Историческое краеведение - один из элементов исторического образования в школе. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирование гражданственных понятий и навыков. Краеведение раскрывает учащимся связи родного края, города, посёлка с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, посёлка с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Историческое краеведение играет в школе существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании российского патриотизма молодого поколения, т.к. «свои истоки любовь к Родине берёт в стране нашего детства - отчем крае, чей светлый образ навсегда остаётся в сердце каждого». Поэтому основным принципом исторического краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны.
В историческом краеведении почётное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к делам, трудам и подвигам предшествующих поколений, гордость за успехи и достижения земляков.
В связи с развитием экологического аспекта образования нашей школы краеведение призвано сыграть определённую роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы «природа-человек-общество» и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать какая существует связь хозяйственной и общественной деятельности с природой и к каким она приводила, приводит и может привести результатам как для природы так и для человека. Для воспитания рачительного хозяина края экологическая проблема в историческом краеведении очень актуальна.
Цель программы: создание условий для организации обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения и туризма, развитие и поощрение интереса к истории родного края
Задачи:
·воспитание у школьников любви к Отечеству, к своей «малой родине», бережное отношение к природному и культурному наследию родного края;
·изучение, возрождение и сохранение исторической памяти края, активизацию личного участия в охране природы в месте проживания, пробуждение в душе ребёнка чувства ответственности за судьбу своего посёлка;
·формирование эколого-эстетической культуры;
·создание оптимальных возможностей для творческого развития детей;
·приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности
Ведущими идеями кружковой деятельности являются идея творчества и саморазвития.
Программа кружка рассчитана на два года обучения с детьми 10-12 лет. Набор в группу свободный. Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная.
Количество часов в год составляет:72 часа, в неделю 2 часа -Iобучения, 144 часа, в неделю 4 часа –IIгод обучения. Курс делится на теоретическую и практическую части.
В результате кружковой деятельности планируется получение детьми знаний об истории родного края и накопление краеведческого материала, поисково-исследовательских навыков, воспитание гражданственности.
В ходе работы кружка учителем осуществляется консультация, координация и контроль над деятельностью учащихся. Занятия принимают разнообразные формы: лекции, встречи, беседы, экскурсии, коллективное чтение и обсуждение газетных, книжных краеведческих материалов, обследование улиц, мест, имеющих историческое значение, работа в краеведческом музее и т.д. Определение итогов работы кружка возможно в виде выпуска краеведческой газеты, создание и оформление альбомов, подготовка докладов к районной краеведческой конференции, викторины, олимпиады, организация историко-краеведческой недели в школе, оформление стендов, витрин в школьном музее.
Учебно-методический план
первого года обучения
№
Наименование разделов
Общее количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть
1
Введение в курс истории родного края
6
3
3
2
Владимирский край и Киржачская земля в древности (с древнейших времён доVIIIв.)
25
15
10
3
Владимирский край вVIII- первой третиXIIIв. Появление и развитие первых поселений на реке Киржач
25
15
10
4
Владимирский край в период вторжения иноземцев и княжеской усобицы
8
5
3
5
Объединение русских земель вокруг Москвы. Владимирский край в составе Московского государства (XIV-XVIв.в.). Значимость Киржачской земли в исторических событиях того времени
8
Всего: 72 ч
5
Всего: 43 ч
3
Всего: 29 ч
Итого: 72 часа
Содержание
1.Введение в курс истории родного края (6 часов)
Что такое краеведение? Науки-помощницы. Исторические источники и их классификация (3 часа).
Практическая часть: работа с картой и дидактическим материалом (3 часа)
2.Владимирский край и Киржачская земля в древности (с древнейших времён доVIIIв.) ( 25 часов)
Археологическое изучение заселения Владимирского края. Проблема заселения края человеком и древние стоянки эпохи палеолита и мезолита (Карачаровская, Сунгирская, Русаниха) на территории края. Орудия труда, украшения, произведения искусства. Стоянки неолитического периода на Киржачской земле. Фатьяновцы на территории края (15 часов).
Практическая часть:работа с историческими источниками, экскурсия в районный краеведческий музей (10 часов).
3.Владимирский край вVIII- первой третиXIIIв.в. Появление и развитие первых поселений на реке Киржач (25 часов)
По древним городам (Суздаль, Муром). Тайны названий. Прототип Ильи Муромца. Царица Грузии и владимирский княжич. Становление сельского хозяйства, ремёсел, торговли. Сергий Радонежский и первые поселенцы на реке Киржач. Первые летописные известия по истории края. Распространение христианства. Роман Киржачский (15 часов).
Практическая часть: работа с источниками, экскурсия в Новодевичий монастырь (10 часов)
4.Владимирский край в период вторжения иноземцев и княжеских усобиц (8 часов)
Участие Владимирцев в борьбе с нашествием хана Батыя и немецкими рыцарями-крестоносцами. Ярослав Всеволодович- великий князь владимирский. Александр Невский, его внутренняя и внешняя политика. Восстание против баскаков 1262 г. в городах края. Междоусобная борьба во второй половинеXIIIвека за великое Владимирское княжение. Владимирский край в период образования централизованного государства. Социально-экономическое развитие края (5 часа).
Практическая часть: работа с источниками (3 часа).
5.Объединение русских земель вокруг Москвы. Владимирский край в составе Московского государства (XIV-XVIв.в.). Значимость Киржачской земли в исторических событиях того времени. (8 часов)
Борьба московских и тверских князей за великое княжение владимирское. Начало вхождения Владимирского края в Московское княжество. Суздальско-Нижегородское княжество. Строительство монастырей-крепостей. Трагедия в Александровой слободе. Суздальская узница. Владимирские пейзажи И.Левитана. Занимательные факты. Социально-экономическое развитие Киржачской земли. Культура (5 часа).
Практическая часть:экскурсия в Суздаль.
По результатам первого года обучения учащийся должен
знать
·основные виды исторических источников по истории родного края;
·основные этапы и ключевые события истории края с древнейших времён доXVIвека; выдающихся исторических деятелей края, проявивших себя в этот период;
·важнейшие достижения духовной жизни края.
уметь
·работать с хронологией (соотносить даты событий истории родного края с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий);
·работать с историческим источником (отвечать на вопросы, опираясь на текст исторического документа, использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказах об исторических событиях);
·работать с исторической картой (показывать на карте территорию и границы Владимиро-Суздальского княжества, города, места важнейших исторических событий);
·описывать исторические события и памятники культуры края (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках).
Учебно-методический план
второго года обучения
№
Наименование разделов
Общее количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть
1
Социально – экономическое развитие Владимирского края и Киржачской земли вXVII-XVIIIв.в.
18
10
8
2
Владимирский край и земля Киржачская: общественно – политическая жизнь (XVII-XVIIIв.в.)
25
15
10
3
История культуры и быта Владимирского края и Киржачской земли вXVII-XVIIIв.в.
25
15
10
4
Владимирский край в дореформенный период
38
28
10
5
Владимирский край в пореформенное время
38
Всего: 144ч.
20
Всего: 88 ч.
18
Всего: 56 ч.
Итого: 144 часа
Содержание
1.Социально – экономическое развитие Владимирского края и Киржачской земли вXVII-XVIIIв.в. (18 часов)
Социально – экономическое развитие. Сельское хозяйство. Рост феодального землевладения. Повинности крестьян. Города края. Ремёсла.
Торговля. Сведения из таможенных книг о ремесле и торговле Владимира, Суздаля, Мурома, Гороховца и Киржача. Монастырские вотчины.
Реформы ПетраI. Первые крупные суконные и полотняные мануфактуры. Льнопрядение и канатное производство в Вязниках. Иконописание во Мстёре, Палехе, Суздале, Гороховце, Муроме и Вязниках. Металлообработка. Строительство флота в Переяславле. (10 часов).
Практическая часть: работа с картой и дидактическим материалом, архивом (8 часов)
2.Владимирский край и Киржачская земля: общественно- политическая жизнь (XVII-XVIIIв.в.) (25 часов)
Административное устройство Владимирского края. Край в период Смуты началаXVIIв. Борьба против польских и шведских интервентов. Поборы и грабежи местного населения интервентами. Участие Владимирцев в первом ополчении (1611 г.). Второе ополчение. Дмитрий Пожарский.
Обострение социальных конфликтов в серединеXVIIв. «Соляной бунт» во Владимире в 1648 г. Владимир – главный город провинции. Волнение Муромских крестьян в 1706 г. Евдокия Лопухина в Покровском монастыре г. Суздаля.
Отклики владимирских крестьян на восстание под предводительством Е.И. Пугачёва (1773-1775 г.г.).
Административное устройство края после областной реформы 1775 года. Губерния и уезды. (15 часов).
Практическая часть:работа с историческими источниками, экскурсия в районный краеведческий музей (10 часов).
3.История культуры и быта Владимирского края и Киржачской земли вXVII-XVIIIв.в. (25 часов)
Народное просвещение. Цифирные школы в Суздале, Владимире, Юрьеве. Зодчество. Культовое строительство: Богородская, Николо-Галейская, Вознесенская и Никольская церкви во Владимире. Церкви Киржача. Культовые сооружения в Александрове, Муроме, Суздале, Вязниках, Юрьеве.
Виноградов Д.И. – создатель русского фарфора. Художественные промыслы. Аргуновская резьба в Киржаче. Прикладное искусство.
Духовная семинария во Владимире. Главное народное училище. Сельские школы. Театр Воронцовых в с. Андреевском.
Жизнь и быт различных сословий в периодXVII-XVIIIв.в.: традиции, обычаи, обряды, уклад жизни, изменения в быту. (15 часов).
Практическая часть: работа с источниками, экскурсии по историческим местам района (10 часов)
4. Владимирский край в дореформенный период (38 часов)
Административное устройство и управление. Народонаселение. Сельское хозяйство. Крестьянство. Промыслы. Промышленность и торговля. Отечественная война 1812 года. Деятельность декабристов во Владимирском крае. Культура. (28 часов).
Практическая часть: работа с картой и дидактическим материалом (10 часов).
5.Владимирский край в пореформенное время (38 часов)
Крестьянская реформа. Сельское хозяйство. Крестьянские промыслы. Отходничество. Промышленность. Транспорт. Земская, городская и судебные реформы. Общественное движение. Народники. Марксисты. Культура и быт: просвещение, здравоохранение, литература, изучение края, искусство, театр. Видные деятели науки и культуры Владимирского края. Город Владимир. Городской быт.(20 часов).
Практическая часть:работа с историческими источниками, картами, экскурсия в районный краеведческий музей, проектная деятельность (18 часов).
По результатам второго года обучения учащийся должен
знать
·основные виды исторических источников по истории родного края;
·основные этапы и ключевые события истории края сXVIIв. доXIXвека; выдающихся исторических деятелей края, проявивших себя в этот период;
·важнейшие достижения духовной жизни края, сформировавшиеся в ходе исторического периода
уметь
·работать с хронологией (соотносить даты событий истории родного края с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий);
·работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа, использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказах об исторических событиях, сравнивать свидетельства разных источников);
·работать с исторической картой (показывать на карте территорию и границы Владимирской губернии, города, места важнейших исторических событий);
·описывать исторические события и памятники культуры края (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описания исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, отчётов об экскурсиях, рефератов, сочинений).
·анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления указанного периода
Методическое обеспечение программы
1.Наглядные пособия (плакаты, журналы, предметы старины, исторические карты и т.д.)
Основным методом работы в кружке является поисково-исследовательский. Он подразумевает деление на теоретическое исследование (изучение специальной краеведческой литературы, журналов, фотографий, предметов культурной деятельности человека и т.д.) и практическое ( экскурсии, археологические разведки, туристические походы).
Литература для обучающихся
1.Памятники истории и культуры. Вып.1, Ярославль, 1989.
2. Воронова О. Владимирские пейзажи. М., 1997.
3. Воронин Н. А. По древним городам. М.,1978.
4. Сысоев Н.Д. На туристских тропах. (О природе Влад.
края). Ярославль, 1983.
5. Литвинов И. По городам Залесья. М., 1978.
6.Попадейкин В.В. Золотое кольцо. М., 1975.
7. Кротов С. Кошкин С. Киржач. Ярославль, 1988.
8. История Владимирского края. Ярославль, 1992.
9. Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли
Владимирской. Ярославль. 1978.
10.Сафронов Н.С. Это интересно знать… (Заметки
краеведа). Ярославль, 1995.
Литература для учителя
1.Попадейкин В.В. Золотое кольцо. М., 1975.
2. Кичигин М.И., Иванов А.Л. Владимирское ополье. Владимир,
1993.
3.Кротов С. Кошкин С. Киржач. Ярославль, 1988.
4.История Владимирского края. Ярославль, 1992.
5.Памятники истории и культуры. Вып.1, Ярославль, 1989.
6.Воронова О. Владимирские пейзажи. М., 1997.
7.Воронин Н. А. По древним городам. М.,1978.
8.Сысоев Н.Д. На туристских тропах. (О природе Влад. края). Ярославль, 1983.
9.Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Ярославль. 1978.
10.Сафронов Н.С. Это интересно знать… (Заметки краеведа). Ярославль, 1995.
11.Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. М., 2001.
12. Куницын М. Александрова Слобода. (Исторический очерк). Ярославль, 1977.
13.Доманская Н.А. Экономическая география владимирской области. Ярославль, 2000.
14.Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1998.
15.Тихомиров М.Н. Летописи и хроники. М., 1980.
Муниципальное образовательное учреждение
«Першинская общеобразовательная средняя школа»
Киржачский район Владимирская область
Программа кружка
«Родной край»
Руководитель: Нестерчук Н.Н.,
учитель истории
Першино 2008
План работы кружка «Родной край»
на 2009-2010 учебный год
Першинская общеобразовательная средняя школа
№
Мероприятия
Сроки проведения
1
Обсуждение и принятие общего плана работы, выбор и распределение тем для исследовательских работ. Подготовка программ сбора материала об истории родного края, включая вспомогательный материал – вопросники, памятки, таблицы, карточки обследования.
сентябрь
2
Выявление информаторов – участников исторических событий, очевидцев, ветеранов, старожилов.
октябрь
3
Собирание, описание и изучение предметов материальной и духовной культуры местных жителей
ноябрь
декабрь
4
Определение и изучение документальных источников, хранящихся в местном архиве
январь
февраль
5
Отбор материала, проверка его достоверности, оценка и систематизация
март
6
Методическая обработка и оформление материала на выставке, в экспозиции школьного музея.
апрель
7
Работа с научными журналами «Вопросы истории», «История России», «Археология» и др.
постоянно
8
Подведение итогов работы по каждому пункту плана (выпуск рукописной книги исследовательских работ, альбома, проведение вечера, конференции, викторины)
май
Цель программы: создание условий для организации обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения и туризма, развитие и поощрение интереса к истории родного края
Задачи:
·воспитание у школьников любви к Отечеству, к своей «малой родине», бережное отношение к природному и культурному наследию родного края;
·изучение, возрождение и сохранение исторической памяти края, активизацию личного участия в охране природы в месте проживания, пробуждение в душе ребёнка чувства ответственности за судьбу своего посёлка;
·формирование эколого-эстетической культуры;
·создание оптимальных возможностей для творческого развития детей;
·приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности
Ведущими идеями кружковой деятельности являются идея творчества и саморазвития.
Программа кружка рассчитана на два года обучения с детьми 10-12 лет. Набор в группу свободный. Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная.
Количество часов в год составляет:72 часа, в неделю 2 часа -Iобучения, 144 часа, в неделю 4 часа –IIгод обучения. Курс делится на теоретическую и практическую части.
В результате кружковой деятельности планируется получение детьми знаний об истории родного края и накопление краеведческого материала, поисково-исследовательских навыков, воспитание гражданственности.
В ходе работы кружка учителем осуществляется консультация, координация и контроль над деятельностью учащихся. Занятия принимают разнообразные формы: лекции, встречи, беседы, экскурсии, коллективное чтение и обсуждение газетных, книжных краеведческих материалов, обследование улиц, мест, имеющих историческое значение, работа в краеведческом музее и т.д. Определение итогов работы кружка возможно в виде выпуска краеведческой газеты, создание и оформление альбомов, подготовка докладов к районной краеведческой конференции, викторины, олимпиады, организация историко-краеведческой недели в школе, оформление стендов, витрин в школьном музее.
Учебно-методический план
первого года обучения
№
Наименование разделов
Общее количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть
1
Введение в курс истории родного края
6
3
3
2
Владимирский край и Киржачская земля в древности (с древнейших времён доVIIIв.)
25
15
10
3
Владимирский край вVIII- первой третиXIIIв. Появление и развитие первых поселений на реке Киржач
25
15
10
4
Владимирский край в период вторжения иноземцев и княжеской усобицы
8
5
3
5
Объединение русских земель вокруг Москвы. Владимирский край в составе Московского государства (XIV-XVIв.в.). Значимость Киржачской земли в исторических событиях того времени
8
Всего: 72 ч
5
Всего: 43 ч
3
Всего: 29 ч
Итого: 72 часа
Содержание
1.Введение в курс истории родного края (6 часов)
Что такое краеведение? Науки-помощницы. Исторические источники и их классификация (3 часа).
Практическая часть: работа с картой и дидактическим материалом (3 часа)
2.Владимирский край и Киржачская земля в древности (с древнейших времён доVIIIв.) ( 25 часов)
Археологическое изучение заселения Владимирского края. Проблема заселения края человеком и древние стоянки эпохи палеолита и мезолита (Карачаровская, Сунгирская, Русаниха) на территории края. Орудия труда, украшения, произведения искусства. Стоянки неолитического периода на Киржачской земле. Фатьяновцы на территории края (15 часов).
Практическая часть:работа с историческими источниками, экскурсия в районный краеведческий музей (10 часов).
3.Владимирский край вVIII- первой третиXIIIв.в. Появление и развитие первых поселений на реке Киржач (25 часов)
По древним городам (Суздаль, Муром). Тайны названий. Прототип Ильи Муромца. Царица Грузии и владимирский княжич. Становление сельского хозяйства, ремёсел, торговли. Сергий Радонежский и первые поселенцы на реке Киржач. Первые летописные известия по истории края. Распространение христианства. Роман Киржачский (15 часов).
Практическая часть: работа с источниками, экскурсия в Новодевичий монастырь (10 часов)
4.Владимирский край в период вторжения иноземцев и княжеских усобиц (8 часов)
Участие Владимирцев в борьбе с нашествием хана Батыя и немецкими рыцарями-крестоносцами. Ярослав Всеволодович- великий князь владимирский. Александр Невский, его внутренняя и внешняя политика. Восстание против баскаков 1262 г. в городах края. Междоусобная борьба во второй половинеXIIIвека за великое Владимирское княжение. Владимирский край в период образования централизованного государства. Социально-экономическое развитие края (5 часа).
Практическая часть: работа с источниками (3 часа).
5.Объединение русских земель вокруг Москвы. Владимирский край в составе Московского государства (XIV-XVIв.в.). Значимость Киржачской земли в исторических событиях того времени. (8 часов)
Борьба московских и тверских князей за великое княжение владимирское. Начало вхождения Владимирского края в Московское княжество. Суздальско-Нижегородское княжество. Строительство монастырей-крепостей. Трагедия в Александровой слободе. Суздальская узница. Владимирские пейзажи И.Левитана. Занимательные факты. Социально-экономическое развитие Киржачской земли. Культура (5 часа).
Практическая часть:экскурсия в Суздаль.
По результатам первого года обучения учащийся должен
знать
·основные виды исторических источников по истории родного края;
·основные этапы и ключевые события истории края с древнейших времён доXVIвека; выдающихся исторических деятелей края, проявивших себя в этот период;
·важнейшие достижения духовной жизни края.
уметь
·работать с хронологией (соотносить даты событий истории родного края с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий);
·работать с историческим источником (отвечать на вопросы, опираясь на текст исторического документа, использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказах об исторических событиях);
·работать с исторической картой (показывать на карте территорию и границы Владимиро-Суздальского княжества, города, места важнейших исторических событий);
·описывать исторические события и памятники культуры края (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках).
Учебно-методический план
второго года обучения
№
Наименование разделов
Общее количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть
1
Социально – экономическое развитие Владимирского края и Киржачской земли вXVII-XVIIIв.в.
18
10
8
2
Владимирский край и земля Киржачская: общественно – политическая жизнь (XVII-XVIIIв.в.)
25
15
10
3
История культуры и быта Владимирского края и Киржачской земли вXVII-XVIIIв.в.
25
15
10
4
Владимирский край в дореформенный период
38
28
10
5
Владимирский край в пореформенное время
38
Всего: 144ч.
20
Всего: 88 ч.
18
Всего: 56 ч.
Итого: 144 часа
Содержание
1.Социально – экономическое развитие Владимирского края и Киржачской земли вXVII-XVIIIв.в. (18 часов)
Социально – экономическое развитие. Сельское хозяйство. Рост феодального землевладения. Повинности крестьян. Города края. Ремёсла.
Торговля. Сведения из таможенных книг о ремесле и торговле Владимира, Суздаля, Мурома, Гороховца и Киржача. Монастырские вотчины.
Реформы ПетраI. Первые крупные суконные и полотняные мануфактуры. Льнопрядение и канатное производство в Вязниках. Иконописание во Мстёре, Палехе, Суздале, Гороховце, Муроме и Вязниках. Металлообработка. Строительство флота в Переяславле. (10 часов).
Практическая часть: работа с картой и дидактическим материалом, архивом (8 часов)
2.Владимирский край и Киржачская земля: общественно- политическая жизнь (XVII-XVIIIв.в.) (25 часов)
Административное устройство Владимирского края. Край в период Смуты началаXVIIв. Борьба против польских и шведских интервентов. Поборы и грабежи местного населения интервентами. Участие Владимирцев в первом ополчении (1611 г.). Второе ополчение. Дмитрий Пожарский.
Обострение социальных конфликтов в серединеXVIIв. «Соляной бунт» во Владимире в 1648 г. Владимир – главный город провинции. Волнение Муромских крестьян в 1706 г. Евдокия Лопухина в Покровском монастыре г. Суздаля.
Отклики владимирских крестьян на восстание под предводительством Е.И. Пугачёва (1773-1775 г.г.).
Административное устройство края после областной реформы 1775 года. Губерния и уезды. (15 часов).
Практическая часть:работа с историческими источниками, экскурсия в районный краеведческий музей (10 часов).
3.История культуры и быта Владимирского края и Киржачской земли вXVII-XVIIIв.в. (25 часов)
Народное просвещение. Цифирные школы в Суздале, Владимире, Юрьеве. Зодчество. Культовое строительство: Богородская, Николо-Галейская, Вознесенская и Никольская церкви во Владимире. Церкви Киржача. Культовые сооружения в Александрове, Муроме, Суздале, Вязниках, Юрьеве.
Виноградов Д.И. – создатель русского фарфора. Художественные промыслы. Аргуновская резьба в Киржаче. Прикладное искусство.
Духовная семинария во Владимире. Главное народное училище. Сельские школы. Театр Воронцовых в с. Андреевском.
Жизнь и быт различных сословий в периодXVII-XVIIIв.в.: традиции, обычаи, обряды, уклад жизни, изменения в быту. (15 часов).
Практическая часть: работа с источниками, экскурсии по историческим местам района (10 часов)
4. Владимирский край в дореформенный период (38 часов)
Административное устройство и управление. Народонаселение. Сельское хозяйство. Крестьянство. Промыслы. Промышленность и торговля. Отечественная война 1812 года. Деятельность декабристов во Владимирском крае. Культура. (28 часов).
Практическая часть: работа с картой и дидактическим материалом (10 часов).
5.Владимирский край в пореформенное время (38 часов)
Крестьянская реформа. Сельское хозяйство. Крестьянские промыслы. Отходничество. Промышленность. Транспорт. Земская, городская и судебные реформы. Общественное движение. Народники. Марксисты. Культура и быт: просвещение, здравоохранение, литература, изучение края, искусство, театр. Видные деятели науки и культуры Владимирского края. Город Владимир. Городской быт.(20 часов).
Практическая часть:работа с историческими источниками, картами, экскурсия в районный краеведческий музей, проектная деятельность (18 часов).
По результатам второго года обучения учащийся должен
знать
·основные виды исторических источников по истории родного края;
·основные этапы и ключевые события истории края сXVIIв. доXIXвека; выдающихся исторических деятелей края, проявивших себя в этот период;
·важнейшие достижения духовной жизни края, сформировавшиеся в ходе исторического периода
уметь
·работать с хронологией (соотносить даты событий истории родного края с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий);
·работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа, использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказах об исторических событиях, сравнивать свидетельства разных источников);
·работать с исторической картой (показывать на карте территорию и границы Владимирской губернии, города, места важнейших исторических событий);
·описывать исторические события и памятники культуры края (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описания исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, отчётов об экскурсиях, рефератов, сочинений).
·анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления указанного периода
Методическое обеспечение программы
1.Наглядные пособия (плакаты, журналы, предметы старины, исторические карты и т.д.)
Основным методом работы в кружке является поисково-исследовательский. Он подразумевает деление на теоретическое исследование (изучение специальной краеведческой литературы, журналов, фотографий, предметов культурной деятельности человека и т.д.) и практическое ( экскурсии, археологические разведки, туристические походы).
Литература для обучающихся
1.Памятники истории и культуры. Вып.1, Ярославль, 1989.
2. Воронова О. Владимирские пейзажи. М., 1997.
3. Воронин Н. А. По древним городам. М.,1978.
4. Сысоев Н.Д. На туристских тропах. (О природе Влад.
края). Ярославль, 1983.
5. Литвинов И. По городам Залесья. М., 1978.
6.Попадейкин В.В. Золотое кольцо. М., 1975.
7. Кротов С. Кошкин С. Киржач. Ярославль, 1988.
8. История Владимирского края. Ярославль, 1992.
9. Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли
Владимирской. Ярославль. 1978.
10.Сафронов Н.С. Это интересно знать… (Заметки
краеведа). Ярославль, 1995.
Литература для учителя
1.Попадейкин В.В. Золотое кольцо. М., 1975.
2. Кичигин М.И., Иванов А.Л. Владимирское ополье. Владимир,
1993.
3.Кротов С. Кошкин С. Киржач. Ярославль, 1988.
4.История Владимирского края. Ярославль, 1992.
5.Памятники истории и культуры. Вып.1, Ярославль, 1989.
6.Воронова О. Владимирские пейзажи. М., 1997.
7.Воронин Н. А. По древним городам. М.,1978.
8.Сысоев Н.Д. На туристских тропах. (О природе Влад. края). Ярославль, 1983.
9.Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Ярославль. 1978.
10.Сафронов Н.С. Это интересно знать… (Заметки краеведа). Ярославль, 1995.
11.Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. М., 2001.
12. Куницын М. Александрова Слобода. (Исторический очерк). Ярославль, 1977.
13.Доманская Н.А. Экономическая география владимирской области. Ярославль, 2000.
14.Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1998.
15.Тихомиров М.Н. Летописи и хроники. М., 1980.
Муниципальное образовательное учреждение
«Першинская общеобразовательная средняя школа»
Киржачский район Владимирская область
Программа кружка
«Родной край»
Руководитель: Нестерчук Н.Н.,
учитель истории
Першино 2008
План работы кружка «Родной край»
на 2009-2010 учебный год
Першинская общеобразовательная средняя школа
№
Мероприятия
Сроки проведения
1
Обсуждение и принятие общего плана работы, выбор и распределение тем для исследовательских работ. Подготовка программ сбора материала об истории родного края, включая вспомогательный материал – вопросники, памятки, таблицы, карточки обследования.
сентябрь
2
Выявление информаторов – участников исторических событий, очевидцев, ветеранов, старожилов.
октябрь
3
Собирание, описание и изучение предметов материальной и духовной культуры местных жителей
ноябрь
декабрь
4
Определение и изучение документальных источников, хранящихся в местном архиве
январь
февраль
5
Отбор материала, проверка его достоверности, оценка и систематизация
март
6
Методическая обработка и оформление материала на выставке, в экспозиции школьного музея.
апрель
7
Работа с научными журналами «Вопросы истории», «История России», «Археология» и др.
постоянно
8
Подведение итогов работы по каждому пункту плана (выпуск рукописной книги исследовательских работ, альбома, проведение вечера, конференции, викторины)
май
Историческое краеведение - один из элементов исторического образования в школе. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирование гражданственных понятий и навыков. Краеведение раскрывает учащимся связи родного края, города, посёлка с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, посёлка с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Историческое краеведение играет в школе существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании российского патриотизма молодого поколения, т.к. «свои истоки любовь к Родине берёт в стране нашего детства - отчем крае, чей светлый образ навсегда остаётся в сердце каждого». Поэтому основным принципом исторического краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны.
В историческом краеведении почётное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к делам, трудам и подвигам предшествующих поколений, гордость за успехи и достижения земляков.
В связи с развитием экологического аспекта образования нашей школы краеведение призвано сыграть определённую роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы «природа-человек-общество» и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать какая существует связь хозяйственной и общественной деятельности с природой и к каким она приводила, приводит и может привести результатам как для природы так и для человека. Для воспитания рачительного хозяина края экологическая проблема в историческом краеведении очень актуальна.
Цель программы: создание условий для организации обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения и туризма, развитие и поощрение интереса к истории родного края
Задачи:
·воспитание у школьников любви к Отечеству, к своей «малой родине», бережное отношение к природному и культурному наследию родного края;
·изучение, возрождение и сохранение исторической памяти края, активизацию личного участия в охране природы в месте проживания, пробуждение в душе ребёнка чувства ответственности за судьбу своего посёлка;
·формирование эколого-эстетической культуры;
·создание оптимальных возможностей для творческого развития детей;
·приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности
Ведущими идеями кружковой деятельности являются идея творчества и саморазвития.
Программа кружка рассчитана на два года обучения с детьми 10-12 лет. Набор в группу свободный. Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная.
Количество часов в год составляет:72 часа, в неделю 2 часа -Iобучения, 144 часа, в неделю 4 часа –IIгод обучения. Курс делится на теоретическую и практическую части.
В результате кружковой деятельности планируется получение детьми знаний об истории родного края и накопление краеведческого материала, поисково-исследовательских навыков, воспитание гражданственности.
В ходе работы кружка учителем осуществляется консультация, координация и контроль над деятельностью учащихся. Занятия принимают разнообразные формы: лекции, встречи, беседы, экскурсии, коллективное чтение и обсуждение газетных, книжных краеведческих материалов, обследование улиц, мест, имеющих историческое значение, работа в краеведческом музее и т.д. Определение итогов работы кружка возможно в виде выпуска краеведческой газеты, создание и оформление альбомов, подготовка докладов к районной краеведческой конференции, викторины, олимпиады, организация историко-краеведческой недели в школе, оформление стендов, витрин в школьном музее.
Учебно-методический план
первого года обучения
№
Наименование разделов
Общее количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть
1
Введение в курс истории родного края
6
3
3
2
Владимирский край и Киржачская земля в древности (с древнейших времён доVIIIв.)
25
15
10
3
Владимирский край вVIII- первой третиXIIIв. Появление и развитие первых поселений на реке Киржач
25
15
10
4
Владимирский край в период вторжения иноземцев и княжеской усобицы
8
5
3
5
Объединение русских земель вокруг Москвы. Владимирский край в составе Московского государства (XIV-XVIв.в.). Значимость Киржачской земли в исторических событиях того времени
8
Всего: 72 ч
5
Всего: 43 ч
3
Всего: 29 ч
Итого: 72 часа
Содержание
1.Введение в курс истории родного края (6 часов)
Что такое краеведение? Науки-помощницы. Исторические источники и их классификация (3 часа).
Практическая часть: работа с картой и дидактическим материалом (3 часа)
2.Владимирский край и Киржачская земля в древности (с древнейших времён доVIIIв.) ( 25 часов)
Археологическое изучение заселения Владимирского края. Проблема заселения края человеком и древние стоянки эпохи палеолита и мезолита (Карачаровская, Сунгирская, Русаниха) на территории края. Орудия труда, украшения, произведения искусства. Стоянки неолитического периода на Киржачской земле. Фатьяновцы на территории края (15 часов).
Практическая часть:работа с историческими источниками, экскурсия в районный краеведческий музей (10 часов).
3.Владимирский край вVIII- первой третиXIIIв.в. Появление и развитие первых поселений на реке Киржач (25 часов)
По древним городам (Суздаль, Муром). Тайны названий. Прототип Ильи Муромца. Царица Грузии и владимирский княжич. Становление сельского хозяйства, ремёсел, торговли. Сергий Радонежский и первые поселенцы на реке Киржач. Первые летописные известия по истории края. Распространение христианства. Роман Киржачский (15 часов).
Практическая часть: работа с источниками, экскурсия в Новодевичий монастырь (10 часов)
4.Владимирский край в период вторжения иноземцев и княжеских усобиц (8 часов)
Участие Владимирцев в борьбе с нашествием хана Батыя и немецкими рыцарями-крестоносцами. Ярослав Всеволодович- великий князь владимирский. Александр Невский, его внутренняя и внешняя политика. Восстание против баскаков 1262 г. в городах края. Междоусобная борьба во второй половинеXIIIвека за великое Владимирское княжение. Владимирский край в период образования централизованного государства. Социально-экономическое развитие края (5 часа).
Практическая часть: работа с источниками (3 часа).
5.Объединение русских земель вокруг Москвы. Владимирский край в составе Московского государства (XIV-XVIв.в.). Значимость Киржачской земли в исторических событиях того времени. (8 часов)
Борьба московских и тверских князей за великое княжение владимирское. Начало вхождения Владимирского края в Московское княжество. Суздальско-Нижегородское княжество. Строительство монастырей-крепостей. Трагедия в Александровой слободе. Суздальская узница. Владимирские пейзажи И.Левитана. Занимательные факты. Социально-экономическое развитие Киржачской земли. Культура (5 часа).
Практическая часть:экскурсия в Суздаль.
По результатам первого года обучения учащийся должен
знать
·основные виды исторических источников по истории родного края;
·основные этапы и ключевые события истории края с древнейших времён доXVIвека; выдающихся исторических деятелей края, проявивших себя в этот период;
·важнейшие достижения духовной жизни края.
уметь
·работать с хронологией (соотносить даты событий истории родного края с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий);
·работать с историческим источником (отвечать на вопросы, опираясь на текст исторического документа, использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказах об исторических событиях);
·работать с исторической картой (показывать на карте территорию и границы Владимиро-Суздальского княжества, города, места важнейших исторических событий);
·описывать исторические события и памятники культуры края (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках).
Учебно-методический план
второго года обучения
№
Наименование разделов
Общее количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть
1
Социально – экономическое развитие Владимирского края и Киржачской земли вXVII-XVIIIв.в.
18
10
8
2
Владимирский край и земля Киржачская: общественно – политическая жизнь (XVII-XVIIIв.в.)
25
15
10
3
История культуры и быта Владимирского края и Киржачской земли вXVII-XVIIIв.в.
25
15
10
4
Владимирский край в дореформенный период
38
28
10
5
Владимирский край в пореформенное время
38
Всего: 144ч.
20
Всего: 88 ч.
18
Всего: 56 ч.
Итого: 144 часа
Содержание
1.Социально – экономическое развитие Владимирского края и Киржачской земли вXVII-XVIIIв.в. (18 часов)
Социально – экономическое развитие. Сельское хозяйство. Рост феодального землевладения. Повинности крестьян. Города края. Ремёсла.
Торговля. Сведения из таможенных книг о ремесле и торговле Владимира, Суздаля, Мурома, Гороховца и Киржача. Монастырские вотчины.
Реформы ПетраI. Первые крупные суконные и полотняные мануфактуры. Льнопрядение и канатное производство в Вязниках. Иконописание во Мстёре, Палехе, Суздале, Гороховце, Муроме и Вязниках. Металлообработка. Строительство флота в Переяславле. (10 часов).
Практическая часть: работа с картой и дидактическим материалом, архивом (8 часов)
2.Владимирский край и Киржачская земля: общественно- политическая жизнь (XVII-XVIIIв.в.) (25 часов)
Административное устройство Владимирского края. Край в период Смуты началаXVIIв. Борьба против польских и шведских интервентов. Поборы и грабежи местного населения интервентами. Участие Владимирцев в первом ополчении (1611 г.). Второе ополчение. Дмитрий Пожарский.
Обострение социальных конфликтов в серединеXVIIв. «Соляной бунт» во Владимире в 1648 г. Владимир – главный город провинции. Волнение Муромских крестьян в 1706 г. Евдокия Лопухина в Покровском монастыре г. Суздаля.
Отклики владимирских крестьян на восстание под предводительством Е.И. Пугачёва (1773-1775 г.г.).
Административное устройство края после областной реформы 1775 года. Губерния и уезды. (15 часов).
Практическая часть:работа с историческими источниками, экскурсия в районный краеведческий музей (10 часов).
3.История культуры и быта Владимирского края и Киржачской земли вXVII-XVIIIв.в. (25 часов)
Народное просвещение. Цифирные школы в Суздале, Владимире, Юрьеве. Зодчество. Культовое строительство: Богородская, Николо-Галейская, Вознесенская и Никольская церкви во Владимире. Церкви Киржача. Культовые сооружения в Александрове, Муроме, Суздале, Вязниках, Юрьеве.
Виноградов Д.И. – создатель русского фарфора. Художественные промыслы. Аргуновская резьба в Киржаче. Прикладное искусство.
Духовная семинария во Владимире. Главное народное училище. Сельские школы. Театр Воронцовых в с. Андреевском.
Жизнь и быт различных сословий в периодXVII-XVIIIв.в.: традиции, обычаи, обряды, уклад жизни, изменения в быту. (15 часов).
Практическая часть: работа с источниками, экскурсии по историческим местам района (10 часов)
4. Владимирский край в дореформенный период (38 часов)
Административное устройство и управление. Народонаселение. Сельское хозяйство. Крестьянство. Промыслы. Промышленность и торговля. Отечественная война 1812 года. Деятельность декабристов во Владимирском крае. Культура. (28 часов).
Практическая часть: работа с картой и дидактическим материалом (10 часов).
5.Владимирский край в пореформенное время (38 часов)
Крестьянская реформа. Сельское хозяйство. Крестьянские промыслы. Отходничество. Промышленность. Транспорт. Земская, городская и судебные реформы. Общественное движение. Народники. Марксисты. Культура и быт: просвещение, здравоохранение, литература, изучение края, искусство, театр. Видные деятели науки и культуры Владимирского края. Город Владимир. Городской быт.(20 часов).
Практическая часть:работа с историческими источниками, картами, экскурсия в районный краеведческий музей, проектная деятельность (18 часов).
По результатам второго года обучения учащийся должен
знать
·основные виды исторических источников по истории родного края;
·основные этапы и ключевые события истории края сXVIIв. доXIXвека; выдающихся исторических деятелей края, проявивших себя в этот период;
·важнейшие достижения духовной жизни края, сформировавшиеся в ходе исторического периода
уметь
·работать с хронологией (соотносить даты событий истории родного края с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий);
·работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа, использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказах об исторических событиях, сравнивать свидетельства разных источников);
·работать с исторической картой (показывать на карте территорию и границы Владимирской губернии, города, места важнейших исторических событий);
·описывать исторические события и памятники культуры края (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описания исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, отчётов об экскурсиях, рефератов, сочинений).
·анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления указанного периода
Методическое обеспечение программы
1.Наглядные пособия (плакаты, журналы, предметы старины, исторические карты и т.д.)
Основным методом работы в кружке является поисково-исследовательский. Он подразумевает деление на теоретическое исследование (изучение специальной краеведческой литературы, журналов, фотографий, предметов культурной деятельности человека и т.д.) и практическое ( экскурсии, археологические разведки, туристические походы).
Литература для обучающихся
1.Памятники истории и культуры. Вып.1, Ярославль, 1989.
2. Воронова О. Владимирские пейзажи. М., 1997.
3. Воронин Н. А. По древним городам. М.,1978.
4. Сысоев Н.Д. На туристских тропах. (О природе Влад.
края). Ярославль, 1983.
5. Литвинов И. По городам Залесья. М., 1978.
6.Попадейкин В.В. Золотое кольцо. М., 1975.
7. Кротов С. Кошкин С. Киржач. Ярославль, 1988.
8. История Владимирского края. Ярославль, 1992.
9. Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли
Владимирской. Ярославль. 1978.
10.Сафронов Н.С. Это интересно знать… (Заметки
краеведа). Ярославль, 1995.
Литература для учителя
1.Попадейкин В.В. Золотое кольцо. М., 1975.
2. Кичигин М.И., Иванов А.Л. Владимирское ополье. Владимир,
1993.
3.Кротов С. Кошкин С. Киржач. Ярославль, 1988.
4.История Владимирского края. Ярославль, 1992.
5.Памятники истории и культуры. Вып.1, Ярославль, 1989.
6.Воронова О. Владимирские пейзажи. М., 1997.
7.Воронин Н. А. По древним городам. М.,1978.
8.Сысоев Н.Д. На туристских тропах. (О природе Влад. края). Ярославль, 1983.
9.Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Ярославль. 1978.
10.Сафронов Н.С. Это интересно знать… (Заметки краеведа). Ярославль, 1995.
11.Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. М., 2001.
12. Куницын М. Александрова Слобода. (Исторический очерк). Ярославль, 1977.
13.Доманская Н.А. Экономическая география владимирской области. Ярославль, 2000.
14.Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1998.
15.Тихомиров М.Н. Летописи и хроники. М., 1980.
Муниципальное образовательное учреждение
«Першинская общеобразовательная средняя школа»
Киржачский район Владимирская область
План работы кружка «Родной край»
на 2009-2010 учебный год
Першинская общеобразовательная средняя школа
№
Мероприятия
Сроки проведения
1
Обсуждение и принятие общего плана работы, выбор и распределение тем для исследовательских работ. Подготовка программ сбора материала об истории родного края, включая вспомогательный материал – вопросники, памятки, таблицы, карточки обследования.
сентябрь
2
Выявление информаторов – участников исторических событий, очевидцев, ветеранов, старожилов.
октябрь
3
Собирание, описание и изучение предметов материальной и духовной культуры местных жителей
ноябрь
декабрь
4
Определение и изучение документальных источников, хранящихся в местном архиве
январь
февраль
5
Отбор материала, проверка его достоверности, оценка и систематизация
март
6
Методическая обработка и оформление материала на выставке, в экспозиции школьного музея.
апрель
7
Работа с научными журналами «Вопросы истории», «История России», «Археология» и др.
постоянно
8
Подведение итогов работы по каждому пункту плана (выпуск рукописной книги исследовательских работ, альбома, проведение вечера, конференции, викторины)
май
Программа кружка
«Правовая грамотность»
Руководитель: Нестерчук Н.Н.,
учитель истории и обществознания
Правовая законность, т.е. точное соблюдение всеми законов Российского государства есть объективное условие жизни и деятельности российского общества. Российские законы закрепляют и охраняют принципы демократии, государственные интересы и личные права человека, регулируют поведение людей, их отношения между собой.
Кружок «Правовая грамотность» призван способствовать формированию у школьников гражданской зрелости, сознательного и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей, к исполнению российских законов, к соблюдению общественных и государственных интересов. Кружок поможет формированию у каждого ребёнка главных признаков культурности и воспитанности человека - уважительного и заботливого отношения к другим членам общества; вежливости и тактичности, доброты и внимательности; умение вести себя так, чтобы не причинять неудобств другим людям; способности подчинять свои интересы интересам коллектива, интересам общества.
Таким образом, ЦЕЛЬЮ преподавания и изучения курса правовой грамотности является воспитание детей в духе уважения законов, уважения к людям, к личности человека; формирование у каждого школьника внутреннего убеждения в недопустимости малейшего посягательства на права, честь и достоинство человека; воспитание чувства личной ответственности за приумножение и охрану государственной собственности, гражданской активности и готовности ответить решительными действиями на аморальные поступки и преступные посягательства.
Данный курс рассчитан на 72 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Возрастные рамки детей 14-16 лет (9-11 классы).
При изучении курса применяются следующие формы работы: лекции, беседы, тестирование, просмотр фильмов, чтение газет, журналов, обсуждение политических новостей, экскурсии, встречи с политиками, юристами, оформление уголка права и т.д.
Учебно-методический план
№
Наименование разделов
Общее количество
часов
Теоретическая часть
Практическая часть
1
Что такое правоведение? Отрасли права. Юридическая грамотность.
4
2
2
2
Государственное устройство: политическая основа, экономическая основа, социальная структура общества
4
2
2
3
Основные права и обязанности граждан РФ
2
1
1
4
Право на труд
2
1
1
5
Право на образование
2
1
1
6
Административное право
2
1
1
7
Трудовой договор. Трудовая дисциплина. Охрана труда
2
1
1
8
Гражданское право: общие положения гражданского права и право собственности
8
6
2
9
Семейное право. Брак и семья в российском обществе
4
2
2
10
Уголовное право
4
2
2
11
Преступление и виды уголовной ответственности
4
2
2
12
Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность
2
1
1
13
Уголовная ответственность за преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности
4
2
2
14
Уголовная ответственность за преступления против собственности
4
2
2
15
Уголовная ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка
4
2
2
16
Обеспечение законности и правопорядка
4
2
2
17
Правоохранительные органы
4
2
2
18
Участие общественности в обеспечении законности и правопорядка