Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Василий Макарович Шукшин

Submitted by Светлана Викторовна Меркурьева on пн, 20/12/2010 - 21:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Меркурьева Светлана Викторовна
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Ι. Проверка дом. задания. ΙΙ. Слово учителя о В.Шукшине. Работа с портретом. ΙΙΙ. Обсуждение прочитанного рассказа «Срезал». IV. Анализ рассказа В. Шукшина «Микроскоп».
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: 
Цели: показать своеобразие творчества писателя; познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукши¬на, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть ав¬торскую позицию; проанализировать его рассказы «Срезал», «Микроскоп»

Василий Макарович Шукшин( 1929 – 1974 г.г. )

Особенности героев Шукшина

Цели: показать своеобразие творчества писателя;  познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукши­на, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть ав­торскую позицию; проанализировать его рассказы «Срезал», «Микроскоп»

Оборудование: Портрет В.М. Шукшина. Слайды (Презентация биографии)

Ход урока.

Ι. Проверка дом. задания.

(Биография  писателя, подготовленная учениками).

ΙΙ. Слово учителя о В.Шукшине. Работа с портретом.

         Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режис­сер. Сегодня вам предстоит познакомиться с Шукшиным - писателем, мас­тером короткого рассказа.

-    Рассмотрите фотографию Шукшина. Ответьте на вопросы.

-    Как вам кажется, откуда родом этот человек?

-    Много ли ему довелось пережить в жизни, много ли препятст­вий пришлось преодолеть?

-    Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешно­стью?

-    Каких рассказов вы ждёте от него?

В.М. Шукшин ушел из жизни рано, в 45 лет, но оставил богатое творческое наследие. Он был писателем, сценаристом, режиссером, актером. Фильмы с его участием «Ваш сын и брат», «Калина красная», «Странные люди», «Печки-лавочки», созданные более 30 лет тому назад, идут и сегодня на экране, вызывая интерес зрителей.

Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного  чудаковатых.

Словарная работа: «Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к зна­ниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.

Мне бы только правду рассказать о жизни...

Не было бы добрых людей.

Жизнь давно бы остановилась...

В. Шукшин.

 

Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», - говорил он. С этим жил, в это верил В.М. Шукшин.

ΙΙΙ. Обсуждение прочитанного рассказа «Срезал».

- Какое событие встревожило жителей новой деревни?

- Почему Глеба Капустина можно назвать местной «знаменитостью»?

-На что надеялись мужики, направляясь вместе с Глебом к дому старухи Агафьи Журавлевой?

- Как встретили гостей в доме бабки Агафьи?

- С чего начал Глеб «атаку» на кандидата?

-Из каких областей человеческих знаний задавал Глеб Капустин свои вопросы? (Философия, физика, филология, астрономия.)

Глеб Капустин проявил некоторые познания в области философии, когда ставил вопрос о том, что первично -дух или материя; не дождавшись ответа, он тут же перешел к другому вопросу:  что такое невесомость; затем попросил кандидата филологических наук определить свое отношение к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера и в заключение выразил предположение, что Луна – дело рук разумной цивилизации.

- Как отнесся к вопросам Глеба Константин Иванович? Почему он не торопился с ответом? (Константин Иванович, как человек воспитанный и интеллигентный, пытался парировать, но, видя напор гостя, позвал на помощь жену.)

         Многие вопросы Глеба звучали риторически: не дождавшись ответа, он сам отвечал на поставленный вопрос. Но у окружающих создалось мнение, что «кандидаты» не могут дать ответ, а следовательно, дать отпор Глебу. Преимущество явно было на его стороне. Это и называлось у мужиков «срезать», т.е. показать собственное превосходство и несостоятельность оппонента.

- Что хотел доказать Глеб подобным отношением к людям, приезжавшим в деревню из города, достигшим определенного отношения? (Глебу казалось, что люди, стоявшие выше его на социальной лестнице, его презирают, не уважают,  и чтобы возвысить себя, он устраивал для односельчан такие «спектакли».)

- Действительно ли Глеб «срезал» кандидата филологических наук? На чьей стороне были мужики? Кем восхищались? Кого жалели?

         Действительно, в поведении Глеба много нарочитой грубости, нетактичности. Это особенно заметно, когда он начинает поучать ученого, обвинять его в том, что не имело место. Мужикам даже становится неловко за поведение Глеба. Но Глеб их восхищал. «Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, не любил еще».

- Как вы думаете, в чем причина жестокости Глеба к «знаменитым» людям? Почему ему так хотелось их «щелкнуть по носу»?  (Сам  Глеб многого не смог добиться в жизни – он работал на пилораме.)

         Человек достаточно начитанный, имеющий некоторые знания, он пытался компенсировать отсутствие образования тем, что «поучал» других людей, искал возможности их унизить.

IV. Анализ рассказа В. Шукшина «Микроскоп».

         Сам Шукшин говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ — исповедь. Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

-  Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микро­скоп»?

-   Каков сюжет рассказа?

(Для Шукшина сюжет - это характер персонажа. «Будет одна и та же ситуация, но будут действовать два разных человека, будет два разных рассказа - один про одно, другой совсем-совсем про другое», - говорил он).

- Что вы можете сказать о характере главного героя?

(С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)

- Кто прав, по-вашему, в конфликте героя с женой? А на чьей сто­роне ваши симпатии ? Почему?

 (Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабо­ченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жиз­ни. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходи­мого из-за причуд отца.)

-  Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:

- Понимаю: она продаст его.

- Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... На­до, конечно...

(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.) Не менее важна для писателя речь персонажей. Большую часть его рассказов занимает диалог.

Задание:. Прочитать диалог Андрея с Сергеем Куликовым, который «под хмельком» забрёл и к Сергею от нечего делать, заодно «микробов по­смотреть».

-  Как в диалоге проявляются особенности характеров героев?

(Здесь автор показывает и невежество, и самоунижение, и душевную пустоту, и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)

Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выраже­ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди.

Задание: найдите в тексте просторечные слова. В рассказе немало смешного. Приведите примеры.

-  Что скрывает Шукшин — писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается лю­бовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утвержде­ние высоких норм нравственности, человеческого достоинства.)

V. Итог урока.

- Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чуди­кам»?

 

         Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства.  В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

 
Прикрепленный файл Size
Шукшин.docx 20.14 KB

»  Tags for document:

Фото пользователя Ирина Владимировна Яровая

На: Василий Макарович Шукшин


Давать уроки по творчеству Шукшина и просто, и сложно.Просто потому, что пишет он понятно, откровенно, без тайнописи. А сложнопотому, что чувства вызывает острые. И долго потом ещё болит душа. Как это донести до детей? Мне кажется, что автору урока это удалось. Спасибо.
Ирина Яровая



Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: Василий Макарович Шукшин


Спасибо, я обязательно воспользуюсь Вашим материалом.

Н.Горох



Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн