Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конфликты в общении

Фото пользователя Наталья  Валерьевна Соловьева
Submitted by Наталья Валерьевна Соловьева on Sat, 18/12/2010 - 22:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Соловьева Наталья Валерьевна
Место работы, должность: 
муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа №14" г. Балаково Саратовской области, педагог-психолог + НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия Балаковский филиал, преподаватель
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Уровни образования: 
начальное профессиональное образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Понятие конфликта. Динамика конфликта. Методы преодоления конфликта. Способы разрешения конфликтной ситуации. Технологии управления конфликтом. Диагностика собственного стиля поведения в конфликтной ситуации.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

 

           

Тема занятия:            «КОНФЛИКТЫ В ОБЩЕНИИ»

 

Цель: Формирование представлений о конфликте, конструктивных способах разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи:

  1. Показать неизбежность возникновения конфликтов в жизни людей.
  2. Сформировать понятие «конфликт».
  3. Проследить динамику развития конфликта.
  4. Дать представление о тактиках поведения в конфликтных ситуациях и анализе собственного стиля поведения в ситуациях разногласия.
  5. Познакомить с алгоритмом и конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций.

      

Методическое оснащение: листы А 4, маркеры, песочные часы, кнопки (магниты), бланки с ответами на тест Томаса, наглядный материал: «Конфликты в общении», определение конфликта, формула конфликта, рисунок гриба, рисунок денег, фраза для «Аукциона идей», алгоритм разрешения конфликтов, схема нарастания конфликта, список тактик поведения в конфликте.

 

 

Ход занятия:

 

 Мы продолжаем с вами изучать тему общения с позиций современной психологии. На прошлых занятиях мы постигали азбуку общения, учились строить отношения с окружающими людьми. Однако важно не только построить, но и сохранить. И вот сегодня  мы будем с вами искать пути к сохранению отношений.

 Тема сегодняшнего занятия: «Конфликты в общении».    *

Поднимите руку те, у кого в жизни никогда не было конфликтов. Верно, не найдется ни одного человека, который бы сказал, что у него не было конфликтов. Жизнь невозможно прожить без конфликтов. Конфликты неизбежны даже при самых хороших отношениях.

Чтобы понять - почему, попробуем  дать чёткое  определение понятию конфликт. Предлагаю работать в  группах. 

Первое задание для групп будет следующее: «Представьте себе, что вы встретили инопланетянина. Выяснилось, что он говорит и понимает по-русски. Объясните ему, что такое конфликт». Свой вариант продумайте, обсудите и напишите на листе. Время на выполнение – 3 минуты.              (Выполнение задания № 1. Листы вывешиваются.  Варианты озвучиваются.)

В науке КОНФЛИКТОМ называют столкновение противоположно

 направленных целей, интересов, позиций, мнений или   взглядов;  серьёзное  разногласие, острый спор.   *   Определение какой из групп является более точным – посмотрим…

Конфликты неизбежны, пока существует человечество, каждый представитель которого имеет свой взгляд на жизнь, своё мнение, отличающееся от мнения другого.

В любом конфликтном взаимодействии выделяют как минимум  две стороны – участника  и предмет конфликта, на который направлены интересы сторон.            * ( см. рис. 1 )

Представим ситуацию:

Два человека идут по лесной тропинке и вдруг одновременно замечают на равном

расстоянии от себя белый гриб…           * ( рис. 1 + рис. 2 )

Задание для групп: «Как поведут себя в этой проблемной ситуации стороны? Ваши варианты». Время на выполнение задания – 3 минуты.           ( Выполнение задания  № 2. Листы вывешиваются. Варианты озвучиваются.)             

Вы представили различные тактики поведения в конфликтной ситуации.

Всего таковых выделяют пять:

  1. Соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
  2. Сотрудничество – стремление разрешить противоречие посредством активного взаимодействия со своим партнёром, когда ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
  3. Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.
  4. Избегание – уход от всякого обострения отношений, споров и разбирательств.
  5. Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого. *(список №1)

Приведите примеры проявления этих тактик в предложенной конфликтной ситуации.

(Тактика «приспособление» - уступить гриб; «компромисс» - поделить его; тактика «соперничество» - взять гриб, настоять на своём; «сотрудничество» - обсудить ситуацию с партнёром с целью максимального удовлетворения интересов обеих сторон)

В каких случаях возникшая проблемная – конфликтная – ситуация перейдёт в конфликт – в открытое столкновение сторон?      (если к достижению соглашения стремиться лишь одна сторона; если никто не готов идти на уступки, и используется тактика «соперничество»)

Как правило, в этой ситуации один из участников соглашается уступить гриб. И конфликтная ситуация не переходит в конфликт. А вот если предметом конфликта будет не гриб, а деньги?     * (рис. 1 + рис. 3)

В различных конфликтных ситуациях каждый человек использует и различные тактики конфликтного взаимодействия. Хотя это не исключает наличия излюбленных, предпочитаемых, доминирующих тактик. Их сочетание характеризует индивидуальный стиль поведения в конфликтных ситуациях.

Вы отвечали на вопросы теста, с помощью которого можно определить собственный стиль поведения в ситуации разногласия. Ваши ответы на тест лежат у вас на столах, можете ознакомиться.      * Если сумма ваших ответов в колонке больше 7 баллов, то  тактика является доминирующей; если 5 – 6 баллов – предпочитаемой.

Сочетание предпочитаемых и доминирующих тактик будет характеризовать  индивидуальный стиль вашего поведения в конфликтных ситуациях.

Если вы в равной степени владеете всеми, то ваш стиль универсален, позволяет гибко реагировать в зависимости от обстоятельств.

Очень важно при выборе способа разрешения конфликтной ситуации уметь прогнозировать будущие отношения с другим. Отношения перейдут на новый уровень развития, если конфликт разрешается конструктивным способом (плодотворным). Это произойдёт, если каждый участник сопоставит свои интересы с интересами другой стороны.

Рассмотрим конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций на конкретном примере.

Представьте ситуацию: Учитель поставил ученику низкую оценку. Ученик с оценкой не согласен.

Задание для групп: «Как можно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию конструктивным (плодотворным) способом?». Время на выполнение задания – 3 минуты.

( Выполнение задания № 3. Варианты озвучиваются.)

Определим, к какому стилю – способу регулирования конфликтов (из знакомого вам списка) относиться каждый вариант.

Какой из предложенных  вариантов будет наиболее эффективным в данной ситуации?

В ходе выполнения заданий, заметьте, вы использовали определённый алгоритм разрешения спорных ситуаций. Полный вариант этого алгоритма лежит у вас на столах, можете ознакомиться.     * (список № 2)

Итак, беспроигрышный метод решения конфликтов:

  1. Выясни, чья это проблема и в чём конкретно дело.
  2. Ищи как можно больше решений.
  3. Оцени различные решения.
  4. Вместе с партнёром подумай, какое решение самое удачное.
  5. Обязательно следуй достигнутым договорённостям.
  6. Договорись с партнёром, что вы будете искать другое решение, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Пора подводить итог классному часу. И последним заданием для команд сегодня будет следующее:

Продолжите фразу: «Чтобы избежать конфликта или найти его положительное решение, необходимо …».    *

Итак, конфликты неизбежны. Поэтому нужно учиться правильно вести себя в конфликтном взаимодействии. Сотрудничество и разумный компромисс, стремление к  скорейшему и наименее болезненному разрешению противоречий и достижению общих целей – вот к решению какой задачи стоит и надо стремиться.

На следующем занятии мы продолжим с вами изучать тему «Конфликты в общении»: познакомимся с правилами поведения в конфликтном взаимодействии, с технологиями управления конфликтом. Для того, чтобы наше обсуждение не было чисто теоретическим, а имело бы практическую направленность, к следующему классному часу продумайте возможные конфликтные ситуации в вашем коллективе и пути их решения, обсуждение которых мы продолжим в следующий раз. На этом наше занятие заканчивается. Спасибо. До свидания!

                            

 

Прикрепленный файлSize
мероприятие.doc39 KB


На: Конфликты в общении


Очень актуальная тема. Спасибо большое за предоставленную информацию.



На: Конфликты в общении


Очень актуальная тема. Спасибо большое за предоставленную информацию.



На: Конфликты в общении


Очень актуальная тема! Школьникам часто не хватает разбора конкретных ситуаций и разбора совместно со взрослыми.




Фото пользователя Ольга Владимировна Овчинникова

На: Конфликты в общении


Спасибо за интересный материал. Желаю успехов в работе.

Овчинникова О.В.




На: Конфликты в общении


очень актуальная тема.можно было в занятие добавить игру