Вы не зарегистрированы

Авторизация



Организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по истории

Фото пользователя Лилия Римовна Юртаева
Submitted by Лилия Римовна Юртаева on Wed, 19/01/2011 - 15:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Растегаева Юлия Борисовна
Место работы, должность: 
Учитель истории школы-интерната №4 г. Саратова
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
«Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения». К.Д.Ушинский Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках истории и во внеурочной деятельности, выявление положительных резуль-татов использования метода проектов в коррекционной школе, а также возможных трудностей и проблем, с которыми могут столкнуться как учащиеся, так и учитель.

Одной из современных педагогических технологий является проектная технология или метод проектов. Данный метод обучения в течение последних нескольких лет стал постепенно внедряться в практику работы учителей-предметников нашей школы.
Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках истории и во внеурочной деятельности, выявление положительных резуль-татов использования метода проектов в коррекционной школе, а также возможных трудностей и проблем, с которыми могут столкнуться как учащиеся, так и учитель.
В своей работе мне хотелось бы рассмотреть следующие вопросы:
1. Почему в современной школе, и в коррекционной школе в том числе, становится актуальным использование исследовательских, проблемных и проектных методов?
2. Определить содержание проектной методики как образовательной технологии.
3. Провести краткую классификацию видов школьной проектной деятельности и выявить возможные к использованию в коррекционной школе на уроках истории и во внеурочной деятельности.
4. Познакомить с методикой работы над исследовательскими и информационными про-ектами.
5. Проанализировать опыт использования метода проектов.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного раз-вития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процес-сов в стране и мире, широкими информационными контактами в обществе, глобализацией в различных сферах жизни. Россия вступила на путь становления постиндустриального (инфор-мационного) общества. Для такого общества характерно увеличение объемов информации. С середины 20 века количество научных публикаций удваивается:
С 1900 года – каждые 50 лет
С 1950 – каждые 10 лет
С 1970 – каждые 5 лет
С 1990 – каждый год
Новое общество предъявляет и более жесткие требования к подготовке выпускников.
2/3 рабочих мест, появившихся с 1990, относятся к высокотехнологичным областям и управлению.
Ориентации современной экономики – использование высоких технологий, глобализа-ция, обучение через всю жизнь.
Таким образом, работник с низкой квалификацией неизбежно столкнется с проблемой трудо-устройства.
 В современном глобализованном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро ме-няющемся мире.
Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема.
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственно-сти обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содер-жания образования».[1].
Главная цель изучения истории в современной школе— образование, развитие и воспи-тание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценност-ных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. [2].
Следовательно, современная система образования должна быть построена на предостав-лении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, зако-нов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Очень актуально сегодня звучат слова А.Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».[3].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что главная задача современной шко-лы, и коррекционной в том числе, состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Для решения этой важной задачи необходимо правильно, максимально эффективно по-строить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основной контингент учащихся нашей школы - это дети с ДЦП, у которых наблюдается неоднородность и разная степень выраженности двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоционально-волевых расстройств.
Следовательно, успешное решение коррекционных задач в работе с каждым ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности, формирование критического и творче-ского мышления, умения работать с информацией возможно при использовании исследователь-ских, проблемных и проектных методов, применении педагогических технологий на основе личностно-ориентированной модели об¬разования.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными методами, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение.
Что такое метод проектного обучения?
 Основоположником данного метода считается американский философ-прагматик, пси-холог и педагог Джон Дьюи. Его последователь, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Килпатрик, считал чрезвычайно важным показать де-тям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны приго-диться им в жизни. В советское время постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
Таким образом, метод проектов не является принципиально новым в педагогической прак¬тике, он возник еще в 20-е годы прошлого века в США, но вместе с тем его сегодня относят к педаго-гическим технологиям XXI века.
В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как по-нятия и образовательную технологию – «метод проектов».
 «Брошенный вперед» - таков точный перевод с латинского слова «проект».
Существуют различные определения, что такое метод проектов. Например, ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим резуль-татом, оформленным тем или иным образом. [4].
Ме́тод прое́ктов -это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой по-следовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. [5].
 «Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обу-чения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продук-тов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значе-ние».[6].
Таким образом, можно выделить основные требования к использованию метода проек-тов. Прежде всего, для организации обучения
методом проектов необходимо наличие проблемы. Перед учеником стоит учебная проблема, взятая из реальной жизни, важная и значимая для него. Для решения этой проблемы ему необ-ходимо приложить имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации (это очень важно для наших учеников). Но в резуль-тате, ученики должны самостоятельно и совместными усилиями (под контролем учителя) ре-шить проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат

 

 

Суть понятия «проект» - его направленность на результат.
 
Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов.

ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:
1. Проблема.
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации.
4. Продукт работы.
5. Презентация.
6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материа-лы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы.  
Перед началом использования метода проектирования в общеобразовательных коррек-ционных классах мы проанализировали уровень мыслительной деятельности учащихся по по-казателям:
• способность обнаружить, понять проблему;
• способность ставить задачу;
• способность планировать свои действия;
• способность оценивать ситуацию;
• способность находить решение.
Результаты показали, что значительная часть детей испытывают затруднения в планиро-вании своих действий, поиске информации, оценке ситуации, прежде всего, из-за недостаточного уровня интеллектуального развития, низкой мотивации, отсутствия жизненно-го опыта.
В связи с этим, мы пришли к выводу, что использование проектной технологии в работе с нашими детьми возможно с корректирующей помощью учителя. Метод проектов в коррекци-онной школе– это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск реше-ния возникшей проблемы, проблемной ситуации. Метод проектов тесно связан с другими мето-дами личностно-ориентированного обучения, такими как дифференцированный подход к уче-нику, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение. В коррекционной школе проектное обучение можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности учаще-гося, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым ребенком, повышения ка-чества образовательного и воспитательного процесса.
 Исходя из опыта работы, следует отметить, что проектная методика может быть исполь-зована как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Когда для проекта выбрана учебная тема, то работа над ней, начатая на уроке, (из-за организационных или временных про-блем) проходит в большей степени после уроков, т.е. во внеурочной деятельности. Поэтому проектная методика неразрывно связывает урок и внеурочную работу, придавая ей определен-ную направленность.
Далее мне хотелось бы остановиться на типах проектов, которые можно использовать в работе с учащимися нашей школы.
В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов.
Прежде всего, это исследовательские проекты (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования). Под исследовательским проектом подразумевается деятель-ность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неиз-вестным результатом, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования
• выдвижение гипотезы их решения
• обсуждение методов исследования( статистические данные, наблюдение, эксперимент и др.)
• сбор , систематизация и анализ полученных данных
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация
• выводы, выдвижение новых проблем исследования
Примером может служить проект по теме «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», над которым мы работали с учащимися 10 класса.
 Тип проекта был исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).
Цели проекта:
• установление связи между историей семьи и историей родной страны, сопричаст-ность к событиям истории;
• включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков;
• патриотическое и гражданское воспитание детей на примере жизни в годы войны их предков.
Практическим результатом проекта стало создание биографии своего родственника в виде сочинения, рассказывающего о нем и содержащего интересные фотографии и иллюстра-ции. Работая над проектом, ребята прикоснулись к живой истории, поняли, что значит Отечест-венная война, каким трудом и какой ценой была оплачена победа. Подготовленные учащимися сочинения были представлены на итоговом уроке по этой теме.
Существуют творческие проекты. Они нацелены на результат, прежде всего, в жанрах художественного творчества. Примером может служить подготовка сценария праздника, теат-ральной постановки, выставки, альбома.
Интересны ролевые (игровые) проекты. Такой тип проекта имитирует социальные или деловые отношения. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные харак-тером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты работы над такими проектами намечаются в начале их выполнения, но полностью вырисовываются лишь в конце. Примером такого проекта может служить ролевая игра «Путешествие в средневековый город», «Права потребителей. Как защитить свои права».
Самый доступный для наших учащихся вид проекта – информационный. Информацион-ный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (класса).
Какова методика работы над такими проектами?
• Определяется цель проекта, его актуальность
• Намечаются источники информации (статьи, энциклопедии, электронные и Ин-тернет и проч.)
• Используются методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставле-ние, аргументация выводов)
• Оформляются результаты в виде реферата, доклада, презентации.
• Завершается работа публичным выступлением ( на уроке, мероприятии и др)

Примерами таких проектов могут служить проекты по темам:
«Улицы моего города, названные именами героев Великой Отечественной войны», «Го-рода-герои России» (заочное путешествие по городам-героям России).

Еще один тип проектов - практико-ориентированные или прикладные. Эти проекты от-личает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников (предпола-гают подготовку общественно значимых результатов проекта: справочного материала, словаря, может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность, анкеты для социологического опроса и т.д).
В соответствии с принадлежностью к предметно-содержательной области выделяют мо-но- ( в рамах одной области знаний) и межпредметные проекты.
По характеру контактов проекты подразделяются на внутришкольные, локальные, регио-нальные, национальные и международные.
По количеству участников можно выделить индивидуальные, парные и групповые.
Наконец, по продолжительности проведения проекты подразделяются на краткосрочные (несколько уроков), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочные проекты (от месяца до нескольких месяцев).
В реальной практике приходится иметь дело со смешанным типом проектов.

Исходя из опыта работы, можно выделить следующие этапы работы над проектом:
1. подготовительный этап – этап подготовки к осуществлению проекта. На данном этапе ключевая роль принадлежит учителю.
2. осуществление проекта– это совместная деятельность учителя и учащихся, направ-ленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
 Начинать работу над проектом надо с выбора темы проекта, его типа, количества участ-ников.
Чем определяется выбор темы проекта? В рамках учебного предмета выбор темы может определяться желанием педагога расширить рамки изучаемого материала, углубить знания уча-щихся. На выбор темы могут влиять интересы и способности учащихся.
Новые образовательные стандарты ориентируют учителя истории на приоритетное изу-чение истории России, обязательное включение в рабочие программы материала по истории своего края и города. Анализ содержания материала по курсу истории и обществознания позво-лил выделить темы, которые можно изучать методом проектов, например, темы по истории России:
• культура России, быт, обычаи и традиции народов России, знакомство с историческими личностями;
• очень благодатный материал для проектной деятельности дает тема «Великая Отечественная война». Здесь возможны проекты « Моя семья в годы войны», «Улицы моего города, названные именами героев», «Связующая нить времен» (что знает о войне подрастающее поколение), «История боевой награды», «Мои земляки на полях сражений» и другие;
• по краеведению, например, «История моего края в истории страны», т.е. в качест-ве проекта может быть организовано исследование влияния какого-нибудь важного события на жизнь в нашем крае.

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно ис-следовать в рамках намеченной тематики.
Существуют три уровня исследовательской деятельности:
1. преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;
2. преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод ис-следования;
3. и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляется учеником.
Наиболее доступным для наших учащихся является первый уровень исследовательской деятельности. Проблемы могут выдвигаться учащимися с подачи учителя ( наводящие вопросы, создание ситуаций, способствующих определению проблем).
Непосредственно работа над проектом может осуществляться по следующей методике:
1-й этап– погружение в проект;
2-й этап – организация деятельности;
3-й этап – осуществление деятельности;
4-й этап – презентация результатов;

Этапы работы над проектом удобно представить в виде таблицы.

Первый этап
 

учитель учащиеся
создает сюжетную ситуа-цию (ситуацию, способствующую определению проблемы) происходит вживание в ситуацию
формулирует проблему проекта происходит личностное присвоение проблемы
формулирует цель и за-дачи работы происходит принятие, уточнение и конкретизация цели и задач


Далее учитель организует деятельность - оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы.

Второй этап

учитель учащиеся
предлагает организовать группы учащиеся самостоятельно разбиваются на группы
 предлагает распределить задачи в группах распределяют задачи в груп-пах
рекомендует выбрать ис-точники информации обсуждают-ся методы исследования и обра-ботки информации
знакомит учащихся с крите-риями оценки их работы планируют работу
предлагает возможные формы презентации результатов осуществляют выбор формы и способа презентации предпола-гаемых результатов


На этом этапе работы важным моментом является распределение задач по группам, об-суждение методов исследования и обработки информации, источников информации.
Предлагая индивидуальную проектную тему ребенку, учитель должен обучить его мето-дам, принципам, формам и способам научного исследования: умение выдвигать гипотезы, ана-лизировать, синтезировать, обобщать, самостоятельно делать выводы и прогнозы, доказывать и опровергать утверждения. По моему мнению, возрастная категория учащихся, которых можно вовлекать в проектную деятельность -8-10 класс, так как на всех ступенях изучения истории и обществознания мы учимся работать с различными источниками информации, с исторически-ми источниками, с таблицами и логическими схемами, отрабатываем методы обработки информации ( анализ, обобщение, сопоставление, аргументация выводов), учимся грамотно вести дискуссию, т.е. используем элементы проблемного обучения и проектной деятельности.
Вот здесь эффективную помощь могут оказать памятки-алгоритмы - как работать с раз-личными источниками информации, составлять план, выделять главную мысль, делать выводы.  
Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования.
Что касается источников информации, то роль учителя в работе над проектом заключает-ся в помощи ученикам в поиске нужных источников, он сам может являться источником ин-формации. Нужно учить учащихся работать с современными источниками информации, ресур-сами Интернет, давать им необходимые адреса в Интернет.

Третий этап
 

учитель учащиеся
консультирует учащихся по необходимости работают самостоятельно, каждый в соответствии со своими задачами
обсуждает полученные промежуточные данные, ненавязчиво контролирует консультируются по необходимости
отовит с учениками предстоящую презентацию результатов гготовятся к презентации результатов


Надо иметь ввиду, что предлагаемые темы проектов не все учащиеся могу выполнить са-мостоятельно в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального развития.
Мы прекрасно понимаем, что большинство наших учащихся испытывают трудность в планировании своей деятельности,
 не умеют работать самостоятельно, для них характерен низкий уровень развития творческих способностей. Учить детей навыкам самостоятельной работы надо постепенно, переходить от простых к более сложным задачам, начинать с начальной школы.
На этом этапе работы учитель должен направлять учащихся, помогать им. Если учащие-ся затрудняются – оказать посильную, пошаговую помощь, консультировать (по методу убывающих подсказок), поощрять учащихся, поддерживать непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Четвертый этап
 

учитель учащиеся
организует защиту проектов выступают с подготовленными сообщениями, демонстрируют понимание проблемы, цели и задач, умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы
организует рефлексию проводят самооценку и взаимооценку работы над проектом
обобщает и резюмирует полученные результаты; подводит итоги обучения; оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность  

 Что показал опыт внедрения проектного метода в практику работы?
Использование проектного метода в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, несомненно, дает положительный результат, т.к. данный метод дает возможность более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком : развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и.т.д.
Поэтому проектный метод можно отнести к личностно-ориентированному методу обучения.
Метод проектов является действенным средством активизации познавательной деятель-ности учащихся. Данный метод развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности. С применением проектного метода и информационных компьютерных технологий вопросы мотивации обучающихся отпадают сами по себе.
Применение проблемных и проектных методов работы способствует повышению качества образовательного процесса. Обучающиеся получают возможность углубить свои знания и умения, используя разнообразные источники информации. Метод проектов интегрирует знания, умения и навыки из разных дисциплин.
Тем детям, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, гораздо легче рас-крыть свои возможности, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебе.
Метод проектов способствует формированию навыков рефлексии, критического и твор-ческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично выступать и работать в команде.
Кроме того, он воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду.
Если проектная работа выполняется обучающимися с удовольствием, вызывает познава-тельный интерес, приносит радость, то значит она менее энергозатратна. Поэтому проектный метод является и здоровьесберегающим.
Использование метода проектов способствует развитию у учащихся компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Таким образом, проектный метод, несомненно, способствует приобретению учащимися необходимых знаний, умений и навыков для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, что особенно важно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для учителя метод проектов тоже дает ряд плюсов. В чем преимущества метода проекта для учителя?
Использование проектных методик позволяет учителю решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь.
Учителю проект позволяет раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах.
Появляется больше возможностей лучше узнать своих учеников, определиться с кругом их интересов и потребностей. Следовательно, между учителем и учащимися устанавливаются, как правило, более доверительные отношения.
Участие в проекте обогащает не только учеников новыми знаниями, но и развивает кру-гозор учителя. Развиваются творческие способности педагога, информационная культура учи-теля.
Однако, надо иметь ввиду, что учитель сталкивается и со сложностями. Что требуется при реализации метода проектов от учителя?
Он должен уметь увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов, владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся.
Далеко не каждый учитель владеет искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом, умеет поддерживать эмоциональный настрой.
Учитель должен владеть компьютерной грамотностью, уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
Немаловажным является и то, что работа над проектом требует от учителя много време-ни на подготовку, таким образом, целесообразно разрабатывать в год 1-2 проекта.
Все выше сказанное дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности обу-чающихся с ограниченными возможностями здоровья, востребованное современной образова-тельной практикой.





Список используемой литературы

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: «Дрофа», 2003 г. стр. 4.
2. Примерная программа по истории. М.: «Дрофа», 2010г. стр. 5.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%...
4. Е.С.Полат.: Метод проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образо-вания».
5.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2
6. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий, М. НИИ школьных техноло-гий, стр. 228.
7. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно-методическое посо-бие.- Саратов: ООО Изд-во «Научная книга», 2008.-24с.

 

Прикрепленный файлSize
организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во.ppt139.5 KB