Официальный сайт ufa-check 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Поэтическая "молитва" М.Ю.Лермонтова. Образ святого Серафима Саровского.

Submitted by Людмила Аркадьевна Евдокимова on Wed, 12/01/2011 - 20:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Евдокимова Людмила Аркадьевна
Место работы, должность: 
Учитель русского языкы и литературы, Чемуршинская ООШ
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Цели: • познакомить учащихся с понятием “христианская молитва”, её назначением; • помочь детям почувствовать красоту и силу молитвенного слова в русской лирике XIX века; • развивать навыки анализа лирического произведения; воспитывать духовно-нравственные качества учащихся. • формирование у учащихся представления об общечеловеческих нормах морали. (сострадание, милосердие, миролюбие, терпимость)
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русская литература  9 класса под редакцией Вербовая Н.Н.;

 Русская литература 9 класса под редакцией М.В.Черкезовой

Используемая методическая литература: 

Рассказы о святых.Составлено С.Куломзиной." паломник" .Москва, 1994г.

Краткое описание: 
Задачи: • Познакомить учащихся с личностью святого Серафима Саровского. • Показать значение деятельности Серафима Саровского в истории России. • Способствовать стремлению и потребности совершать добрые поступки и дела.

Урок литературы на тему:   Поэтическая "молитва" М.Ю.Лермонтова. Образ святого Серафима Саровского..  
Цели:
•    познакомить учащихся с понятием “христианская молитва”, её назначением;
•    помочь детям почувствовать красоту и силу молитвенного слова в русской лирике XIX века;
•    развивать навыки анализа лирического произведения; воспитывать духовно-нравственные качества учащихся.
•    формирование у учащихся представления об общечеловеческих нормах морали. (сострадание, милосердие, миролюбие, терпимость)
Задачи:
•    Познакомить учащихся с личностью святого Серафима Саровского.
•    Показать значение деятельности Серафима Саровского в истории России.
•    Способствовать стремлению и потребности совершать добрые поступки и дела.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, стенд с книгами, иллюстрации учащихся, музыка, схема анализа лирического произведения, тексты стихотворения М.Ю.Лермонтова “Молитва”(1839 г.), карточки для проведения рефлексии
анкеты для учащихся, образ святого.  
                                Ход урока
 1. Запись темы урока .
 Ребята! Сегодня у нас не совсем обычная тема урока. Прочитайте выразительно строки, записанные на доске. Как вы их понимаете?
 2. Слово учителя
 Христианство внесло в словесность высшее начало, дало особый строй мысли и речи.
“Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины” (Ин.1;14) – вот откуда происходит поэзия. Христос – Логос, Слово воплощённое заключало в себе всю полноту истины, красоты и добра. Из него проистекало евангельское благовествование и слово апостолов; к нему со временем примыкает слово христианского Предания, слово Отцов и Учителей Церкви.
Словесным выражением живого богообщения является христианская молитва.
- Что такое молитва? (обращение к записи на доске)
Молитва – моление, религиозно-мистическое обращение с просьбами о чём-нибудь к Богу, к святым. (Словарь русского языка С.Ожегова)
Она вмещает бесконечно много: веру в отеческую любовь Всеблагого, убеждённость в силе молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами, стремление к покаянию, очищению, спасению. Молитва Господня (“Отче наш…”) заповедана самим Иисусом и входит в текст Евангелия. Другие молитвы сложены в разные эпохи людьми, которые достигли высот в духовной жизни и обрели дар молитвенного творчества. Таким даром обладали Макарий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин и многие другие святые, подвижники, мученики, чьи молитвы издавна вошли в церковный обиход.
Потребность “говорить к Богу”, открываться Всевышнему в том или ином жизненном состоянии присуща многим русским поэтам. Поэтическая молитва стала необходимостью и в творчестве русских поэтов XIX века.
3. Беседа с учащимися. “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии. Выразительное чтение стихотворения “Молитва”.
В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
- Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?
Стихотворение необычайно лирично. Трудно лучше изобразить то радостное умиление, ту свободу от земных тягот, которые даются человеку в молитвенном богообщении.
- Из скольких частей состоит стихотворение?( из 3)
 - О чём говорит поэт в 1 части? ( Построенная на контрасте, эта строфа повествует о необходимости молитвенного слова в трудные минуты жизни).
- Какие образные средства помогают автору ярче выразить основную мысль?( Ярче выразить основную мысль поэту помогают следующие тропы. Это эпитеты:
“трудную минуту”, “молитву чудную”; метафора “теснится ль в сердце грусть”. А инверсия главных и второстепенных членов предложения позволяет сделать акцент именно на существительном).
- Чему посвящена 2 строфа стихотворения?( Автор воспевает могущество божественного слова, говорит о “святой прелести” слов “чудной” молитвы, помогающей спастись от тягот дня сегодняшнего).
-Чтобы глубже понять эти строки, давайте ещё раз их внимательно перечитаем. Вдумайтесь в значение каждого слова!
-Выразительное чтение 2 строфы стихотворения.
-Какие образные средства помогают нам почувствовать проникновенную силу молитвенного слова? Что напоминают эти строки? (Они очень просты и понятны, поэт обращается к лексике и интонации, близким к народной  интонации, близким к народ-последние 2 строфы стихотворения вызывают радостное умиление, ту свободу от земных тягот поэзии).
-Какое настроение передано в финальной части стихотворения? О чём она? ( Она о том просветлении, о радости, об умиротворенности, которые наступают в душе человека после общения с Богом).
Делается вывод об идейном содержании произведении.
- Понравилось ли вам это стихотворение?
 Дети высказывают свои мнения.
- В каком случае человек обращается к молитве?
 .4.« Однажды заспорили между собой три человека, сидя на завалинке. А разговор у них был о том, какое наследство нужно оставлять своим детям.
Один говорит: «Я своим детям оставлю много денег. Имея столько денег, они смогут хорошо жить, покупать все, что им нужно для жизни, по миру ездить, хорошо одеваться».
Другой говорит: « Эка невидаль, что такое деньги? Они сегодня есть, а завтра закончатся, и что твои дети будут делать? Сидеть, сложа руки и ждать, когда вновь появятся деньги?
Нет, я своим детям в наследство дам хорошие профессии, они сами смогут заработать себе денег, столько, сколько захотят».
А третий ответил: «А я хочу своим детям дать в наследство один только наказ, который они никогда забыть не смогут и будут следовать ему всю свою жизнь. « Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали о вас с любовью и уважением».
- Чей родительский наказ самый важный и весомый? Почему?
(ответы детей)
 - Вы часто слышите слова: «О человеке судят по его делам». Каким должен быть хороший человек, чтобы о его делах судили хорошо, с почтением?
(ответы детей)
- Назовите людей, известных вам и миру, чьи дела и поступки можно назвать святыми делами?
- Среди них был человек, реально живущий в мире людей, и впоследствии причислен к лику святых русской православной церкви. Это Серафим Саровский, о котором и пойдет сегодня речь. Кто он, почему причислен к лику святых?
Давайте пролистаем календарь памятных дат Серафима Саровского.
5. Рассказы учащихся.
Ученики рассказывают о жизни С. Саровского.
Ученик1: 1759г. В российском городе Курске в семье горожан Мошниных, Исидора и Агафьи рождается сын. Мальчика назвали Прохором.
Ученик2: 1752г. Отец С. Саровского, богатый купец, был очень честным человеком, его любили простые горожане, он ценил их труд и всегда был справедлив. В 1752 году он решил начать строить храм для всех горожан Курска.
Ученик 3: 1762г. Отец мальчика умирает. Строительством храма управляет мать мальчика. Однажды, когда мать осматривала храм, она повела сына на самый верх колокольни. Мальчик свесился через перила и упал вниз. Мать думала, что он погиб. Каково было ее удивление, когда, спустившись с колокольни, она увидела сына живым и невредимым.
Ученик 4: 1769г. Мальчик учится в церковной школе. Учится с удовольствием. Много читает. А еще любит бывать в храме, смотреть на лики святых, разговаривать с ними.
Ученик 5: Когда мальчику исполнилось 17 лет, он решил стать монахом и посвятить себя монашеской жизни. Мать благословила его медным крестом, этот крест он хранил всю свою жизнь.
Ученик6: 1778г. С. Саровский приходит в Саровскую обитель. Находясь там, он усердно молился и много трудился: из кипариса он вырезал кресты, которые дарил людям, приходящим  на богослужение.
Ученик 7: Всем интересно знать, как выглядел С. Саровский? Вот какое описание сохранилось в истории: «Был он высок. Он имел полное, покрытое приятной белизною, лицо, прямой и острый нос, светло-голубые глаза, весьма выразительные и проницательные; густые брови и светло-русые волосы на голове. Лицо его окаймлялось густою, окладистою бородою, с которой на оконечностях рта соединялись длинные и густые усы. Он имел мужественное сложение, обладал большой физической силой, увлекательным даром слова и счастливой памятью.
- Как понимать слова и выражения «увлекательный дар слова и счастливая память»? (учащиеся рассуждают)
Ученик 8: В1793 году Серафиму исполнилось 34 года. Все это время он продолжал непрерывное служение, ежедневно приобщаясь с горячею любовью, верою и благоговением. В продолжение всей своей жизни отец Серафим носил постоянно одну и ту же убогую одежду: белый полотняный балахон, кожаные рукавицы, кожаные бахилы – вроде чулок, поверх которых надевали лапти, и поношенную камилавку. На балахоне висел тот самый крест, а за плечами висела сумка, в которой он носил при себе св. Евангелие.
В морозы он накладывал на грудь чулок или тряпку, а в баню никогда не ходил. В холодную пору он топил келью, колол и рубил дрова, но иногда добровольно переносил холод и мороз. Летом он возделывал грядки на своем огороде и удобрял землю, собирал мох с болот. На грядках, удобренных мхом, он сажал семенами лук и другие овощи, которыми питался летом. Труд был ему в удовольствие и радость. Он всегда делился тем, что вырастил, с людьми, которые приходили к нему за благословлением.
Вскоре он перестал есть хлеб, питался только овощами, которые сам вырастил.
Ученик 9: Много людей приходило к старцу. И всем он давал совет, наставление, оказывал помощь, спасал от болезней, помогал выбрать верную дорогу в жизни.
А еще история сохранила записи о чудодейственных делах о. Серафима. Он искренне помогал всем людям, кто приходил к нему с чистым сердцем и открытой душой.
Учитель: По-разному люди проживают свою жизнь: одни ссорятся, кричат друг на друга, другие таят обиду и очень хотят отомстить за нанесенные душевные травмы, третьи радуются бедам другого человека. Батюшка Серафим встречал любого человек, который открывал дверь в его келью. Его светлый ум, ясная память, умение говорить с людьми  исцеляли  тело и душу. Злой человек раскаивался в своих плохих поступках, жадный совершал благородные поступки, строил храмы, помогал бедным. В людях, которые к нему приходили, он видел и плохое, и хорошее, но помогал каждому, кто приходил к нему за помощью и поддержкой.
История хранит несколько удивительных историй, связанных с именем старца Серафима.
6. Истории о чудесах св. Серафима.
Выходят 3 рассказчика.
Автор: Однажды прибежал в обитель простой крестьянин с шапкою в руке, с растрепанными волосами и спросил в отчаянии у первого встречног монаха, шедшего к нему навстречу:
Крестьянин: Батюшка! Ты, что ли, отец Серафим?
Автор: Ему указали, где находится отец Серафим. Бросившись туда, он упал к нему в ноги и убедительно говорил…
Крестьянин: Батюшка! У меня украли лошадь, и я теперь без нее совсем нищий; не знаю, чем буду кормить семью. А, говорят, ты угадываешь!
Автор: Отец Серафим. ласково взяв его за голову и приложив к своей, сказал…
Серафим: Огради себя молчанием и поспеши в село Петрово. Когда будешь подходить к нему, свороти с дороги вправо и пройди задами четыре дома: там ты увидишь калиточку; войди в нее, отвяжи свою лошадь от колоды и выведи молча.
Автор: Крестьянин тотчас с верою и радостью побежал обратно, нигде не останавливаясь. После в Сарове был слух, что он действительно отыскал лошадь в указанном месте.
Рассказчик1: Недалеко от города Новгорода жил помещик, который тяжело и безнадежно заболел. Как его не лечили, ничто не помогало. Поехал помещик со своими слугами к отцу Серафиму. Сам идти не мог, его несли слуги. Побыв у старца чуть больше часа, говорили свидетели случившегося, он вышел на своих ногах, с мешком сухарей в руке, счастливый и довольный.
Спустя некоторое время приехал он к отцу Серафиму еще раз и просил его сказать о том, как он должен его отблагодарить за свое спасение. На что отец Серафим предложил отдать все свое богатство людям, которым трудно жить.
Помещик вернулся домой, продал свое имение, а крестьянам дал вольную.
Рассказчик 2: Однажды к старцу приехал боевой генерал, грудь которого была увешана орденами. Он смело зашел в келью. Каково же было удивление ждавших генерала людей, когда он вышел весь в слезах, а ордена его свалились,  и старец вынес их, держа в руке. «Они свалились потому, что ты получил их незаслуженно», - сказал старец и ушел в свою келью.
Ученик 1: Старец умер в 1883 году. Прожил он 72 года. В 1891 году на его могилой построили часовню, куда и сегодня приезжают люди со всей России поклониться святому Серафиму Саровскому.
6. Обсуждение.
 - Кем, по вашему мнению, был отец Серафим: крестьянин, сажавший овощи на своем огороде, сын, до конца своих дней хранящий медный крест своей матери, лекарь, исцелявший больных и дававший надежду на спасение?
- Чем он отличался от обычных людей?
- Какими качествами характера был наделен отец Серафим?
- Можем ли мы гордиться тем, что именно на российской земле жил такой человек, святость которого, чистая душа и сердце и поныне освещают нам жизнь?
- Хотелось бы вам рассказать вашим родителям об этом человеке, жизнь которого мы называем святой?
7. Подведение итогов.
   Вот и пролистали мы с вами жизненный календарь Серафима Саровского – человека-легенды, святого русской земли, сердце и душа которого были посвящены родной земле и ее людям. Его нет, а дела его живут. Память о них не умирает, а множится. Тысячи людей приходят к месту его захоронения, чтобы сказать о том, что его дела живут и помогают множиться добрым делам тех, кто принял эстафету после него.
Мне, взрослому человеку, узнав о его добрых делах, хочется сделать тоже что-то доброе и хорошее. А вам, ребята?
8. Анализ анкет.
 - Проанализировав ваши анкеты (дети заполняют их заранее), я сделала вывод, что в нашем классе большинство ребят могут объяснить, какого человека можно назвать святым, какими качествами он должен обладать. Мне приятно, что вы хотите совершать добрые дела. А некоторые из вас хотя бы задумались о том, что доброго он хотел бы совершить в своей жизни.

- Давайте говорить друг другу только добрые слова!


Пример анкеты:
1.    Знакомо ли тебе имя Серафима Саровского?
2.    Где ты услышал(а) впервые это имя?
3.    Какого человека называют святым?
4.    Может ли обычный человек, живущий рядом с нами, называться святым?
5.    Какими качествами он должен обладать?
6.    Хотелось бы тебе, чтобы в твой адрес говорили добрые слова?
7.    Как ты понимаешь слова: «О человеке судят по делам его»?
8.    Какие добрые дела тебе хотелось бы совершить в своей жизни?
9. Итоги урока
- Вот и подошёл к концу наш урок. Я думаю, что каждый из вас смог открыть для себя что-то новое, смог стать чуточку лучше, чуточку добрее. А это самое главное в наше нелёгкое время.
Выставление оценок.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение М.Лермонтова “Молитва”
10. Рефлексия
Если вам было интересно на уроке, если то, о чём мы говорили, тронуло вашу душу, поднимите солнце. А если урок вам не понравился, показался скучным, оставил равнодушным, то поднимите тучу.
 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн