1. Кейс- текст по теме: "Современные подходы к пониманию права" /11 класс/. Учащиеся анализируют документ из работы современного российского правоведа С.С.Алексеева "Право:азбука-теория- философия".
"Теория естественного права стала по сути дела первой в истории философско-политической мысли предельно простой.....идеей, направленной на то, чтобы просто- напросто сообразно здравому смыслу и требованиям науки связать право с естественными началами жизни людей, с естественной средой, с человеческим бытиём. Именно поэтому естественно- правовые взгляды стали не только....исходным пунктом в действительно основательных глубоких философских трактовках права, но и одним из наиболее значительных завоеваний гуманитарной мысли в истории человечества, свершением и своено рода "открытием" человеческого духа".
Вопросы: 1).Сформулируйте основную мысль фрагмента.
2).Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века?
3).Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно- правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.
2. Ситуационный сценарий урока с применением метода "мозговой штурм" по теме: "Участие России в Первой мировой войне"/.9 класс/
Цель: групповое обсуждение для решения проблемы: "Могла ли Россия избежать участия в войне?"
Организация класса: 4 группы- генераторы, аналитики , рецезенты иоппоненты.
Генераторы выдвигают версии тезиса: " Участие Российской империи в войне не было неизбежным". Оппоненты им возражают и приводят доказательства в пользу точки зрения: "Россия не смогла избежать участия в Первой мировой войне". Аналитики задают обеим группам вопросы, уточняющие и дополняющие их аргументы.
На данном этапе урога возникает дискуссия. в которой каждый может высказать свою точку зрения. Принять окончательное решение поможет игра " Уголки". в ходе которой группы учащихся расходятся по разным углам кабинета, в зависимости от того, какой точки зрения они придерживаю тся.
После того как участники дискуссии определились с точкой зрения, наступает очередь рецензентов. Они дают оценку работы каждого в ходе урока. Последним этапом урока становится рефлексия, все получают возможность высказать, что им понравилось и что не понравилось.
Суть работы состояла в том, что все участники ставились в условия умственного напряжения при решении одной и той же проблемы. Одновременно наличие партрёров помогало раскрепоститься и дать свободу воображению Каждый понимал, что на него надеются в общем продвижении к решению задачи, и именно эти ожидания выступали мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности.
3.Мой вариант плана проведения интерактивной дискуссии по теме: " Россия в начале ХХ1 века".
План. 1)Становление новой россйской государственности.
2)Радикальные социально-экономические реформы.
3)Основные направления социальной политики. Консолидация общества. Демографическая ситуация.
4) Тенденции развития национальных отношений. Локальные конфликты и их последствия.
5)Духовная жизнь российского общество в эпоху перемен. Острые проблемы.
6)Геополитическая ситуация и восстановление позиций России во внешней политике. Национальная безопаснсть.
7) Итоги: противоречия м проблемы России в начале ХХ1 века.
Контрольные вопросы. 1)Способствуют ли реформы политической системы России формированию правового государства и гражданского
общества?
2)Идёт ли, с вашей точки зрения, процесс политических преобразований в России в русле современной
цивилизации? Свой ответ аргументируйте.
3)Почему стали необходимы экономические реформы в нашей стране? Чем объясняется принятие курса на
рыночную экономику//? Что свидетельствует об экономическом кризисе и каковы основные меры по стабилизации
экономики?
4)Охарактеризуйте разные точки зрения на проблему социального неравенства. Можно ли осуществить социальную
справедливость в условиях рыночной экономики?
5) В чём проявилось кризисное состояние межнациональных отношений в нашей стране? Каковы основные
причины этого явления и как они преодолевались?
6)Как кризисное состояние в целом в обществе сказалось на культуре?Каковы пути выравнивания возможностей
людей в приобщении их к достижениям культуры? Как сохранить интеллектуальный потенциал страны?
7)Каковы проблемы России в современой внешней политике?
4.Проекты: А. " Правовое государство в России - миф или реальность? (дискуссия с элементами компьютерной презентации).
Б."Хочу быть президентом". (деловая игра).
В."Нам дороги эти позабыть нельзя"( участие жителей посёлка Верхний Баскунчак в В.О. войне - встреча с ветеранами, оформление
альбома, компьютерной презентации).
Г. "Моя родословная" ( компьютерная презентация).
Д."Гражданская война: новые подходы"( реферат).
|
На: Лабораторная работа № 3. "Познавательная деятельность".
Вы успешно справились с заданием. Поздравляю!
С уважением, Эмирова Лилия Дестебеговна, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарых и общественных дисциплин АИПКП