Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Методические рекомендации для организации уроков технологии в ходе прохождения преддипломной практики»

Submitted by Елена Вячеславовна Иванова on Sat, 11/12/2010 - 11:56

 

Министерство образования Саратовской области 
Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Электронно – методическое пособие
для студентов педагогического колледжа
по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах»
по дисциплине «Методика преподавания технологии с практикумом»
«Методические рекомендации для организации уроков технологии в ходе прохождения преддипломной практики»
 
 
 
 
Составитель:
Иванова Е.В., преподаватель
методики технологии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2008
 
 
Подготовка и проведение урока технологии в начальной школе
Хорошо известно, что подготовка учителя к любому уроку начинается не накануне этого урока, а задолго до него и включает в себя весь процесс совершенствования профессиональной квалификации в целом. От широты культурного кругозора, общей эрудиции, а также от глубины психолого-педагогических познаний учителя в значительной мере зависит умение наполнить урок глубоким образовательным смыслом, придать ему правильную методическую направленность, а также сделать интересным и привлекательным для учащихся.
Очень важна практическая подготовка учителя, т.е. владение основами обработки поделочных материалов, технологиями и пр. Прежде чем предложить учащимся ту или иную поделку, учитель должен хорошо представлять себе способы ее изготовления, учитывать все технологические тонкости, особенности «поведения» материалов, приемы использования инструментов и т.д. Даже при наличии учебника, дающего детям необходимые технологические сведения, к уроку желательно иметь хотя бы один образец-аналог, выполненный самим учителем. Работа по изготовлению этого образца позволяет лучше учесть основные технологические нюансы, которые потом придется объяснять ученикам, а также точнее рассчитать время на изготовление изделия.
Помимо всего сказанного большое значение имеют те этапы подготовки, которые касаются планирования разработки и организации всего курса трудового обучения и каждого урока в отдельности:
1)         Ознакомление с программой и учебниками;
2)         Подготовка материальной базы уроков;
3)         Перспективное    планирование    работы    на    учебный    год    или полугодие;
4) Составление плана-конспекта урока.
Рассмотрим эти этапы.

                                      ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОГРАММОЙ И УЧЕБНИКАМИ

Изучение программы и учебников, по которым будут работать школьники, обычно относят к так называемой предварительной подготовке учителя урокам. Действительно, этот этап потребует определенного времени и такая работа должна начинаться заранее.
При ознакомлении с учебной программой важно, прежде всего, разобраться в ее концептуальных основах, т.е. уяснить, в чем тот или иной автор усматривает основной смысл данной учебной дисциплины, каковы ее задачи и принципы построения. Весь этот материал дается в пояснительной записке к программе - ее-то и следует обстоятельно изучить в первую очередь. Дальнейшее ознакомление с содержанием программы позволит установить насколько оно реально может обеспечить осуществление тех задач, которые заявлены в пояснительной записке, и что для этого должен будет предпринять сам учитель, при наличии значительного количества альтернативных программ, к сожалению, приходится сталкиваться с такими случаями, когда обозначенные автором весьма достойные и современно звучащие принципы и задачи можно рассматривать лишь как декларацию или попытку выдать желаемое за действительное. Особенно это касается тех задач, как развитие творческих способностей, эстетическое воспитание, развитие самостоятельности и инициативы, умения размышлять, воспитание трудолюбия и т.п. Они наиболее популярны в методической литературе по трудовому обучению, однако часто это является лишь следствием уже рассмотренных нами заблуждений в трактовке понятий «творчество», «мышление», познавательная деятельность и других. Поэтому учителю следует проявить максимальную самостоятельность при анализе программы, основываясь при этом исключительно на научном понимании основных затронутых в ней понятий и положений.
Еще более конкретную информацию в этом плане можно получить из учебников или учебных пособий, созданных в соответствии с программой.
            Обычно в них отражается не только содержание знаний и умений, но и основные методы и приемы организации работы учащихся. Таким образом, программа и учебники вместе дают достаточно четкую информацию о действительных образовательных возможностях, заложенных автором в учебный курс. Разумеется, от учителя при этом требуется проявить по-настоящему профессиональный подход, чтобы избежать поверхностного толкования рассматриваемых материалов. Как показывает практика, наиболее распространенная ошибка, которую допускают педагоги, - это сосредоточение основного внимания исключительно на конкретных изделиях, помещенных в учебнике: знакомые они или незнакомые, интересные или не очень и т.д.
Следует основательно разобраться в том, как учебник позволяет организовать работу: будет ли результатом урока лишь очередная поделка или задания для учащихся программируют настоящую познавательную деятельность, формируют у них новый взгляд на окружающий мир и пр., а как мы уже поняли - это главное.
В результате общего анализа программы и учебников учитель определяет, насколько для него приемлема предлагаемая система работы, и делает выбор. В дальнейшем ему еще не раз придется вернуться к изучению этих материалов на последующих этапах подготовки к урокам.
                                                                             Подготовка материальной базы уроков
Этот этап начинается обычно в конце учебного года и в основном завершается к началу следующего. Прежде всего, по согласованию с администрацией школы при необходимости производится ремонт помещения (кабинета или класса) и его оборудования. Пришедшие в негодность инструменты и пособия ликвидируются, и определяется, какие новые материалы и оборудование необходимо приобрести, намечаются возможные пути их пополнения. В настоящее время эти пути на местах могут быть очень разнообразны. Если определенное содействие в этом оказывает администрация школы, следует своевременно подать соответствующую заявку на приобретение необходимого оборудования.
Как правило, администрация может помочь с приобретением оборудования и материалов непосредственно для оснащения кабинета или класса. Что касается подготовки материальной базы каждого ученика, то здесь обычно приходится рассчитывать на помощь родителей. На собрании по итогам прошедшего учебного года (а для первоклассников — на самом первом родительском собрании) учитель в общих чертах обрисовывает те задачи, которые будут решаться на уроках ручного труда в предстоящем учебном году, и предлагает родителям перечень материалов и инструментов, которые необходимо будет подготовить к началу года. Вместе с родителями решают, будут ли материалы и инструменты приобретаться на весь класс сообща помощью родительского комитета или для каждого ученика в индивидуальном порядке. В зависимости от этого определяется и порядок размещения и хранения их в кабинете. Для индивидуального хранения на каждого ученика должна быть заготовлена именная папка, которая вмещала бы необходимые рабочие инструменты и материалы на ближайшие уроки. В другом случае инструменты и материалы к урокам хранятся в специальном шкафу с использованием определенных приспособлений, облегчающих их рациональное размещение: подставок, ящиков, папок, в которые все можно разложить по видам.
                На этом же собрании учитель знакомит родителей с правилами заготовки и хранения природных материалов, которые необходимо подготовить в течение лета.
Ближе к началу учебного года следует позаботиться об обновлении оформления учебного кабинета. Его конкретный вид (дизайн), так же как и перечень его оборудования материалов, и порядок их хранения, определяет сам учитель, исходя из образовательных и воспитательных задач материальных возможностей. Если это необходимо, педагог может воспользоваться рекомендациями более опытных коллег, посетить наиболее грамотно оборудованные кабинеты в соседних школах. Желательно также ознакомиться с соответствующей литературой по оборудованию школьных мастерских и кабинетов трудового обучения. Вероятно, полученная таким образом информация позволит учителю составить более отчетливое представление о требованиях к учебному кабинету, вооружит его продуктивными идеями, которые он может использовать в организации кабинета. Вместе с тем едва ли имеет смысл рассчитывать на возможность буквального следования, каким бы то ни было требованиям и идеям: это творческая работа. Разумеется, в оформлении помещения должен быть соблюден основной принцип дизайна: гармония функциональной целесообразности и эстетической выразительности, а также все прочие дизайнерские требования. Все, что окружает учеников во время работы, оказывает на них постоянное воздействие и потому должно быть тщательно отобрано.
Долгое время бытовало мнение, что в оформлении кабинета трудового обучения должны преобладать материалы сугубо дидактического толка: таблицы технологических операций, правил безопасной работы и пр. Между тем практика и психологическая теория показывают недостаточную обоснованность такого мнения. Известно, например, что если перед глазами у человека постоянно находятся материалы, отличающиеся достаточной сложностью и глубиной, то они так или иначе оказывают воздействие на его подсознание и благодаря этому лучше усваиваются и запоминаются. Это целесообразно использовать при заучивании математических, химических и прочих формул, иностранных слов и оборотов и т.п. Однако технология и правила работы с инструментами не являются столь сложными и глубокими знаниями, чтобы для их усвоения требовалось постоянное восприятие напротив, очень скоро их перестают вообще замечать. Кроме того, художественные достоинства таких материалов, как правило, бывают не особенно высокими. Все это говорит о том, что в оформлении кабинета подобные таблицы лучше не использовать.
Гораздо больше образовательного смысла несут в себе, скажем, произведения прикладного искусства, интересные в художественном отношении, хорошо и качественно выполненные. С одной стороны, они убедительно демонстрируют детям определенные технологические требования, а с другой, -формируют их художественный вкус, пробуждают зарождение собственных творческих идей. В зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач, возможностей школы и даже личностных склонностей и предпочтений учителя в оформлении кабинета могут преобладать те или иные материалы, виды работ и направления. Это вполне нормально и позволяет придать помещению индивидуальные черты. Однако основным требованием является высокий художественный уровень этих материалов. Таких работ не должно быть много, чтобы они выглядели не как дидактические пособия, а именно как произведения художественно- конструкторской мысли. Время от времени их можно заменять новыми. Хорошо, если среди этих произведений будут наряду с композициями ни плоскости и объемно- пространственные, и глубинно- пространственные композиции. Возможно, имеет смысл оформить в классе несколько отдельных уголков, каждый из которых будет включать предметы одного стиля и акцентировать внимание учащихся на тех или иных дизайнерских идеях. Скажем, на одной из подставок разместится сложный и изящный архитектурный комплекс из белого ватмана; в другой части помещения акцент будет сделан на большом цветном   коллаже   из   ткани;   привлечет   внимание   витрина   с   керамикой   и скульптурой.
В кабинете уместны и специальные стенды со сменной экспозицией. Один из них может быть предназначен для размещения дополнительной информации (зрительной или словесной) по материалам уже идущих или предстоящих уроков, а другой - для постоянно меняющейся экспозиции тех работ, которые ученики создают на занятиях. Если в классе для таких студентов трудно найти место, их можно поместить в рекреации, чтобы у детей была возможность более подробного ознакомления с этими материалами.
                                     СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА- КОНСПЕКТА УРОКА
На данном этапе подготовки к уроку в наибольшей степени проявляется профессионализм и творчество учителя. Это очень ответственная работа, поскольку именно на уроке осуществляется основное целенаправленное воздействие на личность ребенка. От того, насколько грамотно будет продуман и организован урок, зависит реализация поставленных в учебной дисциплине образовательно-воспитательных задач. В рамках строго отведенного учебного времени учителю приходится находить оптимальные для каждого этапа урока пути и средства организации работы учащихся; это поможет обеспечить наибольшую интенсивность образовательного воздействия.
Разрабатывая конкретный урок, учитель должен иметь в виду содержание работы всей четверти, ее ведущие идеи - только тогда он способен четко выстроить логику заданий отдельного занятия.
План - конспект урока может быть более или менее развернутым. Опытный учитель может ограничиться лаконичным планом, но студентам следует готовить подробные конспекты, поскольку это позволит более тщательно осмыслить все нюансы подготовки к уроку и его проведение. Конспект записывается в тетради или на отдельных листах.
Подготовка конспекта начинается с определения порядкового номера урока и места его е системе других уроков. Целесообразно этот номер проставлять в левом углу страниц, а дату проведения урока - в правом. Определяя место урока в общей системе, мы тем самым еще раз выясняем, насколько до этого ученики продвинулись в освоении материалов и способов их обработки, какие знания они получили; на эти знания и умения учитель может опираться. Одновременно становится более ясно, какие знания и умения следует закрепить, какая информация будет для детей новой.
Ниже записываются тема урока и изделие, которое будут изготавливать дети (в соответствии с формулировкой в календарном плане).
                            Далее обозначаются задачи урока. Долгое время было принято все задачи делить на три группы: учебные, развивающие и воспитательные. Думается, что такое деление все-таки искусственно и нарушает единство личности и единство образовательного процесса. Наиболее целесообразно выделить несколько наиболее важных для данного урока задач, не разделяя их на виды. При этом желательно избегать формулировок, которые предполагают слишком общие, практически непроверяемые задачи (например: «эстетическое развитие детей», «формирование творческих способностей», «воспитание любви к природе», «воспитание трудолюбия и аккуратности» и т.п.). Вместо таких безликих формулировок следует определить, что конкретно можно дать именно этот урок в плане решения тех же самых общих задач. Нельзя всерьез рассчитывать решить проблему эстетического развития детей за один урок, но вполне реально решить, скажем, такие задачи: «дать понятие о единстве внешних качеств предмета и его назначения», «научить выполнять декор в соответствии с общим характером вещи» и т.п., что безусловно, будет способствовать и эстетическому развитию. Не следует включать в список задач урока и такие, которые служат скорее средствами достижения тех или иных целей, например: «организовать коллективное обсуждение работ», «показать детям, как сделать поздравительную открытку».
В целом список задач должен быть не слишком большим и реально осуществимым. Понятно, что в действительности на любом уроке задач решается значительно больше, чем это предусматривает учитель. Каждый ребенок в процессе работы вступает в сложную систему взаимоотношений, как с педагогом, так и с другими детьми, все это оказывает на него огромное воздействие. Многие воспитательные и образовательные аспекты урока вообще могут сложиться непреднамеренно, поэтому учесть и запланировать все заранее практически невозможно. В связи с этим, продумывая задачи урока, следует предельно конкретно сформулировать лишь основные из них -те, исходя из которых, будет разрабатываться содержание и весь ход урока.
             Для того чтобы изначально правильно определить, что является самым существенным на уроке, следует еще раз внимательно ознакомиться с тем, что предлагается в учебнике. Содержащаяся на его страницах словесная и зрительная информация указывает основное направление работы и помогает учителю выделить главное, определить тип урока, его задачи.
Далее в конспекте указываются материалы, необходимые для работы, и их количество.
После материалов перечисляется оборудование и инструменты. При этом отдельно помечается, что должно было у детей и что у учителя.
При подготовке к уроку учитель продумывает, какая наглядность будет использована, и обозначает, какой зрительный, музыкальный и литературный ряд следует подготовить к уроку.
Особо следует определить, предполагается ли какая специальная подготовка учеников к уроку, и если она должна быть, то ее также следует обозначить в конспекте. Необходимость такой подготовки может возникать довольно часто. Это могут быть, например, задания на предварительные наблюдения. Скажем, перед лепкой животных по наблюдению и по памяти предварительная работа обязательна. Как ее провести, следует продумать заранее. Если есть возможность, лучше это сделать организованно под руководством учителя (в зоопарке, во дворе, в живом уголке и пр.). Можно дать ученикам задание и на самостоятельные наблюдения; на уроке учитель будет опираться на полученную таким образом информацию, уточнять ее.
Однако подобные задания нужны не только тогда, когда планируется работа непосредственно по наблюдениям. Они в любом случае позволяют расширить необходимые для творческой деятельности знания, образные представления, накопить более обширный материал для обобщений и последующего обсуждения на уроке. Перед проектированием чашки для сказочного героя полезно рассмотреть, какие чашки есть дома, какие продаются в магазине и т.д. Такие же задания имеют смысл перед изготовлением игольницы, открытки, подарочной упаковки, записной книжки и многих других изделий.
Особый тип подготовительных заданий составляет ознакомление с
содержанием   литературных   произведений.   Например,
    чтобы   выполнить
картинку, украшение или чашку для сказочного героя, надо хорошо знать этих героев, представлять их внешность и характер. Следовательно, должна быть проведена соответствующая предварительная работа, а как это сделать, учитель также продумывает при подготовке к уроку.
Могут быть задания вспомнить или выучить какие-то стихотворения, подготовить краткие сообщения по теме предстоящего знания и т.п.; обычно они даются не как обязательные, а по желанию учащихся.
Ход урока излагается последовательно - так, как он строится. Любой урок состоит из нескольких этапов, т.е. имеет определенную структуру. В учебно-методических пособиях можно найти различные рекомендации относительно структуры урока труда. Одни авторы предлагают вариативное решение этой проблемы, указывая на то, что структура урока может меняться в зависимости от его типа; другие подразумевают более жесткую разбивку на определенные этапы. На основе анализа литературы и практического опыта учителей можно представить варианты различной структуры урока труда, которые встречаются наиболее часто.
Вариант I.
1. Организация урока. Проверка готовности материалов и инструментов.
2.         Демонстрация образца изделия, определение его на значения.
3.         Анализ конструкции образца. Определение материалов.
4.         Планирование предстоящей практической работы.
5.         Практическая деятельность по изготовлению изделия.
6.         Подведение итогов урока.
7.         Уборка рабочих мест.
Вариант II.
1.            Организация урока. Установление дисциплины.
2.     Сообщение темы. Постановка учебных задач урока.
3.            Проверка готовности детей к уроку (материалы, инструменты).
4.     Изложение нового материала. Демонстрация приемов работы.
5.            Упражнения на овладение новыми приемами работы.
6.     Анализ образца изделия.
7.            Планирование предстоящей практической работы.
8.     Практическая деятельность по изготовлению изделия.
9.     Подведение итогов урока. 10.Уборка рабочих мест.
Вариант III.
1.            Музыка. Рассаживание детей по местам.
2.     Вступительная беседа. Просмотр слайдов.
3.            Рассматривание образцов - аналогов, демонстрации их конструкций.
4.     Демонстрация приемов работы.
5.            Практическая работа.
6.     Выставка и анализ работ.
7.            Уборка рабочих мест. Вариант IY.
 
1.            Организация урока.
2.     Сообщение темы урока. Демонстрация образцов.
3.     Сравнительный анализ конструкции образцов. Решение задачи.
4.     Выбор материала для работы.
5.            Практическая работа по изготовлению изделия.
6.     Решение задачи.
7.     Подведение итогов урока.
8.     Уборка рабочих мест.
От   чего   же   все-таки   зависит   структура   урока   -   количество   этапов,   их последовательности? Должны ли они быть всегда одинаковыми или разными?
          Ответ на эти вопросы может быть только один: все зависит от содержания и поставленных задач. Именно они определяют, к какому виду относится урок: должен ли он получить художественную или рационально-логическую направленность; будет ли в нем преобладать репродуктивная или творческая деятельность учеников. Исходя из этого, продумываются все особенности урока.
Планируя структуру урока, переходы от одного этапа к другому, виды заданий и способы их подачи, учитель, прежде всего, заботится о том, чтобы последовательно развивалось основное содержание урока и решались поставленные задачи. Каждый этап несет на себе определенную смысловую и эмоциональную нагрузку, а все вместе они должны быть связаны в единое логически стройное целое. Урок не может быть калейдоскопом разрозненных заданий. Как всякий творческий акт (в смысле деятельности и учителя, и учеников) он имеет свое начало, развитие и завершение.
Разумеется, структура урока должна быть гибкой и разнообразной; с опытом к учителю приходит более свободная ориентация в этом вопросе. Однако на первых порах для удобства составления конспекта имеет смысл выделить основные блоки, которые так или иначе всегда присутствуют в уроке и, несмотря на частные различия, следуют в каком-то обществе для всех уроков порядке. Это следующие этапы:
1) организация урока, установление порядка и дисциплины;
2) подготовка учащихся к практической работе (вступительная беседа, рассказ учителя);
3) практическая работа по изготовлению изделия;
4) подведение итогов урока, оценка проделанной работы;
5) уборка рабочих мест. Рассмотрим эти этапы.
1. Организация урока. Как правило, если не запланировано какой-то необычной процедуры вхождения учеников в класс после перемены, они сами подходят к своим рабочим столам и занимают места. Всем понятно, что при этом дети бывают возбуждены, они еще не успокоились после перемены, и нужно как-то установить порядок. Обычно для этого бывает достаточно просто на несколько секунд оставить детей стоять возле своих столов, после чего тихо посадить со словами «садитесь, пожалуйста». Возможен вариант, при котором данный этап
урока этим и ограничится. Иногда учителя предлагают ученикам проверить, все ли у них готово к уроку: перечисляют, что именно должно быть и где лежать, а дети при этом проверяют наличие необходимых материалов и инструментов. Если у кого-нибудь не окажется необходимого, учитель пополняет это из классных запасов или обращается за помощью к учащимся. Обычно на все это полагается отводить не более трех минут. Понятно, что такая проверка готовности, наряду с положительными чертами (приучаем детей перед началом работы все проверять), имеет и отрицательные черты (теряем время урока). Возможно, что при достаточно организованной и ответственной работе дежурных по подготовке класса к уроку необходимость в подобной проверке будет возникать всегда. И, наконец, возможен такой вариант организации урока, когда детей даже не придется специально успокаивать и дисциплинировать: перед самым звонком учитель еще за дверью класса предлагает им тихо войти и сразу занять свои места. Входя, они, скажем, слышат какую-то музыку или попадают в затемненный класс с включением диапроектора и с самого начала настраиваются на урок. Понятно, что такое начало используется в тех случаях, когда нужно создать какой-то особый эмоциональный настрой.
Таким образом, организация урока - необходимый первый структурный элемент урока любого вида и содержания, но проходить он может по-разному.
2. Подготовка учащихся к предстоящей практической работе.
Этот этап тоже, как правило, присутствует в любом уроке, но и его содержание и организация могут быть различными. От чего это зависит? Разумеется, от запланированных задач и содержания всего занятия. Главное назначение этого этапа - актуализация тех знаний, умений и способностей учащихся, которые будут использоваться, пополняться и развиваться в практической работе. Если, скажем, школьники будут разрабатывать сервиз и основная запланированная задача этого урока - формирование понятий о стилевом
единстве предметов, то в подготовительной части необходимо уточнить их представления относительно этого и направить на поиск путей практической реализации идеи единства стиля. Ясно, что подготовительная работа здесь будет строиться скорее всей как беседа с учащимися с опорой на их жизненный опыт, привлечением большого зрительного ряда, который расширит знания и представления детей.
Если ученикам предстоит создавать новые образы (допустим, фантастического животного), осмысливать средства их воплощения, то подготовительная работа должна пробудить художественно - образные представления. Для этого важно создание особого эмоционального настроя. Следовательно, подготовительный этап на таком уроке должен включать анализ образцов-аналогов, демонстрирующих возможные образные решения, способы конструирования тех или иных форм; показ отдельных технологических приемов; весьма уместны здесь также будут прослушивание музыкальных фрагментов, демонстрация слайдов, чтение стихотворений; кроме того, возможны специальные упражнения на мысленное конструирование образов.
В тех случаях, когда содержанием урока является рационально-логическая работа учащихся, они должны быть подготовлены именно к ней. На предварительном этапе можно предложить детям задачи, связанные, например, с пространственным преобразованием модели, с выполнением расчетов и измерений, составлением эскизов и т.д. Это должно помочь им лучше осмыслить особенности предлагаемой конструкции, пути ее разработки и воплощения.
Как видим, правильно разработанный этап подготовки учащихся к
практической деятельности обеспечивает ее образовательную полноценность.
Ранее     мы      уже        частично        затронул      и    эту     проблему,
обратив
внимание    на   типичные    ошибки, связанные   с включением во вступительную
беседу не относящегося к содержанию урока материала. Напомним об этом еще раз. Время урока слишком ограничено, а познавательная деятельность является целостным процессом, поэтому следует очень тщательно отбирать материал, чтобы не отнимать зря время и не разрушать целостность познания и творчества.
Например, следует сказать несколько слов о получившей широкое распространение практике включения в уроки элементов игры и занимательности. Обычно эти элементы включаются именно в подготовительный этап занятия, вероятно, с целью повысить интерес детей к работе. Очень часто учитель начинает вступительную беседу примерно такими словами: «Ребята, шла я сегодня утром в школу очень рано, еще никого не было. И вдруг вижу: на ступеньках лежит красивый конверт, а на конверте написано: «Ученикам 1«А» класса. Посмотрела кругом - нет никого! Взяла я конверт и вот принесла к вам, ученикам 1«А». Давайте посмотрим, что там лежит». Далее учитель открывает конверт и достает из него письмо, скажем, от зайчика, или от Самоделкина, и т.д. В письме к ученикам содержится просьба сделать какое-то изделие (например, елочную игрушку, так как ему «обидно, что его новогодняя елочка совсем не нарядная»). И ученики на вопрос учителя: «Ну что, ребята, сделаем мы для зайчика игрушки?» -дружно отвечают: «Да!» После этого детям предлагается образец игрушки (она может быть абсолютно любой, никак не напоминающей о зайчике), и урок идет своим чередом.
Как оценить подобную подготовительную работу? Как и все остальное в уроке - с точки зрения ее смысла. Дана ли здесь какая-то важная информация, без которой задание осталось бы непонятным? Нет. Может быть, это было обобщение полученных ранее знаний, необходимых для предстоящей работы? Тоже нет. Остается, пожалуй, лишь одно объяснение: такое вступление вызывает у учеников интерес. Однако и в данном отношении прием сомнителен. Во-первых, он не может срабатывать больше одного раза и действует только на малышей. Во-вторых, у них интерес к этим урокам и
так достаточно высокий. Следовательно, в основном это пустая трата времени (вспомним и о том, что надо было заготовить конверт и написать заранее письмо!).
Не менее распространенным приемом «подготовки учеников к работе» являются загадки. Скажем, предстоит освоить прием симметричного вырезания из бумаги, и учитель выбрал для этого форму грибочка (симметричные шляпка и ножка). Как только школьники заняли места, учитель предлагает отгадать загадки. Например: «Стоит Антошка на одной ножке». После того как несколько раз в отгадках прозвучит «гриб», объявляется, что сегодня на уроке как раз и будем делать грибок. Заметим, что подобные загадки обычно не способствуют привлечению внимания детей к тем особенностям предмета, которые необходимо знать для его изготовления. В частности, и симметричном устройстве гриба (что будет основным содержанием урока) они ведь не говорят. Следовательно, такой прием в данном случае не является подготовкой к работе.
Другое дело, если удастся подобрать такую загадку, которая помогала бы лучше понять задание. Например, такой урок. Первоклассники будут изготавливать рыбок; им предстоит передать красивое, упорядоченное расположение чешуек, изображая их с помощью семян растений. Тут важно обратить внимание на особенности образа, на множество мелких деталей, которые образуют общую поверхность. Загадка «У родителей и деток все пальтишко из монеток» - поможет лучше «увидеть» этот образ. Кстати, те же самые загадки про грибы могут быть вполне уместны в другом месте того же этапа урока. Допустим, сначала рассмотрели явление симметрии, прием вырезания симметричной заготовки (здесь эти загадки были ни к чему), затем ученикам предлагают сделать не любой грибок, а красивый мухомор. Вот здесь, чтобы привлечь внимание к особенностям образа, можно предложить отгадать загадку: «На лесной полянке красуется Татьянка - алый сарафан, белые крапинки». В целом, как мы видим, именно этап подготовки учеников к практической работе определяет весь образовательный смысл урока. Если подготовка состоит в том, что называются детали единственного образца, к тому же составлен единый план работы, подобраны одинаковые материалы, то это будет, скорее всего, репродуктивный урок, нацеленный на выработку практических приемов. Урок творческого вида потребует совсем другой подготовки, причем различной для художественного и рационально-логического творчества.
Вернемся еще раз к вопросу о целесообразности обязательного планирования трудовых операций. Этот прием имеет смысл лишь в тех случаях, когда можно заранее предусмотреть все частности предстоящей работы, т.е. когда в ней с самого начала все абсолютно известно. Если же практическая деятельность представляет собой продолжение и развитие начатого ранее «в уме» поиска и решения задачи, она может развиваться только творчески, а не по жесткому плану.
И еще одно соображение, которое может повлиять на определение структуры урока. Опытные учителя знают, как трудно заставить учеников на уроке труда долго внимать всяким предварительным объяснениям. Через несколько минут от начала вводной беседы дети исподволь начинают брать со стола материалы или инструменты и нетерпеливо вертят их в руках; им хочется побыстрее начать что-то делать. Одергивания и запреты малоэффективны: хотя дети формально им подчиняются, внимательно воспринимать материал они уже перестали. Таковы особенности их возраста, с которыми нельзя не считаться. Как же быть? Ведь в действительности ученики еще по-настоящему не подготовлены к работе, и она будет малопродуктивной.
Одни учителя и методисты видят выход в том, чтобы до минимума сократить всякую подготовительную информацию; другие считают, что необходимо добиваться внимания детей, заставлять их слушать и вырабатывать, таким образом, усидчивость и волю. По всей вероятности,
неправы и те, и другие. Сокращать подготовительный этап можно далеко не всегда, чтобы не лишать уроки образовательного смысла. «Заставлять» же можно только с учетом особенностей протекания познавательных процессов в этом возрасте, т.е. на основе непроизвольного внимания, на интересе, что тоже не просто обеспечить, не снижая серьезности и познавательной ценности информации. Однако можно давать информацию не всю сразу, а порциями, в соответствии с этапами практической работы. Разумеется, это допускают не все уроки труда, но, пожалуй, большинство их. Если практическая часть урока может быть разделена (при всем ее единстве) на более или менее самостоятельные этапы, то каждый из них вполне может предваряться соответствующими творческими размышлениями и соответствующей информацией - это только повысит осознанность деятельности детей и познавательную ценность урока.
Покажем это на примере урока «Упаковки для подарков» («Чудесная мастерская», с.88, 89). Его основные задачи можно обозначить так: 1) формировать понятие и стилевом единстве упаковки и предмета; 2) дать понятие об особенностях праздничной (новогодней) упаковки; 3) развивать чувство формы (через подбор декора в соответствии с заданной формой); 4) познакомить с новым приемом разметки бумаги (по предмету); 5) познакомить с новыми приемами создания декора из бумаги; 6) закрепить приемы работы с клеем.
Для выполнения поставленных задач в подготовительной части урока
придется коснуться вопросов о назначении упаковки вообще и праздничной в
частности, рассмотреть возможные варианты «обыгрывания» готовой формы
(банки или плотного пакета) и остановиться на всех обозначенных вопросах
технологии. Если дать все это единым блоком, дети не будут в состоянии
полностью осмыслить информацию. Чтобы они могли приступить к работе и
при этом выполняли      ее творчески
         и осмысленно, нужно, прежде всего,
привлечь их внимание к следующему: 1) предстоит сделать упаковку для новогоднего   подарка,   используя для этого   готовую   форму;   2)   сначала   эту форму нужно оклеить бумагой; 3) выбирая цвет бумаги, следует продумать в общих чертах, как упаковка потом будет декорирована.
Таким образом, в первой части вступительной беседы после сообщения темы урока мы предлагаем ученикам зрительный ряд из различных упаковок, рассматриваем образцы-аналоги и на их примере обсуждаем особенности новогодней упаковки.
Имея эту информацию, ученики еще не будут представлять абсолютно всех тонкостей последующей работы (эти тонкости станут далее предметом творческого поиска), но они уже могут сознательно выбрать бумагу для оклейки и приступить к первому этапу практической работы - разметке бумажной полоски. Именно это мы и предложим сделать. Поскольку прием разметки по предмету встречается на этом уроке впервые, целесообразно использовать метод прямого показа и поэтапного выполнения разметки вместе с учителем. После этого ученики начинают оклеивать бумагой поверхность банки.
Часть практической работы сделана, школьники удовлетворили свою потребность в действии и готовы воспринять новую порцию информации, тем более что для дальнейшего целенаправленного творчества она им необходима. Теперь можно еще раз вернуться к зрительному ряду, более подробно рассмотреть образцы-аналоги. Учитель заостряет внимание детей на некоторых общих принципах образного решения (некоторые банки превращены в забавные головки, другие просто украшены новогодней аппликацией), на приемах декора (украшения могут быть рельефными, полуобъемными, плоскими; цвета - зимние, условные и пр.). Попутно демонстрируются технологические приемы достижения тех или иных декоративных эффектов.
Получив эту новую порцию информации, школьники строят на ее основе дальнейшую поисковую, творческую деятельность, т.е. разрабатывают собственный вариант изделия.
     Таким образом, подготовка учеников к практической работе не должна быть формальной частью урока, хотя и является его самостоятельным структурным элементом.
3. Практическая работа по изготовлению изделия.
Если на предыдущих этапах урока ученики достаточно хорошо осмыслили суть практической работы, то эта часть их деятельности будет продолжением начатого творческого поиска, воплощением в материале поставленных задач.
Практическая работа школьников может быть реализована в различных организационных формах: индивидуальной или коллективной. Выбор той или иной формы определяется задачами урока. Большая часть работ выполняется учениками индивидуально; а в этом случае каждый из них самостоятельно оценивает стоящие перед ним цели, намечает пути их достижения, осваивает весь технологический процесс.
Коллективные работы имеет смысл проводить в тех случаях, когда нет возможности в индивидуальном изделии достаточно ярко и наглядно продемонстрировать те или иные художественные идеи, если для его изготовления отдельному ученику потребовалось бы слишком много времени. При этом могут быть такие коллективные формы, которые хотя и предполагают одновременное участие в работе группы детей (возможно даже всего класса), но в действительности представляют собой выполнение каждым участником какого-то индивидуального изделия, а затем они объединяются в общую композицию. Каждая работа в этом случае все равно сохраняет свою относительную самостоятельность.
Например, шестилетние дети выполняют композицию «Хлебный букет» именно как коллективное панно. За урок каждый из них успевает сделать один колосок, решая при этом совершенно определенный комплекс задач. Отдельное изделие производит впечатление, скорее, полуфабриката. Можно было бы посвятить этой теме еще один урок, чтобы каждый ученик, в конце концов, создал небольшую завершенную самостоятельную композицию.
      Однако для решения поставленных задач вполне достаточно каждому сделать один колосок. Объединив их и общую композицию, мы получаем вполне завершенную работу, которая производит на детей сильное эмоциональное впечатление.
Иначе выглядит коллективная работа в небольших группах (обычно от двух до шести человек). В них ученики действуют уже не так автономно; работа каждого больше зависит от других и больше подчиняется общему первоначальному замыслу. Например, в 4 классе при изучении темы «Архитектурная керамика» предлагается изготовить композицию в технике, имитирующей изразцовое панно, т.е. из нескольких отдельных «плиток». Такую работу проще выполнить сообща, бригадой. Все участники ориентируются на единый эскиз композиции; в соответствии с ним определяется, какая часть общего рисунка попадает на отдельную плитку. Школьники должны договориться о том, каким образом лучше обеспечить технологическое и стилевое единство работы, и уже исходя из этого, каждый работает над своим участком, постоянно сверяя свою работу с работой других. Организация таких форм урока, разумеется, должна быть тщательно продумана учителем заранее. При этом большое значение имеет даже размещение участников группы в классе: они не могут сидеть отдельно друг от друга, поскольку им постоянно придется согласовывать свои действия. На таких уроках обычно сдвигают по два-три стола вместе и рассаживают детей вокруг, лицом друг к другу.
Этап практического изготовления изделия занимает основное время урока. По ходу его учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам, помогает справиться с отдельными операциями, может подсказать какие-то идеи. Если даже каждый ребенок работает над своим изделием и осуществляет индивидуальный замысел, имеет, смысл поддерживать и творческое общение детей, обмен идеями. Имеются в виду не хаотичное хождение учеников по классу (хотя, возможно, не следует это однозначно запрещать), а действия учителя. Очень хорошо, если учитель будет время от


времени демонстрировать всем какие-то необычные решения, особо удачные Идеи отдельных ребят. Во-первых, это создает дополнительный стимул для творческих поисков, во-вторых, помогает ученикам не потерять основного направления работы. По мере необходимости можно также на время приостановить деятельность класса, чтобы предупредить какие-то общие ошибки.
4. Подведение итогов урока, оценка проделанной работы.
Главный смысл этого этапа урока заключается отнюдь не в выставлении отметок ученикам. Гораздо важнее другие его содержательные компоненты. Назовем их: 1) привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка достижений; 2) повторение и обобщение пройденного на уроке; 3) формирование умения рассматривать и оценивать произведения друг друга; 4) развитие интереса и внимательного отношения к творчеству других; 5) формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе.
Понятно, что при таком определении этого этапа он уже не может быть организован как поочередный просмотр учителем работ и выставление отметок в журнал. Как и все предыдущие структурные элементы урока, подведение итогов требует самого творческого подхода.
Чаще других приемов можно использовать организацию выставки работ учащихся с их коллективным просмотром и обсуждением. Изделия по мере их завершения ученики с помощью учителя закрепляют на доске (например, магнитами), на специальном стенде или ставят на стол. Когда экспозиция будет готова, учитель направляет внимание детей в нужное русло. При этом нельзя ограничиться лишь предложением: «Покажите, какие работы вам больше всего нравятся» или «разбором» недочетов. Возможно, учитель сначала сам в нескольких словах выскажет общую оценку достижений учеников, отметит творческие идеи, чтобы задать тон обсуждению, побудить детей к внимательному рассматриванию. Следует поощрять их не только за собственные достижения, но и за умение увидеть их в работах, товарищей, за наиболее тонкие наблюдения и доброжелательность в оценке. Наряду с оценкой положительных сторон ученики должны уметь высказать и критически» замечания, но неизменно в плане совета и пожелания к улучшению работы: «Я думаю, было бы лучше, если...»
Такая выставка не является сколько-нибудь длительной, это лишь обычный поурочный просмотр, но на какое-то время она может быть перемещена в рекреацию школы, чтобы все могли повнимательней рассмотреть работы, в том числе и другие ученики.
Подведение итогов урока можно организовать в виде защиты проектов, когда каждый автор по отдельности представляет свою работу на суд зрителей. Такая форма имеет смысл в тех случаях, когда изделие проектировалось и должно отвечать определенным условиям (например, это домик или чашка для сказочного героя). Зрители будут определять, насколько удачно автор выразил характер героя через эти вещи. Автор, со своей стороны объясняет, почему он решил использовать те или приемы.
5. Уборка рабочих мест.
Ранее уже говорилось, что в зависимости от конкретных условий работы этот этап может быть организован по-разному.
Очевидно, каждый ученик должен обязательно привести в порядок рабочие инструменты, собрать со стола мусор и сложить пригодные к дальнейшей работе материалы. Если в классе есть раковина, то каждый ученик по окончании работы должен промыть свою кисть. Все остальное на перемене уберут дежурные. Возможно, учитель определит какой-то другой порядок уборки.
Записывая в конспекте ход урока, следует обозначать примерную продолжительность каждого из запланированных этапов (в минутах). Это позволит лучше распределить время, а в процессе урока по необходимости и своевременно перераспределить его.


                                 Алгоритм составления плана конспекта урока по технологии.
Тема
Раздел
1. Дидактическое обоснование урока.
Цели урока:
1.   Варианты конструирования образовательных целей:
1.1.                 Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных)...
1.2.                 Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
1.3.                 способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.
1.4.                 Способствовать осознанию основного технологического материала.
1.5.                 Способствовать формированию представления о ...
1.6.                 Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
1.7.                 Создать условия причинно- следственных связей: Раскрыть причины...
Выяснить последствия...
1.8.   Способствовать пониманию закономерности...
Создать условия для выявления взаимосвязи между...
Способствовать пониманию зависимости между...
2. Варианты конструирования развивающих целей:
2.1.                   Способствовать развитию речи учащихся (обогащению и усложнению словарного запаса)
2.2.                   Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).
2.3.                   Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитию глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различия цвета, формы).
2.4.    способствовать развитию двигательной сферы (овладению
моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную
сноровку, соразмерность движений).
2.5.                         Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
2.6.                         Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
2.7.    способствовать формированию и развитию
самостоятельности учащихся.
3. Варианты конструирования воспитательных целей:
3.1                       способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
3.2                       Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
4. Варианты конструирования профориентационных целей:
4.1                        Обобщить у учащихся знания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере.
4.2           Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
4.3                        Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, саморазвития и саморазвитии и самореализации.
4.4                        Воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока:
1. Материально- техническая база:
кабинет трудового обучения,
Инструменты, приспособления,
материалы.
2. дидактическое обеспечение:
учебник;
рабочая тетрадь; .
сборник заданий;
дополнительная литература (словари, справочники);
плакаты; таблицы;
-   учебно-техническая документация;
-   технологические карты;
-   инструкционные карты;
-   информационные карты;
-   образцы объектов;
-   карточки-задания;
-   тесты.
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности уч-ся:
Словарная работа:
Тип урока:
2. Ход урока:
1. Организационный момент:
-   приветствие;
-   проверка явки уч-ся;
-   проверка готовности уч-ся к уроку;
-   настрой уч-ся на работу;
-   доведение до уч-ся плана урока,
2. Проверка выполнения уч-ся домашнего задания.
3 . Актуализация знаний уч-ся.
(содержание, методы, средства) 4.Изложение учителем нового материала. (содержание, методы, средства).
5.       Закрепление знаний уч-ся ( содержание, методы, средства).
6.       Физкультминутка.
7.       Практическая работа.( название) 7.1. Вводный инструктаж учителя:
 -   сообщение название практической работы;
-   разъяснение задач практической работы;
-   ознакомление с объектом труда;
-   ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание ( оборудование, инструменты, приспособления); 
-   ознакомление с учебно-технической документацией;
-   предупреждения о возможных затруднениях при выполнении работы;
- инструктаж по технике безопасности.
7.2.         Самостоятельная работа уч-ся по УТД.
7.3.         Текущий инструктаж учителя ( проводиться по ходу выполнения уч-ся самостоятельной работы).
7.3.1. Формирование новых умений:
-   проверка организованности начала работы уч-ся;
-   проверка организации рабочих мест уч-ся;
-   соблюдение правил техники безопасности, санитарии, гигиены труда при выполнении заданий.
7.3.2. Усвоение новых знаний:
- проверка правильности использования уч-ся УТД;
- Инструктирование по выполнению задания в соответствии с ТД
7.3.3. Целевые обходы:
-   инструктирование уч-ся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
-   концентрация внимания уч-ся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
-   оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания уч-ся;
-   контроль за бережным отношением уч-ся к средствам обучения;
-   рационального использование учебного времени уч-ся.
7.4. Заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения самостоятельной работы уч-ся;
-   разбор типичных ошибок уч-ся;
-   вскрытие причин допущенных уч-ся ошибок;
-   повторное объяснение способов устранение ошибок.
 
8.       Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.
9.       Уборка рабочих мест.
10. Подведение итогов урока учителем:
-   сообщение учителем о достижении цели урока;
-   объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда уч-ся на уроке, выставление отметок,
-   сообщение темы следующего урока;
-задание уч-ся на подготовку к следующему уроку.


                              Методический анализ урока трудового обучения
Обычно рекомендуется проводить анализ урока в два этапа.
На первом этапе урок анализирует и оценивает сам учитель. Прежде всего, он еще раз называет его тему и задачи. Затем в общих чертах излагает, какая программа действий была намечена для достижения поставленных задач, обосновывает задуманную структуру урока, логику переходов от одного этапа к другому.
После этого он сравнивает запланированный ход урока с его реальным течением, анализирует причины отступлений от первоначального замысла,
обосновывает   достижения   и   неудачи.   При   этом   можно   опираться   на следующие вопросы:
1.Что из задуманного удалось осуществить лучше всего?
2.      Какие моменты на уроке оказались неожиданными?
3.    Насколько успешно удалось сориентироваться в неожиданной
ситуации?
4.     Какие выводы можно сделать из этого для последующей работы?
5.     Все ли вопросы и задания, обращенные к детям, были грамотно и четко сформулированы?
6.     Заметил ли учитель какие-либо свои ошибки, в том числе речевые?
7.     Что не удалось и почему (произошло отступление от запланированных действий или были какие-то другие причины)?
8.     Выполнены ли поставленные задачи? Из каких фактов можно сделать заключение об этом?
Второй этап методического анализа урока - обсуждение его коллегами:
студентами, учителем, методистом.
Можно предложить провести обсуждение по следующим вопросам:
1. К какому виду может быть отнесен данный урок по содержанию
(художественный,     рационально-логический     или     урок     формирования
практического навыка)?
         2.     Насколько целесообразно           сформулированы задачи урока?
Соответствуют ли они виду данного урока?
3.         Соответствует ли запланированная система действий учителя виду урока и поставленным задачам?
4.         Насколько реальные действия учителя на уроке адекватны тому, что было первоначально запланировано? Насколько удачны предпринятые отступления от замысла?
5.         Какие задания на уроке носили репродуктивный, а какие творческий характер, насколько они были целесообразны? Какие развивающие моменты урока можно отметить?
6.    Насколько целесообразны использованные на уроке формы
организации работы учащихся?
7.        Какова общая оценка речи учителя (ее правильность, точность, выразительность; владение специальными понятиями и уместность их использования)?
8.        Какова общая оценка поведения и деятельности учителя на уроке (уровень интеллигентности, умение управлять классом, доброжелательность, требовательность, компетентность, артистизм)?
9.        Удалось ли учителю установить контакт с детьми, следить за логикой их ответов и учитывать суждения учеников в диалоге?
 
10.       Имело ли место на уроке формирование у учеников внимательного, заинтересованного и участливого отношения друг к другу? В чем это выражалось?
11.       Насколько в целом решены поставленные задачи? Каковы основания для этого суждения? Какими могут быть пожелания учителю?


2 класс, раздел: «Работа с природным материалом»
Темаурока: «Превращения листьев (создание  образа по ассоциации)».
Задачи урока: 1) формированиеумениярассматриватьи изучатьформупредметов; 2) развитие ассоциативного мышления, умения создавать художественны йобразпо ассоциациисформойпредмета; 3) формированиеприемов созданияфронтальнойкомпозиции; 4) закреплениеприема наклеиваниязасушенныхлистьевисемяннабумажную основу.
Материалы, инструменты, оборудование
Уучащихся: посерединедальнегокраястоланаподставке стоитучебник«Чудеснаямастерская»; засушенныелистьяв большихплоскихкоробкахисемена (разложеныповидамв маленькиекоробки) передучебником; ближележит подкладнойлист; цветнаябумагаилистымакулатуры (10-15 листовразмеромпримерно 10x15 см) - влевомдальнем углу; кисточкавподставкеибаночкасклеем -вправом углустола.
Уучителя: засушенные листья различны хформ, окраскии размера; листбумагипримерно 20 х 30 см; учебник.
Оформление доски Вверху посредине написана тема урока:   «Превращения листьев». Нижеразвешеныизакрытышторойобразцы-аналоги (композиции из засушенных листьевсоважар-птица, бабочки, рыбкиваквариуме). Ходурока


Этапы
урока
Содержаниеурока
1.
 
Ученикивходятвклассисадятся.
Организационный
 
момент
-1 мин
 
2.
Объявление
Посмотритенадоскезаписанатема
темы
урока   -2
сегодняшнего    урока.    Прочтите    ее
мин
 
название (Детичитают.)
Необычнаятема, правда? Вчем, по-
вашему, будетзаключатьсянаша
работа
? (Детивысказывают
предположения
. Возможныиответытакого
типа: "Мыбудемделатьиззасушенных
листьев
картины, вкартиныих
превращать
будем...")
Картиныизлистьевмывпрошлыйраз
уже
делали, однаконеназывалиэто
превращениями
. Авотсегодняпоявилось
это
слово -какбудтоожидаетсякакое-то
волшебство! Чтобыэтомоглобыть?
(
Возможно, детидогадаютсяискажут,
например: "Будемпревращатьлистьяв
разных
зверей". Еслинет, тоучитель
обозначаеттемусам.)
Превратитьэтозначитизменить образ. Вотинампредстоитпревратить простыезасушенныелистьявкакой-то образ. Попробуемугадать: можетбыть, в нихкто-тоспрятан, имыпоможемему освободитьсяМыдолжныбытьособенно


 
внимательнымиичуткими.
3.    Работа    с
Откройтеучебникна с. 36. Читаем
учебником.
текстначинаясзаглавия. (Несколько
Анализ образцов-
учениковпоочередичитаюттекствслух.
аналогов -7 мин
Учитель по ходу чтения предлагает
 
рассмотреть    образцы,    о    которых
 
упоминается   в   тексте.   Затем   он
 
открывает образцы-аналоги на доске и
 
обращает   внимание   детей   на   то,
 
насколькоудачноугаданобразкаждого
 
листикавкомпозициях.)
 
Закройте книги и поставьте их в
 
подставки. (Вэтовремяучительвновь
 
закрываетобразцынадоске.)
4.    Упражнения.
Давайте посмотримлегко ли быть
Тренировка
волшебниками.    (Учитель   по   очереди
ассоциативного
показываетдетямодин -двалистикав
мышления 3 5 мин
разных положенияхприкладывая их к
 
листубумаги, аученикирассматриваюти
 
пытаютсяугадатьначтоонипохожи.
 
Несколько учеников называют увиденные
 
образы,    остальные    оценивают    их
 
точность,     оригинальность.    Учитель
 
руководитпроцессомпримернотак: "Да,
 
действительно этот листик в   таком
 
положении похож на мордочку собачки:
 
вотэтиверхниезубцы - какбудтодва
 
уха висят по бокама снизу мелкие
 
зубчикипохожинасвисающуюшерсть. Что


 
еще   надо   будет   добавить,   чтобы
 
окончательнопревратитьэтотлистикв
 
собачку? Верно, глаза. Изчегоихможно
 
сделать? Измаленькихцветков? Пожалуй.
 
Или      из      желудевых      шляпок.
 
Демонстрирует.)
5. Практическая
Теперь внимательно рассмотрите те
работаучащихся:
листья, которыеестьувас. Вкогоили
1) подбор
вочтоихможнопревратить?
листьев,
Отобранныедляработылистьяисемена
созданиеобраза
разместитенабумагеподходящегоцвета
-7 мин
так,   чтобы получилась   выразительная
2) приклеивание
композиция.
листьев -
Ничего не   приклеивайте,   я   сначала
15 мин
пройду и посмотрю все работы. (Дети
 
создают свои композицииа учитель
 
проходитпоклассуипонеобходимости
 
оказываетиндивидуальнуюпомощь.)
 
Все справились с первой частью
 
работыпревращения получились очень
 
интересные. Теперьнадодовестиработу
 
доконца. Чтонеобходимосделать, чтобы
 
наши творения не рассыпались,     не
 
исчезлиВерно,   приклеить листья и
 
семена. Вспомните, напрошломурокемы
 
уже познакомились с правилами этой
 
работыЧто нам об этом известно?
 
(Детивероятновспомнятчто лист
 
намазываютклеемсизнаночнойстороны,


 
 
предварительноподложивподнегосухую
 
газетную     бумагу.     Затем     лист
 
прикладываютнасвоеместовкомпозиции
 
и осторожно притирают через другой
 
кусочекбумагиОбращаться слистьями
 
нужноособенноосторожнотаккакони
 
оченьхрупкие.)
 
-Составленнуюкомпозициюстарайтесьне
 
разрушатьиз нее по очереди берите
 
деталииприклеивайтеихнасвоиместа.
 
(В процессе работыучитель оказывает
 
детям по необходимости индивидуальную
 
помощь.
 
Покаученикизавершаютработу, учитель
 
снимаетсдоскиобразцы-аналоги.)
б. Выставкаи
Помереготовностиизделийучительза-
оценкаработ -5
крепляетихнадоскемагнитами.
мин
Посмотрим,   насколько   удачно   мы
 
сегодняпоработаливолшебниками. Какие
 
из представленных здесь превращений
 
кажутся   вам   наиболее   удачными   и
 
интересными? Почему? (Учительстарается
 
еще раз привлечь внимание детей к
 
точному и оригинальному "обыгрыванию"
 
исходныхформ.)
 
Вашиработыдоконцаднябудутна
 
стенде, высможетерассмотретьихболее
 
внимательно.
 


СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
1. Тема, цели, задачи урока. Место данного урока в системе уроков.
2.         Подготовка рабочего места. (Наличие необходимого материала, инструментов, правил пользования инструментом, взаимный контроль в подготовке рабочего места, совместная подготовка рабочего места).
3.         Сообщение темы урока и постановка цели перед детьми:
а) что делать и для чего: общественно полезная значимость этого изделия;
б) какие знания и умения надо применить, чтобы справиться с задачей.
4.Предварительное планирование предстоящих трудовых действий и составление плана изготовления образца, осуществление межпредметных связей и их целесообразность.
5. Исполнение намеченного плана, обработка материалов по предварительно
выполненной разметке.
6.   Проверка изделия в действии, исправление недостатков, их оценка.
(Демонстрация изделия, самооценка, взаимный контроль).
7.      Охрана труда детей и соблюдение правил работы с инструментами.
8.      Организация совместной коллективной работы и взаимопомощи.
9.      Подведение итогов. (Достигнута ли учебная цель? Результат труда детей. Какие знания, умения, навыки приобрели?
Литература
 
1.           Бабанский Ю.Т Выбор методов обучения в школе. М, Педагогика, 1981г.
2.           Гусакова Л.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Элементы технического моделирования М., Просвещение, 1983
3.           Конышева Н.М. «Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнобразования» М.: Издательский центр «Академия», 19994. Рожнев П.А. «Методика трудового обучения с практикумом в учебных материалах» М., Просвещение

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн