Submitted by Вера Николаевна Дюдюкина on Wed, 12/01/2011 - 01:55
Искусство - одно из важнейших и интереснейших явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества. Суть искусства определяется тем, что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Само собой, искусство должно было принять разнообразные формы, чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не в виде отвлеченных понятий, а во вполне конкретной форме. Для этого у искусства есть особое, только ему присущее средство - художественный образ. С помощью художественных образов искусство передает идеи в единстве содержания и чувственных форм. Однако, художественный образ предстает совершенно различным в разных видах искусства. Каждый вид искусства обладает своей спецификой, ставит собственные задачи и создает для их решения свои средства и приемы. Все искусства имеют свой собственный язык и определенное своеобразие художественных возможностей. В данной работе я постараюсь, как можно точнее отразить особенности создания художественного образа в искусстве графики. На основе различных признаков искусства можно распределить по различным группам и видам. В процессе восприятия произведений и последующей практической изобразительной деятельности ребята учатся понимать содержание, смысл изображенного. Видеть, какими средствами художественной выразительности достигается задуманное художником. Сила искусства также и в том, что оно учит творчески воспринимать окружающую действительность, приучает образно мыслить и вносить элемент творчества в любую деятельность.
Графика наиболее понятный для детей вид изобразительного искусства
Еще в раннем возрасте они пытались выразить свое понимание окружающего мира при помощи линий в своих первых рисунках.
Основа графики – это рисунок. В основном он лишь начало, подход к изображению, в графике он все – и начало и конец. Графический рисунок – тонкая вещь. Рисунок создают рассудком и чувством и только реализуют, воплощают руками. Знакомясь с графическим искусством более подробно в 6-м классе, учащиеся научатся различать не только виды графического искусства, понимать его выразительные средства, но и используя различные графические техники создать свой художественный образ.
Станковая графикаКнижная графика
Прикладная графикаПлакатная графика.
В этом образе можно увидеть его чувства и переживания, его отношение к окружающей действительности.
Графика – искусство, в основе которого лежат линия, пятно, контраст черного и белого. Это средства выразительности графики.
Линия может быть разная - спокойная, лихая, смелая, хаотичная. Характер линии выражает эмоции, чувства.
По технике графику разделяют на рисунок и печатную графику. Наиболее древний и традиционный вид графического искусства – рисунок, истоки которого можно видеть в наскальных изображениях эпохи палеолита, античной вазописи, где основу изображения составляют линии, силуэт, цветовое пятно.
Рисунок, выполненный в одном экземпляре – произведение уникальное. Печатная графика позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров. Основным видом печатной графики является гравюра (на дереве, линолеуме, металле, камне).
Пятно - также является средством выразительности в графике, а точнее тональные переходы от светлых тонов к более темным и наоборот. А иногда пятна могут быть контрастными - будет создавать тревогу, ярость.
Отношение темного и светлого очень важная составляющая. Это не только одно из главных средств создания образа, но и возможность передачи объема формы.
Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или черной) поверхностью бумаги – основного материала графики. Графика не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или, по выражению графика В.А. Фаворского “воздух белого листа”. Пространственное ощущение создает не только не занятые изображением участки листа, но часто и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскостной характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графике может быть свойственна тщательность объемно - пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета.
Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приемов. А какие графические материалы используют художники – графики. Это мягкие уголь и сангина, и бархатистую пастель, и изящные тушь, перо и гелиевые ручки, и живописные восковые карандаши, акварель, фломастеры.
Занятия графикой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, как впрочем, и все другие виды изобразительного искусства. Но именно графика привлекает детей больше всего разнообразием техник, простотой исполнения.
Список литературы
И.Г.Мосин 1999г. Рисование ч.1,2 Екатеринбург
Неменская Л.А.«Изобразительное искусство 6 класс »