Пунктуация. Функции знаков препинания. Повторение, систематизация знаний.
Submitted by Татьяна Александровна Скребнева on пн, 17/01/2011 - 21:07
Методическая разработка
урока русского языка в 8-ом классе.
Тема урока: Пунктуация. Функции знаков препинания. Повторение, систематизация знаний.
Цели урока:
·Обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации
·Выявить основные функции знаков препинания
·Развивать умение обосновывать выбор знаков препинания
·Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т.д.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2.Языковая разминка.
Запись предложения под диктовку учителя:
Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета.
Работа в группах:
«Орфографическая» группа: сгруппировать орфограммы по видам, объяснить написания, графически обозначить условия выбора орфограмм.
·О-Е после шипящих и Ц в корне: чопорный, черт, черной, шелковой, жестком, дешевый, чокаясь, шоколадного.
·О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях: одежонке, глянцевом, парчовой.
·Проверяемая безударная в корне: одежонке, сидел, дешевый, тяжелом, стоящем
·Непроверяемая безударная гласная в корне: отражением
·Правописание наречий: изредка
«Словообразовательная» группа:произвести словообразовательный разбор слова самовар, разобрать по составу слова дешевый и парчовый, найти в предложении слово, соответствующее схеме:¬∩^^ (изредка)
«Синтаксическая» группа: произвести синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составить его графическую схему.
«Лексическая» группа: дать толкование значений слов чопорный, глянцевый, парчовый, найти стилистически окрашенные слова (одежонка – разг.), иноязычные слова (кофе), указать их признаки.
3.Введение в тему урока.
Прием «яркое пятно». Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.
(Это стихотворение называется «Где поставить запятую?»)
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит
Чей-то дом
Хвостом виляет
Песик
Из ружья стреляет
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку
Кот в очках
Читает книжку
Старый дед
Влетел в окно
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
-Вот что значит запятая!
·Что нужно сделать, чтобы устранить эту двусмысленность? (Нужно сделать паузу в устной речи или поставить запятую в письменной)
·Что же помогает нам правильно понимать речь говорящего или пишущего? (Интонация и знаки препинания)
·Какой раздел языка изучает знаки препинания?
·Запишите тему урока в тетради.
4.Знакомство с особенностью древнерусского письма и пунктуации.(предварительное индивидуальное задание)
В древнерусском письме не было интервалов между словами и предложениями, из знаков препинания использовались только точки, которые ставились произвольно. Позднее, когда, появились знаки препинания, пунктуация называлась «препинанием», запятая - «отдохновением», а тире – «молчанкой».
·Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия знаков препинания.
попасть в точку,
поставить точки над И(дать пояснения, уточнить. В тексте, написанном от руки латинскими буквами, возможны неясности и двусмысленности, если пишущий забудет поставить точки над i ,
сдвинуть с мертвой точки (Продвинуть остановившееся дело)
5. Обобщение и систематизация знаний о пунктуации.
5.1.Беседа по вопросам:
·Что изучает пунктуация?
·Какие знаки препинания вы знаете?
·Какую функцию выполняют знаки препинания в письменной речи?
·Какие группы знаков препинания можно выделить?
·Назовите знаки завершения предложения, разделительные, выделительные.
·Какие знаки препинания являются двойными? (выделительные)
5.2.Работа с учебником – чтение текста упр.145.
Вопросы и задания к тексту:
·Что нового вы узнали о пунктуации из этого текста?
·Что сближает пунктуацию с орфографией и графикой?
·Как можно озаглавить этот текст?
·Разделите текст на абзацы, определите микротемы, запишите план текста
6. Развитие пунктуационных умений.
6.1.Несколько человек работают с тестами на повторение правил пунктуации.
6.2.Один человек работает с компьютерной программой «Фраза»
6.3.Остальные получают задание: даны предложения, нужно выписать только те, в которых есть знаки разделения (1 группа) и выделения (2 группа).