Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-мастерская по русскому языку "Лицо России"

Фото пользователя Софья Юсуповна Мартынова
Submitted by Софья Юсуповна Мартынова on Sat, 18/12/2010 - 04:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мартынова Софья Юсуповна, Хаданович Маргарита Михайловна
Место работы, должность: 
МОУ "Средняя школа №8" г. Петропавловска-Камчатского, учителя русского языка и литературы
Регион: 
Камчатская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
В данном ресурсе представлены конспект урока-мастерской русского языка по развитию речи для учащихся 5 класса и приложения (видеоролик и презентация)"Лицо России".

 

Урок-мастерская « Лицо России»
 
Цель:
1.Обучать моделированию текста на основе концептуального анализа слова.
2. Развивать устную и письменную речь учащихся,  ассоциативно-образное мышление.
3.Воспитывать чувства уважения и любви к своей стране и к ее культурным традициям.
 
 
(Звучит песня «Гляжу в озера синие…» в исполнении Е.Шавриной -2 куплета; слайды о России - видеоролик)
Вступительное слово учителя:  (на фоне презентации к уроку)     1-2 слайды
Только вдумайся, вслушайся
В имя «Россия»!
В нём и росы, и синь, 
И сиянье, и сила.
Мы сегодня па уроке напишем сочинение – миниатюру « Лицо России»-это наша задача Будем идти от слова к тексту.
 3-4 слайды                                                                                                                 
Русский   философ Георгий Федотов пишет: « Лицо России» не может открыться в одном поколении, современном нам. Оно в живой связи всех отживших родов, как музыкальная мелодия в чередовании умирающих звуков».
 
Метод проблемной беседы:
Почему трудно выразить « Лицо России»?   Попробуем ответить.
6-7 слайды
-Назовите синонимы к слову « лицо России»? (образ, облик, портрет).
А более поэтичнее? (лик).
 
В былые времена Россию называли «Землей Жар-птицы», об этом в своей книге рассказала известная американская писательница Сюзанна Масси.
 Звучит стихотворение о России: 
 
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
 
Озерный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
 
Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
 
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе еще мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.
 
-При упоминании « лицо России», какие цветовые ассоциации возникают у вас?
Нанесите кисточкой мазок краски на листочке бумаги?
 
(Звучит музыка –3-4 куплеты песни «Гляжу в озера синие..», дети изображают, консультанты прикрепляют листочки на доску).
 
Учитель:
Вот в такой цветовой гамме получился образ России.
На ваших листочках преобладают яркие радужные тона. Это радует, большинство из вас видят  лицо России светлым, что связывает нас с надеждой на лучшее, на светлое будущее.
8 слайд
Девиз нашего урока:
Я ищу – значит  учусь (Анри Барсис)
 
Мы продолжим работу над поиском нужного слова
Вы имеете право на ошибку.
 
-Что вы видите, когда слышите слово «Россия»?  На мгновенье закройте глаза, представьте нашу страну. Какой вы ее видите? 
9-14 слайды
Составьте и запишите словосочетание:      
 (необъятная Россия, бесконечные просторы,  мирное небо, деревенский дом аист на крыше). 
 
- Прослушайте отрывок из стихотворения Э.Асадова.
Россия начиналась не с меча,
Она скосы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась… (читает ученик)
 
Попробуйте составить словосочетание типа «прил. + Россия», отражающее движение времени:  
 (трудовая Россия, полевая Россия, мирная Россия; учитель добавляет: военная, демократическая).
 
 
Учитель:
Прочитаем еще раз слова Г.Федотова.
 
-Так почему трудно выразить лицо России?
-Опираясь на СПП, сформулируйте самостоятельно ответ
 (потому что… у каждого свое восприятие России).
 
15- 16 слайды
-Запишите заголовок будущего текста ( Лицо России)
 
Предлагаю начальную фразу: « Вот идет она, словно белая лебедушка плывет…»
 
Анализ стилистических особенностей фразы:
 
-Назовите прием создания живого образа России:  олицетворение- Россия- девушка, Россия-невеста.
Назовите постоянный эпитет (белая лебедушка).
Традиционно – поэтическое сравнение женщины с образом птицы ( словно белая лебедушка).
-Употребление суффикса с уменьшительно – ласкательным значением ( лебедушка).
 
УЧИТЕЛЬ:
Скажите, в традициях, какой культуры создано начало текста, предложенного вам?
(В традициях русского народного творчества)
Где мы с вами встречались с таким способом создания образа? (В русском фольклоре).
 
17-18 слайды
 
УЧИТЕЛЬ: Да, символика цвета, постоянные эпитеты характерны для фольклорного произведения.
Следовательно, какой вы будете описывать Россию?
 (сказочной, народной,  песенной).
Значит, мы будем описывать лицо России сказочной, песенно-народной. Для подготовки к сочинению мы воспользуемся карточками-схемами и стихотворными отрывками С.Есенина («русского царевича» по словам Б.Пастернака).
 
УЧИТЕЛЬ:
У вас на столе лежит раздаточный материал, посмотрите, прочитайте его, подготовьтесь к выразительному чтению
 
19-20 слайды
РАБОТА с раздаточным материалом:
-выразительное чтение стихотворных фрагментов.
I.Глаза…
                                1). Я покинул родимый дом,
                                         Голубую оставил Русь…
                                    2).Васильками сердце светится,
                                          Горит в нем бирюза.
                                          Я играю на тальяночке
                                          Про синие глаза
                                     3).О Русь – малиновое поле
                                           И синь, упавшая в реку…
    
                                 4). Опять передо мною голубое поле…
 
Учитель: Выделите постоянные цветовые эпитеты, связанные с природой и метафорические сравнения.
(учащиеся записывают материал к сочинению в тетрадь)
21 – 28 слайды
 
II. Лицо… Румянец
 1)  Алый- светло-, ярко-красный; самого густого цвета розы, яркой (не золотистой) зари; Алый цветочек. Краше цвета алого, белее снега белого.                                                                      ( По словарю В.И.Даля)
2) Глупое, милое счастье
 Свежая розовость щек!
3)Хорошо бы, как ветками ива,
    Опрокинуться в розовость вод…
 
     3. Коса… пронизана лентой яркой.
. 1) Я навек за туманы и росы
       Полюбил у березки стан,
        И ее золотистые косы,
         И холщовый ее сарафан…
 
б. Звени, звени, златая Русь,
     Волнуйся, неуемный ветер!
     Блажен, кто радостью отметил
     Твою пастушескую грусть.
     Звени, звени, златая Русь…
 
 
  1. Сарафан и травушкой- муравушкой изукрашен и цветочками…
                       
  1. А как речь-то говорит, словно… 
-выявление связи деталей портрета с русским пейзажем;
-выделение постоянных цветовых эпитетов, связанных с природой ( алый румянец- цвет зари, косы золотые- цвет солнца, синие глаза- цвет неба).
- по ходу выполнения задания учениками заполняется таблица по схеме.
 
Индивидуальная работа. МУЗЫКА….
 
УЧИТЕЛЬ: попробуйте написать сочинение –миниатюру –описание « Лицо   России». В написании сочинения поможет вам и музыка. Характер этой музыки соотносится со словесным портретом России: общность мелодической и поэтической фразы выражается широтой дыхания, напевностью.
 
Звучит музыка Рахманинова, 3-й концерт
 
Рефлексия.
 
Чтение работ (1-2), обсуждение.
 
Миниконцерт
УЧИТЕЛЬ: лицо Россия слагается из разных элементов, в него входят: природа, история, народ, культура, язык музыка.
 
Вот отдельные фрагменты:
Образ России в музыке: Влад Сивиренчук исполнит народную музыку (балалайка, пианино)
 Образ России в танце ( С. Шульгина покажет нам танец).
 
Чтение стихотворений (Козлинский А., Александров С.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Раздаточный материал.
Лицо России.
 
               Вот идет она, словно белая лебедушка плывет…
 
1.     Глаза…                                              2. Лицо… Румянец…
а. Я покинул родимый дом,                  а. Алый – светло-, ярко-красный;
    Голубую оставил Русь…                      самого густого цвета розы, яркой
                                                                     (не золотистой) зари; багряный,
б. Васильками сердце светится,               багрецовый (не багровый), краски
    Горит в нем бирюза.                              боевых жил. Алая кровь. Алый
    Я играю на тальяночке                          цветочек. Краше цвета алого,
    Про синие глаза…                                  белее снега белого.
                                                                      ( По словарю В.И.Даля)
в. О Русь – малиновое поле
    И синь, упавшая в реку…                   б. Глупое, милое счастье,
                                                                       Свежая розовость щек!
г. Опять передо мною голубое поле…
                                                                    в. Хорошо бы, как ветками ива,
                                                                Опрокинуться в розовость вод…
 
                          3. Коса… пронизана лентой яркой.
 
а. Я навек за туманы и росы
   Полюбил у березки стан,
    И ее золотистые косы,
    И холщовый ее сарафан…
 
б. Звени, звени, златая Русь,
     Волнуйся, неуемный ветер!
     Блажен, кто радостью отметил
     Твою пастушескую грусть.
     Звени, звени, златая Русь…
 
                         4. Сарафан и травушкой изукрашен
                       И цветочками-
 
5.     А как речь-то говорит, словно… 
 
 

 
Глаза
 
Лицо
 
 
Коса
 
 
Сарафан
 
 
Речь
 
 

 
 
 
 
Литература:
 
  1. Н.Л.Мишатина. «Диалог с культурными концептами в 5-11 классах (русский язык, литература, развитие речи)». Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. Издательство «САГА» «Наука».2004 год.
  2. Материалы по уроку-мастерской «Лицо России» (в 7 классе) Шаталовой Н.М. http://www.openclass.ru/lessons/101401
Прикрепленный файл Size
К уроку Лицо России.ppt 6.34 MB
словарь.doc 25.5 KB
Урок Лицо России.wmv 4.48 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн