Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Оксиды углерода.

Submitted by Анжелика Владимировна Бондаренко on Fri, 31/12/2010 - 13:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бондаренко Анжелика Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ "Красноярская средняя общеобразовательная школа", учитель химии
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Рассмотреть строение, физические,химические свойства и получение угарного и углекислого газов.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
9
Используемые учебники и учебные пособия: 

Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,2005.

 

Используемая методическая литература: 

Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Настольная книга учителя. -М.:Дрофа,2003.
http://festival.1september.ru/articles/311991/
http://ipk.admin.tstu.ru/fsu_tamb/metod.html

Используемое оборудование: 

Компьютер. проектор, интерактивная доска.

Используемые ЦОР: 

Мультимедийная программа "Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс"

Краткое описание: 
Предлагается разработка урока химии в 9 классе по теме "Оксиды углерода" с применением мультимедийной программы "Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс".

 Тема урока: Оксиды углерода.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

 

Цели урока: изучить строение и свойства оксидов углерода.

Методы опроса:

  • ответы учащихся;
  • сообщения учащихся;
  • химический диктант.

 

Методы изучения нового материала:

  • рассказ учителя с применением мультимедийной программы «Виртуальная лаборатория»;  
  • сообщения учащихся;
  • лабораторные опыты.

Оборудование: компьютер; мультимедийная программа «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс»; карточки с дифференцированными заданиями; план учебных действий (для каждого учащегося); карточки с проблемными ситуациями; карточки с домашним заданием по вариантам с дифференцированным подходом; компьютерная презентация урока.

Для демонстрационного опыта:

  • прибор для получения газов, химический стакан (для собирания углекислого газа), спиртовка, спички, лучинка;
  • раствор соляной кислоты (HCl), раствор известковой воды (Ca(OH)2), кусочки мела (CaCO3), индикаторы (лакмус, фенолфталеин).

Лабораторные опыты. Получение и собирание углекислого газа; качественная реакция на углекислый газ (пропускание его через раствор известковой воды), распознавание углекислого газа (внесение тлеющей лучинки).

Ход урока

слайд №1       1. Организация начала урока.

            Удивить готов он нас -                Он и уголь, и алмаз,                Он в карандашах сидит,                Потому что он - графит.                Грамотный народ поймет                То, что это ..

 

слайд №2       2. Актуализация знаний (опрос учащихся у доски по теме предыдущего урока, работа на слайдах)

слайд №3       1) строение атома углерода

слайд №4       2) аллотропные видоизменения углерода

слайд №5       3) валентные возможности атома углерода

                                

                     4) работа по карточкам «Закончите схемы реакций»

 

                            (индивидуальная работа -  3 ученика)

 

                     

                 3. Изучение нового материала

 

                           (каждый ученик работает по программе учебных действий)

слайд №6             Задачи урока:

·        знать формулы, названия, физические свойства оксидов углерода;

·        уметь обосновывать закономерности между особенностями строения и типами химической связи в молекулах;

·        уметь писать уравнения химических реакций в молекулярной и ионной формах, иллюстрирующих свойства и получение оксидов углерода;

·        уметь объяснять закономерности влияния на живые организмы и способы оказания первой медицинской помощи.

 

слайд №7      Названия оксидов

 

 

СО

 

Несолеобразующий оксид

  • оксид углерода (II)
  • монооксид углерода
  • угарный газ

 

СО 2

 

Кислотный оксид

  • оксид углерода (IV)
  • диоксид углерода
  • углекислый газ

 

слайд №8     Структурная формула. Строение молекулы.

 

 

В молекуле СО атомы кислорода и углерода связаны тройной связью, из которых 2 связи образованы по обычной схеме, одна связь образована по донорно- акцепторному механизму.

 

 

Атом углерода связан с атомами кислорода четырьмя общими электронными парами.

 

слайд №9     физические свойства оксидов (мультимедийный диск, учащиеся заполняют после прослушивания материала)

 

  • газ
  • без цвета и запаха
  • горит голубоватым пламенем
  • легче воздуха
  • плохо растворим в воде

(2,3 V – 100V воды)

  • газ
  • без цвета и запаха
  • не поддерживает горение
  • тяжелее воздуха
  • растворим в воде

(88V – 100V воды)

 

 

слайд №10      Решение проблемных ситуаций (каждая пара выбирает проблему, и находят путь ее решения, далее ребята высказывают свое мнение). Содержание – раздаточный материал на парте.

 Проблема № 1. Шумная компания городских жителей решила отметить Новый год на природе, в деревенском домике с печкой. Когда дрова прогорели, они закрыли вьюшку у печки, не заглянув вовнутрь, чтобы, как они решили, тепло сохранилось дольше. Что могло случиться, но, к счастью, не произошло, так как дверь в домике очень часто была открыта?

Проблема № 2. Водитель, нарушая привычные для себя правила, заехал в гараж задним ходом, чтобы утром быстрее выехать. Но утром было очень холодно и водитель, не открыв ворота, решил прогреть двигатель. Через некоторое время случилось непредвиденное…

слайд №11, 12    Влияние на живые организмы. Сообщение на тему «Влияние угарного газа на организм человека. Первая медицинская помощь при отравлении угарным газом» (выступление ученика)



 

 

 

 

 

 

Ядовитое вещество при любых концентрациях

·         1% - вызывает головокружение

·         до 4% - тяжкие последствия, смерть

·         при малых концентрациях не оказывает влияние на организм (входит в состав воздуха – 0,03%)

·         до 3% - учащенное дыхание

·         более 10% - потеря сознания, смерть

 

 

слайд№13  

Лабораторный опыт №1. Получение оксида углерода(IV) (работа в парах)

Цель: Получить и собрать  оксид углерода(IV)

Ход работы:

1)    Поместите кусочек мела в пробирку

2)    Закройте пробкой с газоотводной трубкой и делительной воронкой.

3)    В делительную воронку вливаем раствор соляной кислоты.

4)    Газоотводную трубку опустите в пустой стакан.

5)    Внесите в стакан тлеющую лучинку.

 

6)    Сделайте выводы.

 

слайд №14     Получение  (мультимедийный диск, учащиеся заполняют после прослушивания материала и выполнения лабораторного опыта)

 

 

2С + О2 (недост) = 2СО

СuО + C = Cu + СО

Zn + CO2  = ZnO + CO

СО2 + О2 = 2СО

 

FeO + CO = Fe + CO2

 

2СО + О2 = 2СО2  

 

 

 

слайд№15

Лабораторный опыт №2. Свойства оксида углерода(IV) (работа в парах)

Цель: Познакомиться со свойствами оксида углерода(IV).

Ход работы:

1.Поместите кусочек мела в пробирку

2.Закройте пробкой с газоотводной трубкой и делительной воронкой.

3.В делительную воронку вливаем раствор соляной кислоты.

4.Опустите газоотводную трубку в пробирки:

         а) с Са (ОН)2, окрашенного фенолфталеином (качественная реакция);

         б) с водой, предварительно добавив в воду лакмус.

5. Сделайте выводы.

 

слайд №16   Химические свойства (мультимедийный диск, учащиеся заполняют после прослушивания материала и выполнения лабораторного опыта №2)

 

 

  • СuO + CO = Cu + CO2
  • SiO2 + 2CO = Si + 2CO2
  • FeO + CO = Fe + CO2
  • 2СО + О2 = 2СО2

 

 

 

  • с основными оксидами образует соли: СО2 + СаО = СаСО3
  • с основаниями образуется соль и вода: СО2 + Са (ОН)2 = СаСО32О
  • при избытке кислоты образуется кислая соль: СаСО3 + Н2О + СО2 = Са (НСО3)2
  • с водой образуется слабая неустойчивая угольная кислота: СО2 + Н2О Н2СО3

 

Химический диктант (работа на листочках индивидуально).

Вариант №1 – угарный газ, вариант №2 – углекислый газ

  1. Газообразный при обычных условиях.
  2. Газ легче воздуха.
  3. Газ тяжелее воздуха.
  4. Не имеет запаха и цвета
  5. Ядовитый газ в любых концентрациях
  6. Горюч
  7. Не горюч
  8. Степень окисления углерода +2
  9. Несолеобразующий оксид
  10. Кислотный оксид
  11. Образуется при взаимодействии с кислородом
  12. При пропускании через известковую воду наблюдается помутнение
  13. В реакциях может быть только окислителем.
  14. Степень окисления углерода +4
  15. Молекулярная масса равна 28
  16. Не ядовит
  17. В реакциях может быть и окислителем и восстановителем
  18. Газ, заметно растворимый в воде
  19. Газ практически не растворимый в воде.
  20. Образуется при разложении карбонатов и гидрокарбонатов

слайд №17   Ответы: (самопроверка ответов учащихся)

Вариант – 1       1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 19

Вариант – 2       1, 3, 4, 7, 10, 11, 12, 13, 14,16, 18, 20

 

слайд №18   Участие углекислого газа в процессе фотосинтеза. Сообщение на тему  (выступление ученика).

 

слайд №19,20  В заключение урока заслушаем сообщение на тему «Глобальная экологическая проблема, связанная с повышением углекислого газа в атмосфере» (выступление ученика).

 

слайд №21 Обобщение и систематизация знаний учащихся на уроке с помощью методического приёма написания синквейна (работа в парах по рядам).

1 ряд – «угарный газ»

2 ряд – «углекислый газ»

3 ряд – «углерод».

слайд №22     Домашнее задание по вариантам с дифференцированным подходом на «3» -1-3 уравнения, на «4» и «5» - 5 уравнений.

 

слайд №23 Итоги урока. Ребята, что нового вы узнали на уроке, понравился ли вам сегодняшний урок? Оцените своё состояние на уроке (карточки «Я много узнал», «Как всегда», «Я плохо понял»).

Оценивание работы учащихся на уроке.

Прикрепленный файл Size
презентация к уроку.ppt 2.04 MB
Программа учебных действий.doc 33 KB
карточки.doc 29.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн