными? (которые выращивает человек – дописываем в тетрадь)

Наши третьеклассники подготовили дома доклады. Кто хочет нам рассказать о пшенице? (Слово предоставляется ребенку из класса подготовившему доклад).

 

 

Ученица.      

 

Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Её сеют во всех странах мира.

Самые распространённые виды пшеницы – твёрдые и мягкие. У твёрдой пшеницы зёрнышко твёрдое, а у мягкой – мягкое, мучнистое. Твёрдые сорта пшеницы – самые ценные, но они боятся морозов. Такую пшеницу выращивают в странах с тёплым климатом. Мягкая пшеница более выносливая и быстрее созревает. Её сеют в странах с более холодным климатом. Из пшеницы делают муку, макароны и даже крупу.

- А какую, кто знает?  Конечно же, манную.

Самые лучшие макароны и самые пышные булочки получают из твёрдых сортов пшеницы. Пшеницу сеют весной и осенью. Если посеяли осенью, она называется озимая (вывешивается на доску термин), то есть посеянная перед зимой. Зелёные листочки будут зимовать под снегом, а весной, как только стает снег, сразу пойдут в рост.

Если пшеницу посеют весной, то её называют яровой (термин на доске), то есть весенней, посаженной под яркое солнышко. В нашем родном Татарстане основными зерновыми культурами считаются озимая рожь и яровая пшеница. Но в этом году погода преподносит нам сюрпризы, высокая температура воздуха, долго не было тёплого снежного покрывала, а потому озимые могут погибнуть.

Как видите, вырастить хорошую и урожайную пшеницу очень трудно. Для этого нужно много знать и старательно трудиться.

 

 

Учитель.

          - Какая же пшеница называется озимой? Запишем в тетрадях: озимая – посеянная перед зимой, яровая – сеют весной.

Следующий наш экскурсовод называется имя.

 

 

Экскурсовод 3. К сельскохозяйственным культурам относят и бобовые культуры

 

(высвечивается на экране).

- Кто подскажет, какие? (На экране итеративной доски высвечиваются изображения:   бобы обыкновенные, фасоль,  соя, горох- всё это мы употребляем в пищу, чина лесная,  клевер - идут на корм скоту).

Остановимся у экспоната ГОРОХ.

 

 

Физминутка.

Учитель. Предлагаю помассажировать свои ручки. Возьмите по горошине из тарелочек, покатайте их по ладошкам, после по тыльной стороне ладошек. А экскурсовод вам поведает свой рассказ о горохе.

 

Экскурсовод 3.  Из зёрен этого растения приготовляют супы, каши, кисели, пюре, так как горох - очень ценная по содержанию белка кормовая культура. В I веке нашей эры эта культура из Индии попала в Китай (показ на карте), а оттуда в Японию. На Американский континент её завёз Христофор Колумб в конце 15 века. На Руси этот диетический продукт уже знали в 13 веке.

 

Учитель. Следующий рассказ о капусте. Просим выступить экскурсовода 4 (называется имя ученика).

 

 

 

 

Экскурсовод 4. Посмотрите, пожалуйста, сколько разновидностей капусты существует  (показывает на экран): белокочанная,  брюссельская, кольраби, цветная.

 

 

      Прошу, не шумя передать кочан капусты по рядам, чтобы все могли его рассмотреть,     попробовать.                  

 

 

 Ребята, что можно приготовить из капусты?

 Недаром говорят «Щи да каша – пища наша». Капуста не только придаёт специфический вкус, но она богата аскорбиновой кислотой – витамином С.

           -Кто знает, что в народе называют «вторым хлебом»?

      Верно, картофель (показ на экране).

 

Мы с вами едим не плод, так как плодами являются ягоды (показ на экране), которые растут на стеблях. А употребляем в пищу клубни – это видоизменённые побеги на корнях (показ на экране).На земном шаре картофель – одна из самых распространённых культур.    Его возделывают на полях начиная у Полярного круга и до знойных пустынь Африки и Австралии (показ на карте).

 

   По народной медицине тёртый картофель следует прикладывать к поражённым участкам кожи при ожогах и экземе. Пары картофеля, образующиеся при варке – своеобразная ингаляция – помогают при заболеваниях верхних дыхательных путей.

 

 

 

Опыт (проводит учитель).

 

Проведём опыт. На разрезанную часть картофеля капнем йода.

- Что произошло? (Картофель окрасился в фиолетовый цвет). Это доказывает, что картофель содержит крахмал, который необходим в приготовлении киселя, конфет и много другого.

 

         

 

Экскурсовод 5.

 

 

Вот какие существуют версии о внедрении картофеля в европейских странах. В Германии жестокий прусский король Вильгельм I в 18 веке провозгласил возделывание картофеля национальной обязанностью немцев и силой заставлял сажать его.

А во Франции узнали картофель – ещё в начале 17 века, но его не умели, как следует приготовить, к тому же врачи уверяли, что он ядовит.И тут вмешался фармацевт – химик, иначе говоря, изготовитель лекарств Антуан Пармантье, который устроил обед для светил наук, где угощал блюдами из картофеля. Гостям понравилось кушанье, но они выразили опасение, что картофель будет портить почву.

          Тогда Пармантье пошёл на хитрость. Он попросил короля дать ему около Парижа участок земли и стражу. Пармантье посадил картофель и торжественно под звуки труб было объявлено, что если кто-либо решится на кражу драгоценного растения, подвергнется казни. Днём охраняли картофель стражники, а вечером их уводили в казармы. Парижане заинтересовались оберегаемым растением и смельчаки по ночам выкапывали клубни, и высаживали на своих огородах. Затея Пармантье увенчалась полным успехом. Французы поняли и признали ценные качества картофеля.

          А в Россию картофель завёз в конце 17 века Пётр I, который любил заморские диковинки.

 

 

Экскурсовод 1.

          - Какое сельскохозяйственное растение можно назвать «цветком солнца»?

          - Почему?

 

Физминутка. (Проводит учитель, а Лолита играет на синтезаторе).Нарисуем носиком подсолнух.

 

 

 

         

 

Экскурсовод 1. (показывает на экран).

          Подсолнух – масличная сельскохозяйственная культура.

 

Проведём ОПЫТ.

 

 

Найдите в коробочках плод подсолнуха. Это семечко. Очистите его, а сердцевину разомните на бумажке карандашом. Что заметили с обратной стороны бумажки? (жирное пятно). Это доказывает содержание масла в данном продукте.

 

 

Экскурсовод 2.

       Следующий раздел «кормовые культуры» (показ. табличку)

       - Что это за культуры? Само название подсказывает. Кого ими кормят?

 

Человек должен заботиться не только о себе, но и о животных, которых выращивает. Летом многие животные могут найти корм на лугах. А чем же их кормить зимой? Для этого выращивают кормовые травы. Их названия мы прочитаем в учебнике на странице 93: (рассматриваются гербарии  тимофеевки луговой,  клевера ползучего,              люцерна, кормовая свёкла) 

 

 

При скашивании этих многолетних трав получают сено для подкормки домашнего скота. Недаром говорят «Молоко у коровы на языке». Что это значит? Будет корова хорошо питаться, будут у человека молочные продукты. А молоко полезно для здоровья. Вот потому после этого урока, пользуясь благотворительной программой «Школьное молоко» мы выпьем до последней капельки этот полезный продукт.

 

 

Ученик 3 класса.

 

Кроме кормовых трав выращивают и кормовые корнеплоды.

- Что значит корнеплоды?

Корень является плодом. Для кормёжки животных выращивают кормовую: (показывает рисунки из доклада):  свёклу, брюкву, репу, турнепс, морковь.

         Но выращивают ещё и сахарную свёклу (на экране). Почему её так называют «сахарная»? (потому, что из неё производят сахар). Верно. Из неё вырабатывают сахар, с которым мы пьём чай.

   В Древней Греции и Риме уже знали свёклу: употребляли в пищу и даже применяли как лекарственное растение.

«Отец медицины» Гиппократ дал более 10 рецептов использования её для лечения различных заболеваний.

 

 

Физминутка.

 

 Нарисуем носиком солнышко. Потянемся к солнышку как растения: вверх, вправо, влево, назад.  Покачаемся на ветру влево, вправо, по кругу.Пошел дождик, спрячемся от него, присели на корточки.

 

 

Экскурсовод 5.

II зал «Плодово-ягодные культуры» (на экране).

          По ходу рассказа будем заполнять таблицу.

К плодово-ягодным культурам относятся:

 1). Семечковые (экран) – это яблоня, айва, груша

 Почему эти растения называются семечковые? Возьмите половинку яблока и посмотрите на него в разрезе. Мы видим семечки. Это многосемянное растение.

 Какую роль играют семечки? С помощью их размножаются растения. А теперь откусите кусочек яблока. Вкусно? Почему?  Потому что плоды сочные. Яблоко можете доесть.

 

 

В таблице поставим знак плюс в нужном столбце.

 

Название растения

Плод сочный

Плод сухой

односемянный

многосемянные

яблоня

+

 

 

 

+

 

фундук

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

2). К плодово-ягодным культурам относятся и косточковые (экран).

 

У каких сочных и очень вкусных растений встречается косточка внутри плода?                Конечно же, это вишня, слива, абрикос, персик, черешня

 

В таблице:    вишня  -  сочная  -  1

 

 

 

3). Ещё существуют орехоплодные культуры (экран).

 

       Это фисташки, грецкий орех,  миндаль, лещина, то есть фундук орешки, которого лежат    

 

 

      у вас в коробочках. Опишите его, что находится внутри? Расщёлкните.

В таблице:    орех  -  сухой  -  1  (ядрышко)

4). И последние культуры называются плодово-ягодные (экран).

          - Почему их так назвали? (Плоды в виде ягод).

Это земляника.      – А ещё?    Крыжовник, малина, смородина.

Смородина находится в коробочках. Раздавите её. Какой плод? Что внутри находится?

 

В таблице:   смородина  -  сочная  -  многосемянная.

 

 

ИТОГ.       Вот мы и заполнили табличку, в которой видим, что плоды бывают

-Сочные.    – Назовите, какие?

-Сухие.      – Перечислим.

- Многосемянные, какие?

- Односемянные?

 

 

 

Экскурсовод 1.

 

        - Кто знает, какая самая крупная ягода на земле?

 Переходим в III зал к «бахчёвым растениям»  (экран, демонстрируются плоды). Это тыква , кабачок, патиссон, арбуз, дыня.

      - Что выращивают у нас в Татарстане?

      - Эти плоды сочные или сухие?

      - Односемянные или многосемянные?  Отлично всё знаете!

 

 

Учитель: Отправляемся в последний IV зал «Волокнистые растения» (экран),

из которых люди получают волокно и ткут ткани. Какие растения относятся к прядильным культурам? (Демонстрируются гербарии) Лён,  джут, кенаф, рами, хлопчатник  (в коробочке). Люди называют его «белым золотом».

          Откройте учебник на стр. 93, прочитаем предпоследний абзац.

Верно, из одного килограмма хлопкового волокна получают 12 метров ситца или 20 метров батиста.

Перед вами макет прядильного старинного станка, на котором ткали ткань для пошива одежды.

 

 

 

        Заключительная часть урока.

 

-Понравилось вам путешествие по музею? Давайте скажем спасибо нашим экскурсоводам и подведём итог урока.

- Кто по вашему мнению заслуживает «5» за работу на уроке?

 

А сейчас посмотрим, как вы поняли сегодняшнюю тему урока «Растениеводство»?

 

Приготовили веера с числами. На партах у каждого есть вопросник.

 

ТЕСТ

 

 

 

А). Под каким номером правильно указаны отрасли растениеводства?

1). Полеводство, овощеводство, кактусоводство.

2). Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

3). Полеводство, овощеводство, оленеводство.

         Б). Укажи строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры.

1). Картофель, подсолнечник, лён, земляника.

2). Кабачок, патиссон, огурец, капуста.

3). Овёс, рожь, ячмень, пшеница.

 

В). Какие профессии относятся к сельскохозяйственным?

 

1). Ткач, газосварщик, геолог.

2). Комбайнер, овощевод, хлопкороб.

3). Инженер, механик, докер.

 

Г). Какое растение даёт нам белый хлеб?

1). Рожь.

2). Овёс.

3). Пшеница.

 

         Д). Из семян какой культуры получают масло?

 

1). Подсолнечника.

2). Гречихи.

 

3). Ячменя.

 

 

         

 

Тетради собираются на проверку.

 

 

 

Домашнее задание.

Стр. 91 – 95 читать и отвечать на вопросы. В тетради стр. 32  №64, №65, №66.

 Можно составить из различных семян и крупы аппликацию.

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн