Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Язык родной – долганский язык» («Төрөөбүт тылбыт – долган-һака тыла»)

Фото пользователя Анастасия Ивановна Теребихина (Чуприна)
Submitted by Анастасия Ивановна Теребихина (Чуприна) on пн, 13/12/2010 - 11:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Уксусникова Марина Ивановна
Место работы, должность: 
ТМОУ «Новинская НОШ» Учитель начальных классов
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Родной язык
Цель урока: 
Цели урока: - создавать условия для повышения языковой компетентности через оптимизацию учебного процесса; - воспитывать любовь, чувство гордости, бережное отношение к родному языку ( через деятельность учителя) и родной природе Таймыра. -структурировать собранный материал, давать определения основным понятиям. - овладевать способами и приёмами, необходимыми для умения видеть проблему, умение наблюдать; Задачи урока: - Развивающие: на основе выявления индивидуальных особенностей каждого ученика содействовать развитию его творческих способностей, стиля познания,темпа учебной деятельности в ситуации выбора. - Образовательные: актуализировать и обогатить языковые познания учащихся на основе высказывания долганской поэтессы О.Аксёновой. -Воспитательные: воспитывать потребность учащихся в обогащении нравственными, культурными ценностями.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

 Картинки  «Весёлая азбука», стенд на магнитной доске «Мой Таймыр», учебник «Долган-һака тыла», музыкальная запись, презентация «Төрөөбүт тылбыт - долган-һака тыла».

 

Краткое описание: 
Структура урока 1. Организационный момент. 2. Психологический настрой. 3. Постановка учебной программы. 4. Целеполагание «Мозговой шторм» 5. Создание ситуации противоречия. 6. Планирование деятельности учащихся. 7. Актуализация. 8. Формирование умений и навыков. 9. Физминутка. 10. Работа с текстом. 11. Игра «Лыжная эстафета». 12. Работа по выставке «Төрөөбүт һирим». 13. Работа по охране природы. 14. Рефлексия. 15. Домашнее задание. 16. Подведение итогов.

Ход урока

 

     1. Организационный момент. (Произносят дети)

                                  «Чоргуй, чоргуй, чуоран!

                                    Арыллынна киэң  аан.

                                    Уруокпыт буолла!

                                    Учительбыт, дорообо!

2. Психологический настрой.

           И я говорю вам «Дорооболоруң!» Когда мы произносим его, мы не только  приветствуем друг друга, но желаем здоровья, поэтому чаще говорит  «дорообо». Это слово обладает оздоровительной силой.

3. Постановка учебной проблемы.

( Показ слайда №1 «Родной язык – долганский язык», (Төрөөбүт тыл – долган-һака тыла).

Учитель: Долганский язык настолько богат, что многие слова и выражения не поддаются точному переводу. От других языков он

отличается тем, что большинство долганских слов имеет более глубокую смысловую нагрузку. 

( Показ слайда №2 – Портрет О.Аксёновой).

 

- Кого вы видите?

 - Расскажите, что вы знаете о ней?

Учитель:  За её хрупкими плечами прошла жизнь интересная, переполненная событиями. Стихи Огдо Аксёновой звучат на испанском, английском, японском, немецком, чешском и других языках.

А чтобы дети хорошо запоминали буквы, написала книжку «Бэсэлээ буквалар»

          ( 3 ученика читают буквы на родном языке).

         - Всю свою творческую энергию она направляла на то, чтобы жил долганский язык, чтобы не предавались забвению обычаи, традиции народа.

 4. Целеполагание: «Мозговой штурм».

         - Зачем беречь родной язык?

         - Кто это должен делать?

5. Создание ситуации противоречия.

         - Ребята, мы с вами сегодня на уроке и поработаем над проблемой сохранения родного языка.

         - Мы это сможем?

        Проговорите такие слова: «Ускуолага  үөрэнэбин,

                                                       һакалыы кэпсэтэбин».

6. Планирование деятельности учащихся.

         - Необходимо быть грамотным;

         - Нужно умело использовать слова;

         - Учиться строить предложения;

         - Нужно стремиться употреблять в своей речи устойчивые словосочетания.

   7. Актуализация. (Разгадывание загадок)

         Показ слайда № 3 «Таабырыыннар»

         - Слайд № 4 (Каар һытар, пургаа үрэр. Үрэктэр буустаактар. Бу каһан буолааччыный?)

         - Слайд № 5 (отгадка «Кыһын»);

         - Слайд № 6 (Молодец!)

         - Слайд № 7(Оргууй, эрэнэн, миниэкэ кэллэ. Художник көрдүк,        ойуулуур Ойуулары   түннүккэ.)

         - Слайд № 8 (отгадка «Тымныы»);

         - Слайд № 9 (3өпкө!) – правильно!

         - Слайд № 10 (Кыһын һиргэ һытар, һаас үрэккэ һ6үрэр.)

         - Слайд № 11 (отгадка «Каар»);

         - Слайд № 12 (Үчүгэй!) – хорошо! 

  8. Формирование умений и навыков.

         - Слайд № 13 («Таайыылар» - составить словосочетания);

           ( Дети говорят: - «Полярная зима», «сильный мороз», «глубокий снег», а затем переводят на родной язык и записывают в тетрадях).

 9. Физминутка «Музыкальная запись» (Под песню «Тыбаһыт ырыата», дети    имитируют движения).

   10. Работа с текстом. (Учебник «Долган-һака тыла»  Н.М.Артемьев, А.А.Петров, Ж.П.Спиридонова, 3 класс).

       - Прочитайте текст на стр.31 упр. № 70.

       - Каннык дьыл кэмэ? (Какое время года?)

       Выборочное чтение)

       - Туогунан  һир барыта һабыллынна? (найдите в тексте и прочитайте)

       - Күннэр кайдак буоллулар?

       - Булчуттар тугу гыналлар?

  11. Игра «Лыжная эстафета».

     ( надев бумажные лыжи, бегут по рядам к доске и вставляют букву в словах).   

      1 –й  ряд:     Т . ба, к . с, к . рса, эб . кээ, һуо .

      2 – й  ряд:    һаһ . л, б . рө, у . каан, к . ба, куог .с

      Остальные дети записывают слова в тетрадях).

   - На какие две группы разделим слова? (Звери и птицы – перевод на долганский язык).

  12. Работа по выставке «Төрөөбүт һирим»

     - Красив наш суровый Таймыр! Эти голубые озёра, зелёный бархат мха, холодная полярная ночь, изумрудные льды, красный бисер брусники и чудо - Северное сияние.    

    - Показ слайдов:

       Слайд № 15 (На Таймыре богатый животный и растительный мир!)

       Слайд №16 (гагара)

       Слайд № 17 (лебедь)

       Слайд № 18 (олени)

       Слайд № 19 (сова)

       Слайд № 20 (овцебыки)

       Слайд № 21 (белый медведь)

       Слайд № 22 (пушица)

       Слайд № 23 (ягель)

       Слайд № 24 (полярный мак)

       Слайд № 25 (брусника)

       Слайд № 26 (морошка)

       Слайд № 27 (голубика)

  13. Работа по охране природы

    - У народов севера есть прекрасные обычаи, связанные с охраной природы.

    - А вы какие правила знаете, чтобы наш Таймыр стал ещё красивее и богаче?

     (Прослушиваются ответы детей)

   - Показ слайдов: № 28, № 29.

      Слайд № 30, № 31 (вывод)

  14. Рефлексия

    - Над чем работали сегодня на уроке?

    - В чём были затруднения?

    - Чего достигли, что нового узнали?

    - Что помогло вам определить пути бережного отношения к языку?

    - Где вы можете использовать полученные знания?

   (Чтение стихотворения, подготовленным учеником «Не забывай язык родной…»

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";} v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";} - О чём говорит автор в этом стихотворении?

- Что означает выражение "отчий дом"? Почему отчий дом невозможен без родного языка?

 15. Домашнее задание

    - стр.39 № 87 (учитель говорит на родном языке)

16. Подведение итогов

   - Ребята, я вам желаю успехов в овладении родным языком и повышения уровня речевой культуры. Будущее языка – за вами. Какими будете вы, таким и быть нашему долганскому языку!

   - Оценки за урок. Урок закончен.

     Показ слайда № 33

Прикрепленный файл Size
Уксусникова М. И. Новая, Презентация урока родного языка.ppt 2.51 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн