- Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о Византии. Но, прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним следующее.:
Изучая историю Древнего мира, мы узнали, что огромная Римская империя была разделена на 2 государства - Восточную и Западную. В каком году это произошло? ( в 395г.) В каом году пала Западная империя (в 476г.)
Восточную же империю, по названию ее главного города, стали называть Византией. Судьба этого государства оказалась более счастливой. Оно смогло просуществовать еще почти 1000 лет. Кто был одним из самых могущественных императоров Византии? (Юстиниан)
Б) Выполнение тестового задания по теме "Византия при Юстиниане"
В) Устный ответ по карточке (индивидуальное задание дано заранее). Вопрос: Чем отличалась власть Юстиниана в эпоху раннего средневековья?
3. Изучение новой темы. Объявляются тема и цели. План урока на доске или показывается с помощью мульти-медиа:
а) развитие образования и науки
б) искусство ремесленников
в) памятники архитектуры
г) развитие живописи
Вводное слово учителя:
В начале средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Города оставались в ней центрами не только ремесла и торговли, но и культуры. Византия стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока. На ее культуру сильно повлияла и христианская религия.
А. Развитие образования и науки (рассказ учителя)
Задача учащихся - внимательно прослушатьрассказ и ответить на вопрос:
-Чем отличалось состояние образования и науки в Византии от раннесредневековой Европы? (В Западной Европе уровень образования был намного ниже. Школ было очень мало. Грамотные люди встречались редко, в основном, это были служители церкви. Порой даже короли не умели читать и писать. В Византии же любое образование, стремление к знаниям и науке высоко ценилось).
Учащимся предлагается сделать личностные выводы для себя: Что мы можем взять в пример себе у византийцев?
В. Искусство ремесленников (работа с историческими источниками)
Задача учащихся - внимательно изучить предложенные отрывки из исторических документов, передать краткое содержание и сделать выводы:
- Какие виды ремесел существовали в Византии? (ювелирное дело, строительные профессии, художники, архитекторы, нотариусы, производство шелковой пряжи и тканей и т.д.)
Г. Памятники архитектуры. Работа с историческим источником "Путевые записки Вениамина из Туделы, посетившего Константинополь в декабре 1171 года"
1) Учащиеся читают вслух документ. Беседа по вопросам к источнику:
- О каком храме говорится в документе?
- Чем поразил храм Святой Софии автора этих путевых заметок?
- О каких развлечениях царя рассказывает автор?
2) Просмотр видеоролика о храме Святой Софии.
Задача для учащихся - внимательно просмотреть видеоролик и выполнить задание в рабочей тетради:
- О развитии каких наук, искусств и ремесл может рассказать этот храм?
ремесла: строительные специальности, художники, мастера мозаики, ювелиры и др.)
Д. Развитие живописи
1) Устное сообщение одного ученика (индивидуальное опережающее задание)
2) Просмотр образцов мозаики и иконы "Владимирская Богоматерь" с помощью мульти-медиа
3) Работа с новыми понятиями. На доске написаны слова: канон, алтарь, мозаика, смальта, икона. Задача учащихся объяснить значение данных слов и составить с ними предложения.
4. Закрепление изученного на уроке. Беседа по вопросам:
- Какие виды искусств были развиты в Византии?
- Что вы узнали об образовании и науках?
- Какие ремесла существовали в Византии?
- Что больше всего понравилосьи запомнилось Вам на этом уроке? Почему?
Итоговое слово учителя:
- В начале средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран. Византийская культура сильно повлияла на культуру многих европейских государств, в том числе, и на культуру Руси. Русь приняла христианскую веру из Византии. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами.
5. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание: рассказать об одном из видов искусств Византии на выбор; подготовить сообщение на тему "Византия и Русь" (индивидуальное задание)
На: Культура Византии
хороший материал