Официальный сайт printclick 24/7/365
Цели урока: 1. Способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних условий для достижения цели) и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку. 2. Развивать основные способы мыслительной деятельности: учить анализировать этапы своего профессионального плана, выделять главное, обобщать и систематизировать. 3. Воспитывать навыки сознательной дисциплины: собранность и внимательность во время работы; навыки интеллектуальной активности. Тип урока: сообщение новых знаний с элементами социально-психологического тренинга. Методы урока: словесный, наглядный, практический. Ход урока: 1. Организационный блок. Сообщение темы и цели урока. (Слайд №1, 2) Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии «Я и мир профессий». Цитата дня: (Слайд №3). “Нельзя вести домашнее хозяйство, не подходя к плите. Нельзя поймать рыбу на удочку, не забросив крючок. Нельзя достичь своей цели, не прилагая усилий”. Кэти Селигман, журналистка. 2. (Слайд №4) Тренинговое упражнение: «Профессия на букву» 3. Информационный блок. Сообщение новых знаний. (Слайд №5) У каждого человека: и у взрослого, и у ребёнка – есть удивительная возможность – мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу “лестницей желаний”. Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того, как вы будете вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом. Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учета своих способностей и возможных препятствий. Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни. Тренинговое упражнение: “Мои жизненные приоритеты” (Слайд №6) Про старушку. В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились. - Многого ли достигла в жизни эта старушка? - Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни? - Каковы были её жизненные ценности? (Слайд №7) Профессиональный план – это представление человека о своём профессиональном будущем, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта. Говоря о профессиональном плане, мы говорим о пути, имеющем протяжённость во времени. Планирование обычно бывает: долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель). Планирование профессионального пути у человека чаще всего идёт как намётки основных вех. Причём эти вехи могут быть разные: временные (например, к 23 годам окончить институт и найти хорошую работу), событийные (стать менеджером) без чёткого указания возраста человека при совершении события. Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо проявить максимум самостоятельности. Ошибки, пока они только в планах, исправимы. У вас есть знания о себе и о мире профессий, ведь осознанным выбор человека может быть только тогда, когда учитываются все обстоятельства дела. При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача на ЕНТ, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое. (Слайд № 8) Для планирования своего профессионального пути часто используется схема профессионального планирования, разработанная Е.А. Климовым: 3. Схема личного профессионального плана (бланки бумажные) Главная цель – какую профессию выбираю Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, каким буду, где буду, на кого буду равняться, кем я буду, чего достигну. Ближайшие задачи и более отдаленные цели Первая проба сил, работа, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста Пути и средства достижения ближайших целей Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ курсы) Внешние препятствия на пути достижения цели Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей Свои возможности для достижения цели Состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию Запасные варианты и пути их достижения Например: “не пройду по конкурсу в техникум – попробую поступить на ту же специальность в ПТУ “ и т.д. 4. Практический блок. Первичное закрепление знаний. В соответствии с этой моделью построения плана продумайте ответы на следующие вопросы. Ответы на эти вопросы – и есть ваш “смутный” профессиональный план. В соответствии с этим проектом попробуйте спланировать, что вам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели. А после того как план готов, необходимо начать по нему действовать. 5. Диагностический блок. Викторина игра «Самая-самая». (Слайд №9) Ответы: самая зеленая – садовод, лесник, цветовод и др; Самая сладкая – кондитер, продавец в в кондитерском отделе; Самая денежная – банкир, проф теннисисты, боксеры, модели; Самая волосатая – парикмахер; Самая детская – воспитатель,, педиатр, учитель; Самая смешная – клоун, пародист; Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник; Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог; Самая опасная – сапер, каскадер; Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь 1. конкурс «Профголоволомки». (Слайд №10, 11, 12) Ответы: акванавт, врач, полевод, наборщик, ветеринар, заправщик, повар, дворник, 2. пословица: «Труд человека кормит, а лень портит», 3. поговорка: «Ударная работа человека красит»; 4. игра «13 Я» (Слайд №13, 14): 1 – адаптация, 2 – акция, 3 – ассоциация, 4 – инвестиция, 5 – инфляция, 6 – конкуренция, 7 – консультация, 8 – корпорация, 9 – миграция, 10 – облигация, 11 – приватизация, 12 – организация, 13 – профессия; конкурс «Закончи пословицу». (Слайд №15) Мини-викторина для болельщиков: В каком году и кем впервые была создана швейная машина? (В 1755 году англ изобретателем Вайзенталем). Кто первый: мужчины или женщины – начали вязать на спицах? (Мужчины) Как называется прямой товарообмен? (Бартер) Как называется документ, с помощью которого можно оформить человека на работу? (Контракт) Кто из русских царей владел 14-ю ремеслами? (Петр 1) Кем по профессии был А.П.Чехов? (Врач) В этой фамилии спряталось название профессии: Стралужин. (Журналист) Что производят в Бразилии? (Бразильцев) Как удвоить количество ваших денег? (посмотреть на них в зеркало) Какой человек одной рукой может остановить автомобиль? (Инспектор ГИБДД) Какая разница между блохой и собакой? (собаки могут иметь блох, а блохи собак – нет) Перед кем люди всегда снимают шляпы? (парикмахером) Кто работает спустя рукава? (пожарник) Кто ходит сидя? (шахматист) Кто завез в Европу мороженное? (Венецианский путешественник Марко Поло) Как сварить вкусную кашу без масла? (с любовью) То назад, то вперед ходит, бродит пароход. Остановишь – горе. Продырявит море. (Утюг) 7. Заключительный блок. Обсуждение степени полезности и значимости материала урока для формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане. Первым этапом профессиональной карьеры является осознанный выбор профессии, в которой в наибольшей степени проявятся способности человека. Профессиональный план – это не перечисленные на листе бумаги пункты мероприятий, а мысленное представление будущего. Поскольку профессиональный план – не вещь, а представление, то личное в нём зависит от личных качеств человека, обдумывающего свой план, от его характера, опыта, склада ума. Планы у разных людей могут быть смутными, отрывочными или полными, ясными, реалистическими или фантастическими. Пока это только планы, следует проанализировать их всесторонне, обдумать также различные приемлемые и возможные варианты. Профессиональные планы с различными вариантами решения жизненных проблем являются хорошей возможностью избежать стрессов от каких-либо неудач. Важно научиться быть исследователем своей жизненной и профессиональной перспективы, изучать себя в различных жизненных ситуациях. Успешно составленный профессиональный план – это фундамент будущей профессиональной деятельности человека, его карьеры. Рефлексия: “Я – высказывание” Литература 1. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (10-11 классы). – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – (Педагогика. Психология. Управление). 2. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М..: ВАКО, 2005. 3. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения). 4. Тесты по профориентации для учащихся / сост. А.А.Аркадьев. – Минск: Соврем. шк., 2008 5. Шевченко М.Ф. Тренинг “Профориентация для старшеклассников”. – СПб.: Речь, 2007
компьютер, проектор, шкатулка, и мн.др
Смотреть видео hd онлайн