Submitted by Наталия Викторовна Татарко on пн, 13/12/2010 - 04:07
Инновационный педагогический проект
Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы
Татарко Наталии Викторовны,
учителя русского языка и
литературы высшей
квалификационной категории
МОУ СОШ п.
Индустриальный
Екатериновского района
Саратовской области
Региональный конкурс «Педагогический олимп»
2010 г.
Главным результатом модернизации школы
должно стать соответствие школьного
образования целям опережающего развития.
Уже в школе дети должны получить
возможность раскрыть свои способности,
подготовиться к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире. Этой задаче должно
соответствовать обновленное содержание
образования.
Д. А. Медведев
« ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» ПРОЕКТА
Фамилия, имя, отчество автора
Татарко Наталия Викторовна
Название образовательного учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа п. Индустриальный
Вид проекта
Учебный
Тема
«Формирование ключевых компетенций на уроках литературы с использованием современных образовательных технологий».
Цель проекта
Моделирование системы работы учителя - словесника, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках литературы с использованием возможностей современных образовательных технологий.
Методические задачи
·изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
·провести диагностику среди учащихся на выявление уровня сформированности ключевых компетенций;
·осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики предмета «Литература»;
·разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий;
·определить способы диагностики и показателей достижения результатов.
Ведущая идея инновационного проекта
Разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию литературы позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся, и в конечном счёте повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.
-Технология проектной и ислледовательской деятельности.
Предметные области, в рамках которых проводится проект
Литература
Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта
5-11классы
Программно – техническое обеспечение
Мультимедийный компьютер;
Мультимедиапроектор;
Средства телекоммуникации(выход в Интернет)
Экран
Видеоплеер,DVD- плеер
Телевизор
Аудиоцентр
Введение.
Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития"[1].Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.
В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.
Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегосяпозволяет компетентностно-ориентированное образование.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
______________
1.Образование в документах. - М., 2006. - № 21 (ноябрь). - С.46-51
Чем настоятельнее потребность общества в компетентной личности, способной выносить свои суждения и нести ответственность за свои действия и за общество, в котором он живёт, осознающую социальную роль в семье, обществе и трудовом коллективе, тем острее необходимость в теоретической разработке основ и механизмов её формирования и применения их на практике.
Зачастую мы становимся свидетелями противоречий теории и практики и сталкиваемся с неспособностью ученика применить полученные знания в жизни. В данной ситуации возникает острая педагогическая проблема - устранить данное противоречие путём разработки механизмов и поиска эффективных технологий, методов и приёмов формирования ключевых компетентностей школьников с учётом специфики предметных областей.
Разработка частной модели образовательного процесса на основе компетентностного подхода стала фундаментом серьезной и целенаправленной работы педагогического коллектива МОУ СОШ п. Индустриальный – сложной, но, безусловно, интересной и чрезвычайно актуальной.В основу образовательного процесса школы положены следующие научные идеи компетентностного подхода:
Øнеобходимость соединения интеллектуальной и навыковой составляющей
Øинтерпретация содержания образования по критериям результативности;
Øинтеграция учений и знаний, относящихся к разным сферам деятельности.
Данный инновационный проект является логическим звеном в общей системе работы школы и ставит своей целью моделирование системы работы учителя - словесника, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках литературы с использованием возможностей современных образовательных технологий.
Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
·изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
·провести диагностику среди учащихся на выявление уровня сформированности ключевых компетенций;
·осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики предмета «Литература»;
·разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий;
·определить способы диагностики и показателей достижения результатов
·спрогнозировать ожидаемые результаты.
Содержание методических задач определило этапы исследования и план деятельности.
анализ результатов, обобщение и распространение опыта.
Перед тем, как приступить к решению поставленной перед собой задачи, я провела тестирование для выявления уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся. Для этого я использовала тестовые задания и анкеты,предусмотренные в работе «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся»[1]
Диагностика приводилось с учащимися 5-9 классов, и результаты были не утешительными. Только лишь у 8% учащихся был высокий уровень сформированности ключевых компетенций.
Данные показали, что необходимо срочно создать условия для системного подхода к формированию общей компетентности учащихся и внедрению компетентностного подхода в образовательный процесс.
Далее яизучила и проанализировала состояние проблемы в педагогической теории и практике.
2. Теоретические основы компетентностного подхода.
Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С.,А.В. Хуторского, а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера.
Все они сходятся на мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения.
В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструированияметодов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятия компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.
___________________
1.«Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся»/ Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.
Изучая теоретические основы проблемы, я пришла к выводу, что до сих пор не существует однозначного толкования понятий «компетенция» и «компетентность», а также однозначных подходов к их классификации.
Усматриваются два подхода к определению содержания понятия «компетенция».
·Одни исследователи делают акцент на компетенции как интегральномличностном качестве человека (характеристика человека),
·Другие, на описании составляющих его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему успешно справляться с решением проблем.
В словаре иностранных слов находим следующее толкование:
Компетенция(лат.Competentia-принадлежность по праву) –
1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;
2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Сравним со значением слов в толковом словаре:
Компетенция– 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.
Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, даёт следующее толкование основным понятиям компетентностного подхода:
Компетенция– отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.[1] Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету.
Компетентность– владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Проанализировав и сопоставив разные точки зрения, приходим к выводу, что основные составляющие компетентности – это:
во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности;
_________________
1.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания;
в-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:
компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.
Компетенции, в соответствии с разделением содержания образования, делятся на общие метапредметные (для всех предметов), межпредметные (для цикла предметов или образовательных областей) и предметные (для каждого учебного предмета) и выстраиваются в три уровня:
• Ключевые компетенции(метапредметные)относятся к общему содержанию образования
• Общепредметные (межпредметные)компетенцииотносятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей
•Предметные компетенции(имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов)
В Оксфордско-Кембриджской образовательной программе «Ключевые компетенции 2000» указывается, что ключевые компетенции- это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки.
Стратегия модернизации образования в РФ также предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетенции.
Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).
Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно, и в сотрудничестве с другими решать проблемы, т.е. справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.
Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Перечень ключевых компетенций, который мы приводим ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции.Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
- Учебно-познавательные компетенции.Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции.Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции.Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствованиянаправлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Данный перечень ключевых компетенций, безусловно, нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.
Так, например, главной функцией учебного предмета «Литература» является художественное познание действительности, трансляция и присвоение социо-культурного нравственного опыта, воплощенного в системе личностных смыслов (А.Н.Леонтьев, 1979). Формирование читательской позиции предполагает развитие способности учащегося воссоздавать в воображении картины жизни, нарисованные писателем, мир чувств и переживаний литературных героев, «прослеживать судьбу героя» (П.Я.Гальперин), видеть авторскую позицию и оценку, осмысливать логико-понятийную сторону произведения искусства (устанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи, отбирать материал для характеристики героев, делать выводы и обобщения), умение давать собственную самостоятельную оценку всем элементам произведения в их единстве. Очевидно, что литература как учебный предмет открывает зону ближайшего развития для широкого круга универсальных учебных действий – личностных, логических, регулятивных, знаково-символических и пр. Однако развитие личностных универсальных действий - смыслообразования и нравственнро-этического оценивания – составляет центральную линию развития.
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме с учётом специфики учебного предмета.Приведем примеры формулировок компетенций в деятельностной форме с учётом специфики учебного предмета «Литература».
Так, например, информационные компетенции предполагают:
планирование информационного поиска, работу с разными источниками информации, извлечение первичной и вторичной информации, её анализ, систематизация и обработка информации, использование в самостоятельной деятельности;
ценностно-смысловые компетенции:
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- способность к собственной интерпретации изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях;
- владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
учебно - познавательные компетенции:
- планирование, анализ, рефлексия, самооценка своей учебно-познавательной деятельности, определение сферы своих интересов.
- понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, подбор аргументов для подтверждения личной позиции, выделение причинно – следственных связей в устных и письменных высказываниях, формулирование выводов;
- выступление устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
социокультурные компетенции:
- владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
- определение своего места и роли в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владение эффективными способами организации свободного времени;
-владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, писателя и т. д.
коммуникативные компетенции :
- умение представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- умение представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;
- владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; умение задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Компетенции личностного самосовершенствования:
- позитивное отношение к своему здоровью; владение способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
- владение элементами психологической грамотности и поведения;
- владение способами духовного, творческого и интеллектуального развития.
Такой подход позволяет учителю точно оценить уровень сформированности ключевых компетенций, выявив, какие из аспектов уже сформированы, а освоение каких требует дополнительной работы. Это во многом определяет выбор индивидуальной траектории движения и совершенствования ученика.
Таким образом, мы вплотную подошли к проблеме проектирования компетентностного обучения, т.е. основного средства реализации на практике компетентностного подхода, требующего от учителя внедрения в учебный процесс передовых педагогических технологий.
3. Методологические основы .
Методологические основы проекта в значительной степени опираются на следующие современные теории: психологии личности (В.В.Давыдов, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн, Э.Шпрангер, К.Юнг и др.); структурно-системного подхода (Ю.К.Бабанский, Ю.А.Конаржевский, Г.Н.Сериков и др.); формирования личности (П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, Н.Н.Нечаев, А.Е.Одинцова, А.И.Щербаков, и др.); развития интеллектуальных способностей учащихся (Т.Я.Гальперин, И.Я.Лернер, С.А.Репин, А.В.Усова, П.И.Чернецов и др.).
8)Технология проектной и ислледовательской деятельности.
В то же время компетентностный подход не является чем-то чуждым для истории отечественной педагогики и может рассматриваться как логическое продолжение развития лучших педагогических идей и концепций советского периода, а также передовой педагогической практики 1960-х – 1990-х гг. (концепция содержания образования В. В. Краевского, И. К. Журавлева; концепция общеучебных умений и навыков (ОУУН), трактовка которых близка к трактовке некоторых ключевых компетенций; коммунарская методика воспитательной работы И. П. Иванова, по существу, нацеленная на формирование и развитие ключевых компетенций).
4. Технология опыта.
За основу своей системы работы по формированию ключевых компетенций я взяла технологию деятельностного метода, нацеленную наформирование у учащихся деятельностных способностей.
Идея простая: в универсуме деятельности выделить те виды деятельности, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить такую структуру урока и дидактические условия его организации, которая бы системно тренировала способности детей к осуществлению этих видов деятельности.
На понятийных основаниях теории деятельности теоретически обоснована и практически апробирована дидактическая система развивающего обучения, в которой:
1) осуществлен синтез идей ведущих отечествен ных педагогов и психологов о способах включения ребёнка в учебно-познавательную деятельность;
2) обеспечена преемственность с традиционной моделью обучения, что позволяет перейти к её реализации в практическом преподавании эволюционным, а не революционным путём.
Любая система деятельности, в том числе и система образования, функционирует в соответствии с целями, которые реально контролируются в данной системе.
Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к
деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу); 2)выделяется содержательная область (могу)
2.Актуализация знаний и фиксация
затруднения в деятельности.
Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:! )актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2)тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3.Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4.Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания. На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа
действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками, принятыми в культуре. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
б. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в познавательную дальнейшую деятельность.
7.Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
8.Рефлексия деятельности (итог урока).
На данном этапе организуется самооценка
учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели
и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.
Разработанная последовательность деятельностньгх шагов обеспечивает реализацию деятельностного метода.
Интегративный характер технологии деятельностного метода обосновывается реализацией в ней как традиционного подхода к обучению (этапы 1,2,5-8), так и введением в практику работы учителей идей из новых концепций развивающего образования П.Я.Гальперина (этапы 3-7), Л.В .Занкова (завершение этапа 2), В.В.Давыдова (этапы 3,4,6,8) и др. Таким образом, данная технология используется в практической работе как базовая модель, предоставляющая учителю метод подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Компетентностный подход предполагает умелое сочетание различных методов и приёмов работы. Так, наряду с технологией деятельностного метода очень удачно на уроке литературы применяется технология РКМЧП, основополагающими идеями которой являются: приоритет мнения каждого ученика, неавторитарность учителя, важность каждого суждения, опора новых знаний на имеющийся опыт.
Под технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) понимается система конкретных методических стратегий и приемов, формирующих метапредметные навыки работы с текстом и информацией
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
• культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
• информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
• социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Организация обучения, методы и формы работы на уроке, должны быть адекватны специфике психического и социально-психологического развития ребенка на определенном возрастном этапе.
Применение технологии РКМЧП в младшем школьном возрасте помогает учителю переключить ученика с внешней атрибутики на собственно учебную деятельность посредством вовлечения в процесс поиска знаний, организации свободной обстановки на уроке и предоставления возможности сотворчества. Уместно применять на занятиях в младшей школе такие приемы, как лексическая «Мозаика», «Прогнозирование», «Перепутанные логические цепочки», «Сказка по ключевым словам», «Чтение со стопом», поскольку они дают импульс для активизации образного мышления.
Подростковый возраст характеризуется развитием межличностного общения, навыков парной, групповой и коллективной деятельности. Новообразованиями этого периода является самооценка и усвоение норм социальной жизни. Эффективно использовать при работе с подростками такие приемы, как «Шесть шляп», «Двойной дневник», «Трехчастный дневник», «Эссе», «Синквейн», «Письмо», составление телеграмм. Эти приемы удовлетворяют потребность в литературном творчестве, развивают способности к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной речи, а также позволяют осознать личностные смыслы и формировать представление о себе.
В старшем школьном возрасте учащиеся ориентированы на профессиональное самоопределение, поэтому их внимание направлено на соответствующую информацию. В этом возрасте развивается абстрактное мышление, сформировано умение выполнять прямые и обратные мыслительные операции, преобладает рассуждение как форма письменного и устного высказывания. Уровень внимания достигает относительно высоких значений. Учащиеся могут классифицировать объекты по существенным признакам.
Для старших школьников актуальна работа с терминами, абстрактными понятиями, задания на мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), которые предполагают длительное сосредоточение на материале и формулирование личного отношения к нему. Описание основных приёмов работы в технологии РКМЧП – в Приложении №1
Необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми, заложена в технологии личностно -ориентированного обучения, разработанной учёными Г.Г. Кравцовой, Т.А. Матис, Ю.А. Полуяновой, В.В. Рубцовой, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманской..
Поэтому применение такого подхода также считаю необходимым в работе учителя – словесника.
Возможности активного включения учащихся в различные виды деятельности, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде, развитие навыков и умений адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека предоставляет метод проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.
Педагогические цели и задачи в рамках учебных проектов:
• Когнитивные – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.
• Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат.
• Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать и т.д.
• Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.
Развивать мышление, обучить формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний позволяет технология исследовательской деятельности учащихся.
В ходе исследовательской деятельности учащиеся:
• учатся умению самостоятельно добывать знания;
• испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
• развивают навыки самоорганизации;
• формируют адекватную самооценку;
• приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;
• осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.
Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.
Метод проектов и технология исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода.
Неотъемлемой составляющей компетентностного подхода является необходимость развития креативности и творческих способностей школьников. Позволяет решать эту задачу технология педагогических мастерских.
Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:
• не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
• не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
• не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.
Для правового государства важнейшей задачей является воспитание эрудированных, высококультурных, толерантных и мобильных, целеустремленных, уверенных, свободных от стереотипов граждан, критически осмысляющих перемены, происходящие в обществе. Технология «Дебаты» представляет опыт практической реализации личностно- ориентированного подхода в обучении и обеспечивает осознанное формирование гражданских качеств учащихся. Она содействует становлению нового поколения граждан открытого общества. Технология создает условия для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение.
Помогают сохранять высокую мотивацию к изучению предмета, а также реализовать идеи и технологии компетентностного подхода компетентностно – ориентированные задания. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»
Структура компетентностно-ориентированного задания:
·Стимулпогружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.
·Задачная формулировкаточно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.
·Источник информациисодержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.
·Бланк для выполнения заданиязадает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.
·Инструмент проверки:
Примеры КОЗ (компетентностно – ориентированных заданий ) – в Приложении №2
Таким образом,ведущей педагогической идеей инновационного проекта являетсяразумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию литературы, которое позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счёте повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.
5. Новизна проекта
Опыт по реализации данного проекта можно обозначить скорее как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами.
Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Инновационность и новизна достигаются также использованием в практике преподавания предмета педагогических «находок». (таблица саморефлексии, заполняемая в течение урока,» игра «Заработай бонус», формирующая мотивацию к творческой деятельности, приём «Через ассоциативный образ – к пониманию внутреннего мира героя»( «Изобрази настроение героя») и др.)
6. Предполагаемые образовательные результаты:
·формирование ключевых компетенций школьников;
·совокупность индивидуальных навыков в различных сферах в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, креативностью, эффективной коммуникацией, способностью сотрудничества и преодоления конфликтов в групповой и коллективной деятельности;
·высокий уровень читательской активности и мотивации к изучению предмета;
·повышение качества знаний в процессе преподавания предмета;
·высокая творческая активность личности, проявляющаяся не только в учебной деятельности, но и во внеклассной.
7. Способы диагностики.
Традиционно оценивание осуществляется на основе субъективной оценки учителем качества ответа ученика или выполненной работы путем сравнения ее с неким эталоном, а часто ещё и «со скидкой» на предполагаемые умственные способности; механической количественной процедуры, когда оценка определяется через число допущенных ошибок (например, диктант или тесты).
Оба варианта оказываются непригодными в условиях компетентностного подхода. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев, т.е. при помощи критериального оценивания. Примеры инструментария критериального оценивания приведены в Приложении №3
По мнению некоторых авторитетных ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты.
Например, при выполнении самостоятельной (практической) работы в условиях компетентностного подхода учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки. Выполняя самостоятельную работу, ученик должен иметь возможность выбрать уровень сложности, выбрать сроки выполнения из предложенных заранее как минимум двух дат, привлекать дополнительные источники информации (грамотное обращение к словарю может принести дополнительный балл, а помощь соседа может снять баллы), апеллировать выставленную учителем оценку. По результатам работы учитель обязан пояснить свое оценочное суждение о качестве работы ученика (индивидуально или в группе). Акцент необходимо сделать на хорошо выполненных работах и относительном продвижении ранее отстававших учащихся (создание ситуации успеха).
Для оценки уровня сформированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта у учащихся педагогам можно использовать тот огромный арсенал методик, который уже накоплен в российской системе образования.В основном это методы анкетирования и тестирования. В своей работе я применяю опубликованную в издании под редакцией Ушаковой И.А. систему диагностики и оценки надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихсяДостоинством приведенных методик является их универсальность, удобство и экономичность в проведении исследования и обработке результатов. Примеры методик приведены в Приложении №4
Дать оценку уровня сформированности компетентностей познавательной деятельности и интеграции позволяют традиционные контрольно-оценочные формы. Методики для оценки компетентности в общении и компетентности информационных технологий представлены в «Региональной программе мониторинговых исследований качества образования Саратовской области» .
Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является «портфолио», наглядно характеризующее продвижение в развитии ключевых компетенций.
8. Описание полученных образовательных результатов и анализ результативности проекта.
Под «образовательным результатом» понимается приобретение обучающимся эффективных способов и средств позитивного построения своей личной, профессиональной и общественной жизни.
Осуществляемая модель компетентностного подхода является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:
Осуществляемая модель компетентностного подхода является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:
1.100%- ная успеваемость по предмету;
2.Повышение % качества образования по литературе - от 45% до 80%.
3.Успешная сдача ЕГЭ и ГИА
4.Результативность исследовательской, проектной деятельности.
5.Развитие творческого потенциала учащихся .
6.Активность жизненной позиции школьника.
7.Высокая мотивация деятельности.
8.Высокий рейтинг образовательных достижений .
Доказательством являются многочисленные победы моих учеников в конкурсах разного уровня, что говорит также о разносторонности их интересов и формировании универсальных учебных действий.
Выше названные образовательные результаты говорят о результативности проекта и выборе эффективных путей его реализации.
9.Свидетельства достижения результатов – Приложение № 5
РазделII.Описание полученных образовательных результатов и анализ результативности инновационного опыта.
Под «образовательным результатом» понимается приобретение обучающимся эффективных способов и средств позитивного построения своей личной, профессиональной и общественной жизни.
Осуществляемая модель компетентностного подхода является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:
Список литературы
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
2. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 240 с.
3..«Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.
4. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
6. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
8 .«Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.
Вот оказывается, что такое педагогический проект! Теперь передо мной есть образец. Причём, образцовый! Благодаря Вам я в начале нового пути. Буду создавать свой проект. Спасибо за идею и методическую помощь.
О, Наталия Викторовна! Что вы так поздно выложили такой интересный материал! Ваш проект поможет многим правильно оформить пед. проект! Жаль, что я уже аттестовалась, я бы у вас поучилась четкости и логичности в оформлении работы. Буду рекомендовать коллегам! С уважением, Агеева М.В.
На: инновационный педагогический проект
Вот оказывается, что такое педагогический проект! Теперь передо мной есть образец. Причём, образцовый! Благодаря Вам я в начале нового пути. Буду создавать свой проект. Спасибо за идею и методическую помощь.
На: инновационный педагогический проект
Очень профессионально! Есть чему поучиться. Непременно порекомендую коллега. Всего вам доброго. Спасибо.
На: инновационный педагогический проект
Уважаемая Наталия Викторовна, благодарю вас за драгоценный материал! Удачи и благополучия вам!
На: инновационный педагогический проект
Спасибо! Умный и грамотный проект. коллеги могут использовать как образец оформления. Для себя взяла то, в чём затруднялась при оформлении проекта.
На: инновационный педагогический проект
О, Наталия Викторовна! Что вы так поздно выложили такой интересный материал! Ваш проект поможет многим правильно оформить пед. проект! Жаль, что я уже аттестовалась, я бы у вас поучилась четкости и логичности в оформлении работы. Буду рекомендовать коллегам! С уважением, Агеева М.В.
М.В.Агеева