Официальный сайт all-remont 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Фразеология

Фото пользователя Лариса Ивановна Лебедева
Размещено: Лариса Ивановна Лебедева - чт, 30/12/2010 - 19:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лебедева Лариса Ивановна
Место работы, должность: 
Учитель русского языка и литературы МОУ Второвская ООШ Владимирской области
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Изучение фразеологии является необходимым звеном в усвоении родного языка, в повышении культуры речи учащихся. Умелое использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, сообщает ей красочность, особую экспрессию. Изучение фразеологии русского языка вызывает у учащихся живой интерес к слову, желание не только точно, но и ярко, образно выразить свою мысль.

 

Межрегиональная конференция школьников и учителей

« Энциклопедия одного слова»

( Учитель русского языка  литературы МОУ Второвская ООШ Владимирской области Лебедева Лариса Ивановна)

 

 

Работа со словом на уроке русского языка

        

     С 1986 года работаю учителем русского языка и литературы и считаю главным в своей деятельности развитие связной речи учащихся. Конечная цель данной работы – формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения.

       Анализируя изменения  в речи учащихся от класса к классу, я отмечаю тенденцию к убыванию группы средств народно –   поэтической фразеологии, которая входит в речь учащихся через русский фольклор, бытовую речь родителей, художественную литературу. Одновременно учащается использование языковых штампов. Это объясняется усилением влияния на речь учащихся научных текстов, а также публицистической  и специальной технической литературы. В результате фразеологический фонд языка оказывается невостребованным, фразеологический запас – пассивным.

 

 

       Чтобы добиться свободного владения русским языком, необходимо в ходе обучения обеспечить достаточный словарный запас учащихся, частью которого является фразеология. Изучение фразеологии является необходимым звеном в усвоении родного языка, в повышении культуры речи учащихся. Умелое использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, сообщает ей красочность, особую экспрессию. Изучение фразеологии русского языка вызывает у учащихся живой интерес к слову, желание не только точно, но и ярко, образно выразить свою мысль.

      Однако в практике школы этот важный аспект изучения родного языка явно недооценивается. Самым распространённым видом работы по фразеологии является семантизация фразеологизмов: установить значение фразеологизмов, подобрать лексические синонимы. В результате такого положения не только обедняется речь учащихся, но страдает и изучение литературы, так как многочисленные устойчивые сочетания, которые в художественном произведении выполняют определенные стилистические функции, не воспринимаются учащимися, не усваиваются ими. Чтобы изменить это  положение и восполнить существующий пробел, необходимо вносить некоторый творческий элемент как в уроки литературы, так и в уроки русского языка. К тому же современный уровень методической науки требует умения не только правильно, но и коммуникативно целесообразно использовать речевые средства. Необходима специальная работа в этом направлении.

       Чтобы успешно использовать на уроках литературы и русского языка чрезвычайно ценный фразеологический материал, я сформулировала цель, ради которой проводится эта работа.

        Цель эта состоит в следующем:

1.     Добиться правильного понимания учащимися основных признаков фразеологической единицы.

2.     Ознакомиться с функциями фразеологизмов в нашей речи (главным образом стилистическими)

3.     Выработать у учащихся навык осмысленного прочтения текста, в котором есть устойчивые сочетания.

4.     Обогатить как активный, так и пассивный фразеологический словарь учеников.

       Нетрудно заметить, что многое в работе над фразеологией не может быть до конца и однозначно спланировано. Это относится прежде всего к той повседневной работе, которая состоит в объяснении значения многочисленных фразеологических единиц, встречающихся в художественных произведениях, предусмотренных школьной программой. В этом случае я не только объясняю значение фразеологизмов, но и активизирую определенную часть их, составляя попутно вместе с учащимися фразеологические словарики.

      Объем фразеологического материала в таких словариках зависит от индивидуальной подготовленности учеников к восприятию фразеологии русского языка и от степени их лингвистической образованности, поэтому полностью этот вид работы не может быть предусмотрен и спланирован, хотя работа эта имеет чрезвычайно большое значение.

      Однако тот фразеологический материал, который может  быть использован на уроках русского языка и который служит дополнительным средством развития речи учащихся, вполне поддается планированию.

      Мною была продумана и  выбрана своя система работы с классом, основанная на разнообразном фразеологическом материале, с учетом тех условий и возможностей, в которых я работаю. Считаю, что успех работы над фразеологией будет обеспечен, если эта работа будет проводиться в определенной системе, учитывающей

-         программу,

-         возрастные особенности,

-         уровень подготовки учащихся,

-         преемственность и последовательность в изучении фразеологии.

      Работа над фразеологизмами я провожу на протяжении всего периода обучения детей в школе. Фразеологии необходимо уделять  внимание при изучении любой темы по русскому языку, особенно при изучении определенных грамматических тем: имени существительного, прилагательного, глагола, местоимения, наречия, деепричастия. И это вполне осуществимая задача.

 

       Рассмотрим в этом плане грамматическую тему: «Имя существительное», попытаемся спланировать работу над фразеологизмами при изучении этой темы.  С целью сопоставления берутся два класса                (до изучения раздела «Фразеология» и после изучения).

         Имя существительное в 5 классе изучается по следующему плану:

1.     Имя существительное как часть речи.

2.     Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

3.     Имена существительные собственные и нарицательные.

4.     Разбор имени существительного.

5.     Род имен существительных.

6.     Число имен существительных.

 

1)    Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.

2)    Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

 

7.     Три склонения имен существительных.

8.     Падеж имен существительных.

9.     Правописание Е и  И в безударных окончаниях существительных в единственном числе.

10.                       Множественное число имен существительных.

11.                       Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

12.                       Повторение. Контрольные вопросы и задания.

         В учебнике русского языка для 7 класса тема «Имя существительное», естественно, отсутствует. Она находит отражение лишь в разделе «Повторение изученного в 5-6 классах», к тому же синтезированно с материалом по другим частям речи. Но тем не менее отдельные упражнения с грамматическими заданиями, относящимися к имени существительному, практически встречаются во всех разделах учебника. Поэтому правомерно говорить о работе над фразеологизмами при изучении имени существи-тельного и в 7 классе.

       Какова эта работа? Чем она отличается от работы над фразеологическими единицами в 5 классе? Попытаемся выяснить это из сопоставления этих двух классов и проводимой в них работы над фразеологизмами.

        При изучении имени существительного в 5-7 классах можно значительно обогатить фразеологический запас учащихся, ввести многие фразеологизмы в их активную речевую практику. Цель занятий по фразеологии на уроках русского языка - возбудить у учащихся живой интерес к этому явлению языка, научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, отметить эмоционально- выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями, показать, что они делают речь яркой, образной, меткой.

       На первом уроке по теме» Имя существительное» в 5 классе дается понятие существительного  как части речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Тема эта не новая, она рассматривалась в начальной школе, и потому полезно расширить значения учащихся и привести примеры, показывающие, что значение предметности может быть передано не только одним словом, но и устойчивым словосочетанием.

        Легче всего это показать на примере так называемых составных названий: Красная площадь, Мамаев курган, Дом культуры. Черное море       и т. д.

         Вопрос что? будет относится ко всему словосочетанию. Полезно при объяснении использовать также составные термины, с которыми встречаются учащиеся 5 класса: первобытнообщинный строй, крепостное право, восклицательный знак, вопросительный знак, часть речи, анютины глазки и т. д.

         Далее следует показать, что в русском языке есть и такие устойчивые словосочетания, которые не только называют кого-то или что-то (имеют значение предметности), но и служат для характеристики предмета (положительной или отрицательной), выражают различные чувства.

         Например, устойчивые сочетания: маменькин сынок, маменькина дочка не только служат названиями избалованного, изнеженного человека, но одновременно выражают пренебрежение, насмешку, тогда как фразеологизмы: мастер на все руки, золотые руки содержат оттенок восхищения, высокой оценки мастерства человека.

 

          Ученикам может быть предложено следующее задание:

1.     Определить, какие эмоциональные оттенки выражаются устойчивыми       

сочетаниями: а) медвежья услуга, медвежий угол, Фома неверующий, грош цена, топорная работа, пустое место;  б) правая рука, закадычный друг, ходячая энциклопедия.

 

       Для справки: а) медвежья услуга - неумелая услуга, создающая вместо помощи ущерб, неприятность; медвежий угол - отдаленное захолустное место; Фома неверный- человек, которого трудно заставить поверить чему- либо; грош цена - ничего не стоит; топорная работа - грубая неискусная работа; пустое место - человек, от которого нет никакой пользы, никакого проку.

       Все эти устойчивые сочетания имеют пренебрежительный, неодобрительный оттенок.

 

       б) правая рука - главный помощник, доверенный, закадычный друг - близкий, задушевный друг; ходячая энциклопедия (разг., шутл.) - человек, у которого всегда можно навести справку по самым различным вопросам. Эти устойчивые сочетания позволяют выразить чувство уважения, гордости за кого - нибудь, иногда имеют шутливый оттенок.

       Главная задача этой части урока состоит в том, чтобы донести до сознания учащихся мысль о соотнесенности этих устойчивых сочетаний с именами существительными.

 

        На первом уроке по теме «Имя существительное» в 5 классе рассматривается также вопрос о синтаксической роли этой части речи. И здесь полезно обратиться к устойчивым словосочетаниям, выполнив такие задания:

1.     Употребить в предложении в роли подлежащего (дополнения, обстоятельства) одно из составных названий: Черное море, Дворец спорта и т. д.

2.     Объяснить значения и определить, каким членом предложения являются устойчивые сочетания: белые мухи, круглый год, за тридевять земель.

       В воздухе кружились белые мухи, которые все росли и превратились в огромные снежные хлопья.

                Что это за девица:

                 Не швея, не мастерица,

                 Ничего сама не шьет,

                А в иголках круглый год.

« Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве», - сказала Василиса Премудрая.

Для справок: в первом примере устойчивое сочетание выполняет функцию подлежащего, во втором – обстоятельства времени, в третьем – обстоятельства места.

 

3.     Работа с индивидуальными карточками: предложить ученику выписать из предложенного текста все имена существительные, а также устойчивые сочетания, имеющие значения имени существительного.

Природа наградила его золотыми руками. Он был хорошим кузнецом, хорошим слесарем, мог мастерить колеса.

 

День за днем идет мелькая,

А царевна молодая

Все в лесу: не скучно ей

У семи богатырей.                                 ( А. С. Пушкин.)

 

      При изучении темы большую часть уроков посвящают знакомству учащихся с грамматическими категориями, которые присущи имени существительному.

           Как известно, в устойчивых сочетаниях имя существительное теряет свою лексико – грамматическую самостоятельность и выступает лишь как составная часть, элемент целого. Однако при этом имя существительное сохраняет многие грамматические признаки. Поэтому устойчивые сочетания должны использоваться при грамматическом анализе в возможно большем объеме, так как это способствует усвоению фразеологического материала.

      Задания при этом могут быть очень разнообразными.

Определить, из каких частей речи образованы следующие устойчивые сочетания: волчий аппетит, золотые руки, топорная работа, медвежья услуга.

1.     Определить, в каком падеже употреблены имена существительные в следующих устойчивых сочетаниях: бег на месте, ветер в голове, молодец к молодцу, время от времени, день за днем.

2.     Привести примеры устойчивых сочетаний, в которых использованы имена существительные мужского (женского, среднего) рода. (Эту работу можно организовать по рядам, проходит она очень живо).

      Работу можно проводить в различных формах при индивидуальном опросе, подготовив заранее карточки, в классе на доске и т. д. Можно дать задание на дом, чтобы приучить учащихся пользоваться словарями. Очень успешно выполняется, например, работа по такому заданию: выписать из фразеологического или толкового словаря все устойчивые сочетания, в которые входит существительное волк (лиса, медведь, заяц). Постараться запомнить их. При  проверке этого задания на доску вешается картинка, где изображены все эти звери. Можно обойтись и без картинки, ограничившись устным заданием.   Учащимся предлагается вспомнить устойчивые сочетания, куда входили бы названия изображенных зверей.

 

       Для справок  в помощь учителю:   волком смотреть, волком выть, волк в овечьей шкуре, морской волк, ехать зайцем, Лиса- Патрикеевна, лисой прикидываться, медведь на ухо наступил, белый медведь, делить шкуру неубитого медведя.

 

       Для индивидуального опроса можно предложить учителю для использования также карточки:

Карточка  1

1.     В следующем предложении подчеркнуть существительные, определить, какими    членами предложения они являются.

2.     Найти в предложении фразеологический оборот со значением «тайна».

Лес- это книга за семью печатями, а вырубка -  страница развернутой книги.       

                                                                                                 ( По Пришвину)

 

Карточка   2

1.     Определить, каким членом предложения является выделенное  в предложении слово.

2.  Восстановить существительное во фразеологических оборотах:   

- от -               ,                 из                    - в -

 

2.     Определить падеж имени существительного «год» во всех примерах.

Карточка  3

1.     Определить род и число выделенного в предложении слова.

В ясный день на вершине старой сосны звенит колокольчик синицы, это её призывы к началу большого весеннего концерта.

2.     Восстановить существительное во фразеологических оборотах:

 изо                - в -                                ,                        - ото -                       

            со                 - на -                               ,                       

 

3.     Определить падеж имени существительного «день» во всех примерах.

 

Карточка  4

1.     Определить, каким членом предложения является подчеркнутое слово. Определить его род и число.

Каждый час художника был размечен: он встал на рассвете и вскоре после завтрака садился за работу, писал до обеда, потом совершал небольшую прогулку и снова писал до вечера.

2.     Восстановить существительное во фразеологических оборотах:

           с        - на -                       ,                        - от -

       3.   Определить падеж существительного «час» во всех примерах.

       Примечание: Во фразеологические обороты ученики должны вставить существительное, подчеркнутое в задании (год, день, час).

 

             Подобное задание можно предложить и всему классу, например:

        1.  Восстановить имена существительные, указанные в скобках, в следующих фразеологических оборотах: (время)   - от - , до поры до   -   ,  со   -   ,   в скором   -   ,   тем  -   ,   в первое   -  :         ( минута)  с   -   на   ,   -   в   -   ,   сию   -   ,   ни   -   ,   как одна   -   ,   на   -   ,   ни на   -   . 

2.  Одному из учеников предложить прочитать эти фразеологические обороты, соблюдая правильное ударение. Объяснить их значения.

       Для справок: время от времени – иногда; до поры до времени  -  до известного момента; со временем  -  когда наступит время,  в будущем; в скором времени  -  скоро; тем временем  -  одновременно с этим; в первое время  -  сначала; с минуты на минуту  -  в самое ближайшее время, вот-вот; минута в минуту  -  очень точно; сию минуту  -  немедленно, сейчас; ни минуты  -  нисколько не терять времени; как одна минута  - очень быстро; на минуту  -  на очень короткое время; ни на минуту  -  ни на самое короткое время.

3.     Классу предложить составить с этими фразеологизмами (выборочно)

предложения. Лучше записать для грамматического разбора.

 

       При изучении темы «Имя существительное» очень результативна домашняя работа со словарём. Учащиеся выписывают по заданному слову (рука, язык, голова, глаза и т. д.) устойчивые сочетания, например, со словом  рука: загребать жар чужими руками, сидеть сложа руки, валится из рук, махнуть на что-нибудь рукой и т. д.

        В классе при проверке одного ученика другие дополняют его ответ неназванными фразеологизмами. Часть фразеологизмов учитель предлагает употребить в предложении (можно провести конкурс по рядам на лучшее предложение, которое записывается для грамматического разбора). Такие упражнения займут мало времени, но дадут ученикам представление о фразеологическом богатстве русского языка. Учитель должен сказать, что, например, только наиболее употребительных фразеологических оборотов, включающих лишь одно слово «рука» более пятидесяти.

     Поскольку на одном из уроков ученики выполняли упражнение по подбору фразеологизмов со словом «рука», на другом уроке учитель может предложить ученику карточку с индивидуальным заданием:

1. Дополнить фразеологизмы, в составе которых находится существительное «рука»:       -  рука,  рукой  -  ,  -  рук  -  руки,  -  -  рукам,  руками  -  ,  -  руками  -  -  ,  -  -  руках,  -  -  рук.

2. Объяснить значение фразеологизмов, придумать с одним из них предложение.

   Для справок: правая рука, рукой подать, из рук в руки, прибрать к рукам, золотые руки, руками разводить, чужими руками жар загребать, валится из рук, носить на руках.

 

3.Составленное предложение использовать для грамматического разбора  (по усмотрению учителя).

      Задание на составление предложения с фразеологическими единицами с        

последующим грамматическим разбором развивает у учащихся навык самостоятельного употребления фразеологизмов.

      На уроке учитель может провести фразеологическую пятиминутку с грамматическим заданием  «Знаешь ли ты фразеологизмы?»

      К доске вызывается ученик. Его задача: подчеркнуть то слово из приведенных в скобках, которое употребляется в данном фразеологическом обороте.

      Записать на доске: Чудеса в (лукошке, решете); убить двух  (волков, зайцев); свалился как (град, снег) на голову; остался с (носом, ухом); (дроби, пороху) не хватает; считать (сорок, ворон, грачей)

     В то время, когда ученик работает у доски, учитель зачитывает классу предложения со свободным сочетанием слов и с фразеологическими оборотами (вперемешку). Ученики делят страницу тетради на две равные части. Их задача: определить, какое предложение составлено из свободно сочетающихся слов (выписать в левую часть), какое предложение имеет в своем составе фразеологический оборот (выписать в правую часть).

 

         Текст. 

1.В двух словах он допустил три ошибки.

2.В двух словах изложить просьбу.

3.Чашка упала на пол и разбилась вдребезги.

4.Разобьюсь вдребезги, но достану эту книгу.

 

      Затем один ученик зачитывает предложения со свободными сочетаниями слов, другой - с фразеологическими оборотами. Он же объясняет значение каждого фразеологизма. После этого всем классом проверяют задание стоящего у доски.

      Конечно, можно проводить и другие пятиминутки, все зависит от подбора материала учителем.

      При изучении темы «Имена существительные собственные и нарицательные» необходимо учитывать наличие таких фразеологизмов, где встречаются имена существительные, например: Фома неверный; а Васька слушает да ест; язык до Киева доведет. Их также можно включать в грамматические задания и упражнения.

      Наиболее свободно и разнообразно используется фразеологический материал при изучении темы « Разбор  имени существительного». Имена существительные входят в состав многих фразеологизмов, но далеко не все фразеологизмы, включающие в свой состав имена существительные, соотносятся с ними, то есть отвечают на вопрос кто? или что? Это можно показать учащимся на следующих примерах: устойчивые сочетания повесить голову, выводить из терпения, одержать победу имеют значение глагола.

      Эти сведения целесообразно закрепить при разборе предложения по членам.

      Для морфологического разбора следует привлекать также сложные имена существительные, которые образованы из фразеологических оборотов: хлебосол (встречать хлебом солью), зубоскальство (скалить зубы), очковтирательство  (втирать очки), сумасшествие (сойти с ума), головоломка (ломать голову над чем-либо).

       Можно предложить учащимся самим объяснить, как возникли эти сложные имена существительные.

       При изучении темы «Род имен существительных» выполняются следующие упражнения:

1.     Выпишите из своих словариков обороты, в составе которых имеются существительные женского рода (медвежья услуга, крокодиловы слезы, рука об руку), мужского рода (шаг зашагом, ни конца ни края, ни ответа ни привета), среднего рода (время от времени, до поры до времени, плечом к плечу, лицом к лицу).

2.     Объяснить значение выписанных фразеологизмов, придумать предложение с несколькими из них. 

При изучении существительных общего рода также следует приводить в качестве     примера фразеологические обороты, в состав которых они входят, например: казанская сирота.

При изучении существительных на  - МЯ  вводятся фразеологические обороты: высоко держать знамя (свято хранить, исполнять заветы); заронить семя добра; нести бремя.

       Можно провести тематическую подборку фразеологизмов, например, со значением времени (одинаковые по структуре): со дня на день; с часу на час; с минуты на минуту. Определить род имен существительных, входящих в состав этих фразеологизмов.

       На уроках русского языка, связанных с изучением темы « Число имен существительных», в качестве примера имен существительных, имеющих только форму множественного числа, можно привести слово « россказни»

 

 (выдумка, рассказ, не внушающий доверия) и назвать фразеологизмы – синонимы: бабушкины сказки; турусы на колесах; развесистая клюква.

      Познакомив учащихся со словом «множество», имеющим значение «очень большое количество», «большое число чего-нибудь», следует предложить ученикам подобрать к этому существительному фразеологизмы - синонимы с тем же значением (тьма – тьмущая, с три короба, куры не клюют, как сельдей в бочке, как звезд на небе, как грибов в лесу, яблоку некуда упасть).

      Примечание: При изучении фразеологии постоянно обращается внимание учащихся на тот факт, что существительное, входящее в состав фразеологизма, употребляется в этом фразеологизме или только в единственном числе, или только во множественном, например: крокодиловы слезы, белые мухи, золотые руки или:  синий чулок, лебединая песня, путеводная звезда.

     При изучении темы «Три склонения существительных» учащиеся узнают о существовании  в русском языке 1, 2, 3 склонения, узнают, какие существительные относятся к 1, какие – ко 2, какие – к 3 склонению.

      На уроках, посвященных изучению этой темы, целесообразно давать задания с применением фразеологического материала такого типа:

1.     Заменить данные фразеологизмы подходящими по смыслу наречиями:

время от времени  -

ни свет ни заря   -

ни к селу ни к городу  -

Указать род, склонение существительных, входящих в их состав, и падеж, в котором  закрепилось существительное во фразеологизмах. Придумать предложение с этими фразеологизмами.

2.     Вставить в фразеологические обороты слово «рука» («руки») в нужной форме:

валится из   -              ;

взять себя в   -            ;

     держать себя в  -        ;

     на все      -                   ;

     на скорую    -              ;

     прибрать к     -            ;

      Определить, в каком падеже стоят существительные. Объяснить значения этих оборотов и составить с ними предложения.

      При изучении склонения имен существительных учащиеся узнают, что в родительном падеже  существительные 2 склонения, наряду с окончаниями    -а,  -я,   могут иметь окончания  -у, - ю. Учитель  поясняет, что это свойственно преимущественно разговорной речи, поэтому в числе примеров он может привести множество устойчивых словосочетаний, в которых закрепились окончания  - у-  ,  - ю-  ; дать маху; не подавать виду; ни слуху ни духу; ни конца ни краю; с глазу на глаз.

     При изучении склонения имен существительных желательно проводить элементарное наблюдение за возможностями изменения фразеологических оборотов, указать на довольно свободное изменение фразеологизмов структурного типа существительное + прилагательное:

             И. маменькин сынок

             Р. маменькиного сынка

             Д. маменькиному сынку   и т. д.

       Записываются в тетрадь предложения:

       Везде на белом свете,

       Везде мечтают дети

       Приехать к нам весенним днем

       И вместе праздник встретить.

 

       «Я, кажется, уйду бродить по белому свету»,- сказал утенок.

 

               Еще рябины алые

               Все ждут к себе

                              девчат,

               Но гуси запоздалые

            «Прости – прощай»

                            кричат.

 

               И рощи запустелые

               Мне глухо шепчут 

                           вслед,

             Что скоро мухи белые,

             Закроют белый свет.                          ( М. Исаковский)

 

Предлагается определить падеж, в котором используются устойчивые сочетания: белый свет; белые мухи;

При изучении темы «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» можно предложить ученикам выполнить следующие упражнения:

1.     Вставить в устойчивые сочетания пропущенные буквы, обосновав их написание.

2.     Объяснить значение устойчивых сочетаний.

Смотреть сквозь пальц…;  пальц…м показывать;  лиц…м к лицу; не ударить в грязь лиц…м, плеч…м к плечу.

Контрольно - повторительный урок по всей теме «Имя существительное» составляется на основе изученного фразеологического материала. Можно  использовать любое упражнение с фразеологическим материалом из указанных выше или составить подобные.

Работа над фразеологическим материалом в 7 классе по теме « Имя существительное» представляет известные дополнительные трудности для учителя, поскольку нет системы, как это было в предшествующих классах.

 В то же время в 7 классе нет специального раздела «Фразеология», предусмотренного программой, и работа над фразеологическим материалом в течение шестого года обучения позволяют в 7 классе значительно глубже изучать вопросы фразеологии, в том числе те вопросы, которые связаны с темой « Имя существительное». 

Так, если ученики 5 класса затруднялись при объяснении значения того или иного фразеологического оборота, то это значение объяснял учитель.      В 7 классе можно в трудных случаях обращаться к словарю или предложить учащимся определить значение фразеологизма по контексту:

« Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле:  работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видела».  «В день отъезда он (Капитон) сперва очень храбрился и уверял, что куда его ни пошли, хоть куда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он все не пропадает; потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог».

                                                                                                      (И.С. Тургенев)

 

      В 7 классе можно выполнить упражнения со следующими заданиями:

1.Подберите фразеологизмы - антонимы к фразеологизмам: гладить по головке (намылить голову); повесить голову (поднять голову, высоко держать голову).

2.Найдите в приведенных ниже предложениях сочетания, синонимичные выражению «потупить голову».

1)  Он (Остап) душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только смущало и заставляло задумчиво опустить голову.

2)  Вот о чем думал Андрий, повесив голову и потупив глаза и гриву коня своего.

3)  Казаки все стояли, понурив головы, зная вину….

4 Поникнул он (Балабан, куренной атаман) теперь головою, почуяв предсмертные муки, и тихо сказал…..

                                                                                       (Н.В. Гоголь)

                                                                                                                                            

 

      Подберите фразеологизмы со словом «голова» (сложить голову; ручаться головой; давать голову на отсечение; сломя голову; очертя голову). Объясните их значение. Учитель объясняет, как возникло выражение «очертя голову», приводит слова Э. Вартаньяна: «Древние воины перед тем, как вступать в схватку с противником, очерчивали вокруг головы магический круг концом меча. Считалось, что это сохранит их невредимыми».

      Голова – синоним ума, разума. Об умном человеке скажут: «у него есть голова на плечах». Стоит растеряться, потерять рассудительность, как тотчас

услышишь: «Он совсем потерял голову». Если человек усиленно думает над чем-то, про него скажут: «Ломает голову».

      При изучении фразеологии необходимо объяснить учащимся, что некоторые особенно меткие выражения из произведений, созданных писателями и поэтами, вошли в живой язык - их называют « крылатыми выражениями».

       Это можно показать в процессе выполнения упражнения.

       1. В приведенных ниже предложениях найдите «крылатые слова», и определите их значение. Подчеркните существительные, входящие в их состав, определите их род, число, падеж.

1)  – А что, паны, - сказал Тарас, перекликнувшись с куренными, - есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?

2) Молодым, и особенно сынам Тараса Бульбы, не нравилась такая жизнь. Андрий заметно скучал. «Неразумная голова, - говорил ему Тарас. – Терпи, казак, - атаманом будешь!…..»

                                                                                                      (Н. В. Гоголь)

      Для осознания целостности значения фразеологизмов полезно привлекать их синонимы - не только слова, но и фразеологизмы же. Можно разобрать такие примеры: плечом к плечу - бок о бок, рука об руку; от доски до доски – от корки до корки; лицом к лицу – нос к носу.

      Подобные упражнения выполнялись и в 5 классе, но без указания, в каких случаях возможна взаимная замена фразеологизма, в каких – нет (когда синонимические обороты принадлежат разным речевым стилям). Учащимся сообщается, что выражение «лицом к лицу» может употреблять в любом высказывании, а « нос к носу» уместно лишь в житейском разговоре, в простой непринужденной товарищеской беседе.

    Учащихся 7 классов можно познакомить и с вариантами фразеологизмов – оборотами, тождественными по значению, но отличающимися одним из компонентов (или фонетическим, или морфологическим оформлением):   плечо к плечу – плечом к плечу;

из года в год -  из году в год;

честь по чести - честь честью.

    Выполняется задание: в данных ниже предложениях употреблен один и тот же фразеологизм. Найдите его и объясните значение. Запомните, что он может употребляться в разной форме (имеет дело с вариантами фразеологизмов).

                                      Все, кто сердцем молоды, стоят к плечу плечо.

                                                                                                              ( из песни)

    На уроках русского языка в 7 классе при повторении имени существительного можно использовать орфографическую пятиминутку для проверки правильного правописания и произношения фразеологизмов. Подбираются фразеологизмы на различные правила: правописание частицы НИ с существительными, непроверяемую гласную в корне слова, на правописание имен существительных собственных, на правописание  О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и т. д.

Проверочный диктант

       Чудеса в решете; путевка в жизнь; ни складу ни ладу; А Васька слушает да ест; лицом к лицу; убить двух зайцев; язык до Киева доведёт; луч света; по ту сторону баррикад; встречать хлебом-солью.

       В 7 классе ученики уже должны уметь пользоваться фразеологическим словарем. Но так  как «Фразеологический словарь русского языка» может оказаться в школьной библиотеке в единственном экземпляре, то на уроке он может быть дан в помощь ученику, получившему задание на отдельной карточке. В этом случае предлагается задание: объясните значение фразеологических оборотов в следующих предложениях (дан связной текст). Пользуйтесь фразеологическим словарем.

 

      Важно также познакомить учащихся 7 класса с возможностью использования фразеологизмов пословичного типа. Их могут взять ученики в качестве заголовка к сочинению, эпиграфа или вывода в заключительной части работы. Самый подбор необходимых пословиц и их употребление способствует расширению фразеологического запаса учащихся, прививает интерес к фразеологии, вырабатывает навык вдумываться в тему предложенного текста, глубоко понимать и кратко формулировать его основную мысль.

     При обращении к теме «Имя существительное» в третьей четверти целесообразно дать на дом такое задание: подобрать группу пословиц и поговорок, связанных с весенней природой. Раскрыть их образный смысл.      ( Пришла весна - сказался снег. Весна красна цветами, а осень - снопами. Весенний день целый год кормит).

       При проведении сочинения в 7 классе (при повторении имени существительного) учащимся предоставляется большая самостоятельность в подборе необходимых фразеологизмов, хотя работа проводится еще под руководством и непосредственным наблюдением учителя.

      Цель подобной работы – воспитать внимание к фразеологизмам, пополнить словарь учащихся устойчивыми сочетаниями, выработать навык употребления фразеологизмов в речи учащихся.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн