Submitted by Анжелика Владимировна Бондаренко on Fri, 31/12/2010 - 13:59
Тема урока: Оксиды углерода.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Цели урока:изучить строение и свойства оксидов углерода.
Методы опроса:
ответы учащихся;
сообщения учащихся;
химический диктант.
Методы изучения нового материала:
рассказ учителя с применением мультимедийной программы «Виртуальная лаборатория»;
сообщения учащихся;
лабораторные опыты.
Оборудование: компьютер; мультимедийная программа «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс»; карточки с дифференцированными заданиями; план учебных действий (для каждого учащегося); карточки с проблемными ситуациями; карточки с домашним заданием по вариантам с дифференцированным подходом; компьютерная презентация урока.
Для демонстрационного опыта:
прибор для получения газов, химический стакан (для собирания углекислого газа), спиртовка, спички, лучинка;
раствор соляной кислоты (HCl), раствор известковой воды (Ca(OH)2), кусочки мела (CaCO3), индикаторы (лакмус, фенолфталеин).
Лабораторные опыты. Получение и собирание углекислого газа; качественная реакция на углекислый газ (пропускание его через раствор известковой воды), распознавание углекислого газа (внесение тлеющей лучинки).
Ход урока
слайд №11. Организация начала урока.
Удивить готов он нас - Он и уголь, и алмаз, Он в карандашах сидит, Потому что он - графит. Грамотный народ поймет То, что это ..
слайд №2 2. Актуализация знаний (опрос учащихся у доски по теме предыдущего урока, работа на слайдах)
слайд №3 1) строение атома углерода
слайд №4 2) аллотропные видоизменения углерода
слайд №5 3) валентные возможности атома углерода
4) работа по карточкам «Закончите схемы реакций»
(индивидуальная работа - 3 ученика)
3. Изучение нового материала
(каждый ученик работает по программе учебных действий)
слайд №6 Задачи урока:
· знать формулы, названия, физические свойства оксидов углерода;
· уметь обосновывать закономерности между особенностями строения и типами химической связи в молекулах;
· уметь писать уравнения химических реакций в молекулярной и ионной формах, иллюстрирующих свойства и получение оксидов углерода;
· уметь объяснять закономерности влияния на живые организмы и способы оказания первой медицинской помощи.
слайд №7 Названия оксидов
СО
Несолеобразующий оксид
оксид углерода (II)
монооксид углерода
угарный газ
СО 2
Кислотный оксид
оксид углерода (IV)
диоксид углерода
углекислый газ
слайд №8 Структурная формула. Строение молекулы.
В молекуле СО атомы кислорода и углерода связаны тройной связью, из которых 2 связи образованы по обычной схеме, одна связь образована по донорно- акцепторному механизму.
Атом углерода связан с атомами кислорода четырьмя общими электронными парами.
слайд №9 физические свойства оксидов (мультимедийный диск, учащиеся заполняют после прослушивания материала)
газ
без цвета и запаха
горит голубоватым пламенем
легче воздуха
плохо растворим в воде
(2,3 V – 100V воды)
газ
без цвета и запаха
не поддерживает горение
тяжелее воздуха
растворим в воде
(88V – 100V воды)
слайд №10 Решение проблемных ситуаций (каждая пара выбирает проблему, и находят путь ее решения, далее ребята высказывают свое мнение). Содержание – раздаточный материал на парте.
Проблема № 1. Шумная компания городских жителей решила отметить Новый год на природе, в деревенском домике с печкой. Когда дрова прогорели, они закрыли вьюшку у печки, не заглянув вовнутрь, чтобы, как они решили, тепло сохранилось дольше. Что могло случиться, но, к счастью, не произошло, так как дверь в домике очень часто была открыта?
Проблема № 2. Водитель, нарушая привычные для себя правила, заехал в гараж задним ходом, чтобы утром быстрее выехать. Но утром было очень холодно и водитель, не открыв ворота, решил прогреть двигатель. Через некоторое время случилось непредвиденное…
слайд №11, 12 Влияние на живые организмы. Сообщение на тему «Влияние угарного газа на организм человека. Первая медицинская помощь при отравлении угарным газом» (выступление ученика)
Ядовитое вещество при любых концентрациях
· 1% - вызывает головокружение
· до 4% - тяжкие последствия, смерть
· при малых концентрациях не оказывает влияние на организм (входит в состав воздуха – 0,03%)
· до 3% - учащенное дыхание
· более 10% - потеря сознания, смерть
слайд№13
Лабораторный опыт №1. Получение оксида углерода(IV) (работа в парах)
Цель: Получить и собрать оксид углерода(IV)
Ход работы:
1) Поместите кусочек мела в пробирку
2) Закройте пробкой с газоотводной трубкой и делительной воронкой.
3) В делительную воронку вливаем раствор соляной кислоты.
4) Газоотводную трубку опустите в пустой стакан.
5) Внесите в стакан тлеющую лучинку.
6) Сделайте выводы.
слайд №14 Получение (мультимедийный диск, учащиеся заполняют после прослушивания материала и выполнения лабораторного опыта)
2С + О2 (недост) = 2СО
СuО + C = Cu + СО
Zn + CO2= ZnO + CO
СО2 + О2 = 2СО
FeO + CO = Fe + CO2
2СО + О2 = 2СО2
слайд№15
Лабораторный опыт №2. Свойства оксида углерода(IV) (работа в парах)
Цель: Познакомиться со свойствами оксида углерода(IV).
Ход работы:
1.Поместите кусочек мела в пробирку
2.Закройте пробкой с газоотводной трубкой и делительной воронкой.
слайд №18 Участие углекислого газа в процессе фотосинтеза. Сообщение на тему (выступление ученика).
слайд №19,20В заключение урока заслушаем сообщение на тему «Глобальная экологическая проблема, связанная с повышением углекислого газа в атмосфере» (выступление ученика).
слайд №21 Обобщение и систематизация знаний учащихся на уроке с помощью методического приёма написания синквейна (работа в парах по рядам).
1 ряд – «угарный газ»
2 ряд – «углекислый газ»
3 ряд – «углерод».
слайд №22Домашнее задание по вариантам с дифференцированным подходом на «3» -1-3 уравнения, на «4» и «5» - 5 уравнений.
слайд №23Итоги урока. Ребята, что нового вы узнали на уроке, понравился ли вам сегодняшний урок? Оцените своё состояние на уроке (карточки «Я много узнал», «Как всегда», «Я плохо понял»).