проект
примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
2009 г.
Примерная программа учебной дисциплиныразработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 110307 Мастер сельскохозяйственного производства, 110308 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Организация-разработчик: ФГУ «Федеральный институт развития образования»
Разработчики:
Анисимова О. И., зам. директора ОГОУ НПО «Профессиональный лицей №22» г. Орла;
Батрова О. Ф., к. п. н., ст. научн. сотр. Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО;
Блинов В. И., д. п. н., руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО;
Гончар В. Н., преподаватель ОГОУ НПО «Профессиональный лицей №22» г. Орла;
Есенина Е. Ю., к. п. н., ст. научн. сотр. Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО;
Зачесова Е. В., научн. сотр. Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО;
Иванова Е. Л., преподаватель ОГОУ НПО «Профессиональный лицей №22» г. Орла;
Королева Т. В., преподаватель ОГОУ НПО «Профессиональный лицей №22» г. Орла;
Овсянников А.П. преподаватель ОГОУ НПО «Профессиональный лицей №22» г. Орла;
Пермяков О. Е., к. т. н., начальник отдела Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО;
Тарасов Н. А. преподаватель ОГОУ НПО «Профессиональный лицей №22» г. Орла;
Щекин Н. П. преподаватель ОГОУ НПО «Профессиональный лицей №22» г. Орла.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________200__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
|
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6
|
3. условия реализации примерной программы учебной дисциплины
|
9
|
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
10
|
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 110000 Сельское и рыбное хозяйство, по направлению подготовки 110300 Агроинженерия:
110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства;
110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;
110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве;
110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18452 Слесарь-инструментальщик, 18447 Слесарь аварийно-восстановительных работ, 18466 Слесарь механосборочных работ и др.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять материалы и их свойства;
- выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов;
- соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, шабрении, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании;
- подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные виды металлических и неметаллических материалов;
- основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов;
- о технологической и производственной культуре при выполнении общеслесарных работ;
- особенности применения общеслесарных работ в различных отраслях производства и в быту;
- особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства;
- виды обработки металлов и сплавов;
- основные виды слесарных работ;
- правила техники безопасности при слесарных работах;
- правила выбора и применения инструментов;
- последовательность слесарных операций;
- приемы выполнения общеслесарных работ;
- требования к качеству обработки деталей;
- виды износа деталей и узлов;
- свойства смазочных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Количество часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
102
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
68
|
в том числе:
|
|
лабораторные занятия
|
10
|
практические занятия
|
26
|
контрольные работы
|
4
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
34
|
в том числе:
|
|
индивидуальное проектное задание
|
24
|
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
|
10
|
Итоговая аттестация в формезачета
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ»
Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
|
Объем часов
|
Уровень освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Раздел 1. Материаловедение
|
|
38
|
|
Введение
|
Роль материалов в современной технике
|
2
|
1
|
Тема 1.1. Металловедение
|
Технологические характеристики применяемых металлов и сплавов: прочность, упругость, ковкость, пластичность, электропроводность, теплопроводность, вязкость, порог хладноломкости и др.
Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.
|
8
|
2
|
Технологии производства металлов и сплавов. Производство чугуна и стали. Прокат. Углеродистые и легированные стали. Производство сплавов цветных металлов: алюминия, меди, магния, никеля, титана, цинка, свинца, олова и др. Припои. Твердые сплавы. Маркировка сплавов. Основные материалы для сельскохозяйственной техники.
|
1
|
Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, обработка давлением и резанием, термообработка, термомеханическая и химико-термическая обработка, сварка, пайка и др. Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий. Свойства покрытий. Области применения.
|
1
|
Основные типы деформаций. Пластическая деформация. Изменение структуры и свойств металла при пластическом деформировании. Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла. Много- и малоцикловая, термическая и коррозионная усталость. Окисление. Коррозия. Виды износа. Способы предохранения.
|
2
|
Лабораторные работы
|
8
|
|
Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов
|
Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали
|
Ознакомление со структурой и свойствами цветных металлов и сплавов
|
Влияние деформаций на механические свойства металлов и сплавов
|
Контрольная работа по теме «Металловедение»
|
2
|
Тема 1.2. Неметаллические материалы
|
Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности их структуры и технологических свойств..
|
4
|
1
|
Строение и назначение стекла и керамических материалов. Технологические характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства.
|
1
|
Строение и назначение композиционных материалов.
|
1
|
Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные жидкости. Их назначение. Особенности применения.
|
2
|
Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент.
|
2
|
Лабораторная работа
|
2
|
|
Влияние различных условий на свойства смазочных материалов
|
Контрольная работа по теме «Неметаллические материалы»
|
2
|
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Применение основных свойств металлов и сплавов в сельскохозяйственной технике.
Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.
Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.
Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.
|
10
|
Раздел 2. Слесарное дело
|
|
64
|
Тема 2.1. Организация слесарных работ
|
Правила техники безопасности при слесарных работах
|
6
|
3
|
Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места.
|
3
|
Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ. Заточка инструмента.
|
3
|
Тема 2.2. Общеслесарные работы
|
Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла, резание металла, опиливание металла, шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий, обработка резьбовых поверхностей, выполнение неразъемных соединений, в т.ч. клепка, пайка и лужение, склеивание.
|
8
|
3
|
Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия.
|
3
|
Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам)
|
3
|
Требования к качеству обработки деталей
|
3
|
Практические занятия
|
26
|
|
Разметка плоских поверхностей
|
Рубка металла
|
Правка металла
|
Гибка металла
|
Резка металла
|
Опиливание металла
|
Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий
|
Нарезание внешней резьбы
|
Нарезание внутренней резьбы
|
Клепка
|
Пайка и лужение
|
Склеивание
|
Шабрение
|
Самостоятельная работа выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла»
|
24
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и слесарной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;
- параллельные поворотные тиски;
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
на мастерскую:
- сверлильные станки;
- стационарные роликовые гибочные станки;
- заточные станки;
- электроточила;
- рычажные и стуловые ножницы;
- вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
2. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. техн. училищ. – М.: 1982. – 208 с.
3. Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2007 – 80 с.
4. Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2008.
5. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2007. – 272 с.
6. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
Дополнительные источники:
1. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2005. – 30 шт.
2. Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
1
|
2
|
Умения:
|
|
определять материалы и их свойства
|
лабораторные работы
|
выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов
|
практические занятия, домашние работы
|
соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании, шабрении
|
практические занятия
|
подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов
|
лабораторная работа
|
Знания:
|
|
основные виды металлических и неметаллических материалов
|
контрольная работа, домашняя работа
|
основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов
|
контрольная работа, домашняя работа
|
о технологической и производственной культуре при выполнении общеслесарных работ
|
практические занятия
|
особенности применения общеслесарных работ в различных отраслях производства и в быту
|
практические занятия
|
особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства
|
контрольная работа
|
виды обработки металлов и сплавов
|
контрольная работа, домашняя работа
|
виды износа деталей и узлов
|
контрольная работа
|
свойства смазочных материалов
|
контрольная работа
|
основные виды слесарных работ
|
практические занятия
|
правила техники безопасности при слесарных работах
|
практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
|
правила выбора и применения инструментов
|
практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
|
последовательность слесарных операций
|
практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
|
приемы выполнения общеслесарных работ
|
практические занятия
|
требования к качеству обработки деталей
|
практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
|
|