Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Любит, любит кровушку русская земля (вопросы красного и белого террора в годы Гражданской войны). Интегрированный урок по истории и литературе в 11 классе.

Фото пользователя Елена Папина
Submitted by Елена Папина on вс, 19/12/2010 - 15:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Папина Елена Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ р.п. Черкасское Вольского района Саратовской области, учитель истории
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Осмысление событий Гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Левандовский, Щетинов История России XX век.11 класс

Используемая методическая литература: 

 

1.      И. Бабель Конармия. Одесские рассказы. Пьесы. Статьи. Письма. – Иркутск: Всточно-Сибирское книжное издательство, 1991г.
2.      Есенин С. Баллада о 26 // Собрание сочинений в 8т.. – Т.2 – М.: Наука. Голос,1997.
3.      Радзинский Э. Собрание сочинений в 4 томах. – Т.2. – М.: Вагриус, 1998.
4.      Толстой А. Хождение по мукам. Трилогия. – М.: Правда, 1994
5.      Чурлик Н. Человек в огне гражданской войны. По страницам романа И.Бабеля «Конармия» // Литература. – 1998. - №8.
 
Используемое оборудование: 

Ноутбук, мультимедийная установка, экран

Используемые ЦОР: 

Видеофрагменты "Гражданская война", "Красный террор", "Формирование белого движения"

Краткое описание: 
Интегрированный урок по истории и литературе на тему "Человек в Гражданской войне". Рассматриваются вопросы возникновения красного и белого террора
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Разработка интегрированного урока по истории России XXв. и литературе. 11 класс.
«Любит, любит кровушку русская земля
(А.Ахматова)
Красный и белый террор в условиях Гражданской войны»
Цель: осмысление событий Гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.
Задачи:
1.     Прочитать главы учебника о Гражданской войне, о красном и белом движении в годы Гражданской войны. Обратить внимание на вопросы:
·        Почему вопрос о начале Гражданской воны остается дискуссионным?
·        Какие события рассматриваются в качестве пролога, и как это влияет на вопросы о зачинщиках братоубийственного кровопролития и интервенции в России?
·        Каковы основные направления деятельности советского руководства в годы Гражданской войны?
·        Как большевикам удалось быстро организовать боеспособную армию? Какие средства для этого применялись?
·        Сопоставьте точку зрения красных и белых в годы Гражданской войны. Какие проблемы оказались для них равнозначно сложными и вынудили прибегнуть тех или других к террору?
2.     Перечитать первый рассказ «переход через Збруч» из книги И. Бабеля «Конармия», «Балладу о 26» С. Есенина. Принести на урок тексты этих произведений.
3.     Индивидуальное задание. Подготовить сообщения. Темы: «Покушение на Ленина», «Убийство М.С. Урицкого», «Убийство В Володарского», «Расстрел царской семьи», «Погромы», «Расстрелы в Царицыне».
Формы урока. Слово учителя, беседа с учащимися, составление таблицы, чтение стихотворений и отрывков из художественных произведений.
 
 
Эпиграф.
Хотел бы я, чтобы они решили раз и навсегда, какая из банд хулиганов будет править в этой стране.
Б. Пастернак. Доктор Живаго.
Оборудование. Мультимедийная установка, компьютер, экран, видеофрагменты «Гражданская война», «Красный террор», «Формирование Белого движения» (Единая коллекция ЦОР).
Ход урока.
I.                  Вступительное слово учителя.
Кто передаст потомками нашу повесть?
Ни записи, ни мысли, ни слова
К ним не дойдут: все знаки слижет пламя
И выест кровь слепые письмена.
Но, может быть, благоговейно память
Случайно стих изустно передаст,
Никто из нас не ведал то, что мы
Изжили до конца, вкусили полной мерой:
Свидетели великого распада –
Мы видели безумья целых рас,
Крушенья царств, косматыя светила,
Прообразы последнего Суда,
Мы пережили Илиады войн
И Апокалипсисы Революций!
Мы вышли в путь к закатной славе века,
В последний час всемирной тишины,
Когда слова о зверствах и о войнах
Казались всем неповторимой сказкой.
Но мрак, и брань, и мор, и трус, и глад –
Застигли нас посереди дороги,
Разверзлись хляби душ и недра жизни,
И нас лизнул ночной водоворот.
Стал человек – один другому – дьявол,
Кровь – спайкой душ. Борьба за жизнь – законом
И долгом – месть…
Строки стихотворения М. Волошина «Потомкам» - поэтический пролог к теме нашего урока: «Любит, любит кровушку русская земля». Речь сегодня пойдет о небывалой в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна, страшна для человека, а тем более если это гражданская война.
II.               Беседа с учащимися о Гражданской войне по материалам учебника.
 - Дайте определение гражданской войны.
Гражданская война - организованная вооруженная борьба внутри одного государства больших масс людей, за государственную власть и собственность.
 - Историки до сих пор спорят о времени начала Гражданской войны в России, иначе говоря, вступления российского общества в состояние непримиримой вооруженной борьбы за государственную власть. Когда же отмечают формальные сроки начала войны?
 - Грозные зарницы Гражданской войны обоснованно усматривают в февральских уличных боях 1917г., в событиях, знаменовавших все больший раскол общества на сторонников и противников революции, в нараставшей взаимной нетерпимости (июльские дни, корниловский мятеж, крестьянские погромы помещичьих имений осенью 1917г.) формально гранью начала Гражданской войны можно считать смещение Временного правительства и захват государственной власти большевиками, а также последовавший вскоре разгон всенародно избранного Учредительного собрания. Но и после этого вооруженные столкновения носили локальный характер.
 - Когда война приобрела общенациональный масштаб?
 - Общенациональный масштаб вооруженная война приобрела лишь с середины 1918г., когда ряд действий, с одной стороны, советской власти, с другой стороны, ее противников ввергли в братоубийственную войну миллионы людей. Именно это время традиционно считается началом особого периода в истории Отечества – период гражданской войны, когда военный вопрос имел определяющее значение для судеб советской власти и противостоящего ей блока антибольшевистских сил.
 - Когда закончилась Гражданская война?
 - Период Гражданской войны завершился с ликвидацией в Крыму в ноябре 1920г. последнего белого фронта в европейской части России. В целом же из состояния Гражданской войны Россия вышла осенью 1922г. после изгнания с Дальнего Востока остатков белых формирований и японских воинских частей.
- Какова особенность Гражданской войны?
 - Особенностью Гражданской войны в России было ее тесное переплетение с антисоветской военной интервенций держав Антанты.
III. Определение сути террора. Беседа по материалам учебника. Составление таблицы «Белый и красный террор».
1.     Слово учителя.
Итак, на фоне интервенции в России разворачивалась самая страшная, самая беспощадная, самая зверская война: эту войну русские вели друг с другом. В книге воспоминаний вождь Белого движения генерал Деникин писал: «На всех железных дорогах, на всех водных путях идут разбои и грабежи». Донесения с фронта говорили: «Теперь нет больше сил бороться с народом, у которого нет ни совести, ни чести. Проходящие воинские части сметают все, уничтожают посевы, скот, птицу, разбивают казенные склады, напиваются, поджигают дома». На эту озверевшую от пьяной свободы вооруженную армейскую массу, на стихию русского крестьянского бунта опирались захватившие власть большевики. Нет ничего страшнее русского бунта. «Бессмысленный и беспощадный» - это пушкинское определение стало расхожим, много раз его повторили авторы, описывавшие Гражданскую войну.
2.     Обращение к эпиграфу.
3.     Беседа с учащимися: определение сути террора и анализ террористических действий красных и белых.
Гражданская война сопровождалась репрессиями и террором.
Террор – (от латинского terror – страх, ужас) – желание держать в состоянии страха через расправы и убийства.
Кто первым развязал террор установить невозможно. Но фактов, что террор стал нормой поведения, достаточно много. Приведем же эти факты, попутно составляя таблицу.
 - Каковы направления деятельности советского руководства в годы Гражданской войны?
·        Испытывая угрозу власти, большевики действовали в присущим им стиле – решительно и целенаправленно.
Еще в январе 1918г. Совнарком принял декреты об организации на добровольных началах Рабоче-крестьянской Красной Армии и Флота. С конца мая приступили к формированию регулярной, строго дисциплинированной армии. Если в добровольческий период в рядах Красной Армии сражалось до 300 тысяч человек, то к концу 1918г. – свыше 1 миллиона человек, осенью 1920г. – около 5,5 миллионов человек. С июня стала проводиться мобилизация военных специалистов (до 75 тысяч бывших генералов и офицеров). К военспецам были приставлены военные комиссары. Без их подписи приказы командиров не имели силы. При отказе выполнения распоряжений вышестоящих штабов военспецы тут же подлежали аресту. Семьи офицеров были превращены в заложников. «Каждый комиссар должен точно знать семейное положение командного состава вверенной ему части для того, чтобы немедленно арестовать членов семьи в случае измены или предательства командира», - говорилось в одном из директивных документов того времени. Специальным постановлением ЦК большевистской партии устанавливалась и строгая ответственность комиссаров (вплоть до расстрелов) в случае перехода на одну сторону противника опекаемых ими офицеров. Суровая кара грозила также красноармейцам за дезертирство из рядов Красной Армии (оно тем не менее достигало в среднем 30% от признанных на военную службу рабочих и крестьян).
·        2 сентября 1918г. ВЦИК объявил Советскую республику «единым военным лагерем». Был создан Реввоенсовет во главе с Троцким, осуществлявшим непосредственное руководство армией и флотом, а также всеми военными и морскими ведомствами.
·         Стремясь сцементировать тыл и парализовать политических противников, большевики еще в конце февраля 1918г. восстановили смертную казнь, отмененную II съездом Советов, значительно расширили полномочия карательного органа - ВЧК.
·        В сентябре 1918г. после покушения на жизнь В.И. Ленина и убийства лидера Петроградских чекистов М.С. Урицкого, СНК объявил о красном терроре против лиц, «прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам».
·        Власти в массовом порядке стали брать заложников из среды дворянства, буржуазии и интеллигенции. (среди них поэт Н. Гумилев).
·        В этом же году в республике начинает разворачиваться сеть концлагерей. По официальным данным туда были брошены около 80 тысяч человек.
·        В январе 1919г.в большевистском руководстве принимается решение приступить к «беспощадной войне со всеми верхами казачества путем их поголовного истребления». В результате этой жестокой акции, вскоре прекращенной из-за протестов в самой компартии, станицы Дона, по словам очевидцев, «обезлюдели».
 - У белых генералов, оказавшихся неспособными проводить эффективную социально-экономическую политику, оставался единственный метод «наведения порядка» на подвластных землях – террор. Приведите факты белого террора.
·        Источники свидетельствуют, что белый террор энергично проводился против всех несогласных с действиями белых правительств в самых разных формах: арестах, бессудных расстрелах, в том числе заложников, рейдах карательных отрядов.
·        Командующий американскими экспедиционными войсками в Сибири В. Гревс констатировал: «Жестокости были такого рода, что они, несомненно, долго будут вспоминаться и пересказываться среди русского народа».
4.     Индивидуальные сообщения учащихся.
1)     Расстрел царской семьи. В ночь на 17 июля 1918г. в Екатеринбурге была казнена царская семья: царь с женой, пятеро детей и прислуга. (запись в таблицу).
Лев Троцкий в разговоре со Свердловым спросил мимоходом:
 - А где царь?
 - Конечно, расстрелян.
 - А семья где?
 - И семья с ним.
 - Все? – спросил Троцкий.
 - Все, - ответил Свердлов, - а что?
Он ждал моей реакции. Я ничего не ответил.
 - А кто решал, - спросил я.
 - Мы все здесь решали. Ильич считал, что нельзя оставлять им живого знамени. Особенно в нынешних трудных условиях.
«Больше я никаких вопросов не задавал, - писал Троцкий, - поставив на деле крест. По существу, решение было не только целесообразно, но и необходимо».
2)     Расстрел офицеров в Царицыне. Петроград и Москва погибали от голода. Ленин, отправив на фронт Троцкого, Кобу (Сталина) отправляет за хлебом на юг России в Царицын. Его миссия превратить «ручеек хлеба в настоящий поток». Край задыхался от изобилия хлеба. Но как его переправить в Царицын, а затем в Москву? Коба решает проблему революционно – расстрелами. Расстреливает всех, кто замешан в спекуляции и контрреволюции. Или может быть замешан. Так он внушает уважение к своим решениям. «И дня не проходит без расстрелов в местном ЧК», - писал Анри Барбюс, французский литератор, восторженный поклонник Сталина. Город представлял собой безумную смесь всех течений, порожденных революцией. Здесь собрались и эсеры, и анархисты, и монархисты. Так что расстреливать было кого. По ночам заводили грузовики, что заглушать выстрелы и крики. Трупы расстрелянных сваливали в мешки и хоронили при лунном свете. Под утро родственники уже копошились, разрывали свежие ямы, искали близких.
    В ночь на 22 августа на середину Волги выплыла баржа. На ней находились военспецы, привлеченные Троцким и арестованные Кобой. Все они были расстреляны. Смерть и кровь были бытом…
3) Покушение на Ленина. В самом конце августа 1918г. Ленин был ранен после выступления перед рабочими на заводе Михельсона. Закончив свое выступление «Свобода или смерть!», Ленин спустился по лестнице и пошел к поджидавшему его автомобилю. И тут раздались три револьверных выстрела. Ленин упал у автомобиля, пораженный двумя пулями. Уже за несколько кварталов от места покушения была задержана женщина в черном платье. Это была Фани Каплан – революционерка, сидевшая еще при царе за подготовку террористического акта. На царской каторге она потеряла слух и частично зрение – вот почему с расстояния трех шагов не смогла нанести ему смертельную рану. Из показаний Ф. Каплан: «Я стреляла в Ленина, потому что считаю, он удаляет идею социализма на десятки лет. Большевики – заговорщики, захватили власть без согласия народа», следствие было быстрым. Уже 3 сентября комендант Мальков вывел Каплан во двор Кремля и в присутствии большевистского поэта Демьяна Бедного, с интересом наблюдавшего за зрелищем, выстрелил ей в затылок. Тело Каплан сожгли в бочке. Впоследствии в ЧК был пущен слух, что Ленин лично помиловал революционерку Каплан. Слух этот продержался десятилетия.
4) Смерть Бакинских комиссаров. 26 революционных деятелей Бакинской коммуны были арестованы антибольшевистским правительством «Диктатура Центрокаспия» и расстреляны 20.09.1918г. в Закаспии.
         Это убийство взволновало С. Есенина., и он написал «Балладу о двадцати шести»:
Пой песню, поэт,
Пой.
Ситец неба такой
Голубой.
Море тоже рокочет
Песнь.
26.
26 их было,
26.
Их могилы пескам
Не занесть.
Не забудет никто
Их расстрел
На 207-й
Версте.
Там за морем гуляет
Туман.
Видишь, встал из песка
Шаумян.
Над пустыне костлявой
Стук.
Вон еще 50
Рук
Вылезают, стирая
Плеснь.
26 их было,
26.
Кто с прострелом в груди,
Кто в боку,
Говорят:
«Нам пора в Баку –
Мы посмотрим,
Пока есть туман,
Как живет Азербайджан».
5) Убийство Урицкого. В те же дни бывший юнкер студент Л. Канегисер убил в Петрограде приятеля Троцкого – председателя ЧК Урицкого. Канегисер объяснил: убил за расстрел офицеров и гибель своего друга.
6) Объявление Красного террора. Троцкий произносит пламенную речь о возмездии. 2 сентября после бурного обсуждения в ЦК большевики объявляют красный террор (впрочем, террор и без объявления уже шел весь 1918г.). 5 сентября было опубликовано официальное постановление о Красном терроре. Было создано понятие заложники. 500 представителей «свергнутых классов» были расстреляны после убийства Урицкого только по официальным данным. В Кронштадте четыре сотни бывших офицеров поставили перед тремя глубокими ямами и расстреляли. Конечно, дело тут не в мести. Было бы странно за выстрел социал-революционерки Каплан мстить бывшим царским министрам, убивать сенаторов священнослужителей. Существовал высший смысл террора. Его приоткрыл Троцкий, рассуждая о причинах расстрела царской семьи: «Надо было встряхнуть собственные ряды, показать, что отступления нет. Впереди – полная победа или полная гибель». И еще, как писал Троцкий, нужно было «ужаснуть, запугать врага». Но не только врага, нужно было запугать население. Красный террор – это ужас обывателя, его ощущение бесправия перед властью. Именно тогда «отлетел последний живой дух революции», - писала в тюрьме эсерка М. Спиридонова. Кампания официальных убийств шла по всей стране. В «Еженедельнике ЧК» рапортуют о расстрелах губернские ЧК: «Новгородская – 38 человек, Псковская – 31, Ярославская – 38, Пошехонская – 31… «Террор превращается в соревнование. По всей стране висят списки людей, ждущих смерти. Типовое объявление: «При малейшем контрреволюционном выступлении эти лица будут немедленно расстреляны» после чего следует список заложников в десяток фамилий. Каменев, Зиновьев, Троцкий публично славят террор. И даже гуманнейший Бухарин высказался: «пролетарское принуждение во всех его формах, начиная с расстрела, является методом выработки коммунистического человека из человеческого материала капиталистической эпохи».
Из романа А. Толстого «Хождение по мукам»
Тридцать первого на улицах Москвы видели отряд людей, одетых с ног до головы в черную кожу, - они двигались колонной посреди улицы, неся на двух древках знамя, на котором было написано одно слово: «террор»… День и ночь на заводах Москвы и Петрограда шли митинги. Рабочие требовали самых решительных мер.
Пятого сентября московские и петроградские газеты вышли со зловещим заголовком:
КРАСНЫЙ ТЕРРОР
«… Предписывается всем Советам немедленно произвести арест правых эсеров, представителей крупной буржуазии и офицерства, и держать в качестве заложников… При попытке скрыться или поднять восстание – немедленно применить массовый расстрел безоговорочно… Нам необходимо немедленно и навсегда очистить наш тыл от белогвардейской сволочи… Ни малейшего промедления при применении массового террора…»
7) Объявление массового террора. Из приказа «№ 564 генерала Майковского от 09.09.1919г.: «В каждой деревне района восстания подробно обыскивать захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте». (запись в таблицу).
Слово учителя.
В стране мучили и убивали людей. Убивали обе стороны – и кровавые подвалы большевистских ЧК походили на залитые кровью подвалы белогвардейских контрразведок. И там, и тут обматывали людей колючей проволокой, выкалывали глаза, делали перчатки из человеческой кожи, сажали на кол… В 20-х годах в Берлине, находясь в эмиграции, Алексей Толстой любил показывать фотографию, сделанную в годы гражданской войны. На ней был снят огромный детина, обвешанный оружием, - картинно развалясь, он сидел в кресле, а рядом с ним на тумбочке стояла отрубленная человеческая голова. Так просил себя сфотографировать атаман Ангел – один из бесчисленных главарей бесчисленных банд, насиловавших и грабивших мирных жителей в гражданскую войну… Террор – это будни гражданской войны.
5. Работа с таблицей.
Давайте посмотрим, что у нас получилось в таблице.
Террор

Белый
Красный
30.08.1918г. – покушение на жизнь Ленина
эсеркой Каплан.
26 Бакинских комиссаров арестованы правительством
«Диктатуры Центрокаспия» и расстреляны эсерами и английскими интервентами 20.09.1918г. в Закаспии.
Убийство Володарского, комиссара по делам печати, пропаганды и агитации, и Председателя петроградского ЧК М.С. Урицкого.оба убиты эсерами.
Из приказа № 564 генерала Майковского от 30.09.1919г. «В каждой деревне района восстания подробно обыскивать, захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте».
В 1918-1919гг. только в Екатеринбургской губернии колчаковцами было расстреляно 25 тыс. человек.
05.04.1920г. Сергей Лазо – командир партизанского отряда в Приморье после пыток был сожжен в паровозной топке.
 
В ночь на 17 июля 1918г. в Екатеринбурге была казнена царская семья: царь, пятеро детей и прислуга (всего 11 человек).
05.09.1918г. СНК принял постановление о красном терроре..
Из приказа Председателя РВС республики войсками и советским учреждениям Южного фронта №65 от 24.11.1918г.: «Дома, в которых будут скрыты дезертиры, подвергать сожжению».
В сентябре 1918г. расстреляно 2600 человек.
За осенние месяцы по 20 губерниям расстреляно5 тыс. человек.
За июль-декабрь 1918г. в 13 белогвардейских губерниях казнено более 22 тыс. человек.

 
Итог.
Максимилиан Волошин в стихотворении «Гражданская война» писал:
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и то же глас:
«Кто не за нас – тот против нас.
Не безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламене и дыме.
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
В результате красного и белого террора, в боях, от голода, болезней погибло 8 млн человек. М.Цветаева в эти «глухие годы» с невыразимой болью писала:
Все рядком лежат
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
- Есть ли оправдание красному или белому террору?
- Была ли в этом противостоянии «третья сила», оказавшаяся между молотом и наковальней?
 
 
Домашнее задание.
По истории: параграф 39. итоги гражданской войны. Почему победили большевики?
По литературе: написать эссе: Есть оправдание красному или белому террору? Была ли в этом противостоянии «третья сила», оказавшаяся между молотом и наковальней? Используйте примеры из произведений («Конармия» И. Бабеля, «Тихий Дон» М.Шолохова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Дни Турбинных» М. Булгакова).
Литература. 
1.      И. Бабель Конармия. Одесские рассказы. Пьесы. Статьи. Письма. – Иркутск: Всточно-Сибирское книжное издательство, 1991г.
2.      Есенин С. Баллада о 26 // Собрание сочинений в 8т.. – Т.2 – М.: Наука. Голос,1997.
3.      Радзинский Э. Собрание сочинений в 4 томах. – Т.2. – М.: Вагриус, 1998.
4.      Толстой А. Хождение по мукам. Трилогия. – М.: Правда, 1994
5.      Чурлик Н. Человек в огне гражданской войны. По страницам романа И.Бабеля «Конармия» // Литература. – 1998. - №8.
 
 

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн