Submitted by Наталья Викторовна Енькова on Fri, 10/12/2010 - 21:51
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме:
Стихотворение И.А. Бунина "Листопад"
Цель урока:Познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад».
Задачи:
1.Воспитывать любовь к поэзии.
2.Работать над выразительным чтением стихотворения.
3.Развивать речь, творческие способности учащихся.
4. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
5. Закрепить знания о средствах художественной выразительности.
6. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Оборудование:портрет писателя, книги И.А. Бунина, осенние листочки из цветной бумаги, картина И.И. Левитана «Золотая осень», рисунки детей с осенним пейзажем, мультимедиапроектор.
google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Ход урока
I.Организационный момент.
1) Введение в тему.
Ребята, какое сейчас время года? (осень). Что характерно для осени?
- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.
- А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С.Пушкин)
II. Проверка домашнего задания.
- Чтение стихов об осени
2)Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).
- Как образовалось слово “листопад”?
-Назовите имена существительные. (Подчеркнуть)
- Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.
- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные
III. Сообщение темы и целей урока урока.
3) Слово учителя об И.А.Бунине.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина и его замечательным стихотворением «Листопад».
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.
Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.
В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.
С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.
В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).
Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
4). Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад.
5). Творческая работа.
- В нашем классе сегодня тоже листопад. Посмотрите, у вас на партах листья.
- Дома вы готовили описание этого природного явления. Давайте послушаем, что вы представляете, когда слышите слово листопад.
(Чтение записей учащихся.)
1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад.
2. Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.
3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру.
4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада.
- А теперь послушайте, как И.А.Бунин описывает листопад.
6). Работа над стихотворением “Листопад”.
а). Выразительное чтение стихотворения учителем.Учащиеся с закрытыми глазами прослушивают его.
Вопрос перед чтением:
- Какие картины природы предстали перед вами?
б) Беседа по содержанию прочитанного.
- Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?
- Какое настроение выражено автором?
- Чем восхищается автор?
в) Словарно – лексическая работа.
- Объясните значение слова завороженный – очарованный, околдованный.
- Подберите синонимы к словам:
Лиловый– фиолетовый, сиреневый; Золотой – желтый; Багряный – красный густого, тёмного оттенка.
Лазурь– светло-синий цвет, синева.
- Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.
- Объясните слова поэта “И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой”.
- Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы? Чего он достигает необычным изображением осени?
г) Работа над содержанием стихотворения.
д) Чтение учащихся про себя.
— Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу.
е) Хоровое чтение по частям с анализом
Iчастьдо слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»
— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)
— А почему лес расписной? Кто его расписывал?
— С чем сравнивает поэт лес? (с теремом) Найдите и зачитайте этот отрывок.
— Что такое терем? Кто жил раньше в теремах? Чем терем отличается от простой избы?
(Показ слайдов)
— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.
— С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте
— Что говорит о ёлочках? Зачитайте
— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)
— Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)
— Почему Бунин говорит «оконца», а не окна? (раньше в теремах были маленькие окошки)
— Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?
— Кто хозяйка терема? (Осень) Докажите словами текста
— Кто такая вдова? Почему говорится «тихой вдовой»? (Осень наступает постепенно)
IIчасть
Учитель. А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.
Учащиеся
- Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:
"Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть, из серебра".
- Мотылька, похожего на белый лепесток.
- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:
"И точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом".
- День солнечный, яркий:
"Сегодня так тепло кругом"…
Учитель.А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»
- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье). Учитель.А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?
Учащиеся- Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…
- А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:
"Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье".
Учитель.Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:
"молчанье" - ч ;
"вышине" - ш ;
"можно" - ж ;
"тишине" - ш ;
"расслышать" - ш ;
"шуршанье" - ш .
— Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)
— Для чего? (чтобы передать шорох листьев)
УчительЭтот приём называется звукопись. Ещё в стихотворении присутствует обонятельный образ.
Попробуйте найти его. («Лес пахнет дубом и сосной»)
— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)
- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям?
— Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?
7. Прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»
УчительОсень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает П.И. Чайковский.
(Прослушивание и отдых учащихся под музыку П.И. Чайковского)
Комментирование учителя. В пьесе «Осенняя песня» («Октябрь») П.И.Чайковского слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал П.И. Чайковский в своей «Осенней песне».
8. Беседа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
Перед вами картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана, которая называется "Золотая осень". Рассмотрите внимательно картину и ответьте на вопросы:
1. Почему картина так называются?
2. Что изображено на переднем плане картины? На дальнем? (изображение леса, который стоит стеной, сквозь золотую листву клёнов видны голубые просветы и т.д.)
3. С какими чувствами художник писал эту картину?
4. Сумел ли художник передать свое настроение вам?
ж) Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа в стихотворении и на картине.
- Посмотрите на картину, какие цвета использовал в ней художник? Какие цвета преобладающие? (Ребята описывают картину)
- Давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина.
(Ребята вычитывают:
"лиловый";
"золотой;
"багряный";
желтый - "желтою резьбой";
голубой - "в лазури голубой";
синий - "в синей вышине";
серебристый - "как есть из серебра";
белый - "белый лепесток".)
Учитель.Очень интересно: художник и поэт изобразили похожие картины осени, словно договорились. Но, конечно же, никто ни с кем не договаривался, - просто красивое в природе привлекает любого человека, - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.
9. Работа в парах
Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности.
— Какие вы знаете средства художественной выразительности? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)
Iряд — находит и подчёркивает сравнения
IIряд – эпитеты
Проверка
з) Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.
— Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)
— Какие строки повторяются? (Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный)
— Одинаково ли их надо читать? (Нет)
(1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо)
— Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)
— Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.
- Чтение стихотворения учащимися вслух.
10. Итог урока.
- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).
- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?
Вывод учителя Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Что мы должны помнить, находясь в лесу?
11. Домашнее задание:подготовиться к конкурсу чтецов со стихотворением И.А. Бунина “Листопад”, нарисовать иллюстрацию и сделать подпись словами стихотворения.
На: Стихотворение И.А.Бунина "Листопад"
Спасибо большое. Я рада, что урок вам понравился.
Енькова Н.В.