Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Гидролиз солей

Submitted by Галина Николаевна Солодовникова on пн, 20/12/2010 - 13:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Солодовникова Галина Николевна
Место работы, должность: 
МОУ "Подольская СОШ" учитель
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Образовательная: Закрепить у школьников знания теории электролитической диссоциации, умение разделять вещества н а электролиты и не электролиты, определять характер среды по окраске индикатора. Сформировать знания о гидролизе, как особом свойстве солей. Доказать влияние состава соли на направление реакции, и привести учащихся к выводу о смещении равновесия диссоциации молекул воды, за счет связывания одного из ее ионов ионами соли. Сформировать умение по составу соли (ее природе) прогнозировать реакцию среды. Воспитательная: Через проблемный метод обучения раскрыть перед учениками научный путь познания через доказательство гипотезы, способствовать переходу знаний в убеждения. Посредством эксперимента привить навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, к природе, эстетические качества. Развивающая: На примере свойств солей, различной природы, их отношение к воде, продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно – следственные связи, делать соответствующие выводы.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник "Химия 9 класс " Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П.

Используемое оборудование: 

Штатив с пробирками, растворы лакмуса и фенолфталеина, растворы солей; хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида аммония, ацетата аммония.

 

Краткое описание: 
Теория строения вещества, теория электролитической диссоциации, свойства кислот и оснований, их действие на индикаторы, понятия электролит, не электролит.Вводится понятия гидролиза солей, определение среды гидролиза, применение гидролиза.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Структурные элементы урока:

1. Восстановление опорных знаний.(время 5 минут)

Фронтальная беседа:
1. Дайте определение электролитической диссоциации.

   2.Какие вещества называются, электролитами?


3.Дайте определение не электролитам.?

 

4.Приведите примеры: электролитов ?

 

5.Приведите примеры не элекролитов?

 

 

6.Перечислите, в каких случаях реакции между растворами – электролитами идут до конца?

2. Формирование знаний, умений, навыков.

(время 25 минут)
Запишите тему урока: «Гидролиз солей»
Вспомните, какую окраску будут иметь индикаторы в дистиллированной воде: лакмус

фенолфталеин
проводим эксперимент, доказывающий рассуждения учеников.
Как изменится окраска этих индикаторов, если к их водному раствору прилить раствор кислоты ?(проводим эксперимент).
Почему окраска индикаторов изменилась?

В две пробирки нальем дистиллированную воду и добавим в в первую пробирку лакмус во вторую фенолфталеин Затем в обе пробирки добавим раствор щелочи

 

  NaOH.определяющих щелочную среду и окраска
индикатора изменяется.

Какие изменения мы наблюдаем?

 


Дайте объяснения.


Итак, какой можно сделать вывод на основании проведенного эксперимента: В нейтральной среде концентрация ионов Н+ и ОН- одинакова, поэтому
лакмус имеет фиолетовую окраску, а фенолфталеин – бесцветную.
В кислой среде имеется избыток ионов Н+, поэтому лакмус приобретает красную окраску, а фенолфталеин
остается бесцветным.
В щелочной среде имеется избыток гидроксид ионов ОН-, поэтому лакмус изменяет окраску на синюю, а фенолфталеин становится малиновым.
 Нальем в две пробирки раствор хлорида натрия. Как вы думаете какую окраску будут иметь лакмус и
фенолфталеин в растворе этой соли?
Почему?

.


Ваши рассуждения подтвердим экспериментом. Прильем к раствору соли в первую пробирку раствор лакмуса, во вторую раствор фенолфталеина. Действительно среда в обеих пробирках нейтральная.


Нальем в две пробирки раствор карбоната натрия.

 Как вы думаете, будет ли изменяться окраска индикаторов в растворе этой соли?
Проделаем эксперимент.

 Вы видите, что в первой пробирке лакмус изменил окраску на синюю, а во второй фенолфталеина на малиновую.
(У школьников возникло противоречие с имеющимися знаниями – учителем создана проблемная ситуация
Следовательно, раствор Na2CO3 имеет щелочную среду. Кто может дать объяснение этому факту?


 Но попробуйте объяснить появление избытка ионов ОН- в растворе соли.

 Затрудняетесь?
Давайте вспомним, из чего состоит раствор? Раствор включает в себя растворитель и растворенное вещество. Что в данном случае является растворителем и растворенным веществом?

 

 

Подумайте еще раз, как объяснить избыток гидроксид ионов в растворе Na2CO3 ?
Проводим опыт: наливаем в две пробирки воду и испытываем ее индикатором. Изменилась ли окраска индикатора?


Правильно, т.е. концентрация ионов водорода и гидроксид- ионов находится в равновесном состоянии.
Напишите уравнение диссоциации воды. -
Ребята, процесс диссоциации воды – равновесный процесс, поэтому это равновесие можно сдвигать в ту или иную сторону. Для сдвига равновесия требуются определенные условия. Как вы думаете, в нашем примере, что может оказать влияние на сдвиг равновесия диссоциации воды?.

Выдвижение гипотезы и ее доказательство.

Итак, нам необходимо выяснить, почему изменилась окраска индикаторов в растворе карбоната натрия. Напишите уравнение диссоциации соли Na2CO3.
Выясним природу соли.


 Как вы думаете, какие частицы соли могут связывать частицы воды и смещать равновесие ее диссоциации?

 


Карбонат- ионы связывают Н+ с образованием мало диссоциирующего гидрокарбонат- иона НCO3-. При этом в растворе в избытке накапливаются ионыОН,определяющие щелочную среду.
Напишем схему реакции: CO32- + НОН
НCO3-+ ОН-
Среда щелочная
Это краткое ионное уравнение выражает сущность процесса реакции соли с водой. Запишите уравнение в
молекулярном виде.
Проверим наше рассуждение на другом примере. В две пробирки нальем раствор хлорида аммония и прильем к ним: лакмус  и фенолфталеин Раствор лакмуса изменил окраску на  красную, а фенолфталеин остался бесцветным.

Какой можно сделать вывод из этого опыта?

 

Напишите уравнение диссоциации соли  NH4Cl, определите природу соли.

Какие частицы, на ваш взгляд, могут смещать равновесие диссоциации воды?

 

 


Напишите уравнение реакции: которые и определяют кислую среду.

Наши рассуждения совпадают с результатами опытов, следовательно, выдвинутая вами гипотеза, что частицы
соли, связывая частицы воды, смещают равновесие диссоциации воды и в результате этого накапливаются ионы,определяющие среду.

Запишите уравнение реакции в молекулярном виде.

В две пробирки нальем раствор соли AL2S3 – хлорид алюминия, и прильем в первую – лакмус, а во вторую – фенолфталеин. Какие изменения мы наблюдаем?.

 
Напишем уравнение диссоциации соли:


Какова природа соли?


Давайте выясним, почему индикаторы показали нейтральную среду. Очевидно частицы соли
AL3+ свяжут ионы воды ОН-, а частицы S 2-cвяжут Н+, поэтому частиц, определяющих среду, в свободном виде не будет и среда будет нейтральная.

Напишем уравнения реакций:

AL3+ + НОН AL(OH)2++ Н+
Слабый электролит Концентрация ионов Н+ и ОН- находятся в равновесии и среда будет нейтральная CH3   
H2S-+ НОН HS- + ОН Слабый электролит
Или в общем виде:
AL3+ + S2-+ НОНAL(OH)2++ HS-

|Среда нейтральная
В молекулярном виде:
AL2S3+6 НОН ↔2 AL(OH)3+3Н2S


Вернемся с вами к первому опыту с раствором NaCl, и подумаем, почему и в этом растворе среда нейтральная? Напишите уравнение диссоциации соли: И воды:

NaCl Na+ + Cl -     HOH Н+ + ОН-
На основании приведенной записи, какой можно сделать вывод?

 

 


Итак, какой общий вывод можно сделать?
Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой, гидролизу не подвергаются.
Na+ + Cl + НОН
Na+ + ОН- + Н+ + Cl.

В зависимости от природы соли, среда может быть нейтральная, щелочная или кислая.  Сегодня мы с вами познакомились с особыми свойствами солей, которое называется гидролизом. Запишите в тетрадь определение

 

 

Вспомните, какой  характер имеет среда при гидролизе Соли, образованной сильны основанием и слабой кислотой?

:
Соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой?


Соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой? Гидролиз идет полностью до конца.
Что можно сказать о взаимодействии с водой солей, образованных сильным основанием и сильной кислотой?

3. Формирование способов умственных и практических действий с новыми знаниями.

(время 15 минут)
Мы с вами выдвинули гипотезу и доказали ее. Теперь давайте ее подтвердим на других примерах. Перед вами на столе находится растворы следующих солей: KJ; K2S; AlCl3; С помощью индикатора, определите среду каждого раствора, дайте характеристику природе соли.
Результаты сведите в следующую таблицу

Соль |

Природа соли

Среда |

Механизм процесса

|KJ

Образован а сильным основанием и сильной кислотой

нейтральная

KJ K+ +J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока

Оценивание учащихся

Задание на дом стр138-141 у №3,4,7



Прикрепленный файл Size
Гидролиз соли.pptx 721.07 KB
приложение к уроку.docx 8.98 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн