Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Головчинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________ Курохта Г.В.
Протокол № ___ от
«___»_____________ 2010г.
«Согласовано»
Заместитель директора МОУ «Головчинская СОШ с УИОП» по УВР
___________ Арефьева Л.П.
«___»_____________ 2010г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «Головчинская СОШ с УИОП»
__________ Понеделко Н.П.
Рабочая программа
«Коррекция нарушений письменной речи»
у учащихся 2 – 4 классов
(дисграфия)
Разработала:
Семенихина
Людмила Владимировна,
учитель-логопед первой
квалификационной
категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол № 1 от «27» августа 2010г
2010-2011 учебный год
Пояснительная записка
Среди учащихся нашей школы самую многочисленную группу составляют дети, нарушения чтения и письма которых обусловленные недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи. При этом у детей фонетические нарушения (искажения и замены звуков) сочетаются с нарушениями фонематического восприятия и слуховой дифференциации, что проявляется в неточности и нестойкости речевых представлений и обобщений, а это, по мнению Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спировой, затрудняет овладение звуковым анализом и синтезом слов, препятствует соотношению буквы с обобщенным звуком (фонемой) и затрудняет восприятие букв.
Имеют место в школе и учащиеся, чьи нарушения чтения и письма, обусловленны несформированностью отдельных речевых и неречевых функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слуховой дифференциации звуков речи, фонематического слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Но чаще всего у учащихся встречаются смешанные формы нарушения чтения и письма, при которых встречаются различные специфические ошибки.
Перед логопедом школы ставится задача предупреждения и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников. Поэтому необходимо своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение. Отсюда назрела проблема создания Рабочей программы по устранению дисграфии и дислексии у учащихся 2-4 классов.
Ознакомившись с различными методиками коррекционной работы Р.И.Лалаевой, В.А. Ковшикова, И.Н. Садовниковой, И.Н. Ефименковой, А.Н.Корнеева и др., а также, исходя из механизмов каждого вида дисграфии, Рабочую программу можно вариативно изменять. Вариативность программы связана, прежде всего, с конкретными особенностями учащихся, индивидуальными способностями к усвоению русского языка, зависит от степени подготовленности детей в той или иной области знаний по грамоте.
Положительным в программе является то, что работа по ней позволяет выявить и квалифицировать характер и специфику речевых нарушений при овладении навыками письма, уровень знаний и умений детей, степень овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы. Программа поможет оценить степень зрелости ребенка, определить причины трудностей в обучении и приоритетные направления коррекционно-логопедической работы.
Новизна данной программы заключается в следующем:
• наличие для её реализации комплекта дидактического и
раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;
• возможность гибкого использования данного комплекта: детьми,
педагогами, родителями;
• возможность использования данных пособий полностью или
частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;
• создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и
совместной деятельности учащихся.
Рабочая программа по устранению дисгафии у учащихся создана на основе методических разработок:
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической
работы в школе. М., 2001.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М., 2001.
3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с
недостатками произношения. М.; Просвещение.1965.
4. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.; 1995.
5. Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
Программа построена с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.
Обучение грамоте на русском языке традиционно осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом К.Д.Ушинским. Известный психолог Д.Б.Эльконин, продолжая традиции К.Д.Ушинского, усовершенствовал методику обучения грамоте, основной акцент в которой сделал на введении ребенка в звуковую деятельность языка. В связи с этим, главным условием успешного овладения ребенком письменной речью является сформированность у него фонематических процессов. Несформированность фонематических процессов приводит к трудностям реализации фонематического принципа правописания, что проявляется в специфических ошибках письма: заменах букв и искажениях звукослоговой структуры слова.
Цель программы – создать условия для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у учащихся начальных классов.
Задачи: ликвидировать проявления в речевой патологии, содействовать усвоению программы по русскому языку, формировать фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза; совершенствовать лексико-грамматический строй речи; развивать связную речь; формировать пространственно-временные представления и понятия; развивать зрительное восприятие, речевое внимание и память; совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей; оказывать помощь обучающимся в овладении навыками письма и чтения с учетом индивидуальных особенностей; создавать базу для успешного овладения орфографическими навыками; отобрать наиболее эффективную систему логопедических упражнений по исправлению дисграфий у учащихся. Воспитание языкового чутья, любви к родной речи, к письму и чтению.
Ведущие принципы программы:
• Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому учащемуся.
• Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному).
• Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, рассматривающий психолого-педагогическое изучение личности ребенка.
• Принцип творческого самовыражения, способствующий активно реализовать любые качества учащегося.
• Принцип демократизации, предусматривающий сотрудничества ребенка с взрослым.
• Принцип систематического контроля автоматизации навыков.
• Принцип максимального использования игровых методов обучения.
Вся рабочая программа рассчитана примерно на 70 - 80 часов. Количество часов в Рабочей программе примерное и может варьироваться в зависимости от тяжести речевого дефекта и степени усвоения материала учащимися.
Основное содержание коррекционно-логопедической работы в Рабочей программе проводится в три этапа:
I этап: подготовительный – 6 час.
II этап: основной – 60 час.
III этап: заключительный – 5 час.
Количество часов в неделю: 2.
Приоритетной формой работы являются групповые занятия, продолжительностью 40 минут (основание: «Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу прохождения программы учащиеся должны знать и уметь:
1. Звуковая сторона речи. Фонематические процессы:
Вычленять звуки и слова, проводить анализ артикуляции. Знать названия
букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы. Роль звуков в различении слов. Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, знать правила орфоэпии (на материале изученных слов). Делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам. Различать твердые и мягкие согласные. Обозначать на письме мягкость согласных гласными второго ряда и мягким знаком. Распознавать звонкие и глухие согласные, правильно обозначать их буквами в сильных позициях, знать правило проверки парных согласных на конце слова. Выделять ударные и безударные гласные, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак в словах.
2. Лексико-грамматический строй речи:
Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам.
Активизировать усвоенный словарь через речевую практику. Употреблять в речи усвоенную терминологию. Объяснять лексическое значение слов. Подбирать синонимы и антонимы, расширять поля родственных слов. Владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Различать приставки и предлоги. Писать предлоги и приставки.
3. Работа над предложением и связной речью:
Понимать роль предложений в общении. Правильно оформлять предложение на письме (прописная буква в начале, точка – в конце). Определять количество слов в предложении на слух, место слова. Проводить анализ предложений и составлять модель предложения. Выделять логическое ударение в предложении. Уметь распространять предложение по модели и вопросам. Восстанавливать деформированные предложения и тексты. Составлять и записывать текст на заданную тему или по личным наблюдениям. Распознавать текст – описание, рассуждение, повествование. Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Передавать содержание текста по вопросам, устанавливать связь между частями текста. Пересказывать текст по плану. Писать изложение текста по частям по плану. Составлять связный рассказ на близкую тему по плану (устно и письменно). Записывать рассказ по личным наблюдениям, заданной теме ( с помощью педагога и предварительной подготовки).
4. Неречевые процессы:
Четко знать, определять и называть временные и пространственные
представления. Работать вдумчиво, точно; уметь распределять внимание. Анализировать, сравнивать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать, рассуждать и доказывать. Запоминать и передавать информацию. Произвольно управлять поведением и деятельностью. Систематизировать информацию и воспроизводить ее. Проявлять познавательные интересы и творческие способности.
5. Развитие общеучебных умений и навыков:
Воспринимать инструкцию педагога и действовать последовательно по
ее выполнению. Уметь выделять главное. Вести учебный диалог с учителем и учащимися. Отвечать на вопросы полным предложением. Работать в группе, в парах. Уметь исправлять чужие ошибки. Давать объяснение, рассуждать и последовательно доказывать. Составлять план деятельности и придерживаться его в ходе выполнения работы. Владеть дифференцированными приемами самоконтроля и оценки деятельности. Работать с литературой, памятками, алгоритмами, компьютером.
Перспективно-тематический план
логопедической работы с группой учащихся 2-4-х классов,
имеющих нарушение чтения и письма
Подготовительный этап работы
Учебный предмет «Грамота».
Речь. Предложение.
Предложение. Слово.
Речевые и неречевые звуки.
Гласные и согласные звуки (буквы).
Гласные звуки и буквы.
Деление слов на слоги. Ударение.
Основной этап работы
Выделение гласных I ряда из слов.
Выделение гласных II ряда из слов.
Дифференциация гласных I-II ряда. Буквы А-Я.
Дифференциация гласных А-Я.
Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в предложениях и тексте.
Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю.
Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё.
Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Твердые и мягкие согласные перед гласными И-Ы.
Твердые и мягкие согласные перед гласными И-Ы в словосочетаниях, предложениях и тексте
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака.
Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов.
Мягкий знак в функции смягчения и разделения.
Звонкие и глухие согласные.
Дифференциация звуков Б-П
Дифференциация звуков Б-П в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Дифференциация звуков В-Ф
Дифференциация звуков В-Ф в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Дифференциация звуков Г-К
Дифференциация звуков Г-К в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Дифференциация звуков Г-К-Х
Дифференциация звуков Д-Т
Дифференциация звуков Д-Т в словосочетаниях, предложениях, тексте.
Дифференциация звуков З-С
Дифференциация звуков С-З в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Звук и буква Ж
Звук и буква Ж в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Звук и буква Ш
Дифференциация звуков Ш-Ж
Дифференциация букв О-У
Дифференциация букв Ё-Ю
Дифференциация звуков Р-Л
Дифференциация звуков Р-Л в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Дифференциация звуков С-Ш
Дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Дифференциация звуков З-Ж в словах, предложениях и тексте.
Дифференциация звуков С-Ц в словах, предложениях и тексте.
Дифференциация звуков Ч-Щ в словах, предложениях и тексте.
Дифференциация звуков Ч-Ть в словах, предложениях и тексте.
Дифференциация звуков Ч-Ш в словах, предложениях и тексте.
Дифференциация оптически и кинетически смешиваемых букв:
Дифференциация букв о-а
Дифференциация букв у-и
Дифференциация букв б-д
Дифференциация букв п-т
Дифференциация букв м-л
Дифференциация букв ш-щ
Дифференциация букв и-ц
Дифференциация букв З-Е
Дифференциация предлогов и приставок.
Заключительный этап работы
Сочинение. «Какими звуками встречает меня улица?» (школа, лес)
Изложение-описание «Волшебная полочка»
Сочинение рассуждение «Пожары в лесу»
Изложение-рассуждение «Порядочный человек»
Сочинение «Хочу сказать спасибо…(кому? За что?)»
Содержание программы
I этап – подготовительный . Работа на этом этапе начинается со второй середины сентября и составляет примерно 6 занятий.
Цели и задачи:
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие слуховых дифференцировок.
3. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане.
Знакомство с новым учебным предметом «Грамота». Речь. Предложение. Границы предложения. Виды предложений. Языковой анализ предложений. Восстановление деформированных предложений. Развитие слухового внимания. Слово. Выделение слов в предложении. Слог. Деление на слоги. Перенос слов. Ударение. Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения. Речевые и неречевые звуки. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные в корне слова Проверка безударных гласных.
II этап – основной. Продолжается с октября по конец апреля и составляет примерно 60 часов.
Цели и задачи:
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
3. Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация
оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Дифференциация гласных I-II ряда. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в конце и середине слов. Разделительный мягкий знак. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных звуков по звонкости-глухости, твердости- мягкости. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Оглушение звонких согласных в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова и их проверка. Фонетический разбор слов. Работа с деформированными предложениями, текстами. Дифференциация оптически и кинетически смешиваемых букв.
III этап – заключительный. Работа на данном этапе состоит из 5 часов и проводится с конца апреля и до середины мая.
Цели и задачи:
1. Закрепление полученных знаний.
2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
3. Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.
4. Формирование практических представлений о тексте.
5. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания.
6. Проверка эффективности коррекционно-логопедической работы.
Сочинение. Изложение. Ознакомление с типами текстов: повествование, рассуждение, описание. Работа с планом текста. Построение текста (начало, основная часть, заключение). Заголовок и тема текста. Ключевые слова текста. Письменная передача содержания текста по вопросам, по плану. Дополнение текста. Письменное изложение текста по вопросам, по опорным словам и плану. Изложение текста по частям. Запись текста по сюжетной картине, серии сюжетных картинок. Составление текста-повествования.
Программа реализуется в доступной и интересной форме: с использованием дидактических игр, игровых упражнений и наглядного материала.
Формы и средства контроля:
Основная цель контро¬ля - проверка знания изученного матери¬ала, умения учащихся грамотно писать и читать, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по грамоте используются индивидуальные и фронтальные устные проверки, различные письменные проверочные работы, а также самостоятельные практические работы с карточками, бланками, тестами. Сочинения, изложения в конце учебного года.
Отбор форм организации контроля осуществляется с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Наиболее эффективным способом диагностики и коррекции дисграфии зарекомендовали себя бланковые методики. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Непродолжительные, 5-10 минутные контрольные задания предлагаются после прохождения каждой темы, позволяют экономить время, разнообразить и эффективнее проводить диагностическую и коррекционную работу.
Учебно-методические средства обучения
Литература для учащихся:
Мазанова Е.В. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонение в развитии. Москва. 2004.
Литература для учителя:
Основная:
1. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю Организация логопедической
работы в школе. М., 2001.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М., 2001.
3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965.
4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у
младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов н/Д.; СПб., 2004.
5. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.; 1995.
6. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
Дополнительная:
1. Волкова Л.С. Логопедия. М., Просвещение, 1995.
2. Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.; Просвещение, 1982.
3. Гадасина Л.Я. Звуки на все руки. СПб., 1999.
4. Городилова В.И. Чтение и письмо. М.; Просвещение, 1985.
5. Гаврина С.И. Слова и предложения. Ярославль. 2002.
6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей. М.;
Просвещение. 2002.
7. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.;
Просвещение. 1997.
8. Леонович Е.Н. В мире языка и речи. - М.; Просвещение. 2004.
9. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению
ошибок чтения и письма. СПб., 1996.
10. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. М.; Просвещение. 1996.
11. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками
речи. М.; АПН РСФСР. 1957.
12.Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.
13. Шульга, М.М. Читай, играй, рисуй. – М. Просвещение. 2005.
14.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.
Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Звуковые сигналы. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по основным разделам. Дидактические речевые игры.
Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.
|