Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сценарий открытого урока в 10 классе по теме "Современные средства поражения (ОМП)"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Глебов Александр Александрович
Место работы, должность: 
МОУ лицей № 102 г. Ростова-на-Дону
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Цель урока: 
1. Дать учащимся знания об оружии массового поражения и способах защиты от него. 2. Воспитывать у обучаемых готовность действовать в условиях применения противником ОМП; воспитывать патриотизм, гражданственность, гордость за свою страну, готовность к её защите. 3. Развивать у обучаемых умение анализировать, оценивать изучаемый материал. 4. Учить учащихся умению находить и использовать материалы по изучаемой теме в Интернете.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

1.     Закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28 (в редакции ФЗ от 9.10.2002 № 123-ФЗ, от 19.06.2004 № 51-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
2.     Закон РФ «О военном положении» от 30.01.2002 № 1.
3.     Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в РФ».
4.     Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Под общей редакцией Г.Н.Кириллова. – М.: «Институт риска и безопасности», 2002
5.     Журнал «Гражданская защита» № 3-10 за 1998 г.
     6. Интернет-ресурсы:
         сайт: http://himvoiska.narod.ru/bwphoto.html
     7. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5 – 11 класс.    Министерство образования РФ.ГУРЦ ЭМТО. «Кирилл и Мефодий.2003г.
1.     А.М.Костров. Гражданская оборона. Учебник для средних учебных заведений. М., «Просвещение». 2001г
Используемая методическая литература: 

 

При изучении этой темы используем интернет-ресурсы:
сайт: http://himvoiska.narod.ru/bwphoto.html
Используемое оборудование: 

Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный аппарат, телевизор, видеомагнитофон.

Краткое описание: 
Актуальность темы определяется усилением развития в странах НАТО и США исследований в области разработки оружия массового поражения, что ведёт к существенному повышению опасности войны с их применением. Особенность: • проблемное содержание темы урока; • данная тема является одной из самых сложных в разделе ОБЖ «Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны»; • коммуникативная направленность; • возможность использование различных педагогических технологий; • межпредметные связи: ОБЖ, физика, химия, биология, история.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Сценарий 
открытого урока ОБЖ в 10 классе.
 
Название темы урока: «Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения».
Время: 2 часа
Основополагающий вопрос: Что означает понятие «ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ» и каковы способы защиты от него?
 
Вопросы темы (разделов) учебной программы:
1. Ядерное оружие (ЯО).
2. Химическое оружие (ХО).
3. Бактериологическое оружие (БО).
4. Защита от оружия массового поражения.
 
Актуальность темы  определяется усилением развития в  странах НАТО и США исследований в области разработки оружия массового поражения, что ведёт к существенному повышению опасности войны с их применением.
 
Особенность:
·        проблемное содержание темы урока;
·        данная тема является одной из самых сложных в разделе ОБЖ «Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны»;
·         коммуникативная направленность;
·        возможность использование различных педагогических технологий; 
·        межпредметные связи: ОБЖ, физика, химия, биология, история.
 
Цели и результаты обучения:
1.   Дать учащимся знания об оружии массового поражения и способах защиты от него.
2.   Воспитывать у обучаемых готовность действовать в условиях применения противником ОМП; воспитывать патриотизм, гражданственность, гордость за свою страну, готовность к её защите.
3.   Развивать у обучаемых умение анализировать, оценивать изучаемый материал.
4.   Учить учащихся умению находить и использовать материалы по изучаемой теме в Интернете.
 
Средства обучения:
1. Наглядные пособия по Гражданской обороне: плакаты, стенды, схемы, методички.
2. Видеофильмы и DVD,CD-ROM диски по тематике ГО.
3. Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный аппарат, телевизор, видеомагнитофон.
4. Подборка-выставка  методической литературы по теме урока.
5.   Выставка рефератов учащихся по тематике урока.
6.     Интернет-ресурсы и библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ.
7.     Приборы: ВПХР, дозиметры (ДП-5а); ИСЗ - противогазы, ОЗК, Л-1.
 
Методы и приемы преподавания:
         рассказ в сочетании с обсуждением, опросом;
          демонстрация видеофильмов, анимации;
         выставка работ учащихся: плакатов, стенгазет, рефератов, творческих работ;
 
Авторское электронное приложение к уроку:
 
·        электронное приложение используется для демонстрации на экране с помощью мультимедийного проектора; смена слайдов презентации происходит по щелчку;
·        отдельные слайды презентации при распечатке на принтере можно использовать (как это сделал автор ) для оформления стенда по ГО в кабинете ОБЖ;
·        электронное приложение к уроку можно записать у преподавателя-организатора ОБЖ Глебова А.А.(г.Ростов-на-Дону, б.Комарова,18).
 
При изучении этой темы используем интернет-ресурсы:
сайт: http://himvoiska.narod.ru/bwphoto.html
 
Вступление. (5 минут)
 
Вопросы для активизации знаний.
1.     Что вы знаете об оружие массового поражения?
2.     Где, кем и когда впервые было применено ядерное оружие?
3.     Что вы знаете о химическом оружие?
4.     Какие виды оружия угрожают мирному населению?
5.     Существуют ли сегодня способы защиты от оружия массового поражения?
Демонстрация эпизодов из документального фильма «Хиросима»(ВВС).
 
1-й вопрос. Ядерное оружие(30 минут).
 
Оружием массового поражения (оружием массового уничтожения) принято считать ядерное, химическое и бактериологическое оружие.
Избирательное применение такого оружия невозможно — оно характеризуется большим количеством человеческих жертв (тысячи, миллионы погибших) со стороны противника.
Объектами поражения ОМП могут быть не только войска и военные объекты противника, но и сотни тысяч мирных граждан: люди, материальные ценности, природная среда.
 
Развитие исследований в области разработки оружия массового поражения привело к существенному повышению опасности войны как для стран участниц, так и для всего мира.
Чем более силён поражающий эффект оружия, тем меньше он поддаётся контролю. Энергии, доступные человечеству достигли такого уровня, что могут поставить под угрозу целостность земного шара.
Запрещение разработки оружия массового поражения - необходимая для охраны человечества мера.
 
Деление ядра урана было впервые произведено немецкими учеными в 1939г. Однако, в силу ряда причин, им пришлось покинуть Германию. Во время Второй мировой войны они уже работали в США. И уже в 1945г. Штаты обладали первой в истории атомной бомбой. Впервые же ядерное оружие было применено в августе 1945г. над японскими городами Хиросима и Нагасаки. Мир увидел чудовищную разрушительную силу нового оружия.
Для записи учащимся:
         В начале 40-х гг. XX века в США разработаны физические принципы осуществления ядерного взрыва.
         Первый ядерный взрыв произведен в США 16 июля 1945г.
         В августе 1945г. 2 атомные бомбы (20 кт) сброшены на Японские города Хиросима и Нагасаки. В Хиросиме погибло >140 тыс. человек, в Нагасаки- около 75 тыс. человек.
         В СССР первое испытание атомной бомбы проведено в августе 1949г. на Семипалатинском полигоне мощностью в 22 кт.
         В 60-х годах XX века ЯО внедряется во все виды ВС СССР.
         Кроме СССР и США ЯО появляется: в Англии (1952г.), во Франции (1960г.), в Китае (1964г.). Позже ЯО появилось в Индии, Пакистане, в Северной Корее.
Демонстрация слайдов 10- 20 авторского электронного приложения к уроку.
Слайд 20. Показ видеосюжета – ядерный взрыв.
Ядерным оружием (ЯО) называется оружие, поражающее действие которого основано на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепной реакции деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза ядер легких изотопов водорода.
ЯО включает в себя:
         различные ядерные боеприпасы, заряды (ЯЗ)
         средства их доставки к цели (СД);
         средства (органы) управления(СУ).
ЯО = ЯЗ +СД + СУ
 
Далее, демонстрируя слайды 22 – 36, преподаватель раскрывает каждый поражающий фактор ядерного оружия и способы защиты от них.
 Пример: слайд 33.
 
Показывая слайды 37 – 43 электронного приложения, учитель раскрывает такие вопросы, как:
·        виды ядерного взрыва;
·        контроль облучения и радиационные приборы;
·        средства доставки ядерного оружия;
·        соотношение ядерных сил России и США;
·        мероприятия по защите от ЯО.
Вопросы для закрепления:
1.     Что понимают под термином «ОМП»?
2.     Когда впервые появилось ядерное оружие и когда было применено?
3.     Какие страны сегодня официально обладают ядерным оружием?
 
Заполненная учеником таблица:

Поражающий фактор
 
Характеристика
 
Продолжительность воздействия после момента взрыва
Единицы измерения
 
Ударная волна
 
Область сильно сжатого воздуха, который движется со сверхзвуковой скоростью.
В зависимости от мощности взрыва. В течении первых минут после момента взрыва.
Величина избыточного давления, измеряется в паскалях (кг/см2).
Световое излучение
 
Поток видимых, инфракрасных и ультрафиолетовых лучей.
В зависимости от мощности взрыва, от долей секунды до 20 – 30 секунд.
Не введены.
 
Проникающая радиация
 
Поток элементарных частиц и электромагнитных лучей.
10 – 15 секунд.
 
Доза облучения, измеряется в рентгенах (р) и биоэквивалентах рентгена (бэр).
Радиоактивное заражение
 
Поток элементарных частиц и эл.маг. лучей, выделяемых продуктами ядерного распада и ионизированными веществами.
 
Сохраняется от нескольких месяцев до нескольких лет, десятилетий, столетий…
 
Доза облучения, измеряется в рентгенах (р) и биоэквивалентах рентгена (бэр).
 
Электро-магнитный импульс
 
Кратковременное мощное магнитное поле, появление электромагнитного излучения.
Несколько десятков секунд.
 
Не установлены.
 

 
Вопросы домашнего задания:
1.     На каком принципе основано действие ядерного оружия?
2.     Кратко охарактеризуйте поражающие факторы ЯО.
3.     Какие средства доставки используются при применении ЯО?
4.     Каким способом можно уменьшить дозу радиоактивного облучения при нахождении на зараженной местности?
 
2-й учебный вопрос. Химическое оружие. (15 минут).
 
При изучении этой темы используем интернет-ресурсы.
сайт http://himvoiska.narod.ru/bwphoto.html
Слайды авторской работы 57 – 74.
История создания химического оружия (ХО).
Химическое оружие – это ОМП, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ.                              К нему относятся:
           боевые отравляющие вещества (ОВ),
           средства их применения (доставки) (СД),
           средства (органы) управления
        ХО = ОВ +СД + СУ
Для записи учащимся:
         22 апреля 1915г. (Первая мировая война) в боях у Ипра германские войска применили химическое оружие (хлор). Это была первая в мире газовая атака.
         В 30-е годы XX века фашистская Италия применила ХО во время колониальной войны против Эфиопии (1936г.)
         В годы Второй мировой войны немецко-фашистские части применили ХО против партизан на советско-германском фронте (Керченские каменоломни).
         После войны полиции некоторых стран стали широко применять ОВ раздражающего действия (слезоточивый газ) при разгоне массовых демонстраций, прекращения беспорядков и в антитеррористических операциях.
         Так что, история ХО продолжается!
Очаг химического поражения – территория, в пределах которой в результате воздействия ХО произошли массовые поражения людей и сельскохозяйственных животных.
Зона химического поражения – территория, подвергшаяся непосредственному воздействию ХО, и территория, над которой распространилось облако зараженного воздуха в поражающих концентрациях.
 
 Слайд 64.
Далее учитель раскрывает вопросы:
·        средства доставки ХО (слайд 66)
·        мероприятия по защите от ХО (слайд 67).
 
Вопросы для закрепления:
1.     Какие типы ХО вы знаете?
2.     Когда и где было впервые применено ХО ?
3.     Кратко охарактеризуйте ОВ общеядовитого действия.
4.     Кратко охарактеризуйте ОВ удушающего действия.
5.     Какие средства доставки ХО вы знаете?
6.     Какие меры по защите от ХО вы знаете?
Заполненная учеником таблица:

Тип отравляющего вещества
 
Характер воздействия на организм
Меры защиты
 
Возможность смертельного поражения
ОВ общеядовитого действия
Синильная кислота, хлорциан
Блокируют гемоглобин, прекращается поступление кислорода к тканям, лёгким, мгновенная потеря сознания и смерть.
ИСЗ органов дыхания – противогаз, ИСЗ кожи.
 
ДА
 
ОВ удушающего действия
фосген
Вызывают отек легких, проявляющийся в удушье, затруднении дыхания, кашле, одышке.
Противогаз
 
ВЕРОЯТНО
 
ОВ кожно-нарывного действия
Иприт
Общее отравление, поражение тканей, на которые попали пары или капельки вещества.
Противогаз, ИСЗ кожи
 
ВЕРОЯТНО
 
ОВ нервно-паралитического действия Зарин,
Паралич центральной и периферической нервной системы.
Противогаз, ИСЗ кожи
 
ДА
 
ОВ психохимического действия Би- Зет
Вызывает психохимические расстройства (галлюцинации) депрессия, страх, или слепоту, глухоту.
Противогаз, ИСЗ кожи
 
НЕТ
 
ОВ раздражающего действия Си- Эс,
 
Раздражение верхних дыхательных путей, кашель..
 
Противогаз
 
НЕТ
 

3-й учебный вопрос: Бактериологическое (биологическое) оружие (БО).   (15 минут).
При изучении этой темы используем интернет-ресурсы:
сайт: http://himvoiska.narod.ru/bwphoto.html
Слайды авторского электронного приложения № 75 – 84.
 
БИОЛОГИЧЕСКОЕ (БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ) ОРУЖИЕ - оружие массового поражения, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств боевых биологических средств. Его эффективность определяется малой инфицирующей дозой, возможностью скрытного применения на значительной территории, трудностью обнаружения и избирательностью действия только на человека, животных и других живых существ, а также сильным психологическим воздействием на противника и трудностью защиты войск, населения и ликвидации последствий. Б.о. запрещено Женевским протоколом 1925 г. Однако в Первую мировую войну его пыталась применить Германия путем заражения лошадей возбудителем сапа, а во Второй мировой войне - Япония. Разработка Б.о. велась и в США. Его применение является преступлением против человечества. По инициативе СССР и др. стран в 1972 г. ООН приняла Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении, которая вступила в силу в 1975 г.
Для записи учащимся:
Бактериологическое (биологическое) оружие — это специальные боеприпасы и боевые приборы со средствами доставки, снаряженные бактериальными (биологическими) средствами.
В качестве бактериальных (биологических) средств могут быть использованы:
для поражения людей: возбудители бактериальных заболеваний (чума, туляремия, бруцеллез, сибирская язва, холера); возбудители вирусных заболеваний (натуральная оспа, желтая лихорадка, венесуэльский энцефаломиелит лошадей); возбудители риккетсиозов (сыпной тиф, пятнистая лихорадка Скалистых гор, Ку-лихорадка); возбудители грибковых заболеваний (кокцидиодомикоз, покардиоз, гистоплазмоз);
для поражения животных: возбудители ящура, чумы крупного рогатого скота, чумы свиней, сибирской язвы, сапа, африканской лихорадки свиней, ложного бешенства и других заболеваний;
для уничтожения растений: возбудители ржавчины хлебных злаков, фитофтороза картофеля, позднего увядания кукурузы и других культур; насекомые—вредители сельскохозяйственных растений; фитотоксиканты, дефолианты, гербициды и другие химические вещества.
 
Слайд № 80.
 
Признаками применения БО являются:
          глухой звук разрыва снарядов и бомб;
          наличие в месте разрыва крупных осколков и частей боеприпасов;
          появление капель жидкости или порошкообразных веществ на местности;
          необычное скопление насекомых и клещей в местах падения контейнера;
          массовые заболевания людей и животных.
Вопросы для закрепления:
1.     К какому типу относится биологическое оружие?
2.     Каковы особенности применения БО?
3.     Перечислите поражающие факторы БО.
4.     Что такое карантин и обсервация?
5.     Перечислите способы защиты от БО.
Домашнее задание.
Заполните таблицу «Возможные заболевания при применении биологического оружия», основываясь на данных учебника (стр. 39 – 40).

Контагиозные заболевания
Неконтагиозные заболевания
Чума
Ботулизм
Холера
Туляремия
Тиф
Бруцеллез
Грипп
 
Оспа
 
Сибирская язва
 

 
4-й учебный вопрос:Защита от оружия массового поражения.    (10 минут.)
 
Слайды авторской работы № 85-95.
 
Для записи учащимся (основные понятия).
         Дезактивация – удаление радиоактивных веществ с зараженной (загрязненной) поверхности.
         Дегазация удаление или разрушение (обезвреживание) ОВ.
         Санитарная обработка – удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление ОВ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова людей, а также СИЗ, одежды и обуви.
         Дезинфекция – удаление бактериальных средств и химическое разрушение токсинов.
         Дезинсекция – мероприятия по уничтожению насекомых.
         Дератизация – мероприятия по уничтожению грызунов.
         Обсервация –специально организуемое медицинское наблюдение за населением в очаге бактериологического поражения, включающее мероприятия по своевременному выявлению и изоляции заболевших.
         Карантин – это система наиболее строгих изоляционно- ограничительных противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных заболеваний из очага поражения и ликвидации самого очага.
 
Заключительная часть урока.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ ПО ТЕМЕ «ОМП».
1.      Какие   виды   оружия   относятся   к   оружию   массового   поражения?
Фугасные   авиабомбы,   артиллерийские   снаряды,   мины.   Реактивные   установки залпового   огня   «Град».   Ядерное,   химическое   и   бактериологическое   оружие (правильный ответ).
2.      Воздействие   какого   поражающего   фактора   ядерного   взрыва   может вызвать ожоги кожи, поражение глаз и пожары?
Проникающая радиация. Световое излучение (правильный ответ). Электромагнитный импульс.
3.   Воздействие   какого   поражающего   фактора   ядерного   взрыва   может разрушить здания, сооружения?
Ударная волна (правильный ответ). Световое излучение. Проникающая радиация.
4.   От чего зависит стойкость химического заражения?
От токсичности ОВ и направления ветра. От площади разлива и рельефа местности. От свойств отравляющих веществ, погоды и условий местности (правильный ответ).
5.      Что такое дезактивация?
Удаление радиоактивных веществ с зараженных поверхностей (правильный ответ). Обеззараживание отравляющих веществ. Уничтожение или устранение болезнетворных микробов во внешней среде.
6. В первую мировую войну впервые была проведена газовая атака с
использованием хлора. Где, кто, когда осуществил ее?
22 апреля 1915г. на западном фронте, Германия.
 
ЛИТЕРАТУРА:
1.     Закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28 (в редакции ФЗ от 9.10.2002 № 123-ФЗ, от 19.06.2004 № 51-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
2.     Закон РФ «О военном положении» от 30.01.2002 № 1.
3.     Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в РФ».
4.     Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Под общей редакцией Г.Н.Кириллова. – М.: «Институт риска и безопасности», 2002
5.     Журнал «Гражданская защита» № 3-10 за 1998 г.
     6. Интернет-ресурсы:
         сайт: http://himvoiska.narod.ru/bwphoto.html
     7. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5 – 11 класс.    Министерство образования РФ.ГУРЦ ЭМТО. «Кирилл и Мефодий.2003г.
8.     А.М.Костров. Гражданская оборона. Учебник для средних учебных заведений. М., «Просвещение». 2001г

Автор:
Фамилия, Имя, Отчество автора
   Глебов   Александр  
   Александрович                                                                                                          
Регион, в котором находится школа
   Российская Федерация, Ростовская область
Город, в котором находится школа
   г. Ростов-на-Дону
Номер или название школы
   МОУ лицей  № 102 Ворошиловского района,
   бульвар Комарова, 18
   телефон школы: 233-19-65
Факс: 233-19-65
E-mail: 
 
 

Преподаватель-организатор                                                                     
ОБЖ лицея  № 102              ________________ Глебов А.А.                                     
                                             
 

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн