Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщающий урок по теме "Орфография наречий"

Submitted by Светлана Александровна Акимова on чт, 23/12/2010 - 13:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Акимова Светлана Александровна
Место работы, должность: 
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 80 г. Хабаровска
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. Обобщить знания по орфографии наречий. 2. Совершенствовать орфографические умения и навыки. 3. Обогащать лексический запас учеников.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Учебный комплекс В.В.Бабайцевой

Используемое оборудование: 

 интерактивная доска, раздаточный материал, карточки

Используемые ЦОР: 

 интерактивная доска

Краткое описание: 
Данный урок способствует обобщению и систематизации знаний учеников по основным орфограммам наречий

Ход урока.
 
Наречие   живописует   глагол.
         А.С.Пушкин.
 
1. Слово учителя.
12  Апреля   1961   года  весь  мир   облетело   сообщение  о   том,  что  человек 
совершил  полет  в  космос. Всего  один  виток  вокруг  Земли  сделал русский космонавт  Юрий  Алексеевич  Гагарин  на  корабле «Восток», но   он   навсегда   останется в памяти людей   первым   землянином, побывавшим  в   космосе.  Прошло   уже  более сорока лет, освоение   космоса   продолжается.   Накануне  праздника  Дня  космонавтики  мы   тоже отправимся с вами  в космическое путешествие по Галактике Орфография. Представьте, что мы  на  космодроме  «Части речи», с  которого   отправляются  разные ракеты. Какие ракеты  отправляются   с этого  космодрома? ( Перечисляют части речи.)  Мы полетим в космос   на   ракете  «Наречие».  Если  Галактика   называется   «Орфография»,  а  ракета «Наречие». Попробуйте сформулировать тему и цель урока. 
2. Работа с эпиграфом.
−   Как     понимаете    смысл  высказывания    А.С.Пушкина?    (Наречия распространяют глаголы, делают их более живыми, красочными.)
Задание:
произведите  морфемный  разбор  слова  живописует;
дайте толкование  данного  слова  при  помощи наречий (ярко, живо, красочно, метко, точно, выразительно);
сделайте вывод о роли наречий в речи.
Слово учителя.
  Мы  готовы  отправиться  в  полет.  Садимся  в  ракету.  Отсчет пошел. 3, 2, 1 …старт. (Звучит  фонограмма  ансамбля  «Space».) … Мы  приземлились   на планете Венера. 
3. Распределительное  письмо.  
Разбил  нечаянно  вазу; поступил  нехорошо;  плакал не редко, а часто; далеко   не_ ласково;  совсем   не_ громко;   говорить   невежливо;   произнести   не_ громко, а   тихо;  выглядеть нелепо; сделать неаккуратно, неумело; не по-товарищески.
 
Задание:
распределить  в  две  колонки  словосочетания, обозначая  орфограмму;
привести  по  2 –3  примера существительных и прилагательных с  - НЕ
(не_ друг,  а враг;  некрасивый  берет; далеко  не_ хороший гриб; невзрачный  костюм; он был невежда; говорить неправду);
сделать вывод о правописании  «Не-  с существительными, прилагательными  и  наречиями  на  о-е».
 
Слитно Раздельно
Разбил нечаянно (не употр.)
Поступил нехорошо (плохо)
Говорить невежливо (грубо)
Выглядеть нелепо (не употр.)
Сделать неаккуратно, неумело (грязно, плохо) Плакал не_ редко, а часто
Далеко не_ ласково
Совсем не_ громко
Произнести не_ громко, а тихо
Не_ по-товарищески (не на о-е)
     Слово учителя.
     На Венере мы погостили, пора отправляться в дорогу. Вместе  с  героями  м/ф  «Тайна третьей планеты»  мы   полетим  на  Марс. Садимся   в  ракету. Отсчет   пошел.  3,  2,  1… старт. (Видеозапись  м/ф.)  Что-то   нерадостно  встречает   нас эта   планета. Подождите,  кто-то  приближается  к  нам…  Да это космические пираты – суффиксы наречий   О и А. (Появляются на доске рисунки)
     Чтобы освободиться от космических пиратов, нужно выполнить их требование.
4. Игра «Молчанка».
Раздаются карточки, на которых записаны буквы О – красного  цвета, А – зеленого цвета. Интерес вызывает  основное условие  игры: «Тишина!»  После  объяснения,  упражнение  выполняется   молча.    Учитель    указывает   на   одно   из   слов, записанных  на доске  с пропущенной буквой,   дети   поднимают  карточку  с   соответствующей    буквой.  Если  весь   класс  поднял    нужные      карточки,   учитель   показывает    карточку   с   красной  цифрой  «5». Если есть ошибки, то учитель  показывает  карточку  с  черной  цифрой «2». Ученик, допустивший  ошибку, выходит  к  доске  и  вписывает  нужную букву, выделяет морфему и  условие  орфограммы. Слова, разобранные на доске, записываются в тетрадь.
(Один ученик выполняет аналогичную работу за компьютером.)
Изредк… издавн…
Снов… начист…
Досух… влев…
Засветл… сначал…
Досыт… нанов…
Надолг… вправ…
 
     Слово учителя.
    Основное  требование  космических пиратов выполнено, и   мы  отправляемся на Уран.    (Звучит фонограмма.)  Гуманоиды  этой   планеты   оставили нам  советы  и наставления, чтобы  мы больше никогда  не  оказались в сложной ситуации.
 
5. Комментированное письмо. (На партах раздаточный материал.)
1. Скажеш__   не     воротиш__,     отрубиш_ - не   приставиш_ . 2.    С  грамотой вскач_, а  без  грамоты  хоть  плач_ . 3.  Тот   хорош_,  у   кого  поспеет  рож_.  4.   Лежит    Кондрат  навзнич_,  раскинув  руки  по-богатырски.    
 
Задание:
обозначьте орфограмму в словах с пропущенными буквами;
определите  в данных словах части речи;
сделайте вывод о правописании Ь  после шипящих.
    Слово учителя.
   (Звучит    фонограмма.  Установку   не  даю. Бросаю   кубики  из   бумаги.)
     Опасность   опять    поджидает   нас   в   космосе – метеоритный    дождь,      который прекратится    только    в    случае  верного   выполнения   следующего   упражнения. (На  кубиках  написаны  слова  весенний,  точный,  русский,  первый.)
    6.  Упражнение.
Задание:
подберите  к   данным  прилагательным  однокоренные  наречия   (во-первых, точь-в-точь, по-русски, по-весеннему);
объясните написание подобранных наречий;
составьте   предложение  с  любым  наречием, произведите синтаксический разбор полученного предложения;
перестройте   предложение   так, чтобы   наречие   «превратилось» в  омонимичное прилагательное.
По-весеннему   пахнет    воздух. Во-первых,   прочитай  текст  и  раздели  его   на части. Джек  плохо  говорил по-русски. У   Лены появилась  ручка   точь-в-точь как  у  меня. По  весеннему  небу  плывут  облака. В  первых  числах  сентября мы поедем в лес.
7. Лингвистический эксперимент. 
Справившись с метеоритным дождем, мы продолжим  космическое путешествие. Наш курс – на Луну, где   нас ожидает   творческая работа в группах. (На доске прикрепляется плакат с текстом или через проектор.)
Задание:
на месте пропусков вставить подходящие по смыслу наречия;
обозначить орфограмму.
Трудно светиться и петь (…),
Там, где черемухи светятся  (…),
Там, где пичужки поют   (…),
Кратенький век проживая     (…).
Только  и видно, только и слышно
Трудно светиться и петь  (…).
Слова для справок: нелегко, пышно, высоко, бескрышно, нелегко.
       Слово учителя.
Наше путешествие по Галактике «Орфография»  на ракете «Наречие» подошло к концу, нам пора возвращаться на Землю. (Подведение итогов.)  
8. Домашнее задание.    Написать   миниатюру   «Мое   путешествие  в Галактику
«Орфография»  или  «Как я путешествовал на ракете «Наречие» по Галактике «Орфография».

 
 

»  Размещено в сообществах:   
Будем говорить по-русски!