Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Измерение коэффициента трения скольжения различных веществ о дерево с помощью компьютерной модели

Фото пользователя Евгения Владимировна Яшина
Submitted by Евгения Владимировна Яшина on пн, 13/12/2010 - 21:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Яшина Евгения Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ "Лицей г.Козьмодемьянска", учитель физики и информатики
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 
Повторить и закрепить понятия «модель», «моделирование», «компьютерное моделирование» из курса информатики и ИКТ; «сила трения покоя», «сила трения скольжения», «коэффициент трения» из курса физики; познакомить ребят с новым экспериментальным способом определения коэффициента трения скольжения с использованием математической компьютерной модели;вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, воспитывать культуру общения на уроке и при изложении собственных мыслей
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. "Информатика и ИКТ 9 класс" Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
  2. "Информатика и информационные технологии 10-11 класс" Н.Д.Угринович
  3. "Физика 9 класс" И.К.Кикоин А.К.Кикоин
  4. "Физика 10 класс" Г.Я.Мякишев Б.Б.Буховцев
  5. CD  "Физика, 7-11 классы" ООО "Физикон"
Используемая методическая литература: 

Методика работы с компьютерными курсами «Открытая физика» и «Физика в картинках» А. Ф. Кавтрев center.fio.ru/method/resources/kavtrev/11/fiz/op_metod.htm  

Используемое оборудование: 

Проектор, интерактивная доска и персональные компьютеры для учителя и учеников.
На демонстрационном столе: деревянная линейка, деревянный брусок, набор грузиков, динамометр, штатив

Используемые ЦОР: 
  1. Мультимедийная презентация «Измерение коэффициента трения скольжения с помощью компьютерной модели» (ppt, 371 кб)
  2. Диск  "Физика, 7-11 классы", работа 1.14 «Соскальзывание по наклонной плоскости» из «Лаборатории» Physicon\Physics7-11 (Interactive Physics File, 26 кб).  (Программное обеспечение не требует установки. Достаточно поместить саму работу и программу для её просмотра «Живая физика»  на сетевой диск. Модель лучше открывать уже в программе (Файл → Открыть…)    скачать 
  3. Бланки с планом выполнения лабораторной работы, рисунком и расчётной таблицей (doc, 35 кб)
Краткое описание: 
Данный урок проводится в рамках изучения темы «Понятие силы – как меры взаимодействия тел» в разделе «Законы механики Ньютона» в качестве закрепляющего. Главной его задачей является вывод формулы для расчёта коэффициента трения и получение значений этого коэффициента для различных веществ в результате выполнения виртуальной лабораторной работы на компьютере. Содержание урока: повторение и закрепление таких понятий, как «второй закон Ньютона», «сила трения», «коэффициент трения», «движение тела под действием нескольких сил», «проекции силы на координатную ось»; использование их при выводе расчётной формулы; выполнение виртуальной лабораторной работы и анализ полученных результатов с выводами. Для достижения выше перечисленных результатов предполагается использование презентации для интерактивной доски и персональных компьютеров для проведения работы каждым учеником индивидуально или в парах.

 

                               I.      Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас готовыми к уроку. Я рассчитываю на нашу совместную плодотворную работу. Сегодня у нас необычный урок, а интегрированный. Мы с вами попробуем применить знания, полученные по теме «Моделирование» на уроках информатики для исследования одной из важнейших сил в природе - силы трения. При выполнении лабораторной работы вы самостоятельно на опыте определили коэффициент трения скольжения. Далеко не у всех получились результаты, сходные с табличными. А сейчас эксперимент будет проводить компьютер, нам лишь останется обработать результаты его измерений. Итак, цели нашего сегодняшнего урока, это повторить основные понятия раздела «Моделирование» по информатике, а также, определение, виды и свойства силы трения по физике и выполнить виртуальную лабораторную работу. Все готовы? Тогда начинаем!
                            II.      Повторение ранее пройденного материала и подготовка к основному этапу урока.
Отвечаем устно на вопросы: (Слайд 1)
1)      Что такое модель?
2)      Какие виды моделей вам известны?
3)      Какие виды компьютерных моделей вы можете перечислить?
4)      Что общего и в чём различие понятий «математическая модель» и «компьютерная математическая модель»?
5)      Как вы думаете, в каких случаях компьютерный эксперимент предпочитают лабораторному?
(После ответа на этот вопрос ребята сами должны прийти к выводу, что лабораторный эксперимент не всегда позволяет получить точный результат). При выполнении работы нам необходимо будет измерить угол наклона плоскости с как можно более высокой точностью, и на опыте сделать это довольно сложно. Но прежде, чем приступить к работе, повторим: (Слайд 2)
6)      Что такое сила трения?
7)      Какие виды силы трения вы знаете? Дайте определение каждой.
8)      В чём заключается причина силы трения, какова её природа ?
9)      От чего зависит величина силы трения?
10) Зависит ли она от формы и площади соприкасающихся поверхностей?
11) По какой формуле рассчитывается модуль силы трения скольжения?
12) Что такое коэффициент трения? От чего он зависит?
13) Сравните силу трения скольжения с силой трения качения и силой жидкостного трения.
Молодцы! Вы хорошо поняли эту тему, поэтому можно смело переходить к выполнению нашей виртуальной лабораторной работы. 
                         III.      Подготовка к выполнению работы.
Метод, которым мы сегодня воспользуемся для определения коэффициента трения, не описан в ваших учебниках, поэтому я заготовила специальные бланки с описанием работы и готовой расчётной таблицей. Они перед вами. Поставьте свою фамилию в правом верхнем углу. Отложите на время листочки и ручки и обратите внимание на демонстрационный стол.
(На столе горизонтально расположена деревянная линейка, на ней покоится брусок с двумя грузами )
Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на несколько вопросов:
1.      Какие силы в данный момент действуют на брусок?
2.      Если я начну приподнимать один край линейки, что в этом случае произойдёт? Почему?
3.      Брусок сразу же начнет скольжение?
4.      Какая сила будет его удерживать до этого момента?
Опыт: постепенно поднимаю край линейки, брусок с грузами вначале покоится, а затем начинает скольжение.
Значит, при каком-то предельном значении угла наклона проекция силы тяжести станет больше силы трения, и тело придёт в движение. Рассмотрим на чертёже ситуацию, когда угол наклона предельный, т.е. тело ещё в покое, но перед самым началом движения. В этом случае сила трения покоя будет максимальной, а значит, практически равна силе трения скольжения. Расставим все силы, действующие на тело, и найдём их проекции. (Слайд 3)

Так как тело находится в покое, то векторная сумма действующих на него сил равна 0. Записываем это уравнение в проекциях на оси OX и OY.   
Подставляя вместо Fтр и N их выражения, получим формулу для расчёта коэффициента трения μ.    

     Таким образом, зная предельный угол, можно рассчитать значение коэффициента трения.
 
                          IV.       Выполнение лабораторной работы.
Закончите чертёж, приведенный на бланках, и вывод расчётной формулы.
А теперь открываем компьютерную математическую модель «Соскальзывание по наклонной плоскости» (Мои документы\IP 2000\Program\ip; Файл→Открыть→ Soskalz._po_nakl._ploskosti). (Слайд 4)
Для проведения эксперимента предлагаются 4 тела, изготовленные из различных веществ одинаковой массы. Вы должны поворачивать наклонную плоскость, увеличивая угол α. Ваша задача зафиксировать его предельное значение, после которого тело начнёт скользить. Угол можно увеличивать «грубо» и «точно». Поэтому, добивайтесь такого положения наклонной плоскости, при котором брусок будет соскальзывать равномерно. Параллельно измерениям заполняем таблицу.
(Выполняют работу, поочерёдно определяя значение угла для всех четырёх тел)
С помощью стандартной программы «Калькулятор» находим значения тангенсов всех углов, это и будут искомые коэффициенты трения.
(Ребята считают, заполняют таблицу)
                             V.      Анализ результатов выполненной работы.
Давайте сравним полученные в работе значения с табличными (Слайд 5) (заполняем таблицу на интерактивной доске).  
Для какой пары веществ коэффициент трения наименьший? (Для дерева и льда) Приведите примеры из жизни, где мы это используем (лыжи, сани легко едут по снегу и льду). А когда этот коэффициент самый большой? (для резины) Приведите примеры, подтверждающие это. Сформулируйте вывод и запишите его на бланках.
Ответим ещё на несколько вопросов: (Слайд 6)
1.      Каковы преимущества этого способа определения коэффициента трения?
2.      А недостатки?
3.      Зависит ли коэффициент трения от угла наклона плоскости?
                          VI.      Подведение итогов урока.
Как замечательно мы сегодня поработали! Давайте поведём итоги.
1)      Какие понятия и формулы мы успели повторить?
2)      Понравился вам метод, который мы использовали в работе?
3)      Достигли ли мы целей, которые поставили в начале урока?
4)      Эти знания вам нужны, полезны?
5)      Как вы, ребята, оцениваете нашу совместную работу, а свою собственную?
6)      Что вам больше всего понравилось на уроке?
Сдаём листочки с выполненной работой мне на проверку.
                       VII.      Объяснение домашнего задания.
Дома вам предстоит решить задачи №267, 268, 291 (задачник под редакцией Рымкевича А.П.).
                    VIII.      Заключение.
Спасибо, ребята, за работу! Урок окончен, до свидания!
Прикрепленный файл Size
model_trenie.ppt 371 KB
blank.doc 35 KB
konspekt.doc 63.5 KB
metodik.doc 38.5 KB
program.rar 3.66 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн