Самовыражение глухих учащихся средствами изобразительного искусства
Выберите действие:
Submitted by Людмила Львовна Алимасова on Fri, 07/01/2011 - 03:34
Самовыражение глухих и слабослышащих учащихся через изобразительное искусство Работая в специализированной школе для детей с нарушениями слуха, я при-шла к выводу, что глухие дети овладевают пониманием эмоциональных состояний в относительно более поздние сроки, чем их слышащие сверстники. Глухие дети знают очень мало слов, обозначающих разные эмоции и оттенки эмоциональных состояний. Поэтому очень важно создавать определенную атмосферу для самовыражения глухих ребят на уроках изобразительного искусства. Очень важным я считаю применение на каждом уроке яркого демонстрационного материала, дидактических игр, наглядных пособий. При положительном эмоциональном состоянии эти ребята лучше усваивают новый материал, новые слова, и их работы отличаются особой выразительностью. Большой любовью пользуется у слабослышащих детей декоративно-прикладное искусство. Через Городецкую роспись, Гжель, Дымковскую игрушку, Филимоновские свистульки они выражают свое понимание красоты и свое отношение к этим промыслам. Так, например, в Городецкой росписи ребята могут использовать бытовые сцены из жизни; в Дымковской игрушке они также используют сюжетные композиции. Таким образом, через особое построение формы, передачи цвета, линии дети учатся раскрывать свой внутренний мир. Понятие «красивый цвет» связывается с эмоциональным воздействием цвета на человека. Нужно показать на примерах, что яркие, локальные цвета, особенно теплого ряда, вызывают у ребят положительные эмоции (чувства радости, тепла, оживления) и, напротив, темные, холодные тона (темно-синие, фиолетовые…) и ахроматические (черный, темные оттенки серого) – отрицательные эмоции (чувство печали, грусти). В специальной школе урок изобразительного искусства проходит в очень на-пряженном ритме, вследствие того, что учителю, помимо решения изобразительных задач, приходится уделять внимание работе над развитием речи учащихся и их слуховой функции. Урок я начинаю с проверки готовности к работе слуховой аппаратуры индивидуального пользования, рабочего места, посадки учащихся, речевой зарядки. По ходу урока акцентирую внимание на произношении отдельных слов и фраз. Неотъемлемой частью художественного образования я считаю работу с родителями, уделяя особое внимание на самовыражение учащихся. В связи с этим предлагаю родителям таких учащихся вести постоянную, систематическую работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира: - ходить с ними в художественные музеи, на различные выставки изобрази-тельного искусства (Чувашский государственный художественный музей, Национальная галерея, выставочный зал «Сурпан», центр «Радуга» в Юго-Западном районе г. Чебоксары, Художественный музей г. Новочебоксарска рядом с ДК Химиков, Дворцы детского и юношеского творчества, библиотеки); - беседовать с ними о произведениях изобразительного искусства, вместе рассматривать различные репродукции (выделяя главное содержание картины и определяя средства для выражения этого содержания); - создавать необходимые условия для практической деятельности по рисованию дома (обеспечить атмосферу творчества, а также необходимыми материалами, инструментами и местом); - приобщать детей к оформлению интерьера к праздникам (делать открытки, сувениры, рисунки к поздравительным плакатам); - учите детей самовыражаться (проявлять индивидуальное отношение к определенному событию), не бояться критики, быть инициативными, адекватно относится к самому себе (как к недостаткам, так и положительным качествам); - учите детей любить окружающий мир (природу, животных, людей); учите их проявлять эту любовь через поступки, творческие работы (рисунки, сувениры, изделия, сделанные своими руками в подарок), потому что человек, умеющий Любить (с большой буквы), обречен на успех. Желаю удачи!