Исторические сведения об искусстве витражей, их виды. Применение витражей в дизайне интерьера
Submitted by Алина Владимировна Стадник on пн, 03/01/2011 - 23:21
Тема урока: Исторические сведения об искусстве витражей, их виды. Применение витражей в дизайне интерьера.
(Путешествие в страну Украшения)
Форма урока: урок-путешествие.
Цели урока:
Обучающая: Создать условия для знакомства с витражом как произведением декоративно-прикладного искусства изобразительного или орнаментального характера, с ролью композиции, формирование художественных знаний, умений и навыков в составлении витража, умений выразить разные эмоциональные состояния иприёмам правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями, умением применять их на практике.
Развивающая: способствовать развитию зрительной памяти в передаче впечатлений,практических навыков и творческих способностей учащихся; пробудить фантазию, умение комбинировать детали.
Чтите науки, любите искусства,
Без сожаленья беритесь за труд.
Дети! Тогда благородные чувства
В вас благородную почву найдут!
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
Ø приветствие;
Учитель технологии: Здравствуйте!
Учитель ИЗО: Добрый день! Сегодня у нас урок необычный, на уроке у нас 2 учителя.
Учитель технологии: Ученики, внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
Ø проверка отсутствующих;
Øпроверка готовности учащихся к уроку;
Ø доведение до учащихся плана и целей урока.
Учитель ИЗО: Сегодня на уроке речь пойдет о витраже
,,,, Учитель технологии: И вот сегодня мы с вами отправимся в путешествие
Учитель ИЗО: для того, чтобы познакомимся с витражом как с одним из видом искусства, с его особенностями, техникой изготовления,
Учитель технологии: вспомнить приемы безопасной работы с инструментами и выполнить творческую работу,
Учитель ИЗО: в которой вы, выразите свое отношение к этому декоративно-прикладному искусству, продемонстрируете свой эстетический вкус.
2. Изложение нового материала:
Учитель ИЗО: - А для того, чтобы отправиться в это путешествие, нужно пройти первое испытание
Итак, первое задание: установите соответствие между видом декоративно-прикладного искусства и его определением:
1
Аппликация
А
произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла
2
Мозаика
Б
способ создания орнаментов или художественных изображений путем наложения на основу разноцветных кусочков материала
3
Фреска
В
вид настенной монументальной живописи с использованием мелких кубиков смальты (цветных стеклышек)
4
Витраж
Г
настенная живопись, выполненная водяными красками по сырой штукатурке
Учитель технологии: Молодцы! Отправляемся в путешествие.
Учитель ИЗО: А что такое витраж? (рассказ учителя сопровождается демонстрацией образцов витражей).
Витра́ж (фр. Vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах. В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.
В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
Учитель технологии: В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.
В 1820-е гг. увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа еще не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские.
Владельцы частных стекольных заводов пытались изготавливать витражи. Результат, как правило, не оправдывал вложенных усилий. Незнание рецептов керамических красок, технологии обжига, дороговизна импортных материалов, отсутствие необходимого оборудования сводили все старания на нет: либо опыты были неудачными, либо стоимость стеклянных картин оказывалась чрезмерно высокой, и дело не приносило выгоды. Опыты предпринимались на заводах М. Ф. Орлова, Н. А. Бахметева, Мальцовых, П. М. Воробъева. Результаты их деятельности до нас не дошли.
А нам пришло время ответить на новые вопросы :
- Как вы думаете, зачем нужен витраж?
- Что изображают при выполнении витражей?
Заслушиваем ответы детей.
- Молодцы!
Учитель ИЗО: Развитие витражей в России связано с производством на Императорском стеклянном заводе, где в приказном порядке начинают расписывать стекла для окон. Эти работы представляли собой картины на стекле. Такой тип витражей распространился в Европе с 1830-х годов. Первоначально картины для окон составляли из нескольких крупных пластин стекла. Однако постепенно техника стеклоделия, росписи и обжига настолько усовершенствовались, что появилась возможность писать картину на цельном стекле, как на куске холста. Сохранились всего два витража Императорского завода: «Ангел молитвы» (1857) — копия картины Т. А. Неффа (Государственный музей-заповедник г. Павловска) и «Святое семейство» — копия работы итальянского живописца эпохи Возрождения (музей фарфорового завода им. М. В. Ломоносова). Императорские заводы были «образцовыми» предприятиями, законодателями мод и вкусов: частные стекольные заводы стремились подражать придворной продукции. Однако из-за сложности исполнения и, как следствие — дороговизны подобных картин на стекле, производство их было невозможным. Деятельность по созданию витражей на Императорском стеклянном заводе существовала около 50 лет — от возникновения в 1840-е до 1890 года. Вскоре в сфере российской стекольной промышленности произошла специализация: если раньше производство стекла, его отделку и декоративную обработку осуществляла одна и та же фабрика, то теперь заводы лишь производят листовое стекло, а отделочные и художественные работы выполняют специализированные мастерские, среди которых появилось большое число витражных ателье. В Петербурге за почти тридцатилетний период (1890—1917 гг.) в общей сложности работали около 20 витражных мастерских. Наиболее известные среди них — ателье братьев М. и А. Франк, братьев Оффенбахер, М. Кноха, А. Аноховича и другие Они изготавливали витражи не только для столицы, но и для многих других городов России. Наряду с ними художественную продукцию предлагали представительства заграничных ателье, но их количество в это время было незначительным.В 1900-х в России формируются собственные кадры профессиональных художников-витражистов. Подготовка специалистов была организована в образовательных учреждениях столицы: в 1895 году — в Императорском обществе поощрения художеств, в 1899 — в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. В конце XIX—начале XX века изменилось и терминологическое обозначение витражного произведения: от «транспаранта», «живописи на стекле» или «стеклянной картины» XIX столетия — к «стеклянной мозаике» в 1880—1890-е. Затем в русской лексике появились термины, в которых подчеркивалась функция витража как декоративно оформленного окна: «узорное окно», «витро» (vitro или vitreau). Лишь в 1900-е в русском языке появилось слово «витраж».
С началом Первой мировой войны в 1914 году объемы стекольного производства в России сократились, строительная деятельность в стране, а вместе с ней и выпуск отделочных материалов были прекращены. Витражные мастерские прекратили свое существование. Так, недолгая история российских витражей оказалась прервана. Лишь в 1930-е годы в советской архитектуре вновь появился интерес к полихромным просвечивающим композициям, которые составили уже совсем другую эпоху — советского витражного искусства со своей тематикой, новыми материалами, находками и экспериментами.
В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает общественные здания (окна, двери, интерьерные перегородки), изменяя их облик. Витражи в России все больше входят в моду. Декоративные возможности витражного стекла огромны. Это не просто функциональная часть интерьера, это свет, цвет, настроение.
Учитель технологии: Сейчас выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:
Классический витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из мягкого металла или пластика.
Накладной витраж — получается по технологии фьюзинга, иногда наклеиванием элементов на основу.
Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.
Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).
Комбинированный витраж.
И как видите, мы попали с вами в гости в студию к кому?
- Дети. (в студию Светланы Михайловой)
- Которая приглашает нас экскурсию, по своей студии.
Учитель ИЗО: Полюбуйтесь этими витражами. Обратите внимание, на сюжетные композиции. Что вы можете рассказать о творчестве этого художника?
Сообщение учащегося:
Светлана Михайлова окончила Московское художественное училище памяти 1905 года (станковое отделение) и Всероссийский институт кинематографии им. С. Герасимова (художественный факультет, отделение – художественное оформление игрового кино, специальность – художник по костюмам).
Первое место на XII Международном фестивале ВГИКа за дипломную работу (эскизы костюмов к роману Г. Маркес «Сто лет одиночества»). Призер 27-й Молодежной выставки художников Москвы, ноябрь 2003 года. Является членом Московского Союза художников (секция театра и кино).
Работала художником по костюмам в фильмах: «Безумное чаепитие», , «Наташа», а также «Коктебель» студии «Мосфильм», ставший серебряным призером 25-го Московского кинофестиваля 2003 года.
С 1999 года работает главным художником в витражной дизайн-студии.
Учитель ИЗО: а теперь прежде чем приступить к выполнению практической работы давайте разобраться в цветовой гамме. Назовите основные и составные цвета. С этим заданием вы легко справитесь, если вспомните темы уроков нашей четверти.
Ответы детей:
1. Цвета первого порядка (основные цвета) - красный, синий, желтый - это цвета, из которых могут быть получены все остальные.
2. Цвета второго порядка - оранжевый, зеленый, фиолетовый - получаются из смеси двух основных цветов (красный + синий = фиолетовый, желтый + красный = оранжевый, синий + желтый = зеленый).
3. Дополнительные цвета - цвета, находящиеся друг напротив друга в цветовом круге, они составляют наибольший контраст, например: красный - зеленый, желтый - фиолетовый, и т.д. Каждый цвет имеет только один дополнительный к нему цвет.
Учитель технологии:Девочки Молодцы! На протяжении всего путешествия вы активно работали, и теперь настало время поделиться с вами секретами выполнения витража.
Секреты мастерства :
1. Витраж должен выполняться в чистом и сухом помещении. Сначала под стеклом укладываем шаблон витража.
2. Поверхность стекла, на которую будет наноситься витраж должна быть тщательно очищена. Следует также помнить, что некоторые чистящие вещества могут содержать добавки, оставляющие на поверхности слой, и поэтому не могут использоваться с самоприклеивающимися ленточками и цветной плёнкой.
3. Главная особенность витражей: все контурные линии изображения должны соприкасаться друг с другом и с мамой рамкой, как бы дробить рисунок на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которых потом появляются узоры, цветные стекла.
2 группа:Эскиз, бумажный каркас с вырезанными ячейками, цветная пленка, скотч.
Учитель ИЗО: Чтобы витраж был по-настоящему интересным он должен быть хорошо составлен, а это начало вашего творчества. Здесь вы проявите свой вкус и композиционное чутье.Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных по своим основным пропорциям. Этим будет усиливаться выразительность витража. Есть еще одно правило группировки предметов: тяжелые, крупные предметы должны находиться сзади; более легкие – перед ними, а самый первый должен быть совсем свободным, открытым, здесь может находиться драпировка или маленькие предметы.
Учитель технологии: Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила безопасной безопасности при работе с ножницами, стеклом и красками.
Т/Б при работе с ножницами :
1. Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2. Ножницы кладите кольцами к себе и передавайте кольцами вперед.
3. Не оставляйте ножницы раскрытыми.
4. Не играйте ножницами и не подносите их к лицу.
5. Следите за движением и положением лезвий во время работы.
6. Используйте ножницы только по назначению.
Правила гигиены и безопасности труда
1. Рабочую зону накрыть пленкой. Для защиты от загрязнений можно надеть фартук.
2 .Помещение проветривать.
3. На рабочем столе должен находиться спецлоток для мусора.
4. Палитру с краской, кисти, поролончики размещать справа от работающего.
5. Для сохранения чистоты цвета на стекле, желательно работать в перчатках для окраски волос.
6. Осторожно! Стекло! Края стекла обклеить скотчем или спецобработка.
- А теперь представьте, что вы художники, и мы надеемся, что у вас получится выполнить витраж.
3. Практическая работа(выполняется дифференцированно в группах в разной технике)
Текущий инструктаж.Учащиеся приступают к выполнению витража во время, которого я слежу за соблюдением правил ТБ и за правильностью выполнения технологических операций.
Заключительный инструктаж. Подвожу итог занятия: вместе с учащимися разбираем и анализируем допущенные ошибки в процессе выполнения практической работы. Разъясняю возможность применения полученных знаний, умений и навыков. Оценка работ.
Физкультминутка.
Учитель ИЗО: Упражнение «Едет солнце».
Едет, едет солнце
В золотой карете. (Руки согнуты, сжаты кулачки, передвигают ногами – «едут».)
Видит, видит солнце: (Руки под «козырек» - «вглядываются».)
Щенка, и петуха,
И козу с рогами, (Изображают животных произвольно.)
И как Петя во дворе
Машет кулаками. (Машут кулаками.)
Закрепление изученного материала.
Учитель ИЗО: Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили, что делали.
Итак:
· Что нового вы узнали на уроке?
· Чему научились?
· Понравилось ли вам работать в группе?
· Что же такое витраж?
· Сколько основных цветов в цветовом круге?
· С чьим творчеством вы познакомились?
· Какие виды витражей вы знаете?
· Назовите технологическую последовательность выполнения витража?
6. Подведение итогов урока. Экспресс - выставка и анализ творческих работ.
Учитель технологии: Давайте продемонстрируем ваши работы, проведем анализ, и дадим названия.
7. Домашнее задание.
Подготовка к конкурсу на лучший эскиз витража для школы
8. Рефлексия.
Учитель ИЗО: Девочки, а сейчас выразите свое эмоциональное состояние от урока, от проделанной вами работы, как бы вы оценили наш урок-путешествие с помощью предложенных вам картинок.