Особенности осуществления проекта в начальной школе
Учитель МОУ «Сош № 28» Пискунова Л. П.
При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты:
- темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близки к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития;
- длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями;
- целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации.
- со 2 класса формировать умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности; в 3 классе возможно проведение 2-3 проектов или исследований; в 4 классе – 4-6.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима ещё и особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующих моментах.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений
- умение спрашивать
- умение управлять голосом
- умение выражать свою точку зрения
- умение договариваться
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определённая «интеллектуальная зрелость»
Прежде всего имеется в виду сформированность обобщённости умственных действий:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщённости умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
Третий показатель готовности к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развёрнутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности. Которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделять недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций:
От недолговременных(1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным,
От личных проектов – к групповым и общеклассным.
Презентация проектов
Презентация проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей.
В ходе защиты проекта ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения.
Результат проекта должен быть материальным, то есть как-либо оформлен.
Виды презентаций проектов:
- доклад;
- слайд-шоу;
- компьютерная презентация;
- игра;
- стендовая презентация;
- концерт;
- литературный альманах;
- видеофильм;
- реклама
- заочная экскурсия;
- спектакль;
- театрализованное представление;
- демонстрация электронных пособий
Требования к презентации:
- защита-презентация проводится автором, группой авторов;
- перед началом публичной защиты-презентации проекта в жюри представляются паспорт проекта и лист «Защита -презентация проекта»
- в содержании должны быть освещены следующие вопросы: актуальность и обоснованность выбранной темы; цели и задачи проекта; краткое содержание, ключевые положения и выводы; этапы выполнения проекта.
- после завершения выступления участники проектной группы должны ответить на вопросы жюри и других участников
- в ходе защиты- презентации проекта возможно использовать рекламно-пояснительную продукцию
Широко применяется практика организации «Фестиваль проектов»
Литература:
С. Г. Щербакова «Организация проектной деятельности в начальной школе»; Волгоград, 2004.г.
А. И. Савенков «Маленький исследователь» Академия развития, 2002 г.
|