Классный час проводится самостоятельно учителем или в форме ролевой игры, т.е. с помощью заранее подготовленных учащихся, исполняющих роль гостей: писатель, историк, врач, космонавт, астроном.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:/1 слайд/
Ведущий:
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птицахвост –
И поднимется до звёзд.
Отгадка: Ракета.
Ведущий: Именно она позволила людям сделать шаг во вселенную. /2 слайд /
Мы тоже сегодня с вами в преддверии Дня космонавтики сделаем то же самое, но только мысленно, а помогут нам в этом гости нашего классного часа: историк, врач, космонавт, астроном, инженер космической техники.
Ученица: Человек может бегать, как олень, ползать, как змея, плавать, как рыба. Только как птица летать он не умеет! Вот бы сесть на ковер- самолет и взлететь выше леса дремучего, выше облака летучего! Или сделать бы крылья из перьев и в небо подняться. /3-4 слайд/
Ведущий:Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись фантастические романы, конструировались летательные аппараты, так и оставшиеся на земле. Давайте дадим слово писателю. С чего все начиналось?
/5 слайд/
Писатель: Идея полетов в космос стала очень популярной после публикации двух ярких романов Жюля Верна «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны», написанных с поразительным реализмом всех деталей. Но читателям осталось незамеченным то, что, описывая совершенно нереальное путешествие своих героев в снаряде выпущенном из пушки, автор показал применение ракет для коррекции движения этого снаряда в межпланетном пространстве.
Чтец:/6 слайд/
Икары гибнут на лету.
Но через гибели, удары
Все дальше дерзкую мечту
Несут крылатые Икары.
Встречая гибель грудью в грудь
И презирая пораженья,
Они прокладывают путь
Через земное притяженье.
Ведущий: Мифические Дедалы и Икары, другие литературные и сказочные герои и персонажи, а что в реальности? А в реальности Константин Эдуардович Циолковский. Кто это? Да. Российский ученый и изобретатель, основоположник развития российской космонавтики. Слово историку.
/7 слайд/
Историк:Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) - учительиз Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Но именно этот ученый смог наметить путь,по которому человечество вышло в космос.
/8 слайд/
Ведущий:Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”,- утверждал К.Э. Циолковский. Кого из советских ученых, продолжателей дела Циолковского, вы знаете? Совершенно верно,С. П. Королев.
/9 слайд/
И снова слово историку.
Историк:Сергей Павлович Королев (1906-1966) - российский ученый иконструктор. Под его руководством были созданы баллистическиеи геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.
/10 слайд/
Ведущий:Байконур. Здесь, гением советского человека, начался дерзновенный штурм космоса. Здесь стоит обелиск в честь запуска первого искусственного спутника Земли, который произошел4 октября 1957 года. Началась новая эра – эра освоения космоса.
/11 слайд/
И первым живым существом отправленным в космос была собака Лайка, совершившая полет на биологическом спутнике 3 ноября 1957, затем были Белка и Стрелка.
/12 слайд, аудиоматериал/
А вот первым человеком, побывавшим в космосе, первым космонавтом стал Ю.А. Гагарин, наш соотечественник.
/13 слайд- видеоролик/
Как же это было? Давайте посмотрим и услышим его знаменитое «Поехали».
/14 слайд/
Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос, совершил один виток вокруг Земли и пробыл в космосе 108 минут. Стал знаменит на весь мир. О нем писали, им восхищались, им гордились.
/15 слайд/
К сожалению Ю.А.Гагарин погиб в марте 1968 года вместе с Владимиром Сергеевичем Серегиным. Управляемый ими самолет разбился. На месте гибели поставлен обелиск.
/16 слайд/
"В своей жизни я повидал немало интереснейших людей, Гагарин – особо значительная, неповторимая личность", говорил о нем С.П.Королев.
/17 слайд/
Известная на весь мир гагаринская улыбка, открытая, добрая. «Вся моя жизнь кажется мне одним прекрасным мгновением», говорил о себе Ю.А. Гагарин. Его жизнь была недолгой, но память о нем в сердцах землян вечна. Как же Гагарин стал космонавтом, кто может стать космонавтом? Слово врачу.
Врач:В Советском Союзе только 5 января 1959г. было принято решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос. Спорным был вопрос кого готовить для полета. Врачи доказывали, что только они, инженеры считали, что в космос должен лететь человек из их среды. Но выбор пал на летчиков-истребителей, потому, что они действительно из всех профессий ближе к космосу: летают на больших высотах в специальных костюмах, переносят перегрузки, имеют прыгать с парашютом, держать связь с командными пунктами. Находчивы, дисциплинированы, хорошо знают реактивные самолеты. Из 3000 летчиков-истребителей выбрали 20 человек.Была создана специальная медицинская комиссия, преимущественно из военных врачей. Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом, способность развивать в себе начала творческой исследовательской деятельности; в-третьих, отвечать требованиям по отдельным параметрам: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.
Ведущий:Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего – человеческий. Давайте посмотрим и дадим слово космонавту.
/18 слайд-видеоролик/
Космонавт:Ежедневно занимались физической подготовкой и закаливанием, проводили учебно-тренировочные полеты на самолетах, следили за состоянием организма, испытывали в барокамерах, термокамерах и сурдокамерах, вращались на центрифуге, проводили кратковременные полеты в невесомости. Невесомость. Это слово сейчас знакомо каждому, но в начале 20 века это слово Циолковскому пришлось “придумать”, для обозначения совершенно необычного состояния, которое наступает в ракете, когда она, отключив двигатели, вращается вокруг Земли. Человек, потерявший свой вес, может свободно перемещаться в воздухе. Никаких затруднений нет. Достаточно коснуться пальцем стенки кабины, чтобы поплыть в противоположную сторону. Все движения координированы, а зрение и слух безукоризненны: все видно, все слышно. Не сидишь, не лежишь, а как-то висишь в кабине. Все незакрепленные предметы парят, и наблюдаешь их как во сне. А капли жидкости, пролившиеся, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке. Кроме того, большое внимание уделялось теоретическим занятиям по астрономии, небесной механике, ракетной технике, конструкции и устройству космического корабля и его различных систем. А также велась парашютная подготовка.
Ведущий:Вы узнали, кто был на кадрах кинохроники? Да, Алексей Архипович Леонов, первым вышедший в открытый космос. На этом достижения космонавтики не закончились. Слово инженеру космической техники.
/19 слайд/
Инженер космической техники: Были произведены полеты на Луну.Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский «Луноход-1» (1970), а первый управляемый лунный самоходный аппарат - американский луноход «Ровер» (1971).20 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз на трехместном космическомкорабле «Аполлон-11» осуществили посадку на Луну. А на следующий день Армстронг и Олдрин вышли из корабля на поверхность Луны, первым из них был Армстронг. Всего на Луну высаживались12 астронавтов.
В настоящее время продолжительность полетов составляет несколько месяцев, проводятся стыковки кораблей в космосе, создаются многочисленные экипажи и многое другое.
/20 слайд/
Рекорды космонавтики.
nСкорость летательного аппарата 28500км/ч, это в 10 раз больше чем скорость пули
n Первая ракета, созданная американским изобретателем, была высотой 1 м. Через 30 лет появилась советская ракета «Восток» - 35м. Самой большой ракетой за всю историю космонавтики была «Сатурн-5».она была высотой 111м.! Мощность «Сатурна-5» в 50 раз превосходила самолет «Боинг-747»
n В настоящее время самой мощной ракетой является российская «Энергия».Четыре ее двигателя позволяют доставлять на околоземную орбиту груз равный 24 легковым автомобилям. Предназначена для многоразового использования и пригодна для запуска на Марс.
Ведущий:Мы не перестаем дивиться достижениям науки, а звезды продолжают нас манить своей загадочностью. Слово астроному.
/21 слайд/
Астроном:Почти с каждым созвездием связана какая-нибудь древняя легенда или миф. Одна из древнегреческих легендрассказывает, как всемогущий бог Зевс взял себе в жены прекраснейшую нимфу Каллисто. Чтобы избавить Каллисто от преследований ревнивой Геры, Зевс обратил Каллисто в медведицу и взял ксебе на небо. Отсюда - на небе Большая Медведица.О созвездиях Кассиопея, Цефей, Андромеда, Пегас и Персей сложилась другая легенда. Когда-то в незапамятные времена, у мифического царя эфиопов Цефея была красавица жена царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастатькрасотой своей дочери в присутствии нереид — мифических жительниц моря. Завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище,пожиравшее людей. Цефей, по совету оракула, вынужден был отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Онприковал ее к прибрежной скале, и каждую минуту Андромедаожидала гибели. Но Андромеду спас герой Персей, прилетевшийна крылатом коне Пегасе. Главных участников этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились созвездия: Цефей, Кассиопея, Андромеда, Пегас, Персей.
/22 слайд/
Ведущий:Проявите и вы свои знания. Установите соответствие между рисунками и созвездиями.
/23 слайд/
А теперь прочтите послание инопланетян.
Прочли? Они нам желают счастья. Кто знает…Возможно…
/24 слайд/
Чтец:
Подоконник ладонями стиснув,
Ты стоишь, запрокинув голову,
И летят позывные мыслей
К дальним звёздам – белые голуби.
Где-то там, в беспредельной темени,
За границами звёздной Арктики,
В недоступном пространстве и времени
Проплывают иные галактики.
Я уверен: в каком-то созвездии
Есть планеты, как наша, зелёные,
И живут там твои ровесники –
Космонавты, поэты, учёные.
И в такую же полночь лунную,
Запрокинув мечтательно голову,
Загрустила ровесница юная
На планете в созвездии Голубя.
Ведущий:Мы только стоим на пороге новой эры – космической. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем лишь первые шаги. И самый первый мы уже совершили.Спасибо нашим гостям за содержательные рассказы и интересные сведения.