- Будем учиться красиво говорить, а главное грамотно, как взрослые.
Б) Пальчиковая гимнастика
-Сейчас разомнем наши руки, пальцы для того чтоб они слушались нас, чтоб нам красиво писать.
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре пять!
(М.Кальцова)
В) Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации
Обводка по линии «Солнышко»
-Сейчас я раздам вам карточки. Что на них изображено?
-Вам нужно обвести по линии цветным карандашом, так чтоб ваша линия шла по нарисованной. Нужно вести линию аккуратно, не отрывая руки.
-Возьмите карандаш, поставьте его на начало спирали.
-Приступаем к работе.
Г) Артикуляционная гимнастика
-Разомнем артикуляционный аппарат, чтоб правильно и красиво говорить.
СОЛНЫШКО
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
ПОЧИСТИМ ЗУБКИ
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы изнутри, делая движения из стороны в сторону.
ЧАШЕЧКА
Рот широко раскрыть. Высунуть широкий язык. Кончик и края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Высунуть широкий язык, завернуть его на верхнюю губу - не касаясь нижней. Облизав верхнюю губу убрать язык внутрь. Аналогично – с нижней губой. Выполнять 5-10-15 раз.
БУБЛИК
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед (как при произнесении звука «о»). Видны верхние и нижние резцы.
II. Основная часть
А) Сообщение темы и целей урока
-Сегодня на занятии мы узнаем, какие бывают звуки, как их можно обозначать, и чем они отличаются друг от друга.
Б) Сказка о гласных и согласных звуках
-Послушайте сказку.
-Жили в одной сказочной стране девочки и мальчики.
-Девочки были очень красивые, и умели петь. Пели они всегда и очень голосисто. И звали их «гласные».
-Однажды девочки пошли гулять на лужайку и встретили там мальчиков. Они очень горько плакали.
-Девочки спросили у них: «Почему вы плачете, мальчики?» А мальчики ответили: «Мы услышали как вы поете и тоже хотим петь, но у нас не получается»
-Тогда девочки говорят «Давайте петь вместе, вы согласны?» Мальчики ответили: « Согласны!!!»
-И с тех пор начали их называть согласные.
-Итак, о ком была сказка?
-Как звали девочек?
-Как звали мальчиков?
-При произношении гласного звука воздух свободно проходит через полость рта, гласный состоит только из голоса.
-При произношении согласного звука воздух встречает преграду, при произношении согласного слышится голос и шум или только шум.
-Гласные звуки обозначают красным кружком, а согласные синим.
-Вот так.
Физмитутка
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ высоко поднимаем колени
Качаем головой головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь
В) Развитие зрительно-пространственной координации
-Графический диктант «Ракета»
-Для того чтобы вы лучше ориентировались в тетради, выполним графический диктант.
1 клетка по диагонали влево вниз, 5 вниз 1 по диагонали влево вниз, 1 вниз, 1 по диагонали вправо вверх, 1 вниз, 1 по диагонали вправо вверх, 1 по диагонали вправо вниз, 1 вверх, 1 по диагонали вправо вниз, 1 вверх, 1 по диагонали влево вверх, 5 вверх, 1 по диагонали влево вверх.
Г) Работа со звуками
-А теперь попробуем отличать гласные от согласных звуков на слух.
-Если услышите гласный звук поднимите красный карандаш, если согласный звук поднимите синий.
А, у, п, э, г, ж, ы, с, р, о.
Д) Работа со слогами
-Откройте тетради, отступите две клеточки от предыдущей работы,
-Запишите сегодняшнее число.
-А теперь я запишу слоги на доске, а вы у себя в тетради нарисуйте к ним слоговую схему. Согласный звук синим карандашом, гласный звук красным.
Ра, лу, го, вы, ке, рэ, по, со, ша.
Е) Выделение первого звука в слове
- Я буду говорить слова, а вы определите на какой звук они начинаются? На согласный или гласный?
Дом, сом, акула, радуга, улица, школа, экран, оса.
Ж) «Придумать слова с заданным звуком»
-А теперь вы сами придумайте слово на гласный звук.
-Теперь на согласный.
III. Заключительная часть (подведение итогов занятия)