ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. ADOBE PHOTOSHOP"
Submitted by Валентина Васильевна Левская on Tue, 04/01/2011 - 07:38
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Компьютерная графика. Adobe Photoshop» рассчитана на предпрофильное обучение учащихся 9 класса в количестве 34 часов.
В основном курсе информатики рассматривается работа в растровой и векторной графике, работе с цветом, приемы редактирования изображений. Данный элективный курс позволяет учащимся более подробно познакомиться с растровым графическим редактором Adobe Photoshop, рассчитан на профориентацию школьников – просвещение и профадаптацию.
Содержание обучения, представленное в программе учебного курса «Компьютерная графика. Adobe Photoshop» имеет практическую направленность и учитывает актуальные интересы школьников. Формирование умений и способов деятельности для решения важных, с точки зрения учащихся, задач активизирует их исследовательский, творческий потенциал.
В рамках курса «Компьютерная графика. AdobePhotoshop» изучаются как общие понятия компьютерной графики и формы представления графической информации, так и особенности работы с изображениями с помощью конкретного инструмента обработки растровой графики на примере использования графического редактора AdobePhotoshop.
Основа курса — практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая обогащению эмоционального, интеллектуального, смысло-творческого опыта учащихся. Одна из целей обучения информатике заключается в предоставлении учащимся возможности личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Достижение этой цели становится возможным при создании личностно значимой для учащихся образовательной продукции.
Реализация творческих замыслов учащихся осуществляется поэтапно:
• на первом этапе происходит изучение инструментария, простейшая обработка графической информации;
• на втором этапе уделяется особое внимание разработке отдельных элементов;
• на третьем этапе выполняется сложный фотомонтаж.
Знания, умения и способы обработки растровой графики являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций современной школы. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с обрабатываемыми ими продуктами в виде фотографий или рисунков рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся.
Цели изучения курса
Основными целями курса являются:
• понять принципы построения, обработки и хранения изображений с помощью компьютера;
• познакомиться со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание;
• овладеть системой базовых знаний для создания и редактирования растрового изображения.
Задачи курса
• иметь представление о среде AdobePhotoshop и научиться использовать её для обработки изображений;
• познакомиться с видами компьютерной графики, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
• научиться эффективно использовать аппаратное и программное обеспечение компьютера при работе с растровой компьютерной графикой;
• сформировать навыки работы с различными форматами графических файлов;
• сформировать навыки обработки изображений, создания растровых рисунков;
• сформировать навыки коллективной работы над совместным графическим проектом.
Методы обучения
Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по обработке растровой компьютерной графики.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний занятий.
Наряду с индивидуальной широко применяется и групповая работа, преимущественно в проектной форме. В задачи учителя входит создание условий, проблемных ситуаций разрешение которых подводит учащихся к конструированию авторских разработок. Выполнение проекта завершается защитой результата с последующим рефлексированием.
Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать учащимся. Алгоритм выполнения задания прописан в упражнениях электронного практикума. В ходе выполнения упражнения встроенная справочная система позволяет оперативно получать дополнительную информацию.
Раздел «Задачник» содержит задания разного уровня сложности для самостоятельного выполнения, направленные на формирование умений, необходимых для выполнения технической задачи на соответствующем минимальном уровне планируемого результата обучения. Тренинг завершается переходом на новый уровень обучения — выполнением учащимися комплексной творческой работы по созданию определённого образовательного продукта.
В ходе обучения школьникам могут периодически предлагаться непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут контрольные работы для проверки уровня освоения изученных способов действий. Кроме того, проводятся тестовые испытания для определения глубины знаний. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую корректировать образовательную деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Планируемые результаты курса
В рамках курса «Компьютерная графика. AdobePhotoshop» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями, ключевыми компетенциями:
• знают виды компьютерной графики, их функциональные, структурные и технологические особенности;
• умеют эффективно использовать аппаратное и программное обеспечения компьютера при работе с растровой компьютерной графикой;
• владеют способами работы со средой AdobePhotoshop;
• знают принципы построения, обработки и хранения изображений с помощью компьютера;
• владеют системой базовых знаний для создания и редактирования растрового изображения;
• приобретают навыки обработки изображений, создания растровых рисунков;
• вырабатывают навыки коллективной работы над совместным графическим проектом.
Способы оценивания уровня достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля в курсе «Компьютерная графика.
AdobePhotoshop» являются внешние образовательные продукты учащихся (обработанные изображения, восстановленные фотографии, коллажи, созданные рисунки и т. д.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
При диагностике достижений важно выявить следующие параметры
ЗУНов учащихся:
• выработку практических навыков работы в среде AdobePhotoshop;
• этапы их усвоения;
• уровень их усвоения;
• качество обработанного изображения;
• наличие творческих элементов в итоговой работе;
• степень её оригинальности.
Созданными внешними образовательными продуктами учащиеся могут пополнять собственные портфолио работ.
Проверка достигаемых школьниками результатов производится в следующих формах:
• текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
• текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников в виде одной контрольной работы по следующей теме: «Теоретические основы компьютерной графики».
Итоговый контроль проводится в конце курса.Он организуется в форме
дифференцированного зачёта.
Состав учебно-методического комплекта
Обучение по программе элективного курса обеспечивается следующим
УМК:
1. Тутубалин, Д. К., Ушаков, Д. А. Компьютерная графика. AdobePho-
toshop: Учебное пособие.
2. Уроки Photoshop: Электронный практикум.
Электронный практикум содержит пошаговое описание выполнения практической работы, задания для самостоятельного выполнения, справочные материалы.
Для проведения практических занятий в компьютерном кабинете необходим следующий состав аппаратного и программного обеспечений.
Аппаратное обеспечение:
1. Процессор не ниже PentiumIII.
2. Оперативная память не меньше 128 Мб.
3. Дисковое пространство не меньше 500 Мб.
4. Монитор с 16-битной видеокартой.
5. Разрешение монитора не ниже 800×600.
Программное обеспечение:
6. Операционная система: Windows 2000 или WindowsXP.
7. Приложение AdobePhotoshopCS-2, Пакет ПО «Первая помощь».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Наименование разделов и тем
Количество
часов
Всего
Прак.
занятия
Введение
1
Раздел 1. Теоретические основы компьютерной графики
10
6
1.1. Цвет и цветовые модели в компьютерной графике
1
1.2. Способы представления графической информации
2
2
1.3. Обзор графических редакторов. Назначение и возмож-
ности программы Adobe Photoshop
1
1.4. Ввод, вывод, создание и обработка изображений с по-
мощью компьютера
1
1
1.5. Размеры изображений
1
1
1.6. Сжатие графических данных
1
1
1.7. Форматы графических файлов
2
1
Контрольная работа
1
Раздел 2. Обработка растровой графики с помощью про-
граммы Adobe Photoshop
19
19
2.1. Рисование
5
5
2.2. Простой фотомонтаж
4
4
2.3. Приёмы обработки фотографии
4
4
2.4. Сложный фотомонтаж
6
6
Дифференцированный зачёт
2
2
Резерв
2
ВСЕГО
34
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Понятие компьютерной графики. Области применения и место компьютерной графики в современном мире. Двумерная и трёхмерная графика. Общая характеристика курса «Компьютерная графика. AdobePhotoshop». Связь курса с другими предметами учебного плана («Web-дизайн», «Моделирование»). Обоснование выбора графического редактора AdobePhotoshop.
Раздел 1. Теоретические основы компьютерной графики
Тема 1.1. Цвет и цветовые модели в компьютерной графике
Учащиеся должны знать / понимать:
• взаимосвязь света и цвета;
• взаимосвязь между глубиной цвета и максимальным количеством цветов;
• принципы цифрового представления цвета;
• сущность и особенности цветовых моделей RGB, CMY, CMYK, HSB;
• способы создания прозрачного изображения;
• способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
• ограничения, накладываемые на цветовые режимы;
• принципы цифрового представления цветов в различных режимах;
• глубину цвета, используемую в каждом режиме.
Учащиеся должны уметь:
• определять максимальное количество цветов для заданной глубины цвета;
• определять необходимую глубину цвета для заданного количества цветов;
• определять наиболее предпочтительные способы получения цветовых оттенков для представления графического изображения;
• создавать прозрачные изображения;
• определять числовой код представления цвета в режимах RGB и CMYK;
• определять цвет по числовому коду представления изображения в режиме
RGB или CMYK.
Цвет с точки зрения физики, спектр цветов. Восприятие цвета человеком. Понятие глубины цвета. Соотношение между глубиной цвета и количеством возможных оттенков цветов.
Понятие цветовой модели. Градации серого. Цветовая модель RGB (аддитивные цвета). Формирование цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK (субтрактивные цвета). Формирование цветовых оттенков при печати изображений. Цветовая модель HSB. Прозрачность (альфа-канал).
Понятие цветового режима, отличие цветового режима от цветовой модели. Виды цветовых режимов. Монохромный режим. Полутоновый режим. 16-цветный режим. Режим индексированных цветов. Режимы HighColor и TrueColor.
Практическая работа: решение задач на глубину цвета и максимальное
количество цветов.
Тема 1.2. Способы представления графической информации
Учащиеся должны знать / понимать:
• сущность и особенности растрового и векторного способов представления графической информации;
• что такое растр, пиксель;
• что такое примитив, что может быть примитивом;
• достоинства и недостатки растровой и векторной графики;
• области применения растровой и векторной графики.
Учащиеся должны уметь:
• определять наиболее предпочтительный способ представления графической информации для решения конкретной задачи.
Виды графической информации. Принципы кодирования данных. Разделение цифровых изображений на растровые и векторные. Растровый подход к представлению изображений. Понятия растра и пикселя. Кодирование растровой графики. Векторный способ представления изображения. Основные понятия: примитивы, узлы, сплайны, области, группы. Кодирование векторной графики. Достоинства и недостатки растровой графики. Достоинства и недостатки
векторной графики. Растровые и векторные графические редакторы.
Тема 1.4. Ввод, вывод, создание и обработка изображений
с помощью компьютера
Учащиеся должны знать / понимать:
• устройства ввода и вывода изображений;
• способы представления изображения для различных устройств;
• способы создания и обработки графической информации.
Учащиеся должны уметь:
• определять наиболее предпочтительные устройства ввода-вывода для представления изображения;
• использовать основные инструменты графического редактора для создания и обработки простейших изображений;
• настраивать яркость и контрастность изображения;
• осуществлять цветовую коррекцию;
• кадрировать изображение.
Графические устройства ввода-вывода: монитор, принтер, сканер, графический планшет. Способы ввода информации в компьютер: сканирование, загрузка с цифровой фото- или видеокамеры, рисование с помощью мыши илиграфического планшета. Способы вывода графики: вывод на монитор или телевизор, печать с помощью принтера (в том числе фотопечать), черчение с помощью плоттера (графопостроителя). Способы создания изображения: рисование от руки, пиксель-арт, рендеринг. Способы обработки изображений: ретуширование, изменение размера, обрезание, повторная выборка (ресэмплинг), фильтрация, фотомонтаж. Восстановление нечёткой оцифрованной фотографии. Настройка яркости. Изменение размера. Подготовка изображения к печати.
• характеристики способов представления изображения;
• единицы измерения физического размера изображения;
• формулы, описывающие соотношения между различными характеристиками.
Учащиеся должны уметь:
• переводить физический размер изображения из метрических единиц измерения в англо-американские;
• определять физический размер изображения по заданному размеру в пикселях и разрешению;
• определять информационный объём изображения;
• создавать простые выделения;
• применять к изображению эффект сепии и виньетирования.
Единицы измерения размера изображения. Понятие разрешения изображения. Характеристики графических устройств ввода-вывода: монитора, принтера, сканера.
Выделение части изображения. Использование инструмента Brush в режиме Color. Применение команды корректировки Hue/Saturation.
Практическая работа: решение задач на перевод из одних единиц измерения в другие, на вычисление физического размера и информационного объёма изображения.
Урок № 4 электронного практикума «Кошачьи глазки и виньетка, или Приёмы обработки фотографии».
Тема 1.6. Сжатие графических данных
Учащиеся должны знать / понимать:
• назначение сжатия графических данных;
• свойства графических данных, обусловливающих высокую степень
сжатия;
• принципы сжатия графических данных;
• алгоритмы сжатия графических данных;
• способы оптимизации изображений для публикации в Интернете.
Учащиеся должны уметь:
• определять степень сжатия графических данных;
• создавать простейшую рамку для изображения;
• поворачивать, осветлять и повышать резкость изображения;
• пользоваться инструментами Crop (Кадрирование) и Magic Wand (Волшебная палочка);
• оптимизировать файл для публикации его в Интернете.
Алгоритмы сжатия графических данных. Области оптимального использования алгоритмов сжатия графических данных. Использование алгоритмов сжатия для графических файлов разных форматов. Алгоритм группового сжатия. Алгоритм Хаффмана. Алгоритм LZW. Алгоритм JPEG.
Поворот изображения. Коррекция уровней. Инструмент Crop (кадрирование). Повышение резкости. Инструмент Magic Wand (Волшебная палочка). Оптимизация изображений для публикации в Интернете.
Тема 1.7. Форматы графических файлов
Учащиеся должны знать / понимать:
• особенности различных форматов графических файлов;
• возможности и особенности форматов графических файлов, использующих различные алгоритмы сжатия графических данных.
Учащиеся должны уметь:
• сохранять изображение в графических файлах различных форматов.
Формат файла. Форматы графических файлов. Области применения, достоинства и недостатки различных форматов графических файлов.
разные нужны, картинки разные важны, или Форматы растровых файлов».
Контрольная работа.
Раздел 2. Обработка растровой графики с помощью
программыAdobePhotoshop
Тема 2.1. Рисование
Учащиеся должны знать / понимать:
• назначение и возможности инструментов Type (Текст), Brush (Кисть), Gradient (Градиент), Dodge (Осветление) и Smudge (Смазывание);
• назначение и возможности фильтров: Wind (Ветер), GaussianBlur (Гаусс-Размытие), Ripple (Рябь), Texturizer (Текстурирование) и Liquify (Сжижение-Плавление);
• понятие и назначение слоя.
Учащиеся должны уметь:
• создавать надписи на рисунке;
• настраивать параметры и работать с инструментами Brush (Кисть), Gradient (Градиент), Dodge (Осветление) и Smudge (Смазывание); использовать фильтры Wind (Ветер), GaussianBlur (Гаусс-Размытие),Ripple (Рябь), Texturizer (Текстурирование) и Liquify (Сжижение-Плавление);
• вырезать объекты с однородного фона;
• создавать, дублировать и модифицировать слои;
• использовать эффекты слоя;
• использовать палитру каналов изображения.
Добавление, форматирование и стилизация текста. Рисование инструментом Brush (Кисть). Параметры инструмента Brush (Кисть). Палитра каналов. Создание нового канала и работа с ним. Работа с кривыми. Заливка градиентом. Использование инструментов Dodge (Осветление) и Smudge (Смазывание). Использование фильтров: Wind (Ветер), GaussianBlur (Гаусс-Размытие), Ripple (Рябь), Texturizer (Текстурирование) и Liquify (Сжижение-Плавление).
Создание, дублирование, модификация и прозрачность слоя. Заполнение текстурой. Стиль слоя. Создание бликов. Эффект объёмности.
Урок № 8 «Фантастический букет, или Рисование и фильтры».
Урок № 9 «Трын-трава, или Кисти для рисования».
Урок № 10 «Жми на старт, или Создание кнопок для Web».
Урок № 11 «Игра теней, или Эффект падающей тени».
Тема 2.2. Простой фотомонтаж
Учащиеся должны знать / понимать:
• назначение маски слоя;
• основные принципы ретуширования;
• назначение и возможности фильтра MotionBlur (Размытие в движении);
• назначение и возможности инструмента Pen (Перо).
Учащиеся должны уметь:
• создавать и редактировать маску слоя;
• совмещать два изображения, используя маску слоя;
• работать с инструментами ретуширования;
• использовать инструмент Pen (Перо) для выделения объекта;
• использовать фильтр MotionBlur (Размытие в движении);
• задавать и использовать шаблон трансформации.
Маска слоя. Совмещение изображений. Шаблон трансформации. Использование инструмента Eraser (Ластик) и эффект слоя DropShadow (Падающая тень) для стиля слоя.
Инструмент Pen (Перо). Фильтр MotionBlur (Размытие в движении).
Уважаемая Валентина Васильевна! Мне очень понравилась ваша программа по элективному курсу "Компьютерная графика. Adobe Photoshop" В вашей программе учитываются практически все элементы работы с программой Adobe Photoshop. Ученики усвоевшие данный курс, я думаю, будут готовы практически создавать свои рисунки, произведения. но я считаю, что необходимо добавить список литературы. Я почемуто его не увидела. Желаю вам успехов в работе .
На: ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. ADOBE PHO
Тема данного курса несомненно актуальна! и так хорошо все расписано. Но хотелось бы увидеть в вашем исполнении программу по СПО))) Успехов
На: ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. ADOBE PHO
Уважаемая Валентина Васильевна! Мне очень понравилась ваша программа по элективному курсу "Компьютерная графика. Adobe Photoshop" В вашей программе учитываются практически все элементы работы с программой Adobe Photoshop. Ученики усвоевшие данный курс, я думаю, будут готовы практически создавать свои рисунки, произведения. но я считаю, что необходимо добавить список литературы. Я почемуто его не увидела. Желаю вам успехов в работе .