Официальный сайт netfuncards 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Милосердие и сострадание.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Яндукина Светлана Серафимовна
Место работы, должность: 
МОУ "Килемарская СОШ"
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 
1.Дать понятие «милосердие». 2.Учить детей быть милосердными. 3.Воспитывать потребность делать добро, сострадать.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

Кураев А. В.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы пра-
вославной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для обще-
образоват. учреждений / А.В. Кураев. — М. : Просвещение,
2010. — 95 с. : ил. — ISBN 978-5-09-024063-5.
Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает
её значение и роль в жизни людей — в формировании личности человека, его
отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
 

Используемая методическая литература: 

Кураев А. В.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы пра-
вославной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для обще-
образоват. учреждений / А.В. Кураев. — М. : Просвещение,
2010. — 95 с. : ил. — ISBN 978-5-09-024063-5.
Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает
её значение и роль в жизни людей — в формировании личности человека, его
отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

 

Используемое оборудование: 


 

Краткое описание: 
Урок в рамках предмета "Основы православной культуры". Тема: "Милосердие и сострадание"

 

                                                  Урок 12.
                                           Тема: « Милосердие»
     Цели урока:
  1.Дать понятие «милосердие».
  2.Учить детей быть милосердными.
  3.Воспитывать потребность делать добро, сострадать.
Формы и виды деятельности:
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с     иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
  Основные термины и понятия: Долг. Ответственность. Милосердие.   Сострадание.
  Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.
                                                Ход урока:
  1.Организация деятельности учащихся.
  Слайд 1
  2. Вы узнаете:
     - Чем милосердие отличается от дружбы
     - Кого называют «ближним»
 3. Сначала размышляем сами
     1. Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего    урока?
2. Вспомните случаи из своей жизни, когда к вам были милосердны.
слайд 2
Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
слайд 3 Любовь бывает разной.
Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
слайд 4 Комментированное чтение
 ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ
Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».
Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:
На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.
Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.
слайд5 Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.
слайд№6  Работа в группах
Если:
а) в минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе
б) твой вроде бы родной дядя тоже прошел мимо
в) лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить, заметил твои слезы и подошел поговорить и помочь.
Вопрос: кто же на самом деле твой ближний?
 Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.
В годы страшной гражданской войны великая русская поэтесса Марина Цветаева написала:
«Ненависть, ниц! Сын – раз  в крови!».
Ниц – слово, родственное словам изнанка и ничком. Выражение «пасть ниц» значит склониться так низко, что не видно уже лица, а виден затылок (изнанка). Пасть ничком или ниц означает выразить крайнюю степень покорности, отказаться от своеволия.
Марина Цветаева говорит, что вот так резко должен человек приказывать ненависти, которая что-то черное пробует нашептывать ему: надо ненавидеть ненависть, надо гневаться на гнев.
Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть  обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!
Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все  равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
Даже если это преступник – надо пробовать облегчить его страдания. Если его наказало государство, это не значит, что и каждый из людей должен досаждать ему.
Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»
Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.
Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?
Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших». Но если человек принимает благодатную силу Христа – то и это ему под силу.
В середине 19 века в Москве несколько человек собрались, чтобы обсудить, как они могут помочь заключенным. Среди них был врач и священник. Врач (его звали доктор Гааз) говорил, что условия в тюремных камерах слишком тяжелые. Священник возразил: да, условия тяжелые, но они ведь созданы для преступников, чтобы те постоянно помнили о тяжести своей вины. Врач напомнил, что в тюрьмы порой попадают невинно осужденные люди. Священник опять не согласился: нет, все, кто в тюрьме, сидят там по решению суда, а суд не ошибается! Врач тихим голосом напомнил: Суд не ошибается? А как же невинно осужденный Иисус? О нем Вы забыли?.. Священник замолчал. А потом с вздохом сказал: «Доктор, Вы неправы. Когда я  сказал эту глупость, это не я забыл о Христе. В ту минуту Христос забыл обо мне».
Этого священника звали митрополит Филарет. Он святой. Это значит, он умел различать, когда и какие его мысли и чувства были едины с Христом, а когда шли только от него самого и оттого отличались от воли Христа. Когда святой Филарет сказал немилосердные слова – он ощутил, что благодатное присутствие покинуло его душу. И потому остановился, признался, что Христос в ту минуту покинул его, покаялся и согласился  с доктором Гаазом… А кандалы с узников с той поры сняли.
Слайд№7 МИЛОСТЫНЯ
Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу Христа ради, другая же подаёт во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворитель воочию видел людскую нужду, которую он облегчал, и его сердце смягчалось. А получивший милостыню знал, за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего  спасается», - говорили в старину.  Эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.
В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно,  вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце конца Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.
Святой Иоанн Златоуст часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним.
Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов. А в каждом человеке « Искру Божью» .
слайд№8-9 Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.
слайд№10 У лягушки очень необычно устроены глаза: они видят только движение и не замечают неподвижные предметы. Лягушка видит полет комара. И она видит траву и камни, если движется сама. Так устроена и наша совесть: если человек не трудится, никому не помогает, то совесть все более слепнет. Человек перестает видеть смысл в своей жизни.
слайд№11-12 Милосердие - это не вялое отдавание лишнего. Это проявление человечности. Поэтому мир милосердного человека светел. Он всегда может найти повод для проявления любви, а потому жизнь его души очень богата.
1.Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
2.Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
3.Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
4.Самостоятельная работа учащихся. Задание: выпишите тетрадь предложения, в которых говорится о долге, милосердии, сострадании, ответственности. Ответьте на вопрос, почему вы выбрали эти предложения.
5.Обсуждение результатов самостоятельной работы.
Врезка
Однажды русский путешественник в Париже увидел на мосту юношу, который явно собирался броситься в реку и так покончить с  собой. Путешественник, проходя мимо задумчивого  юноши, вдруг остановился и задал крайне неуместный вопрос: "Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?". Ошарашенный кандидат в самоубийцы ответил:
- Да, есть…
- Но, кажется, они Вам больше не пригодятся?
- Пожалуй…
- А раз так, то, может, Вы отложите Ваше решение на несколько минут. Вот в том квартале живут довольно бедные люди, и Ваши деньги им отнюдь не помешали бы. Мог бы я попросить Вас прежде сходить туда и найти кого-нибудь, чтобы передать ему не нужные Вам уже деньги?
Юноша согласился. Он ушел и на мост больше  не вернулся. В тот момент, когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни.
 (по В. Марцинковскому)                                                   
 Объясните логику поведения русского путешественника, спасшего юношу. Вам самим приходилось встречать такие случаи скрытого, непрямого милосердия?
слайд №13.3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
Беседа: приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких
Можно ли за милосердную помощь брать плату?
Почему милосердие выше закона и справедливости?  Приведите примеры из жизни, литературы, кино?
4. Домашняя работа

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн