ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Общие сведения.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.
Раздел 3. Опытно – методическая работа:
1) «Способы активизации мыслительной деятельности учащихся и использование их на уроках русского языка и литературы».
2) «Технология развития критического мышления. Приёмы ТРКМ» /Выступление на семинаре «Современные педагогические технологии» /.
3) «О работе с текстом при подготовке учащихся к сочинению. (Из опыта работы)» /Выступление на заседании МО учителей русского языка и литературы/.
4) Программа элективного курса «Сочинения различных жанров» /10 класс /.
5) Программа кружка по русскому языку «Проба пера». Работы учащихся из архива газеты «Проба пера».
Раздел 4. Практические приложения:
1).Конспект урока - конференции по русскому языку
«Имя в реке времени» / 6 класс /.
2). Самоанализ урока « Имя в реке времени».
3).Конспект урока - семинара по русскому языку «Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них » / 8 класс /.
4).Конспект урока – исследования по русскому языку
«Основные группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Определённо – личные предложения» /8 класс /.
5).Конспект урока – практикума по литературе «Чиновники города №». /По комедии Гоголя «Ревизор» . 8 класс./
6).Конспект урока – игры «Басенное творчество
И.А.Крылова» / 6 класс /
7). Сценарий вечера – композиции «Любовь в жизни и творчестве Ф.И Тютчева. К 205-летию со дня рождения»/10кл./
8).Материалы из «методической копилки»:
- образцы заданий для « шустриков»;
- образцы алгоритмов /русский язык/;
- многоуровневые карточки.
Раздел 5. «Всякая всячина»: примеры ученических работ.
Резюме.
Фёдорова Тамара Ивановна.
Место рождения: Вологодская обл.,
Тотемский р-н.,
д. Матвеево.
Дата рождения: 11 февраля 1964г.
С 1998 года живу в посёлке Рощино Выборгского района Ленинградской области.
Замужем. Имею двух дочерей: Фёдорову Алёну Сергеевну /1994г.р ./ и Фёдорову Светла-
ну Сергеевну /2001 г.р./.
Образование высшее. Закончила Вологодский государственный педагогичеcкий институт,
филологический факультет.
После окончания ВГПИ прошло 23 года. Эти годы отданы работе в школе. Вот уже 20
лет работаю в МОУ « Рощинская СОШ» Выборгского района. С 1985 по 1988 г.г. препо-
давала русский язык, литературу, историю в Матвеевской восьмилетней школе Тотемского
р-на Вологодской области. Двадцать лет назад, когда впервые переступила порог Рощин-
ской школы, поняла, насколько малокомплектная школа, работа в ней / а таковой, малоком-
плектной, была школа в д. Матвеево / специфична в сравнении с работой, где классы чис-
ленностью до 30 человек и более. Освоиться в школе помогли опытные педагоги Верто-
хвостова В.В., Бакун И.М.. Кроме того, посещала курсы повышения квалификации /по-
следние в 2003/ 04 уч. году/. Склонна к постоянному самоанализу, никогда не прохожу
мимо серьёзных замечаний опытных педагогов, стараюсь быть в курсе новых методичес-
ких разработок.
При планировании урока определяю в первую очередь его главную задачу, которая
« диктует» формы работы учителя и учащихся, сам тип урока, место его в системе уро-
ков по данной теме.
Обязательными элементами на уроках русского языка комбинированного типа стали та-
кие, как «орфографическая разминка», « по следам выполненных упражнений», «синтакси-
ческая пятиминутка», на уроках литературы- «монолог читателя». Работу на уроке ста-
раюсь планировать так, чтобы держать в поле зрения каждого ученика, учитывая его
индивидуальные способности. На уроке учащиеся получают дифференцированные задания
для самостоятельной работы, проверочные и срезовые работы различного уровня слож-
ности.
Из приемов, позволяющих изучить новую тему, предпочитаю создание проблемных си-
туаций, поисковую или частично-поисковую деятельность учащихся. Убеждена, когда де-
ти сами делают «открытия», выводы, обобщения, они гораздо лучше осваивают новое.
Именно поэтому провожу такие уроки, как урок-исследование, урок-семинар, урок-практи-
кум.
Немаловажное значение имеет то, как дети относятся к уроку, с интересом ли идут на
него. Поэтому при планировании уроков, особенно уроков русского языка, пытаюсь
использовать интересный языковой материал, разнообразные формы работы. В 5-6 клас-
сах зачастую провожу диктант «Подскажи словечко!», игры: «Четвертое лишнее», « Немой
диктант», «Назови ласково», «Кто быстрее?» и т.п. Традиционными на уроках русского языка и литературы стали такие формы работы, как возможность самому сформулировать
и задать вопрос классу, самому «стать учителем» и объяснить новую тему, оценить
ответ товарища и аргументировать свою оценку.
При подготовке к уроку тщательно продумываю домашнее задание, формы и методы
его проверки. Практикую взаимопроверку, самопроверку, диктанты на основе домашнего
материала, лексические, терминологические, пунктуационные, графические диктанты, мо-
нологические ответы у доски, начиная с 5 класса, различные формы индивидуальной
работы, работы в парах и группах. Любят учащиеся работать с перфокартами. Много
работаю с тетрадями учащихся. Это и ежедневная проверка в 5-6 классах, и объявление
лучших в ведении тетрадей, и порицание «плохишей».
Работу по развитию речи планирую в соответствии с программными документами. Формы её разнообразны: разные виды изложений, устные и письменные сочинения различных жанров, комплексный анализ текста, обучение составлению разного вида планов, работа по созданию и защите проектов и т.д.
Так получилось, что мой педагогический опыт насчитывает лишь один выпуск. Работа
в 10-11 классах – это качественно новый вид общения с учеником на уроке, требующий
ещё большей подготовленности учителя, большей силы ума и чувства. Многое тогда, 7
лет назад, пробовала впервые: семинарские занятия, школьные лекции, различные виды
творческих работ. В течение двух лет вела факультатив «Обучение сочинениям различ-
ных жанров», где с группой учащихся детально разбирала особенности сочинений опре-
деленного жанра, анализировала тексты из произведений, стихотворения. Работа не про-
шла даром: одна из выпускниц в течение двух лет сотрудничала в некоторых детских и
молодежных изданиях / ж. «Костер», г. « Пять углов» /, а участники моего факультатива
представляли Рощинскую школу на районных олимпиадах по русскому языку и литерату-
ре, занимая 5-6 места. В моем единственном пока выпуске - одна золотая медаль и три
серебряных. Все медалисты подтвердили свои знания на вступительных экзаменах и учились на бюджетных местах в различных учебных заведениях. А одна из выпускниц пошла по моим стопам: стала учителем.
В течение последних двух лет в 11 классах вела факультативный курс « Трудности рус-
ской орфографии и пунктуации», помогала коллегам по предмету готовить учащихся к
сдаче ЕГЭ.
Разработала программу кружка « Проба пера» , который посещают дети, склонные к журналистике. Участники кружка учатся « быть корреспондентами», постигают вместе
со мной азы журналистской деятельности, выпускают газету с одноименным названием.
Вот уже третий год я являюсь руководителем МО учителей русского языка и литерату-
ры. Думается, что многое в работе нашего МО в последнее время изменилось к лучше-
му. Стараюсь объединить коллег по предмету для решения общих задач, для обмена опы-
том. Традиционными в эти годы стали взаимопосещения уроков, предметные недели, се-
минарские заятия.
Наладила тесную связь с Рощинской поселковой библиотекой, где часто провожу уроки,
совместно с библиотекарями устраиваю праздники, вовлекаю в такого вида работу своих коллег.
В текущем учебном году я работаю в 6,8 и 10 классах. В своей работе руководствуюсь
следующими программными документами:
1. Баранов М. Т., Ладыжинская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных
учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М., « Просвещение», 2008.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коро-
виной. М., « Просвещение», 2005.
3. Программно – методические материалы. Русский язык. 10 - 11 классы. Сост. Л.М. Рыб-
ченкова. М., « Дрофа», 2002.
Работаю по учебникам, соответствующим данным программам.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Полухина В.П. Литература. 6 класс. Учебная хрестоматия. М., « Просвещение», 2005.
2. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебная хрестоматия. М. « Просвещение»,2007.
3. Коровин В.И. и др. Русская литература 19 века. М., « Просвещение», 2007.
РУССКИЙ ЯЗЫК:
1. Баранов М.Т. и др. Русский язык. 6 класс. М., « Просвещение», 2004.
2. Бархударов С.Г. и др. Русский язык. 8 класс. М., 2002.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10 – 11 классы. М., « Просвещение», 2001.
При подготовке к уроку использую различные методические пособия. Среди них следую-щие :
1. Полухина В.П. Литература. 6 класс. Методические советы. М., « Просвещение», 2003.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим. 8 класс. М., « Просвещение», 2004.
3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М., « ВАКО», 2004.
4. Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М., « ВАКО», 2005.
5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М., « ВАКО», 2007.
6. Ильин Е.Н. Рождение урока. М., 1986.
7. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., « Просвещение»,
2001.
8. Торкунова Т.В. Как писать сочинение. М., « Айрис», 2000.
9. Русский язык и литература. Мониторинг качества обучения. Сост. Л.К.Иванова. СПб.,
ЛОИРО, 2005.
10. Иванова Л.К. Живопись на уроках развития речи. 5 – 8 классы. СПб., ЛОИРО, 2008.
11. Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. М., « ВАКО»,
2007.
12. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. 10 -11 класс. М., « ТЦ Сфера», 2004.
13. Олимпиады по русскому языку. 10 класс. Сост. Скороходова Т.Н. Волгоград, « Кори-
фей», 2006.
14. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. М., « Экзамен»,
2008.
15. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 10 класс. М., « Дрофа», 2005.
16. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 – 8 классы. М., « Просвеще-
ние», 2007.
В нынешней педагогической деятельности использую элементы следующих педагогических технологий: технологии самостоятельной работы учащихся, технологии игрового обучения, исследовательские технологии, ТРКМ, проектные технологии. Слежу за реализацией межпредметных связей, по мере возможностей использую ТСО /про-
смотр кинофильмов, прослушивание звукозаписей /.При подготовке к уроку учи-
тываю специфику класса и в соответствии с этим варьирую методику преподава-
ния. Регулярно веду внеклассную работу по предмету: КВНы, викторины, различ-
ные конкурсы, познавательные игры и т.д.
Работаю над методической темой «СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ».
|