Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Стихотворение И.А.Бунина "Листопад"

Фото пользователя Наталья Викторовна Енькова
Submitted by Наталья Викторовна Енькова on Fri, 10/12/2010 - 21:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Енькова Н.В.
Место работы, должность: 
МОУ Круглинская СОШ имени Героя Советского Союза И.А. Хромова Мичуринского р-на Тамбовской области; учитель начальных классов
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 
Познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад».
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
14
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Учебник «Родная речь» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В.

4 класс. Ч.1,2. М.: Просвещение, 2007г.

  

 

 


 
Используемые ЦОР: 

1. Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»

2. Пьеса «Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (из личного архива)

 
Краткое описание: 
Урок литературного чтения включает в себя творческую работу учащихся, прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла «Времена года», работу по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

 


 

 

 

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме:

Стихотворение И.А. Бунина "Листопад"

Цель урока: Познакомить  учащихся с творчеством  И.А.Бунина  и его стихотворением «Листопад».

Задачи:

1.Воспитывать любовь к поэзии.
2.Работать над выразительным чтением стихотворения.
3.Развивать речь, творческие способности учащихся.
4. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
5. Закрепить знания о средствах художественной выразительности.

6. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: портрет писателя, книги И.А. Бунина, осенние листочки из цветной бумаги, картина И.И. Левитана «Золотая осень», рисунки детей с осенним пейзажем, мультимедиапроектор.

google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Ход урока

I. Организационный момент.

1) Введение в тему.

Ребята, какое сейчас время года? (осень). Что характерно для осени?

- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.

- А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С.Пушкин)

II. Проверка домашнего задания.

- Чтение стихов об осени

2) Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).

-  Как образовалось слово “листопад”?

-Назовите имена существительные. (Подчеркнуть)
- Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.
- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные

 

III. Сообщение темы и целей урока урока.

3) Слово учителя об И.А.Бунине.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина и его замечательным стихотворением «Листопад».

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.

В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

4). Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад.

5). Творческая работа.

- В нашем классе сегодня тоже листопад. Посмотрите, у вас на партах листья.

- Дома вы готовили описание этого природного явления. Давайте послушаем, что вы представляете, когда слышите слово листопад.

(Чтение записей учащихся.)

1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад.

2. Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.

3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру.

4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада.

- А теперь послушайте, как И.А.Бунин описывает листопад.

6). Работа над стихотворением “Листопад”.

а). Выразительное чтение стихотворения учителем. Учащиеся с закрытыми глазами прослушивают его.

Вопрос перед чтением:
- Какие картины природы предстали перед вами?

б) Беседа по содержанию прочитанного.

- Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?

- Какое настроение выражено автором?

- Чем восхищается автор?

в) Словарно – лексическая работа.

- Объясните значение слова завороженный – очарованный, околдованный.
- Подберите синонимы к словам:

Лиловый – фиолетовый, сиреневый;
Золотой – желтый;
Багряный – красный густого, тёмного оттенка.

Лазурь – светло-синий цвет, синева.

- Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.
- Объясните слова поэта “И Осень тихою вдовой  вступает в пестрый терем свой”.
- Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы? Чего он достигает необычным изображением осени?

г)  Работа над содержанием стихотворения.

д) Чтение учащихся про себя.

— Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу.

е)  Хоровое чтение по частям с анализом

I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»

— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)

— А почему лес расписной? Кто его расписывал?

— С чем сравнивает поэт лес? (с теремом) Найдите и зачитайте этот отрывок.

— Что такое терем? Кто жил раньше в теремах? Чем терем отличается от простой избы?

(Показ слайдов)

— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.

— С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте

— Что говорит о ёлочках? Зачитайте

— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)

— Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)

— Почему Бунин говорит «оконца», а не окна? (раньше в теремах были маленькие окошки)

— Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?

— Кто хозяйка терема? (Осень) Докажите словами текста

— Кто такая вдова? Почему говорится «тихой вдовой»? (Осень наступает постепенно)

II часть

Учитель. А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

Учащиеся

 - Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:
"Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть, из серебра".

- Мотылька, похожего на белый лепесток.

- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:
"И точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом".

- День солнечный, яркий:
"Сегодня так тепло кругом"…

Учитель. А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

Учащиеся - Чтобы  понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

- А еще чтобы  услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:
"Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье".

Учитель.  Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:
"молчанье" - ч ;
"вышине" - ш ;
"можно" - ж ;
"тишине" - ш ;
"расслышать" - ш ;
"шуршанье" - ш .

— Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)

— Для чего? (чтобы передать шорох листьев)

Учитель  Этот приём называется звукопись. Ещё в стихотворении присутствует обонятельный образ.

Попробуйте найти его. («Лес пахнет дубом и сосной»)

— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)

 - Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям?

— Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?

 

7. Прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»

Учитель     Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой  восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает П.И. Чайковский.

(Прослушивание и отдых учащихся под музыку П.И. Чайковского)

Комментирование учителя.  В пьесе «Осенняя песня» («Октябрь») П.И.Чайковского  слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал П.И. Чайковский  в своей «Осенней песне».

 

  8. Беседа  по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Перед вами картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана, которая называется "Золотая осень". Рассмотрите внимательно картину и ответьте на вопросы:
1. Почему картина так называются?
2. Что изображено на переднем плане картины? На дальнем? (изображение леса, который стоит стеной,  сквозь золотую листву клёнов видны голубые просветы и т.д.)
3. С какими чувствами художник писал  эту картину?

4. Сумел ли художник передать свое настроение вам?

ж) Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа  в стихотворении и на картине.

- Посмотрите на картину, какие цвета использовал в ней художник? Какие цвета преобладающие? (Ребята описывают картину)

- Давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина.

(Ребята вычитывают:
"лиловый";
"золотой;
"багряный";
желтый - "желтою резьбой";
голубой - "в лазури голубой";
синий - "в синей вышине";
серебристый - "как есть из серебра";
белый - "белый лепесток".)

Учитель. Очень интересно: художник и поэт изобразили похожие картины осени, словно договорились. Но, конечно же, никто ни с кем не договаривался, - просто красивое в природе привлекает любого человека, - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.

 

9. Работа в парах

 Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности.

— Какие вы знаете средства художественной выразительности? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

I ряд — находит и подчёркивает сравнения

II ряд – эпитеты

 

Проверка

з) Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.

— Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)

— Какие строки повторяются? (Лес, точно терем расписной

  Лиловый, золотой, багряный)

— Одинаково ли их надо читать? (Нет)

(1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо)

— Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)

— Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.

- Чтение стихотворения учащимися вслух.

10. Итог урока.

- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

Вывод учителя  Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Что мы должны помнить, находясь в лесу?

11. Домашнее задание: подготовиться к конкурсу чтецов со стихотворением И.А. Бунина “Листопад”, нарисовать иллюстрацию и сделать подпись словами стихотворения.

 

 

Литература:

1. Учебник «Родная речь» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В.

4 класс. Ч.1,2. М.: Просвещение, 2007г.

2. Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»

3. Пьеса «Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (из личного архива)

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


  

google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);

 

 


  






 


 


 

 

 



  


google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);


  


 
  

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


I   


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  


 

 

 

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Наталья Викторовна Енькова

На: Стихотворение И.А.Бунина "Листопад"


 Спасибо большое. Я рада, что урок вам понравился.

Енькова Н.В.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн