Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение-рассуждение

Данные об авторе
Автор(ы): 
Тельная О.Н.
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту. 2. Совершенствование навыков анализа текста. 3. Формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

1. Установка АРМ;

2. Презентация к уроку;

3. Текст по В. Абраменковой;

4. Шаблон сочинения-рассуждения.

Краткое описание: 
Данный урок помогает моделировать сочинение-рассуждение по заданному тексту. В помощь слабым учащимся.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

 «Подготовка к ЕГЭ.

Пишем сочинение-рассуждение»

       Давайте предположим, что вы никогда не писали сочинения-рассуждения по текстам на уроках русского языка, не знаете, как начать работу, как ее продолжить, как завершить, чтобы не потерять ни один из столь желанных баллов. Не переживайте! Сегодня мы ответим на  ряд вопросов, которые чаще всего ставят в тупик школьников накануне экзамена и которые, не сомневаюсь,

Вас тоже волнуют.

Слайд № 2 Учащиеся вспоминают построение рассуждения

Слайд № 3

Шаг первый. Прочитайте исходный текст .

Шаг второй. Соберите материал для сочинения

Предположим, что Вы на экзамене растерялись и забыли часть того, о чем только что прочитали… Как быть?

Вы когда-нибудь были участниками детской игры «Угадай, ка­кой предмет я задумал»? В ней, если Вы помните, игроки задают ведущему вопросы по качественной характеристике задуманного им предмета, желая понять, что же это такое. Подобный прием можно использовать и в работе с текстом.  (Учитель обращается к одному из учеников) Представь себе, что ты ведущий, задумал предложенный текст, а игрокам нужно уз­нать о нём как можно больше. Какие вопросы они тебе зададут, как ты думаешь? (Учащийся задает вопросы) Правильно, какова тема текста? Какова основа основная проблема, поставленная автором? Что отражает заголовок текста, если он есть? Каков стиль и тип речи? В каком предложении наиболее ярко выражено отношение автора к происходя­щему? Что можно сказать о композиции текста? О жанре? и т.д. Отвечая на эти вопросы, Вы выстраиваете тезисный план своего сочинения-рассуждения.

Слайд № 4

Учащиеся определяют тему, основную проблему(ы) прочитанного текста, подбирают цитаты,  в которых высказана позиция автора.

1.      Определяем тему текста (О чём?).

2.      Определив тему, формулируем проблему (Вопрос, над которым задумывается автор).

3.      Выявляем авторскую позицию (Как автор решает заявленную проблему(ы), какие аргументы в защиту своей позиции приводит.

4.      Высказываем свою позицию, приведите 2 аргумента.(Вопрос на слайде остается. открытым: учащиеся самостоятельно подбирают аргументы..)

 

Шаг третий. Напишите вступление.

 

Слайд № 5

   Сегодня Вы познакомитесь с несколькими видами вступлений.

Учащиеся, используя шаблоны вступлений, пишут несколько вариантов вступлений(задание выполняют по группам).

Вариант № 1

«____________________» - так начинается _______ статья ___________(Ф.И.О. автора)

Уже в первом предложении (как?) ____________ (сформулирована, обозначена,

 выражена, представлена) основная проблема текста. _________________________.

 

 

Вариант № 2

         _______ ?_______? _______ ?(Цепочка проблемных вопросов) Эти вопросы всегда (тревожили, беспокоили, волновали, интересовали) человечество. О ________ рассказывает  (размышляет, спорит, говорит) в своей ______________ статье _________ (Ф.И.О.).

 

Вариант № 3

       Назывное предложение (тема). Проблемный вопрос.  Именно над этим вопросом задумывается в своей  ________________ (стиль)  статье ___________ (Ф.И.О.).

 

В своём сочинении Вы можете использовать один из вариантов. Обратите внимание на клише, которые помогут написать вступление.

 

Шаг четвёртый. Сделайте комментированный пересказ основных положений исходного текста.

 

Слайд № 6

    Вариант № 1

    О новизне заявленной проблемы говорит сам автор текста. Именно сейчас, по мнению Ф.И.О. ________________________ .  Автор (публицист) очень эмоционально

(как? примеры) Выражает _________________________________ (что?).

Вариант № 2

В самом начале __________(Ф.И.О) пишет о том, что ________ (вставить оценочное слово из статьи). ______________(вопрос(-ы), задаваемый(-ые) автором)? Автор статьи на этот вопрос дает такой ответ (привести цитату, возможно, сокращенную, если она окажется слишком длинной): «___________».   ____________________(прокомментируйте).

   Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это — самое сложное. Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: кому адресован текст? какова степень актуальности текста? Как автор текста подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)? Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию). Какова точка видения писателя, если это художественный текст (автор рисует происходящее с позиции всеведения, показывает глазами рассказчика, говорит от имени героя прямо или неявно (несобственно-прямая речь)? Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию? Если есть какие-либо критические замечания по поводу прочитанного, можно их высказать. С каким настроением пишет автор? Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя? Комментируя, можно отметить:

новизна

злободневность

«вечность»

Можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней.

Насколько часто проблема «повторяется».

Можно вспомнить, как до него решалась эта проблема (например, в литературе, истории), отметить приверженность традиции или оригинальность автора.

 

Шаг пятый. Определите авторскую позицию (идею текста).

   Слайд № 7

Позиция _________ (Ф.И.О.) читателю ясна. Писатель убеждён…

     Необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания этого текста. Если проблема текста — это вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Будьте внимательны. Помните, что от Вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста: как обозначена авторская позиция: прямо или косвенно; рекламность (прямая или косвенная); использование средств языковой выразительности; открытая оценочность; призывность; документальная точность; экспрессивность; доступность, простота и.т.д.

Шаг шестой. Выскажите свою позицию, приведите 2 аргумента.

Слайд № 8

Я согласен(а) с мнением автора.  А1.__________________________________.

    А2. _________________________________.

Доказывая, приводите 2-3 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или (и) жизненного опыта. Что касается собственного мнения, оно должно быть высказано корректно. Кроме того, ваши аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие авторской мысли — еще не ваш собственный аргумент. Покопайтесь в памяти, вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развернутыми и убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения, а не были бы простой иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе сформулируйте, что именно вы доказываете приведенным примером.

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи — убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

– тезис (положение, которое надо доказать);

– аргументация (доказательства, доводы);

– вывод (общий итог).

Типы аргументов

Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Аргументы «за», «против» должны быть:

– правдивыми, опираться на авторитетные источники;

– доступными, простыми, понятными;       

– отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С).

      Учтите, что каждый аргумент нужно начинать с нового абзаца, но обязательно продумывать связи между абзацами. Здесь уместно вспомнить о вводных словах (возможно, во-первых, во-вторых…следовательно и др.), указательных местоимениях и наречиях и союзах тоже, также, то же, так же и других скрепляющих текст средствах.

При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы:

– примеры из художественной, публицистической, научно-популярной литературы;

– ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;

– пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;

– факты, события;

– примеры из личной жизни и жизни окружающих.

 

Учащиеся  пишут эту часть на втором уроке.

Шаг седьмой. Напишите заключение.

Слайд № 9

1. Прием «Цитата».

Ввести цитату, которая созвучна главной мысли исходного текста.

      «________» - в этих словах выражена ____________. ___________________ (Прокомментировать цитату). И прочитав статью _______, начинаешь с ______ силой понимать. Какое важное место в ________ жизни занимают ________.

2. Использовать для заключительной части прием «отклик». Сигналом этого приема является деепричастная конструкция «прочитав этот текст…».

Прочитав этот текст, (нам становится понятно;

понимаешь), что _________________ (основная мысль текста).

3. 2-3 предложениями, «дублирующими» вступление.

Учащиеся работают над вариантами заключений .

Один из вариантов Вы можете использовать в своём сочинении.

 

Советы:

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

  Сегодня Вы составили шаблон сочинения-рассуждения. Надеюсь, мои советы Вам помогут удачно написать сочинение на экзамене. Но для этого надо пройти ещё длинный путь тренировок. На втором уроке по этому шаблону Вы попробуете написать сочинение.

Спасибо  за  плодотворную работу!

 

 

Домашнее задание: по тексту Н.Г. Долининой написать сочинение-рассуждение.

 

 

 

 



 

 

 

 

Приложение

 

 

(I) Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребёнка. (2) Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. (3) Игрушка — духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. (4) Кроме того, игрушка ещё и средство обучения, развлечения и даже лечения.

(5) Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек?(6) Конечно, теперь каждый малыш живёт в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. (7) В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома — фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. (8) Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (9) Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (10) И нежная психика ребёнка не справляется — восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

(II)  К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (12) Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка. (13) Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук — эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (14) Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

(15) Но ведь игрушка — это не забава. (16) Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. (17) Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. (18) Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию. (По В. Абраменковой)

 

(1) Читать книги Достоевского трудно. (2) В них вроде бы все понятно и все увлекательно: читающего охватывает любопытство – что же дальше? (3) Судьба героев сразу, с первой страницы, становится важной, от книги не оторваться. (4) Но все-таки читать трудно, даже мучительно. (5) Вероятно, потому, что Достоевский не боится заглядывать  в такие тайные уголки и углы человеческой души, мимо которых проходил даже великий Толстой.

(6) Или – нет. (7) Пожалуй, лучше сказать иначе: в романах Толстого – жизнь, как она есть, каждодневная, с буднями и праздниками, с радостью и горем, с унынием и восторгом, с прозрениями и ожиданием чуда, потерями и находками. (8) Читатель узнает в героях Толстого себя и радуется узнаванию, сопереживает героям,  жалеет их,  любит, иногда сердится на них, раскаивается в совершенных ими поступках, потому что и сам мог бы совершить те же ошибки.

(9) Достоевский не пишет о жизни каждого дня. (10) В его книгах герои раскрываются перед читателем в часы и дни таких событий, какие могут выпасть на долю одного человека один только раз в жизни, а могут и не выпасть никогда.

(11) Герои Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (12) Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (13) Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования,  любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (14) Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчет, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – все достигает высшего предела. (15) Читая, мы проникаемся состраданием. (16) Это очень нужное человеку понятие: СО – СТРАДАНИЕ. (17) Да, мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души, как ни мучительно читать Достоевского.

 

(Н.Г.Долинина)

 


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн