план - конспект урока по теме: "Земля и человечество" (обобщение по разделу)
Submitted by Людмила Николаевна Макарова on вс, 19/12/2010 - 17:29
Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе по учебнику «Окружающий мир»
(автор: А.А. Плешаков)
ТЕМА:
Обобщение по разделу
(урок – игра)
ЦЕЛИ УРОКА:
·систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога;
·развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- физическая карта мира
- карточки со словами
- раздаточный материал для каждого этапа игры
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждет ролевая игра.
И роли уже распределены.
Познакомьтесь, вот они!
Дети разделены на четыре группы. Группы сидят за разными столами.
Каждая группа получает одну из табличек:
АСТРОНОМЫ ГЕОГРАФЫ
ИСТОРИКИ ЭКОЛОГИ
- Перед нами сегодня стоит важный вопрос. Вы должны рассказать, что такое окружающий мир с вашей точки зрения – астрономов, географов, историков, экологов.
2.Ход игры.
І этап игры
«Разгадай кроссворд – найди ключевое слово»
Разгадав кроссворд, группа определяет ключевое слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения этой группы.
Кроссворд для астрономов
8
7
2
9
5
3
4
1
6
Вопросы к кроссворду:
1.Созвездие.
2.Прибор, который используют в работе астрономы.
3.Планета, названная в честь богини красоты.
4.Созвездие, по которому можно определить зрение.
5.Солнце – это …
6.Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды.
7.Планета – кроха.
8.Американское название профессии человека, летающего в космос.
Запишите названия всех океанов:………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………
Заполните пропуски:
Точка на карте полушарий, где сходятся все меридианы - ___________.
Модель Земли - ___________________.
Условная линия, которая делит Земной шар на Северное и Южное полушария - _________________________.
Океан, омывающий берега Африки, Евразии и Америки - ______________________________________ .
Круговые линии на карте, проходящие через полюсы, соответствующие направлению север – юг - ___________________________________.
Условное изображение земной поверхности в определённом масштабе - _______________________.
Самый большой материк - __________________________.
Полушарие, в котором находится Южная Америка - __________________________.
Круговые линии на карте, соответствующие направлению запад – восток - ________________________.
Самый холодный материк - __________________________ .
Самый большой океан Земли - ________________________ .
ИСТОРИКИ
Из предложенных предметов выбрать объекты старины:
Глиняный кувшин, электрическая лампа, монеты, ключ от амбара, лапти, трубка от телефона, электронные часы.
Определите, в каком веке появилось изобретение.
Изобретение
Век
1
Первый будильник (водяной) был изобретён древнегреческим философом Платоном за 400 лет до нашей эры.
2
Самые древние очки нашли в гробнице египетского фараона Тутанхамона, который правил в 1400 – 1392 годах до нашей эры.
3
Самые первые ножницы в Восточной Европе были найдены под Смоленском, а изготовили их около 1000 года нашей эры.
4
Первый проект машины для шитья разработал ещё в 1496 году Леонардо да Винчи.
5
Первый велосипед был изобретён мастеровым уральских заводов Артамоновым в 1801 году.
6
Первые упоминания о шахматах относятся примерно к 570 году.
7
Первая телепередача в нашей стране состоялась 1 мая 1932года.
8
Первые упоминания о пушке относятся к 1382 году, когда она была использована при обороне Москвы от хана Тохтамыша.
ЭКОЛОГИ
Заполнить пропуски ( с использованием карты полушарий):
1.Статуя Свободы:
Материк - …………………………
Природное или культурное наследие (подчеркнуть).
2.Кижи, деревянные церкви:
Материк - …………………………
Природное или культурное наследие (подчеркнуть).
3.Водопад Виктория:
Материк - …………………………
Природное или культурное наследие (подчеркнуть).
4.Венеция:
Материк - …………………………
Природное или культурное наследие (подчеркнуть).
5.Озеро Байкал:
Материк - …………………………
Природное или культурное наследие (подчеркнуть).
6.Мемфис – древняя столица Египта:
Материк - …………………………
Природное или культурное наследие (подчеркнуть).
7.Тадж – Махал:
Материк - …………………………
Природное или культурное наследие (подчеркнуть).
8.Большой каньон:
Материк - …………………………
Природное или культурное наследие (подчеркнуть).
ІІІ этап игры
Тест «Земля и человечество».
Учащимся раздаются карточки с тестом «Земля и человечество».
- Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, но чем больше правильных ответов наберет каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.
ТЕСТ «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»
1.Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом называется …
а) экология
б) астрономия
в) география
2. Первым человеком, ступившим на лунную поверхность, был …
а) Юрий Гагарин
б) Нил Армстронг
в) Алексей Леонов
3.Условное изображение поверхности Земли на плоскости,
называется…
а) глобус
б) географическая карта
в) равнина
4. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется…
а) полярный
б) тропический
в) умеренный
5. Ценные находки старины хранятся…
а) в архивах
б) в музеях
в) в библиотеках
6. «Легкими нашей планеты» называют…
а) хвойные леса
б) тропические леса
в) широколиственные леса
7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в
России. Какой это век?
а) хvıı век
б) хıх век
в) хvııı век
8. Эмблему «Большая панда» имеет…
а) Гринпис
б) Всемирный фонд дикой природы.
9. Исторический центр Санкт – Петербурга – это…
а) природное наследие России
б) культурное наследие России.
Астрономы обмениваются работами с историками, а географы – с экологами, проверяют работы, подсчитывают общее количество правильных ответов.
4.Подведение итогов игры
- Что же такое окружающий мир? (Окружающий мир – это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, поверхность Земли, Всемирное наследие, растительный и животный мир и т. д.)
- Что важно понять каждому человеку? (Уметь ценить то, что тебя окружает, беречь это.)
Оценивается работа каждого игрока.
Определяется команда – победительница.
Награждение (грамоты).
5.Домашнее задание
Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел(а) видеть окружающий меня мир».