«Язык родной – долганский язык» («Төрөөбүт тылбыт – долган-һака тыла»)
Submitted by Анастасия Ивановна Теребихина (Чуприна) on пн, 13/12/2010 - 11:35
Ход урока
1. Организационный момент. (Произносят дети)
«Чоргуй, чоргуй, чуоран!
Арыллынна киэң аан.
Уруокпыт буолла!
Учительбыт, дорообо!
2. Психологический настрой.
И я говорю вам «Дорооболоруң!» Когда мы произносим его, мы не только приветствуем друг друга, но желаем здоровья, поэтому чаще говорит «дорообо». Это слово обладает оздоровительной силой.
Учитель:Долганский язык настолько богат, что многие слова и выражения не поддаются точному переводу. От других языков он
отличается тем, что большинство долганских слов имеет более глубокую смысловую нагрузку.
( Показ слайда №2 – Портрет О.Аксёновой).
- Кого вы видите?
- Расскажите, что вы знаете о ней?
Учитель: За её хрупкими плечами прошла жизнь интересная, переполненная событиями. Стихи Огдо Аксёновой звучат на испанском, английском, японском, немецком, чешском и других языках.
А чтобы дети хорошо запоминали буквы, написала книжку «Бэсэлээ буквалар»
( 3 ученика читают буквы на родном языке).
- Всю свою творческую энергию она направляла на то, чтобы жил долганский язык, чтобы не предавались забвению обычаи, традиции народа.
4. Целеполагание: «Мозговой штурм».
- Зачем беречь родной язык?
- Кто это должен делать?
5. Создание ситуации противоречия.
- Ребята, мы с вами сегодня на уроке и поработаем над проблемой сохранения родного языка.
- Мы это сможем?
Проговорите такие слова: «Ускуолага үөрэнэбин,
һакалыы кэпсэтэбин».
6. Планирование деятельности учащихся.
-Необходимо быть грамотным;
- Нужно умело использовать слова;
- Учиться строить предложения;
- Нужно стремиться употреблять в своей речи устойчивые словосочетания.
( Дети говорят: - «Полярная зима», «сильный мороз», «глубокий снег», а затем переводят на родной язык и записывают в тетрадях).
9. Физминутка «Музыкальная запись» (Под песню «Тыбаһыт ырыата», дети имитируют движения).
10. Работа с текстом. (Учебник «Долган-һака тыла» Н.М.Артемьев, А.А.Петров, Ж.П.Спиридонова, 3 класс).
-Прочитайте текст на стр.31 упр. № 70.
- Каннык дьыл кэмэ? (Какое время года?)
Выборочное чтение)
- Туогунан һир барыта һабыллынна? (найдите в тексте и прочитайте)
- Күннэр кайдак буоллулар?
- Булчуттар тугу гыналлар?
11. Игра «Лыжная эстафета».
( надев бумажные лыжи, бегут по рядам к доске и вставляют букву в словах).
1 –й ряд: Т . ба, к . с, к . рса, эб . кээ, һуо .
2 – й ряд: һаһ . л, б . рө, у . каан, к . ба, куог .с
Остальные дети записывают слова в тетрадях).
- На какие две группы разделим слова? (Звери и птицы – перевод на долганский язык).
12. Работа по выставке «Төрөөбүт һирим»
- Красив наш суровый Таймыр! Эти голубые озёра, зелёный бархат мха, холодная полярная ночь, изумрудные льды, красный бисер брусники и чудо - Северное сияние.
- Показ слайдов:
Слайд № 15 (На Таймыре богатый животный и растительный мир!)
Слайд №16 (гагара)
Слайд № 17 (лебедь)
Слайд № 18 (олени)
Слайд № 19 (сова)
Слайд № 20 (овцебыки)
Слайд № 21 (белый медведь)
Слайд № 22 (пушица)
Слайд № 23 (ягель)
Слайд № 24 (полярный мак)
Слайд № 25 (брусника)
Слайд № 26 (морошка)
Слайд № 27 (голубика)
13. Работа по охране природы
-У народов севера есть прекрасные обычаи, связанные с охраной природы.
- А вы какие правила знаете, чтобы наш Таймыр стал ещё красивее и богаче?
(Прослушиваются ответы детей)
- Показ слайдов: № 28, № 29.
Слайд № 30, № 31 (вывод)
14. Рефлексия
-Над чем работали сегодня на уроке?
- В чём были затруднения?
- Чего достигли, что нового узнали?
- Что помогло вам определить пути бережного отношения к языку?
- Где вы можете использовать полученные знания?
(Чтение стихотворения, подготовленным учеником «Не забывай язык родной…»
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";} v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";} - О чём говорит автор в этом стихотворении?
- Что означает выражение "отчий дом"? Почему отчий дом невозможен без родного языка?
15. Домашнее задание
- стр.39 № 87 (учитель говорит на родном языке)
16. Подведение итогов
-Ребята, я вам желаю успехов в овладении родным языком и повышения уровня речевой культуры. Будущее языка – за вами. Какими будете вы, таким и быть нашему долганскому языку!