1) образовательные: обобщить изученный материал по разделам русского языка (фонетика, морфемика, орфография); формировать умения применять полученные знания на практике;
2) развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
3) воспитательные: воспитывать любовь к родному языку. (слайд 2)
1.. Организационный момент. Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну «Словообразования». Впереди нас ожидают самые необычные острова. Мы побываем в гостях у других племен, вступим в состязание с самозванцами, примерим враждующие племена, посети далекие острова.
Но нам непременно нужно найти остров «Словообразования, чтобы стать еще грамотнее и образование». (Слайд 3)
Разобьемся с вами на команды. Будем помогать друг другу! И еще, на протяжении всего путешествия нам будет помогать дипломат - Правило. Отправимся мы с вами на корабле «Знание». За каждый правильный ответ вы будете получать 1 балл. В конце урока мы посчитаем баллы и получим только отличные оценки!
Итак, в добрый путь.
1. Дипломат Правило ведет нас на корабль. Как вы понимаете слово дипломат, а может дипломант? Как называются такие слова» (паронимы) . Входным билетом станет блиц-опрос.
1. Блиц – опрос.
1 команда
2 команда
В какой разделе науки о языке изучается, с помощью чего образовано слово. (словообразование)
как называется наука о языке, в которой изучается, из каких значимых слов состоит слово? (морфемика)
Назовите неморфологические способы образования слов (переход слов из одной части речи в другую)
Назовите виды разбора слова. (морфемный, словообразовательный, этимилогический)
Что относится к морфологическому способу образования? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ, сложение целых слов, сложение начальных букв, сложение начальных звуков.))
2Приближаемся к острову Корневых морфем. Объединим враждующие племена.В приведенных словах представлены два омонимичных корня . Разбейте их на два гнезда по лексическому значению ( по 1б за каждый правильный ответ)
1 команда- вод -
2 команда-гор-:
заводь,
горка,
водный,
горец,
заводной,
загорелый,
проводка,
горение,
проводник,
горный,
вывод,
выгоревший,
подводить,.
гористый,
водяной,
горючий,
Безводный,
предгорье,
подводный,
пригорок,
водитель
пригорать
3. Подъезжаем к племени Чередующихся гласных. На этом острове томятся заточение два племени: корни с чередование гласных о и а, «ослиные» корни. К нам на помощь пришел Правило. Освободим заложников, поможем им вернуться домой. Отгадайте загадки устно, выпишите слова, в которых есть корни счередованием: 1 команда о – а, 2 команда е - и
2.Что выше леса, краше света, без огня горит?(Солнце.)
3.Белый Тихон с неба спихан.
Где пробегает – ковром устилает.(Снег.)
4.Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.(Снег.)
5.Осенью в щель заберется, а весной проснется.(Муха.)
6.Летают, кружатся, на землю ложатся,
С земли не встают и тут пропадут.(Листья.)
7.Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло.(Морковь.)
8.Чудо с чудом сошлось кругом:
дыр много, а выскочить некуда.(Решето.)
9.Захочу, так поклонюсь, а поленюсь, так повалюсь.(Топор.)
10) Пришла из лесу птичница кур посчитать.(Лиса.)
Выбираемся из ловушки! Корни с чередованием. В 1
1.
В какой строке во всех словах следует писать букву О?
пол..жить, заг..релся, к..сается
притв..ряться, уг..релый, з..ря
скл..нение, неук..снительно, р..стение
прик..снуться, отл..жить, подр..сли
2.
В какой строке во всех словах следует писать букву А?
пол..гаться, з..рница, р..сток
выр..щенный, приг..рело, з..рянка
отр..слевой, р..стениеводство, к..сательная
разл..жить, водор..сли, прил..гательное
3.
В каких словах следует писать букву А?
перег..рели
оз..рять
отр..стить
отл..жить
притв..рить
4.
В каких словах следует писать букву 0?
прил..жение
прик..саться
накл..ниться
з..рница
раств..ритель
5.
В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
обг..рел, под..рить, оз..ренный
пор..сль, откл..нение, предл..жение
выр..сший, неприк..сновенный, зап..сной
предпол..гать, р..сточек, упл..тнение
6.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
заг..родил, под..рожник, прил..гать
отр..сти, обр..мил, м..торный
ф..рфор, оз..рить, неустр..шимый
м..роз, скл..нение, обл..ко
1.
Корни с чередованием. В 2
В каком ряду во всех словах нужно писать букву А?
Пл..вцы, изл..гать, скл..няться
Попл..вок, оз..ренный, заг..релый
З..рница, обм..кнуть, утв..рь
Прил..гательное, непром..каемый, откл..нение
2.
В каком ряду во всех словах нужно писать букву О?
Скл..няться, заг..реть, держать р..внение
Р..внина, пром..кашка, нар..стить
Изл..жить, нераств..римые, ск..чок
Прик..снуться, прекл..няться, зар..внять
3.
В каком ряду во всех словах нужно писать букву А?
Сотв..рить, пор..сль, з..ря
Предпол..гал, пл..вучего, приск..кал
Оз..ренный, г..рел, р..внялись
Ур..вень, в зар..слях, ск..кал
4.
В каком ряду во всех словах нужно писать букву О?
Пл..вчиха, к..саться, отр..сль,
Р..внина, пром..кательный, уг..реть
Покл..ниться, р..сток, ср..внять
Р..весник, р..стовщик, предпол..гать
5.
В каком ряду пропущена одна и та же буква?
Пан...рама, тв...рить, р..сток
Зар..сли, к..сание, р...стовщик
Выр...щенный, к..са, р..внина
Подр...стковый, заг...рел, утв..рь
6.
В каком ряду во всех словах пропущена буква в корнях с чередованием?
Пол...жить, к..совица, изб..рательный
Усл..жнить, перег..реть, накл..нить
Выр..стает, г..ристый, нат..рать
Попл...вок, скл...нение, нач...нать
4. Благодарные племена проводили своих спасителей. И вдруг, откуда ни возьмись самозванцы. Правило рассказал нам одну историю:не всегда легко определить самозванца. Однажды я встретился с двумя такими:угол – укол. Кто из них самозванец? Всю ночь я анализировал, рассуждал. Словоуголявно непроизводное, не образовалось же оно от словагол! От него можно образовать целый ряд однокоренных:уголок, угловатый, треугольник... Продолжите сами, если захотите. А вот суколомне все так просто. Ведь когда получаетсяукол? Когда кто-то кого-тоуколол, чаще всего врач больного. Получается, чтоукол– производное от глаголауколоть! Так ведь? Вот и найден самозванец. Стали мешать нашему путешествию, но кто они эти самозванцы. Это те, которые только внешне кажутся непроизводными, а на самом деле очень даже производные. Найдем их!Маленькая подсказка. Будем рассуждать так: чтобы получилсяход, надо сначала начатьходить; чтобы получиласьтишь, нужно, чтобы сначала все сталотихим.
Таким способом образуются обычно только существительные – от глаголов или прилагательных
Лед,
мелочь,
синь,
даль,
клев,
удар,.
мед,
доклад,
взгляд,
проход,
бег,
разбег,
рожь,
коготь,
сушь,
угон,
мена,
топь,
мир
выход
5. У нас прекрасное настроение. Пребывая в хорошем расположении духа мы пристали к острову Орфография. На этом острове живут две сестрицы – приставкипре-ипри-. Правило рассказал нам историю их жизни. Жили-были в стране Орфографии две сестры-приставки. Одну звали Пре, а другую – При. Жили они, поживали, но с самого детства они были очень разные.
Пре была очень жадной и хвастливой. Ей всегда хотелось все делать лучше всех. А от зависти к сестре она даже преграждала ей путь к знаниям. И, как каждая большая хвастушка, любила покрасоваться перед всеми своими успехами и достоинствами.
В отличие от Пре, При была очень скромной и доброй. Из-за ее хорошего отношения ко всем окружающим все хотели все время быть с ней вместе, спрашивали у нее совета и просили помочь по хозяйству. Всегда все дела При доводила до конца и не стремилась быть первой. Была она вся в заботах, и времени у нее было очень мало.
Так жили они да жили, но вот настало время распределять между ними обязанности (ведь каждая морфема в стране Орфографии имеет свое значение). Так все договорились: Пре захотела употребляться в значении «очень» (и только потому, что была хвастливой). А так как она дружила с приставкой Пере, то для простоты запоминания сказала, что будет писаться и в тех словах, где вместо нее может стоять ее подружка.
Поскольку все «лучшие» возможности забрала себе Пре, сестра При согласилась, что будет указывать на приближение, действие, совершающееся в интересах кого-то другого. Но их мама объявила, что ей можно доверить и доведение дел до конца, и действия, сделанные совсем немного, чуть-чуть, а еще и совмещение двух действий.
Поможем сестрам найти слова-союзники. А в корабельном дневнике опишем свой визит к президенту этого острова.
1 команда выписывает слова с приставкой при-, вторая команда выписывает слова с приставкой пре-
НА ПРИЕМЕ У ПР_ЗИДЕНТА
На приеме у пр_зидента было много пр_морских гостей. Пр_зидента пр_ветствовали пр_поднятыми руками. Пр_зидент пр_сел на пр_чудливый стул. Началось заседание пр_зидиума. Все кричали, переругивались, пр_вставали, пр_седали. Пр_зидент пр_кратил заседание. Оно возобновилось, когда все попр_молкли. Пр_зидент выразил пр_знательность пр_морским гостям за пр_стройку, которую они пр_делали к пр_зидентскому дворцу. Пр_морские гости захлопали так, что пр_зидент аж пр_вскочил со своего пр_восходного стула. Заседание пр_зидиума закончилось, все разошлись, и пр_зидент пр_лег отдохнуть на роскошном мягком-пр_мягком диване.
6. Мы с успехом справились и с этим испытание, дальше наш корабль держит путь в гавань «Сложные слова» А там кого только нет! Все сказочные герои собрались в одном месте. И уже несколько дней ждут отплытия на Родину. Мы вызвались помочь и им. В каком направлении их отправлять? Для этого надо объяснить, почему их так зовут: Какие из этих слов сложные? Какими способами они образованы? У каких еще сказочных героев имена построены на основе словосложения?
1 команда
2 команда
1) Синеглазка;
2) Златовласка;
3) Белоснежка;
4) Черномор;
5) Мойдодыр;
6) Мальчик-с-пальчик;
7) Золушка;
8) Жар-птица;
9) Незнайка;
10) Людоед;
11) Конек-Горбунок;
12) Снегурочка;
13) Дед Мороз
14) Красная Шапочка.
6. Попрощавшись с сестрами, мы отправились на острова Ы и И. Чтобы попасть на острова необходимо знать пароль. Если в слове после приставки пишется буква И , поднимаем вверх правую руку, если нет – сидим с опущенными руками. Ошибающийся выбывает. Правильно прошедшие испытание ставят себе 3 балла. Графически покажите выбор орфограммы. От..скать квартиру, меж..нститутский турнир, роз..грыш лотереи, роз..ск, преступника, из..скания геологов, сверх..нтересное мероприятие, пред..дущий сезон. меж..здательский, сверх..мпульсивный, суб..нспектор, контр..гра, транс..орданский, дез..нфекция, супер..нтересный, пост..мпрессионизм, пан..сламизм об..скать, . Спорт..нвентарь, мед..нститут, фин..нспектор, пред..стория, меж..нтернатский, без..нициативный, спорт..гра, сверх..зобретатель.
8. Берем курс на Родину. Для этого нам нужно пройти таможню острова Словообразования. Для этого мы должны решить тест. Время 5 минут.
1В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?