Консультация для родителей " Учим детей наблюдать"
Submitted by Марина Николаевна Салова on чт, 13/01/2011 - 13:01
Учим детей наблюдать за зимними явлениями природы
Ребенок радуется первому снегу. Обойдите с ним знакомые места, где вы гуляете, и рассмотрите, как красиво снег украсил улицу, деревья, как блестит снег не солнце. Если будет идти снег, понаблюдайте, как он кружится в воздухе. Предложите поймать снежинки на ладонь и посмотреть, что с ними будет.
Итак, первое знакомство с зимой состоялось, и будет продолжаться еще долго, т.к. зима на Камчатке длится долго. Поэтому надо подумать над тем, как сделать прогулки интересными и полезными. Необходимо гулять с ребенком во всякую погоду. Ничего, если на улице метель – зато интересно видеть детям, например, как громадные вихри снега переносятся ветром с места на место.
Большое значение имеет одежда ребенка во время прогулки. Иногда можно видеть, как маленький ребенок в тяжелой меховой шубе «на вырост», в теплой шапке, стоит на одном месте, бессмысленно двигает взад и вперед лопаткой, стремясь хоть чем-нибудь заняться. Понаблюдайте, как ходят многие дети зимой: согнувшись под тяжестью шубы, они шаркают ногами и привыкают сутулиться. Для прогулок лучше надевать легкие зимние куртки или теплые комбинезоны на синтепоне.
Прогулка никогда не покажется скучной ребенку, если вы вместе с ним будете играть и трудиться, наблюдать за зимней природой.
Самое интересное – снег. Дети любят наблюдать, как идет снег. Кроме, того, он является хорошим материалом для игр и труда детей во время прогулок во дворе.
Игры и занятия со снегом не пустое баловство: в них дети познают свойства снега, связывают их с погодой. Гуляя с детьми, обращайте их внимание на зимние явления. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте вместе с детьми, как падает снег. Спросите, куда падает снег; рассмотрите снежинки на рукаве куртки, как они красивы. Когда идет сильный снег, скажите ребенку, что это снегопад, и спросите, как он думает, почему так его назвали люди.
После снегопада посмотрите, какие сугробы намело во дворе. Со старшими детьми измерьте палочкой, где больше снега. Ребенку будет понятно, что снег задерживается у заборов, около домов, там он лежит более толстым слоем. Полюбуйтесь красотой снега, освещенного ярким солнцем, спросите детей, что можно сказать про снег, какой он. Во дворе, на улице оживление. Дворники очищают от снега тротуары. Покажите ребенку, как старательно они убирают снег, посыпают лед песком, чтобы людям было удобно ходить. Если удастся, посмотрите с ребенком работу снегоочистительной машины.
Веселые игры затевать во дворе, когда много снега. Самая любимая забава детей игра в снежки. Она всегда вызывает шутки, смех, создают хорошее настроение. Поощряйте эту игру и принимайте сами участие в ней. Одновременно дети познают свойства снега: в оттепель снежки хорошо лепятся, снег липкий; в мороз – снег сухой, рассыпается, снежки лепить нельзя. Полезно для детей метание в цель снежков. При этом укрепляются все мышцы тела, и развивается глазомер. Игра «Сбей колпак» может проводиться со старшими детьми. На снеговик одевается колпак и колпак необходимо сбить.
Не забудьте во время снегопада навестить с детьми пернатых друзей. Птиц надо кормить, лучше рано утром. Покормили птиц – теперь можно и поиграть.
Любуясь деревьями в разную погоду, приучайте ребенка высказывать свои впечатления, сравнивать. Сначала сами покажите пример. Для этого подберите из литературных произведений образные сравнения. Используйте пословицы и поговорки понятные ребенку. Зимой деревья обнажены и хорошо видны ствол и ветви. Гуляя, покажите ребенку, что стволы деревьев разные: одни прямые, другие наклонились, а вот два дерева срослись стволами. Хорошо принести с прогулки еловые шишки. Из шишек можно сделать смешных человечков.
Погуляйте вечером с ребенком. Вечерние прогулки имеют большую ценность прежде всего для укрепления нервной системы ребенка. Полутьма, тишина, движения на воздухе, близость с родителями, которых ребенок не видел целый день. Все это действует на ребенка положительно. Вечерняя прогулка полезна и тем, что ребенок приучается ориентироваться в пространстве. Знакомые предметы в сквере, такие обычные днем, вечером представляются совсем другими. Деревья выглядят совсем черными, ветви длинными. Освещенные фонарями, они бросают незатейливые тени на дорожках. Придя домой после вечерней прогулки, предложите ребенку нарисовать свои впечатления об увиденном. Спросите у ребенка, что он нарисовал.